Закон Московской области от 31.03.99 N 15/99-ОЗ

"О социальном партнерстве в Московской области"
Редакция от 03.12.1999 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

31 марта 1999 года N 15/99-ОЗ

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона МО от 03.12.99 N 83/99-ОЗ)

Принят решением
Московской областной Думы
от 17 марта 1999 года N 18/48

Настоящий Закон устанавливает правовую основу договорного регулирования социально - трудовых отношений, развития и функционирования системы социального партнерства в Московской области.

Действие Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области.

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона:

- социальное партнерство - основа социально - трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области;

- система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства;

- работник - физическое лицо, выполняющее трудовые функции, с которым трудовой договор (контракт) заключен работодателем либо должен быть заключен, а также лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;

- работодатель - организация (юридическое лицо) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

- объединение работодателей - добровольная общественная организация, обладающая соответствующими полномочиями по представлению интересов своих членов (работодателей) - юридических либо физических лиц в сфере регулирования социально - трудовых отношений;

- организация - юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании учредительных документов и использующее в своей деятельности труд наемных работников;

- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые и иные связанные с трудовыми отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем;

- соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления, заключаемый на уровне Московской области, муниципального образования, отрасли, профессии;

- уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений - регистрация соответствующим органом по труду коллективных договоров и соглашений на основе письменного уведомления, направленного работодателем с приложением коллективного договора или соглашения, подписанных сторонами;

- социально - трудовые отношения - совокупность отношений между работниками и работодателями в сфере труда.

Статья 2. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства в Московской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в лице их представителей.

1. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений (областные, отраслевые, территориальные), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

2. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, полномочные органы объединений работодателей (ассоциаций, союзов товаропроизводителей, промышленников, предпринимателей и т.п.), иные уполномоченные этими органами лица.

3. Представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Московской области - руководители этих органов или другие уполномоченные ими лица.

4. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной государственной власти Московской области.

Статья 3. Задачи социального партнерства

Задачами социального партнерства в Московской области являются:

- реализация социально - трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

- содействие договорному регулированию социально - трудовых вопросов, включая вопрос установления уровня заработной платы, соответствующей размеру прожиточного минимума в Московской области;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально - трудовых отношений;

- укрепление и развитие социально - трудовых отношений на демократических принципах;

- создание условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда.

Статья 4. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства в Московской области являются:

- равноправие Сторон;

- полномочность представителей Сторон;

- паритетность Сторон;

- социальная и экономическая обоснованность принимаемых решений и обязательств;

- реальность обеспечения принимаемых Сторонами обязательств;

- взаимный контроль и открытость перед партнерами;

- ответственность за невыполнение обязательств, решений, соглашений, договоров;

- достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон.

Статья 5. Основные формы осуществления социального партнерства

Основными формами осуществления социального партнерства в Московской области являются:

- переговоры и консультации;

- разработка, принятие и реализация совместных решений;

- заключение коллективных договоров, соглашений;

- взаимное информирование Сторон о выполнении принятых обязательств.

Статья 6. Органы социального партнерства

1. Социальное партнерство в Московской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области.

2. На уровне Московской области постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений (далее - Московская областная трехсторонняя комиссия), областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - областные отраслевые (межотраслевые) комиссии), Координационный комитет содействия занятости населения Московской области (далее - Координационный комитет).

3. На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные (городские, районные) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - территориальные (городские, районные) комиссии), отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии), профессиональные комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - профессиональные комиссии).

4. На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора.

5. Стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности могут формировать иные органы, способствующие развитию социально - трудовых отношений в Московской области.

Статья 7. Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений

1. Московская областная трехсторонняя комиссия формируется областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей, Правительством Московской области и действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представителей, равноправия и ответственности сторон.

