Приказ Минтранса РФ от 25.12.2006 N 163

"Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий"
Редакция от 25.12.2006 — Документ не действует
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2007 г. N 8840


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 25 декабря 2006 г. N 163

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СОБЫТИЙ

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2003, N 28, ст. 2884) и пунктом 5.2.34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24, ст. 2601) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.

Министр
И.ЛЕВИТИН

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минтранса России
от 25 декабря 2006 г. N 163

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СОБЫТИЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий (далее - Положение) в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <*> устанавливает порядок служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169.

2. Положение применяется при служебном расследовании и учете транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, имевших место на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования.

II. Служебное расследование транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий

3. Руководители инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее - субъекты железнодорожного транспорта) незамедлительно оповещают по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), ее территориальные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления, владельцев железнодорожного подвижного состава о возникновении на территории указанных субъектов железнодорожного транспорта транспортных происшествиях, указанных ниже:

крушения поездов (столкновения пассажирских поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом и сходы железнодорожного подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях вне зависимости от последствий; столкновения грузовых поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом; сходы железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погиб, по крайней мере, один человек или получили тяжкие телесные повреждения пять или более человек, а поврежденный железнодорожный подвижной состав не подлежит восстановлению; возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности ста и более человек);

аварии (столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или железнодорожным подвижным составом; сходы железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта; столкновения и сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и другие передвижения, в результате которых погиб человек или получили тяжкие телесные повреждения пять или более человек, или поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта; столкновения грузовых поездов между собой или с другим железнодорожным подвижным составом; сходы железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях, приведшие к возникновению чрезвычайной ситуации, при которой пострадало менее десяти человек, либо нарушены условия жизнедеятельности менее ста человек);

происшествия, связанные с несанкционированным движением по железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным путям необщего пользования автотракторной техники (столкновения поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с автотракторной техникой вне установленных железнодорожных переездов, в результате которых погиб человек, или получили тяжкие телесные повреждения пять или более человек; поврежден железнодорожный подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности ста и более человек);

происшествия на железнодорожных переездах (столкновение поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с автотракторной техникой, в результате которых погиб, или получил тяжкие телесные повреждения человек, или получили тяжкие телесные повреждения пять или более человек; поврежден железнодорожный подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности ста и более человек; при этом происшествия на железнодорожных переездах, возникшие по вине субъекта железнодорожного транспорта и водителей транспортных средств или пешеходов, учитываются раздельно);

происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, экологической сфере, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563.

4. Руководители субъектов железнодорожного транспорта не позднее чем 3 часа с момента случившегося оповещают по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его территориальные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления, владельцев железнодорожного подвижного состава о возникновении на территории указанных субъектов железнодорожного транспорта иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, указанных ниже:

проезд запрещающего сигнала светофора;

столкновения грузовых поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом по всем причинам, не имеющим последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, сходы железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях по всем причинам, не имеющим последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

прием поезда на занятый путь;

отправление поезда на занятый перегон;

развал груза в пути следования;

излом оси, осевой шейки или колеса;

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;

обрыв хребтовой балки подвижного состава;

ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или требующего проследования с уменьшенной скоростью;

неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры или подвижного состава, связанные с несоблюдением условий безопасности движения, вызвавших полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более.

5. Руководители субъектов железнодорожного транспорта, на территории которых произошли иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта события, указанные в настоящем пункте, ежемесячно информируют Ространснадзор и его территориальные органы об их количестве:

сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, при которых повреждены локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных видов ремонта подвижного состава);

столкновения железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, при которых повреждены локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов подвижного состава);

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или локомотивом);

отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом которой явилась его отцепка в пути следования;

неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной станции;

повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

излом рельса под поездом;

саморасцеп автосцепок в поездах;

отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за нагрева буксы или других технических неисправностей;

взрез стрелки;

отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающих безопасности движения;

обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;

падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;

неисправности пути, железнодорожного подвижного состава, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;

неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;

наезд поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, на крупный рогатый скот и крупных диких животных.

