Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2005 г. N 6804
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 июня 2005 г. N 63
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2007 N 25)
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минтранса России
от 8 июня 2005 г. N 63
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2007 N 25)
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" <*> (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее - работники).
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при разработке правил внутреннего трудового распорядка организации и составлении графиков работы (сменности) работников. Расписания и графики движения поездов должны разрабатываться с учетом норм настоящего Положения.
II. Рабочее время
4. В течение рабочего времени работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
5. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени за периоды от одного до трех месяцев с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, утверждаемыми в установленном порядке.
Для работников личного состава восстановительных поездов (аварийно-восстановительное формирование) должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени.
6. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников, за исключением машинистов и помощников машинистов электропоездов (далее - работники локомотивных бригад), работающих на линии, не может превышать 12 часов.
Конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
7. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников локомотивных бригад, работающих на линии, не может превышать 8 часов 30 минут, а в случае разделения рабочего дня на части - 12 часов.
При разделении рабочего дня на части продолжительность рабочего времени после перерыва не может превышать 4 часов.
8. При сменной работе и суммированном учете рабочего времени работники должны производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками сменности.
Графики сменности составляются работодателем с учетом мнения представительного органа работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков сменности, при этом графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за три дня до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается.
9. Для работников локомотивных бригад, работающих на линии (за исключением работников локомотивных бригад, возвращающихся из пункта оборота поездов (локомотивов) или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров), не может устанавливаться графиками сменности более двух смен подряд с работой в период с 0 до 5 часов местного времени.
10. Рабочее время работников локомотивных бригад состоит из следующих периодов:
а) время управления электропоездом, поездом хозяйственного назначения, маневровым составом;
б) подготовительно-заключительное время (предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, инструктаж, оформление предрейсовой и послерейсовой документации, приемка и сдача подвижного состава, проход от места расстановки подвижного состава до места заступления на смену или сдачи смены);
в) время технологических перерывов;
г) время осмотра подвижного состава при нахождении состава в отстое в электродепо или в пункте технического обслуживания на линии;
д) время нахождения в депо или на линейном пункте для обеспечения непрерывности транспортного процесса (далее - работа в резерве);
е) время практических занятий;
ж) время внутрисменных переездов к месту выполняемой работы;
з) время нахождения локомотивных бригад на заводах и других пунктах по сдаче и приемке подвижного состава;
и) время специальных перерывов для отдыха.
11. Нормы времени на технологические операции и другие элементы рабочего времени (подпункты "б" - "е" пункта 10) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
12. Время нахождения локомотивных бригад на заводах и других пунктах по сдаче и приемке подвижного состава (подпункт "з" пункта 10) засчитывается в рабочее время в соответствии с местными условиями организации работы на этих предприятиях.
13. Работникам локомотивных бригад, работающих на линии, предоставляются специальные перерывы для отдыха (подпункт "и" пункта 10). При продолжительности работы (смены) более 7 часов суммарная продолжительность специальных перерывов для отдыха должна быть не менее 25 минут. Количество специальных перерывов для отдыха, их продолжительность и место предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2007 N 25)
Время, оставшееся после осмотра подвижного состава в пунктах технического обслуживания подвижного состава на линии или в электродепо, учитывается как специальный перерыв, а при продолжительности его более 30 минут может вводиться как перерыв для отдыха и питания в порядке, установленном пунктами 26 и 27 настоящего Положения.
14. Рабочее время работников, обслуживающих специальные технические средства, предназначенные для обслуживания и ремонта рельсового пути и его строений, контактных и кабельных сетей, устройств электроподстанций, тоннельных сооружений и их обустройств, станционного и эскалаторного хозяйства, систем автоматики, телемеханики движения поездов (далее - устройства), состоит из следующих периодов:
а) время непосредственной работы с устройствами;
б) время на подготовку устройств к работе (погрузка на средства доставки и разгрузка);
в) время приведения устройств в транспортное положение и их техническое обслуживание;
г) время ожидания прицепки и отцепки от локомотива;
д) время ожидания отправления, следования к месту работ и возвращение обратно;
е) время, затраченное на маневровые передвижения и постановку на отстойное место (тупик и другие места отстоя).
При необходимости перемещения устройств в нерабочем состоянии отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходных) с места заправки или погрузки к месту выгрузки и обратно составляется график дежурств обслуживающего персонала.