2. Московская областная трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Законом Московской области "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" и иными нормативными правовыми актами Московской области. (в ред. Закона МО от 03.12.1999 N 83/99-ОЗ)

3. Основными полномочиями Московской областной трехсторонней комиссии являются:

- подготовка проекта и заключение регионального трехстороннего соглашения;

- содействие заключению областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений, коллективных договоров;

- осуществление контроля за выполнением Московского областного трехстороннего (регионального), областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений, коллективных договоров;

- внесение предложений в органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области о предоставлении организациям, заключившим коллективный договор (соглашение), преимущественного права на решение вопросов социально - экономического развития (размещение областных заказов, содействие в кредитовании и другие);

- внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства, предусмотренные соглашениями, коллективными договорами;

- разработка и внесение предложений органам законодательной и исполнительной государственной власти Московской области о принятии нормативных правовых актов в сфере социально - трудовых отношений;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в социально - трудовых отношениях.

Статья 8. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия по регулированию социально - трудовых отношений

1. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия формируется областными отраслевыми объединениями профсоюзов, представителями работодателей (их объединений), органами исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.

2. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и Положением о Московской областной отраслевой (межотраслевой) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.

Основными полномочиями областной отраслевой (межотраслевой) комиссии являются:

- ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений, разработка и заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- оказание методической и практической помощи Сторонам при заключении областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений и коллективных договоров;

- осуществление контроля за выполнением условий областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- внесение предложений по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих обязательства соглашений, коллективных договоров;

- подготовка и внесение предложений в Правительство Московской области по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие отрасли, предоставление гарантий и льгот работникам отрасли;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли;

- взаимодействие с Московской областной трехсторонней комиссией.

3. Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области может осуществлять общую координацию ведения переговоров между соответствующими профсоюзами, объединениями работодателей и органами исполнительной государственной власти Московской области по заключению областного отраслевого (межотраслевого) соглашения.

Статья 9. Координационный комитет содействия занятости населения Московской области

Координационный комитет создается и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Координационном комитете содействия занятости населения Московской области.

Координационный комитет формируется Правительством Московской области из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей (их объединений), органов службы занятости населения, органов исполнительной государственной власти Московской области.

Основными полномочиями Координационного комитета являются:

- содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости населения Московской области;

- разработка рекомендаций, направленных на содействие занятости населения Московской области, уменьшение численности увольняемых работников и обеспечение их занятости;

- осуществление контроля за реализацией Программы содействия занятости населения Московской области, соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в сфере занятости населения Московской области.

Организация и порядок работы Координационного комитета определяются сторонами, представленными в нем.

Статья 10. Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные комиссии по регулированию социально - трудовых отношений

1. Территориальные (городские, районные) комиссии формируются территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.

2. Отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии формируются отраслевыми территориальными объединениям профсоюзов, работодателями (их объединениями), органами местного самоуправления.

3. Профессиональные комиссии формируются представителями работников соответствующей профессии, представителями работодателей и представителями соответствующего органа по труду.

4. Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Положением о территориальных комиссиях по регулированию социально - трудовых отношений.

5. Основными полномочиями территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных комиссий являются:

- подготовка проекта и заключение территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений;

- осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

- подготовка органам местного самоуправления Московской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально - трудовой деятельности;

- участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.

Статья 11. Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора

Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора в организации формируется из равного числа представителей администрации и профсоюзных комитетов либо иных уполномоченных работниками лиц.

Правовое положение, основы формирования и деятельности Комиссии регламентируются Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".

Статья 12. Ведение коллективных переговоров

Каждая Сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению коллективных договоров, соглашений.

Представители профсоюзов, их объединений вправе выходить с инициативой ведения переговоров по заключению территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений к работодателям, не организованным в общественные объединения, союзы, ассоциации.

Работодатели обязаны вести переговоры по вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями профсоюзов.

Заключенные территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные соглашения подписываются всеми работодателями или их полномочными представителями, принимавшими участие в переговорах.

Статья 13. Виды соглашений

1. На территории Московской области заключаются следующие виды соглашений: Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные) соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения, профессиональные соглашения.

Все соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Все виды соглашений заключаются до принятия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

2. Обязательства Сторон, содержащиеся во всех соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Статья 14. Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение заключается Правительством Московской области, объединениями профсоюзов Московской области, объединениями работодателей Московской области.

