ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2007 г. N 859
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В 2008-2009 ГОДАХ СУБСИДИЙ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях содействия реформированию региональных и муниципальных финансов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. N 2 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 2, ст. 167);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 520 "О внесении изменений в Положение о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. N 2" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст. 3765).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 декабря 2007 г. N 859
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В 2008-2009 ГОДАХ СУБСИДИЙ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основания, порядок и условия предоставления субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов (далее - субсидии), в том числе порядок отбора субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) для предоставления субсидий (далее - отбор).
2. Субсидии предусматриваются в составе федерального бюджета в целях активизации деятельности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по финансовому оздоровлению, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулированию экономических реформ.
3. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), определенным по результатам отбора и осуществившим программы реформирования региональных (муниципальных) финансов (далее - программы) или их этапы.
4. Направления и порядок использования субсидий определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.
II. Порядок отбора субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) для предоставления субсидий
5. Распределение субсидий осуществляется по итогам отбора.
К участию в отборе допускаются муниципальные образования - столицы и административные центры субъектов Российской Федерации либо муниципальные образования с численностью постоянного населения на конец последнего отчетного года более 100 тыс. человек.
6. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование) имеет право на повторное участие в отборе по истечении 5 лет с даты объявления о проведении отбора, в результате которого он получил указанные средства (на цели реформирования финансов) или их часть.
7. Министерство финансов Российской Федерации определяет сроки и порядок проведения отборов, в том числе:
а) требования к программам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) с учетом основных направлений реформирования региональных и муниципальных финансов согласно приложению;
б) формы заявок субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) на участие в отборах (далее - заявки) и методические рекомендации по их составлению;
в) критерии дисквалификации;
д) методику оценки выполнения 1-го и 2-го этапов программы;
е) методику оценки выполнения плана использования субсидий;
ж) условия предоставления субсидий.
8. Министерство финансов Российской Федерации не позднее 2 месяцев до даты окончания приема заявок размещает на своем сайте в сети Интернет, а также направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
б) формы заявок и рекомендации по их составлению;
в) условия предоставления субсидий.
9. Оценке подлежат заявки, представленные в срок по установленной форме и не отвечающие критериям дисквалификации.
10. По результатам отбора определяются не более 10 субъектов Российской Федерации и 10 муниципальных образований, имеющих наилучшие показатели оценки.
11. Результаты отбора доводятся до сведения всех участников отбора в течение 2 месяцев с даты завершения приема заявок.
III. Основные условия предоставления субсидий
12. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), отобранным для получения субсидий, при соблюдении ими следующих основных условий:
а) представление по форме и в сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации, отчета о выполнении программы или ее этапа и отчета об исполнении плана использования средств, выделяемых на реализацию программы;
б) выполнение программы или ее этапа;
в) выполнение плана использования субсидий или его этапа;
г) отсутствие критериев дисквалификации.
13. Конкретные условия предоставления субсидий утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
14. Оценка выполнения программы производится путем соотнесения фактического показателя качества управления региональными (муниципальными) финансами с предусмотренным программой плановым показателем качества управления региональными (муниципальными) финансами.
При исполнении программы субъект Российской Федерации (муниципальное образование) имеет право при наличии соответствующего обоснования заменить мероприятия программы в пределах, допускаемых методикой оценки выполнения 1-го и 2-го этапов программы.
15. Оценка выполнения плана использования субсидий или его этапа производится на основании документов, подтверждающих осуществление и (или) включение в бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на соответствующий год расходов, предусмотренных указанным планом, а также соблюдение уровней софинансирования (возмещения), допускаемых для таких расходов за счет субсидий.
16. Результаты проверки выполнения условий, необходимых для получения субсидий, доводятся до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), представивших отчеты о выполнении программы или ее этапа и отчеты об исполнении плана использования средств, выделяемых на реализацию программы, не позднее 2 месяцев с даты окончания срока представления указанных отчетов.
IV. Порядок расчета субсидий
17. В случае если количество субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), отобранных для получения субсидий, составляет менее 10, общий размер субсидий, предназначенных для распределения среди субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), подлежит пропорциональному уменьшению.
18. Субсидии распределяются между участниками отбора в следующем порядке:
субъектам Российской Федерации - пропорционально итоговым показателям оценки заявок с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, определяемого после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной год;
муниципальным образованиям - пропорционально размеру расходов бюджета муниципального образования за последний завершенный финансовый год (30 процентов) и итоговым показателям оценки заявок (70 процентов).
19. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) 2 частями в течение 2 финансовых лет.
20. Если один или несколько субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), отобранных для получения субсидий, лишаются права на получение 1-й или 2-й части субсидий, эти средства распределяются между субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями), отобранными для получения субсидий, выполнившими условия, необходимые для получения субсидий, пропорционально размеру субсидий, полученных этими субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения.
V. Порядок предоставления субсидий
21. Перечисление субсидий производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, проект которого вносится в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации.
22. Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации.
23. Субсидии зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
24. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) вправе определить порядок предоставления субсидий как в порядке, предусматривающем учет на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства (в случае их передачи в местные бюджеты в виде субсидий - на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства), так и в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Решение о порядке предоставления субсидий принимается после доведения до сведения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) результатов отбора, и информация о принятом решении направляется в территориальные органы Федерального казначейства и Министерство финансов Российской Федерации.
25. Полученные средства направляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местной администрацией) на финансирование расходов по реализации программ, обслуживание и погашение долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов в соответствии с планами использования субсидий. Конкретные мероприятия, финансируемые за счет субсидий, а также порядок использования выделенных средств определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местной администрацией).
Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
В случае использования субсидий не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
26. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об использовании субсидий по форме и в сроки, устанавливаемые Министерством.
В случае непредставления указанного отчета по установленной форме и в установленные сроки Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление субсидий субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию).
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные администрации).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о предоставлении
в 2008-2009 годах субсидий на
реформирование региональных и
муниципальных финансов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
I. Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат
1. Раздельное планирование расходов по действующим и принимаемым обязательствам.
2. Мониторинг потребности в конкретных видах и объемах предоставляемых бюджетных услуг, использование данной информации в бюджетном планировании.
3. Наличие системы целей, задач и ожидаемых результатов деятельности субъектов бюджетного планирования.
4. Наличие количественной оценки результатов деятельности субъектов бюджетного планирования.
5. Создание системы опросов общественного мнения о качестве предоставляемых бюджетных услуг.
6. Регламентация использования опросов потребителей бюджетных услуг при оценке результатов деятельности распорядителей бюджетных средств.
7. Утверждение стандартов качества бюджетных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
8. Определение нормативных требований (бюджетных заданий) к организациям и учреждениям, предоставляющим бюджетные услуги, и мониторинг их исполнения.
9. Организация системы мониторинга результативности деятельности распорядителей бюджетных средств.
II. Среднесрочное бюджетное планирование
10. Утверждение бюджета на 3 года.
11. Распределение не менее 80 и 70 процентов бюджетных расходов между главными распорядителями бюджетных средств соответственно на 2-й и 3-й годы бюджетного цикла.
12. Утверждение и распределение не менее 95, 85 и 70 процентов межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями соответственно на 1-й, 2-й и 3-й годы бюджетного цикла.
13. Расширение практики заключения среднесрочных контрактов на бюджетные услуги.
14. Четкая регламентация возможности изменения направлений и сроков (финансовых лет) использования бюджетных средств главными распорядителями.
15. Утверждение порядка использования реестров расходных обязательств в бюджетном процессе.
III. Управление расходами и реструктуризация бюджетной сети
16. Повышение эффективности делегирования государственных полномочий другим уровням бюджетной системы.
17. Повышение адресности и целевой направленности мер социальной поддержки.
18. Организация мониторинга и оптимизация бюджетной сети по отраслям, предоставляющим социальные услуги.
19. Сокращение количества бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, их преобразование в автономные организации.
20. Определение полной стоимости бюджетных услуг в тех секторах, где возможно привлечение к их предоставлению организаций негосударственной (немуниципальной) формы собственности.
IV. Создание условий для развития доходной базы
21. Поддержание благоприятного и стабильного налогового климата, равных условий конкуренции экономических субъектов, снижение административных барьеров входа на региональные (муниципальные) рынки.
22. Применение формализованной методики оценки социально-экономических и финансовых последствий предоставления льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов.
23. Организация учета объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), и повышение доступности и публичности информации, касающейся учета.
24. Раздельный учет и обслуживание долговых обязательств.
25. Планирование долговой политики на основании расчета долговой емкости бюджета, рассчитанной на основе консервативных прогнозов экономического развития и финансового состояния региона.
26. Формализация процедуры предоставления гарантий на конкурсной основе.
27. Организация учета кредиторской задолженности унитарных предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доли субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляют более чем 30 процентов (для обществ с ограниченной ответственностью) или более чем 25 процентов (для акционерных обществ) уставного капитала.
V. Межбюджетные отношения
28. Установление долгосрочных единых нормативов отчислений из федеральных и региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации).
29. Минимизация встречных финансовых потоков, оптимизация структуры межбюджетных трансфертов, передаваемых местным бюджетам.
30. Утверждение комплекса мер и регламентация процедур взаимодействия с высокодотационными муниципальными образованиями, включая механизмы повышения качества налогово-бюджетной политики, снижения рисков увеличения задолженности местных бюджетов, улучшения финансово-экономического состояния местных бюджетов.
31. Создание стимулирующих механизмов продвижения реформ на муниципальном уровне.
VI. Повышение публичности государственного и муниципального секторов экономики
32. Нормативное правовое закрепление перечня информации, подлежащей обязательной публикации, организаций (лиц), ответственных за своевременность размещения и полноту информации, а также механизмов обновления этой информации, в том числе на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
33. Обеспечение публикации в открытом (бесплатном) доступе в сети Интернет (на официальных сайтах соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления) всех нормативных правовых документов, а также проектов данных документов в области бюджетного законодательства Российской Федерации, включая ведомственные акты, и обеспечение регулярного мониторинга полноты, своевременности обновления и достоверности предоставляемой информации. Организация сбора и анализа отзывов на эти проекты.
34. Публикация программы приватизации государственного (муниципального) имущества на сайте соответствующего органа власти.
35. Наличие и доступность информации о стандартах качества бюджетных услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, наличие обратной связи с потребителями таких услуг по вопросам выполнения стандартов качества.
36. Составление рейтингов государственных и муниципальных учреждений, а также автономных организаций, предоставляющих социальные услуги населению. Публикация этих рейтингов и методик их составления в средствах массовой информации и сети Интернет.
37. Наличие и доступность информации о платных и бесплатных услугах, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями, а также автономными организациями, получающими финансирование из регионального (муниципального) бюджета.
38. Публикация в средствах массовой информации и сети Интернет информации о целях, задачах и показателях планируемой деятельности, а также фактических результатах их достижения по субъектам бюджетного планирования.
39. Введение обязательности процедуры проведения независимого аудита исполнения бюджета, бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных активов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.