ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 1994 г. N 1035
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1011 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 4, ст. 305).
Председатель
Правительства
Российской Федерации
В. ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 08.09.94 N 1035
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.
Росгидромет и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды и их деятельность в этой части координируется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в пределах их компетенции.
2. Росгидромет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Росгидромет и его подведомственные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
4. Основными задачами Росгидромета являются:
гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил Российской Федерации и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов;
оценка климатических изменений, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктиду, околоземном космическом пространстве;
осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства;
государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления;
выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктиды, активного воздействия на гидрометеорологические процессы.
5. Росгидромет в соответствии с возложенными на него задачами:
организует и проводит наблюдения, оценку и прогноз состояния атмосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ, а также сбор гидрометеорологической информации, ее анализ и обобщение;
обеспечивает предоставление информации о возникновении опасных стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, об экстремальных загрязнениях окружающей среды, в том числе для обеспечения аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах стихийных бедствий, промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций, о метеорологических, агрометеорологических и гидрологических условиях и изменениях климата, радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;
совершенствует систему народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил Российской Федерации о стихийных гидрометеорологических, гелиогеофизических явлениях и экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды;
организует и обеспечивает мониторинг загрязнения окружающей природной среды, в том числе наблюдения за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф;
осуществляет разработку и составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, глобальных и региональных изменений климата, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактивное, окружающей среды;
подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды для ежегодного государственного доклада;
обеспечивает развитие и функционирование государственной службы наблюдений, системы сбора, хранения, обработки, анализа и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды;
проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проблемам гидрометеорологии, гелиофизики, загрязнения окружающей среды, активного воздействия на гидрометеорологические и другие геофизические процессы, гидрометеорологического приборостроения;
организует проведение комплексных экспедиций, в том числе Российской антарктической экспедиции;
осуществляет организационно-техническое и методическое руководство подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;
осуществляет разработку методов и технических средств получения, сбора, обработки и распространения космической, гидрометеорологической, гелиогеофизической, океанографической, природно-ресурсной информации;
осуществляет разработку методов и технических средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы, обеспечивает работу противолавинной службы;
обеспечивает в пределах своих полномочий контроль за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выполняемых предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
ведет государственный гидрометеорологический фонд данных и государственный фонд данных о загрязнении окружающей среды, а также централизованный учет информации и предоставление ее потребителям;
издает научно-техническую литературу о климатических, агроклиматических условиях и водных ресурсах, гидрометеорологическом режиме морей и океанов, загрязнения окружающей среды и его последствиях, о работах по активному воздействию на гидрометеорологические процессы, а также ежемесячный научно-технический журнал "Метеорология и гидрология";
обеспечивает регулярное информирование населения о фактических и ожидаемых погодных условиях, стихийных гидрометеорологических явлениях через средства массовой информации;
осуществляет специализированное гидрометеорологическое обслуживание на договорной основе за плату;
осуществляет в установленном порядке лицензионную деятельность при проведении: гидрометеорологических, океанографических и гелиогеофизических работ, мониторинга загрязнения окружающей природной среды; гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий; работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
организует проведение экспертизы результатов наблюдений за гидрометеорологическими, гелиогеофизическими процессами, загрязнением окружающей среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
разрабатывает и осуществляет меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для подведомственных органов управления, предприятий, учреждений и организаций;
осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды, а также осуществляет координацию их деятельности по участию Российской Федерации в работах по выполнению рамочной Конвенции ООН об изменении климата;
осуществляет обмен гидрометеорологической информацией и данными о состоянии загрязнения окружающей среды с иностранными государствами и международными организациями;
разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда, участвует в расследовании аварий, групповых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом, анализирует причины травматизма и профессиональных заболеваний работников подведомственных предприятий, учреждений и организаций и принимает меры по их устранению;
осуществляет определение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на Росгидромет задачами и в пределах своей компетенции.
Секретно.
