КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. N 962-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ФРОЛОВА ЛЕОНИДА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 125, ПУНКТА 3 ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 413, ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 416 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТЕЙ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТАТЬИ 79 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина Л.Б.Фролова,
установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Л.Б.Фролов, осужденный за совершение преступления, предусмотренного частью третьей статьи 30, частью первой и пунктом "а" части второй статьи 105 УК Российской Федерации, и отбывающий наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима, просит признать нарушающими его права, гарантируемые статьями 2, 15 (части 1 и 4), 17 (часть 2), 18, 19, 21 (часть 1), 45, 46, 47 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, следующие положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 92-ФЗ):
часть первую статьи 125, устанавливающую судебный порядок рассмотрения жалоб в районном суде по месту производства предварительного расследования на постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, и часть третью статьи 416, согласно которой постановление прокурора о прекращении возбужденного им уголовного дела доводится до сведения заинтересованных лиц и этим лицам разъясняется право обжаловать данное постановление в суд, правомочный решать вопрос о возобновлении производства по данному уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, - как не обеспечивающие возможность обжалования заинтересованными лицами в суд постановлений, иных решений, действий (бездействия) прокурора, связанных с отказом в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
пункт 3 части четвертой статьи 413, который в качестве оснований возобновления производства по уголовному делу называет иные новые обстоятельства, - как исключающий возможность исправления ошибки, допущенной судом первой инстанции, после пересмотра уголовного дела в надзорном порядке Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, заявитель просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 15 ( часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55, 56 (часть 3) и 125 (часть 6), части первую и вторую статьи 79 "Юридическая сила решения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в той части, в какой они не гарантируют исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации судами общей юрисдикции.
Как следует из представленных материалов, вынесенные в отношении Л.Б.Фролова обвинительный приговор Ульяновского областного суда с участием присяжных заседателей от 16 февраля 1999 года и определение Кассационной палаты Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 1999 года были изменены постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2002 года, в связи с чем осужденный Л.Б.Фролов, посчитав, что приговор перестал соответствовать вердикту коллегии присяжных заседателей, трижды обращался в органы прокуратуры с заявлениями о возбуждении в связи с его уголовным делом производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Постановление старшего помощника прокурора Ульяновской области от 25 мая 2004 года, которым ему было отказано в удовлетворении соответствующего заявления, Л.Б.Фролов обжаловал в порядке части третьей статьи 416 УПК Российской Федерации в Президиум Верховного Суда Российской Федерации, который постановлением от 25 апреля 2007 года прекратил производство по этой жалобе и указал, что данная норма предусматривает право заинтересованных лиц на обжалование в суд, правомочный решать вопрос о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, лишь тех решений, которые принимаются прокурором по окончании расследования новых или вновь открывшихся обстоятельств; процедура же принятия и обжалования постановления прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств главой 49 УПК Российской Федерации не регламентирована, в связи с чем такие процессуальные решения прокурора подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации. Жалоба Л.Б.Фролова, направленная в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации по подсудности в Ленинский районный суд города Ульяновска, постановлением этого суда от 4 июня 2007 года оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что в обращениях заявителя в прокуратуру нет сведений об основаниях, предусмотренных законом в качестве новых или вновь открывшихся обстоятельств.
В связи с неполучением ответа на заявление о возбуждении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств, направленное в Ульяновскую областную прокуратуру 12 октября 2004 года, Л.Б.Фролов обжаловал в Ленинский районный суд города Ульяновска в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации бездействие должностных лиц Ульяновской областной прокуратуры, однако в судебном заседании было установлено, что письмом Ульяновской областной прокуратуры от 27 октября 2004 года заявитель был официально уведомлен об отказе в возбуждении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Постановлением Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 ноября 2004 года, оставленным без изменения судами кассационной и надзорных инстанций, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, производство по данной жалобе было прекращено с указанием на то, что статья 125 УПК Российской Федерации может применяться только в ходе такого досудебного производства, которое проводится до вступления обвинительного приговора в законную силу, и что уголовно-процессуальным законом предусмотрен иной порядок пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу.
Жалобу Л.Б.Фролова на постановление заместителя прокурора Железнодорожного района города Ульяновска от 14 апреля 2005 года об отказе в возбуждении производства по его уголовному делу ввиду новых обстоятельств, направленную в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации, судья Железнодорожного районного суда города Ульяновска признал допустимой, но отказ прокурора в возбуждении производства - обоснованным, и постановлением от 5 августа 2005 года, оставленным без изменения судами кассационной и надзорных инстанций, отказал в ее удовлетворении в связи с отсутствием указаний на основания, предусмотренные частью четвертой статьи 413 УПК Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17, 18 и 118); в Российской Федерации гарантируется государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 45; статья 46, части 1 и 2).