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений.

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение подлежит подписанию в десятидневный срок со дня принятия решения о его подписании всеми Сторонами соглашения.

Статья 15. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), представителями работодателей (их объединений) отрасли (отраслей) и органом исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющим координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения являются основой для заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений.

Условия и обязательства областных отраслевых (межотраслевых) соглашений не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении.

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

Статья 16. Территориальные (городские, районные) соглашения

Территориальные (городские, районные) соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями) и органами местного самоуправления.

Территориальные (городские, районные) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально - трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей.

Территориальные (городские, районные) соглашения не могут содержать условия и обязательства, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях.

Территориальные (городские, районные) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

Статья 17. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления.

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально - трудовых отношений для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.

Условия и обязательства, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях, не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных) соглашениях.

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

Статья 18. Профессиональные соглашения

Профессиональные соглашения заключаются представителями работников соответствующей профессии, представителями работодателей и соответствующего органа по труду.

Профессиональные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально - трудовых отношений для работников конкретной профессии с учетом ее особенностей.

Условия и обязательства, содержащиеся в профессиональных соглашениях, не могут ухудшать положение работников определенной профессии по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях.

Профессиональные соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

Статья 19. Действие соглашений. Присоединение к соглашениям

1. Действие Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области, уполномочивших участников соглашения заключить его от их имени.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

2. Действие Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения распространяется на организации Московской области, которые не заявили письменно в течение тридцати календарных дней со дня его опубликования в средствах массовой информации в Московскую областную трехстороннюю комиссию о своем неприсоединении к соглашению.

3. В случаях, когда положения заключенных областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений распространяются на 50 и более процентов работников отрасли, профессии или на 50 и более процентов организаций конкретной территории, представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, подписавшие данное соглашение, или руководитель соответствующего органа по труду вправе предложить работникам (их представителям) и работодателям (их представителям), не принимавшим участие в заключении соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели (их представители), объединения работодателей, представители работников в течение тридцати календарных дней со дня получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к соглашению, оно считается распространенным на данных работодателей и работников со дня получения предложения.

4. Порядок присоединения к соглашению и распространения принятого соглашения на работников и работодателей, не принимавших участие в его заключении, утверждается Московской областной трехсторонней комиссией.

Статья 20. Коллективный договор

1. В коллективном договоре предусматриваются нормативные положения законодательных актов Российской Федерации и законодательных актов Московской области, содержащие прямое предписание об обязательности закрепления в коллективном договоре этих положений, а также могут включаться условия, устанавливающие дополнительные гарантии работникам в процессе социально - трудовых отношений.

2. Порядок ведения коллективных переговоров, подписания коллективного договора, внесения в него изменений и дополнений, разрешения возникших разногласий между Сторонами осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".

Статья 21. Разрешение разногласий

Разногласия по вопросам социально - трудовых отношений, не урегулированные в ходе переговоров, разрешаются в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров, путем организации примирительных процедур и участия в них решением Губернатора Московской области в составе Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области может быть создана областная служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Статья 22. Уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений

Коллективные договоры и соглашения направляются работодателями на уведомительную регистрацию в течение 7 дней со дня их подписания.

Коллективные договоры, Московское областное (региональное) трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые), территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области и соответствующими органами по труду муниципальных образований в порядке, утвержденном Московской областной трехсторонней комиссией.

Статья 23. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется Сторонами (их представителями), а также соответствующими органами по труду.

Статья 24. Ответственность сторон социального партнерства

1. Стороны коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие взятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По требованию профсоюзных органов работодатель обязан принять меры, предусмотренные действующим законодательством, к должностному лицу, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора, соглашения.

3. Стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать договорную ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если предусмотренная ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения договорной ответственности к Сторонам предусматриваются в коллективном договоре, соглашении.

4. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Московской области
А.С. ТЯЖЛОВ
 

31 марта 1999 года

N 15/99-ОЗ