15. При выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий аварий, крушений, стихийных бедствий в рабочее время работников поезда включается время от момента выезда к месту работ до момента возвращения к месту дислокации этого поезда.
16. Проводникам по сопровождению вагонов метрополитена и другого подвижного состава в недействующем состоянии из одного пункта в другой (независимо от его расположения), а также на заводы и обратно рабочее время, затраченное на их сопровождение и сдачу, учитывается в размере не менее 12 часов за календарные сутки, а время следования в поездах в качестве пассажира - в размере не менее 7 часов за календарные сутки. При этом для данной категории работников вводится суммированный учет рабочего времени.
При нахождении указанного подвижного состава в пути следования свыше 12 часов на каждую единицу (состав не более 8 метровагонов) назначаются по два проводника.
17. Работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания.
Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.
18. Для работников локомотивных бригад при разделении рабочего дня (смены) на две части в ночное время продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) должна быть не менее половины времени предшествующей работы. Допускается сокращение продолжительности такого перерыва при постановке подвижного состава в ночной отстой независимо от продолжительности времени предшествующей работы, при этом минимальная продолжительность этого перерыва должна быть не менее 2 часов 30 минут. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.02.2007 N 25)
В праздничные дни, когда продолжительность работы метрополитена увеличивается, допускается устанавливать перерыв продолжительностью менее 2 часов 30 минут, который включается в рабочее время. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. Работники локомотивных бригад во время указанного перерыва должны находиться в комнатах отдыха электродепо или в других специально оборудованных помещениях.
19. В отдельных случаях начало и окончание работы могут назначаться вне места постоянной работы (постоянного места сбора), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).
20. Началом работы работников локомотивных бригад и бригад по обслуживанию специального подвижного состава и технических средств считается время явки к месту постоянной работы (электродепо, линейный пункт, пункт подмены локомотивных бригад и другие места, определяемые работодателем) по графику, наряду или вызову, а окончанием работы - момент завершения оформления соответствующей технической документации после сдачи или постановки на места отстоя и хранения локомотива и специального подвижного состава.
21. Работники маневровых бригад и других бригад, занятых на хозяйственных работах, направляются на другие станции не позднее чем за 15 минут до окончания установленного времени смены (работ), за исключением случаев нарушения нормальной работы метрополитена.
22. На работах, не допускающих перерыва, работники (за исключением работников локомотивных бригад) должны продолжать работу до явки сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. При этом продолжительность использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника не может быть менее 12 часов, а предшествующий вызову рабочий день (смена) не должен включать работу в ночное время.
В случаях стихийных бедствий, пожаров, крушений и аварий допускается вызов работника независимо от продолжительности использованного ежедневного (междусменного) отдыха.
23. Работники локомотивных бригад в случае неявки сменяющего работника и при отсутствии резерва по достижении продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 7 настоящего Положения, должны довести электропоезд до ближайшего пункта технического обслуживания подвижного состава на линии или в электродепо.
24. При суммированном учете рабочего времени сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 24 часов в месяц и 120 часов в год.
III. Время отдыха
25. В течение рабочего дня (смены) работникам (за исключением работников локомотивных бригад) предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
26. Работникам локомотивных бригад перерыв для отдыха и питания предоставляется через 3 - 4 часа 30 минут после начала работы (смены) продолжительностью не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются графиками работы (сменности).
В случаях, когда предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работникам локомотивных бригад возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка организации.
27. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
28. В случае если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников локомотивных бригад составляет более двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену), допускается соответствующее уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха после следующих смен в данном учетном периоде. При этом после работы в течение двух смен подряд, включающих работу в ночное время, сокращение ежедневного (междусменного) отдыха не допускается.
29. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа воскресных дней по календарю в течение учетного периода независимо от количества праздничных дней в учетном периоде.
30. Для работников локомотивных бригад продолжительность еженедельного непрерывного отдыха определяется суммированием 24 часов с продолжительностью непосредственно предшествующего ежедневного (междусменного) отдыха, при этом общая продолжительность времени отдыха не может быть менее 42 часов.
31. Для работников локомотивных бригад допускается с их письменного согласия предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде за период продолжительностью не более двух рабочих недель. При этом продолжительность отдыха определяется суммированием 24 часов с продолжительностью еженедельного непрерывного отдыха, определяемой в порядке, установленном пунктом 30 настоящего Положения.