6. Росгидромет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти:
разрабатывает планы и схемы обеспечения соответствующих отраслей народного хозяйства гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, данными о загрязнении окружающей среды, а также формы их реализации;
ведет в установленном порядке государственный учет вод по количественным и качественным показателям, а также государственный водный кадастр;
участвует в разработке норм и правил расчета гидрометеорологических характеристик для строительного проектирования;
участвует в экспертизе гидрометеорологического обоснования схем размещения производственных сил и крупных народохозяйственных объектов, технико-экономических обоснований и проектов строительства и реконструкции таких объектов;
определяет перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности, разрабатывает технические требования на эти приборы и аппаратуру и участвует в планировании их производства и распределения, проводит стандартизацию основных положений, правил и норм метрологического обеспечения, осуществляет метрологический контроль, в том числе проверку и аттестацию метеорологических, гидрологических, океанографических, агрометеорологических и других специализированных приборов и устройств;
согласовывает условия гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций, оценки ущерба, причиненного стихийным явлениям;
осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды с иностранными государствами и международными организациями, заключает с ними международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, координирует участие федеральных органов исполнительной власти в международном сотрудничестве по вопросам гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды;
принимает в пределах установленной компетенции решения по вопросам гидрометеорологии и мониторинга состояния загрязнения окружающей среды, обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
осуществляет разработку нормативно-методической базы лицензионной деятельности при проведении: гидрометеорологических, океанографических, и гелиогеофизических работ, мониторинга загрязнения окружающей природной среды; гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий; работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
7. В систему Росгидромета входят территориальные органы управления, гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей природной среды и федеральные предприятия, учреждения и организации.
8. Росгидромет в пределах своей компетенции имеет право:
издавать единые в Российской Федерации технические и методические указания по проведению гидрометеорологических наблюдений и работ, видам мониторинга окружающей среды, а также определять порядок представления результатов наблюдения другими государственными органами исполнительной власти;
запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм оперативную информацию и другие материалы по гидрометеорологии, активному воздействию на гидрометеорологические и другие процессы и загрязнению окружающей среды, необходимые для осуществления возложенных на него задач;
представлять в установленном порядке интересы Российской Федерации во Всемирной метрологический организации, других международных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию;
разрабатывать тарифы на специализированное гидрометеорологическое обеспечение и услуги, включая разработку цен на оборудование, выпускаемое подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, и реализовывать свою продукцию на договорных условиях;
создавать, реорганизовать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, а также принимать решение об организации и закрытии на территории Российской Федерации гидрометеорологических станций и постов, пунктов наблюдения за загрязнением окружающей природной среды;
в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать федеральные учреждения и организации в пределах выделенных бюджетных ассигнований и штатной численности, утверждать их уставы (положения), назначать и освобождать от должности руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями;
оперативного управления закрепленным имуществом в соответствии с действующим законодательством.
9. Росгидромет возглавляет руководитель, который назначается на должность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
10. Руководитель Росгидромета в соответствии с настоящим Положением:
осуществляет руководство деятельностью Росгидромета;
руководит работой коллегии;
издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;
утверждает структуру и штатное расписание, а также смету расходов на содержание центрального аппарата Росгидромета в пределах установленных численности работников, фонда оплаты труда и ассигнований;
назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов Росгидромета;
определяет должностные обязанности и степень ответственности своих заместителей и руководителей структурных подразделений центрального аппарата.
11. В Росгидромете образуется коллегия в составе руководителя (председатель коллегии) и заместителей руководителя по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата, учреждений и организаций Росгидромета. Персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждается Правительством Российской Федерации.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя.
12. Руководитель Росгидромета и его заместители несут персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды задач, а члены коллегии этой Службы - за принятые ею решения.
13. Для рассмотрения важнейших проблем в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды при Росгидромете создается научно-технический совет. Персональный состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются руководителем Росгидромета.
14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальных органов осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета.
15. Росгидромет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.