6. По получении информации о таких транспортных происшествиях, как крушения и (или) аварии, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, формируется комиссия по служебному расследованию, возглавляемая уполномоченным представителем Ространснадзора, состав которой утверждается приказом Ространснадзора.

7. По получении информации по транспортным происшествиям и иным, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиям, указанным пунктами 4 и 5 настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта формируется комиссия по служебному расследованию, в состав которой в зависимости от тяжести последствий могут включаться представители Ространснадзора.

8. Задачами служебного расследования транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий являются:

принятие мер по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения и ликвидации последствий;

оценка фактического состояния железнодорожного подвижного состава, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность движения;

оценка действий персонала и должностных лиц субъекта железнодорожного транспорта, действия которых привели или способствовали возникновению транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий с указанием невыполненных положений нормативных документов;

оформление материалов служебного расследования и представление их в 15-дневный срок в Ространснадзор или его территориальные органы, а также другим компетентным органам при необходимости.

9. На месте транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий представителями субъекта железнодорожного транспорта производятся следующие действия:

изымается скоростемерная лента или накопитель информации систем регистрации параметров движения, натурный лист поезда, справка об обеспеченности поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива;

составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и пикетам, начала схода и места остановки подвижного состава;

производится фотографирование общего вида последствий и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, обнаруженных посторонних предметов, положений деталей и узлов железнодорожного подвижного состава;

составляются документы осмотра места транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, технического состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;

берутся письменные (в необходимых случаях с использованием аудио- и видеозаписи) объяснения лиц, причастных к транспортным происшествиям, и иным, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиям, а также других очевидцев;

фиксируются погодные условия на момент транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.

10. Руководитель субъекта железнодорожного транспорта обязан сохранять документы, элементы верхнего строения пути, детали железнодорожного подвижного состава и другие предметы, которые могут иметь значение при установлении причин транспортного происшествия, в течение всего периода служебного расследования. Решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на исследование или испытание и сроках их хранения принимается комиссией, предусмотренной пунктами 6 и 7 настоящего Положения.

11. Комиссии, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящего Положения, выезжают на место транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий и проводят служебное расследование обстоятельств и причин их возникновения.

12. На основе материалов служебного расследования и проведенных проверок руководителем субъекта железнодорожного транспорта разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения транспортных происшествий или иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий.

III. Порядок оформления результатов служебного расследования транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий

13. По результатам служебного расследования, но не позднее трех суток с момента случившегося, комиссией составляется техническое заключение о причинах транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, подписанное всеми членами комиссии.

14. Материалы служебного расследования, указанные в пункте 8 настоящего Положения, должны содержать следующие документы:

акт служебного расследования;

техническое заключение;

список пострадавших с предварительными диагнозами;

акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;

материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие причины транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, схемы с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в результате транспортного происшествия;

результаты расшифровки скоростемерной ленты, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с указанием места хранения подлинника документа), имеющего отношение к расследуемому случаю;

акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, имеющих отношение к расследуемому случаю;

натурные листы поездов;

результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились);

копия исполненного графика движения поездов;

выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в части, касающейся причин транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий;

метеорологическая справка;

сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании правил технической эксплуатации, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом конкретном случае.

IV. Отчетность и учет

15. Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события учитываются субъектами железнодорожного транспорта в соответствии с причинами, указанными в технических заключениях.

16. Транспортные происшествия, связанные с нанесением ущерба здоровью или жизни людей движущимся подвижным составом в санкционированных и несанкционированных для нахождения людей местах (происшествия, в результате которых погиб или получил тяжкие телесные повреждения один человек; происшествия, в результате которых получили повреждения средней тяжести пять и более человек), учитываются субъектом железнодорожного транспорта, на территории которого произошли указанные в настоящем пункте транспортные происшествия.

17. Руководители субъектов железнодорожного транспорта обязаны представлять в Ространснадзор или его территориальные органы ежемесячные (до 10 числа следующего за отчетным месяца) отчеты по допущенным транспортным происшествиям и иным, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиям.

18. Руководители субъектов железнодорожного транспорта докладывают в Ространснадзор или его территориальные органы о принятых решениях судебных органов по допущенным транспортным происшествиям.