Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2005 г. N 1938
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 N 885)
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).
1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).
2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение 1
к Приказу
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 30.09.2005 N 1938
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"
Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.
Показатель 1.2. Качество подготовки
Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.
Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
Востребованность выпускников.
Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения
Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.
Организация воспитательной работы с обучающимися.
2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)
Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
Показатель 2.4. Методическая работа
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
Приложение 2
к Приказу
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 30.09.2005 N 1938
КРИТЕРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
(в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 N 885)
Показатель государственной аккредитации | Наименование критерия государственной аккредитации и его значение | |
2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ | Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам: | |
для университетов | - не менее 7 | |
2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования | Число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры): | |
для университета | - не менее 5 | |
Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения: | ||
для университета | - не менее 4 | |
для академии | - не менее 2 | |
Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших): | ||
для университета | - не менее 25 | |
для академии | - не менее 25 | |
Для университета - наличие докторантуры, диссертационных советов, реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников | ||
Для академии - наличие докторантуры, наличие диссертационных советов (информационный показатель), реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов для определенной области научно-педагогической деятельности | ||
Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.): | ||
для университета | - не менее 50 | |
для академии | - не менее 20 | |
2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность | Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования: | |
для университета | - не менее 5 | |
Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.): | ||
для университета | не менее 10 000 | |
для академии | не менее 5 000 | |
для института | не менее 1 500 | |
Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.): | ||
для университета | - не менее 18 | |
для академии | - не менее 12 | |
для института | - не менее 5 | |
Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет: | ||
для университета | - не менее 2,0 | |
для академии | - не менее 1,5 | |
для института | - не менее 1,2 | |
2.4. Методическая работа | Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами | - 100% |
Для университета - использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий | ||
Для академии - использование инновационных методов в образовательном процессе , в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий | ||
(в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 N 885) | ||
2.5. Квалификация педагогических работников | Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями: | |
для университета | - не менее 60 | |
для академии | - не менее 60 | |
для института | - не менее 55 | |
Процент докторов наук и (или) профессоров: | ||
для университета | - не менее 10 | |
для академии | - не менее 10 | |
для института | - не менее 8,5 | |
Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе: | ||
для вузов, существующих от трех до пяти лет | - не менее 30 | |
для вузов, существующих от пяти до девяти лет | - не менее 40 | |
для вузов, существующих более девяти лет | - не менее 50 | |
Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет: | ||
для университета | - не менее 3 | |
для академии | - не менее 3 | |
для института | - не менее 1 |
Дополнительные требования
к показателям и критериям государственной аккредитации для военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших военно-учебных заведений)
Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).
Показатель 1.2. Качество подготовки
Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования
Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.
Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.
Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Дополнительные требования
к показателям и критериям государственной аккредитации для высших учебных заведений культуры и искусств
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:
защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.);
опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.
К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.
Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.