2.1. Рассматривая вопрос о возможности судебного обжалования процессуальных решений прокурора, принимаемых в процедуре возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2007 года N 6-П пришел к выводу, что данная процедура, являясь разновидностью пересмотра вступивших в законную силу судебных решений, образует самостоятельную стадию уголовного судопроизводства, в которой сочетаются элементы как досудебного производства, а именно возбуждение прокурором производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, их расследование или проверку, предполагающие в том числе возможность проведения допросов, осмотров, экспертиз, выемок, иных необходимых следственных действий и последующее направление материалов в суд (статьи 415 и 416 УПК Российской Федерации), так и рассмотрения дела судом, в том числе с учетом установленных в результате проведенных расследования или проверки фактических обстоятельств (статьи 407, 417 и 418 УПК Российской Федерации).
Досудебное производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств предполагает, что прокурор на основании сообщений граждан, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, а также данных, полученных в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел либо отказывает в возбуждении производства по этим основаниям, либо возбуждает производство и проводит проверку или расследование соответствующих обстоятельств (части первая - четвертая статьи 415 УПК Российской Федерации), по результатам которых либо направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд (часть первая статьи 416 УПК Российской Федерации), либо прекращает возбужденное им производство (часть вторая статьи 416 УПК Российской Федерации). С учетом особенностей каждого из названных этапов, а также различий в характере вопросов, разрешаемых в принимаемых в ходе этого производства процессуальных актах, в объеме исследованной фактической информации и степени обоснования выводов, формулируемых, в частности, в постановлениях прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и о прекращении такого производства, законодателем может устанавливаться различный порядок проверки и обеспечения законности и обоснованности действий и решений в данной стадии уголовного судопроизводства.
Сами по себе положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми постановление прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может быть обжаловано в процедуре, установленной статьей 125 УПК Российской Федерации, в районный суд, а постановление о прекращении такого производства в соответствии с частью третьей статьи 416 УПК Российской Федерации обжалуется в суд, который правомочен решать вопрос о возобновлении производства по уголовному делу, не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, в том числе осужденного. Напротив, они представляют собой дополнительные гарантии для реализации осужденным конституционных прав на судебную защиту и справедливое рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2.2. Вопрос о конституционности положений уголовно-процессуального закона, устанавливающих круг новых и вновь открывшихся обстоятельств, служащих основанием для возобновления производства по уголовному делу, включая пункт 3 части четвертой статьи 413 УПК Российской Федерации, уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. В постановлениях от 2 февраля 1996 года N 4-П и от 16 мая 2007 года N 6-П, а также в Определении от 10 июля 2003 года N 290-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.
Возобновление производства по уголовному делу в отличие от пересмотра судебных решений в порядке надзора осуществляется в связи с выявлением таких обстоятельств, которые либо возникли уже после рассмотрения уголовного дела судом, либо существовали на момент рассмотрения уголовного дела, но не были известны суду и не могли быть им учтены. С учетом этого возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств направлено не на восполнение недостатков предшествующей обвинительной и судебной деятельности, а на обеспечение возможности исследования новых для суда обстоятельств, в том числе таких фактических обстоятельств, которые уголовный закон признает имеющими значение для определения оснований и пределов уголовно-правовой охраны, но которые в силу объективных причин ранее не могли входить в предмет исследования по уголовному делу. Вместе с тем возможно использование механизма пересмотра вступившего в законную силу приговора в процедуре возобновления производства по уголовному делу и в случае, когда после исчерпания возможностей судебного надзора будет выявлена неправосудность приговора, явившаяся результатом либо игнорирования собранных доказательств, нашедших отражение в материалах дела, либо их ошибочной оценки, либо неправильного применения закона.
Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено. Именно такой вывод вытекает из статьи 46 (часть 3) Конституции Российской Федерации, признающей за каждым право обращаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Международные акты, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах (пункт 6 статьи 14), предусматривающий возможность пересмотра окончательных решений судов, если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, закрепляют более широкие возможности для исправления судебных ошибок, чем уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Приведенная международно-правовая норма, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющаяся составной частью правовой системы России, имеет приоритет перед внутренним законодательством по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок.
Ограничение круга оснований для возобновления уголовного дела в целях пересмотра незаконного или необоснованного судебного решения недопустимо, если это делает невозможным обеспечение правосудности судебных актов и восстановление судом прав и законных интересов граждан.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а следовательно, жалоба Л.Б.Фролова в части, касающейся проверки конституционности пункта 3 части четвертой статьи 413 УПК Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению. Разрешение же вопроса о том, была ли в действительности при принятии судебных решений по делу заявителя допущена судебная ошибка, нарушающая его права, и в каком процессуальном порядке она подлежит исправлению, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
2.3. Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая с учетом положений части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" вопрос о возможности принятия жалобы гражданина к рассмотрению, устанавливает, имеется или в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы или такая неопределенность является мнимой, а доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, - произвольными.
Настаивая на признании неконституционными частей первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которым решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, Л.Б.Фролов не приводит какие-либо доводы в обоснование своей позиции, а лишь ссылается на то, что вопреки Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 2-П ему не была обеспечена возможность лично отстаивать свои интересы при рассмотрении его уголовного дела в надзорном порядке Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Следовательно, и в этой части жалоба Л.Б.Фролова не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Фролова Леонида Борисовича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов