20 мая 2004 года N 181-ОЗ
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Новосибирским областным Советом депутатов
29.04.2004 г.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Новосибирской области (далее - областное имущество), и связанные с ними отношения по управлению областным имуществом.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) объектов жилищного фонда, находящихся в государственной собственности Новосибирской области (далее - областная собственность);
4) областного резерва;
5) областного имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
6) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в областной собственности имущества религиозного назначения;
7) областного имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании областных государственных учреждений;
8) унитарными предприятиями Новосибирской области (далее - унитарные предприятия), областными государственными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
9) областного имущества на основании судебного решения;
10) областного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Новосибирской области о приватизации
Законодательство Новосибирской области о приватизации областного имущества состоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов области, принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон о приватизации) и федеральным законодательством.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере приватизации областного имущества
1. К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов в сфере приватизации областного имущества относятся:
1) принятие областных законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области в сфере приватизации;
2) утверждение прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества в составе закона области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год;
3) утверждение стратегического перечня, включающего акционерные общества, акции которых находятся в областной собственности и не подлежат отчуждению, а также унитарные предприятия и иное областное имущество, не подлежащие отчуждению;
4) осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере приватизации областного имущества;
5) осуществление иных предусмотренных настоящим Законом полномочий.
2. К полномочиям администрации Новосибирской области в сфере приватизации областного имущества относятся:
1) разработка прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества;
2) принятие нормативных правовых актов в сфере приватизации;
3) разработка стратегического перечня, включающего открытые акционерные общества, акции которых находятся в областной собственности и не подлежат отчуждению, а также унитарные предприятия и иное областное имущество, не подлежащие отчуждению;
4) осуществление контроля за сохранностью областного имущества;
5) представление интересов области в суде, арбитражном суде;
6) отчуждение имущества, находящегося в областной собственности, в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
7) принятие решения о внесении в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ исключительных прав;
8) иные предусмотренные настоящим Законом полномочия.
Статья 4. Государственный орган в сфере приватизации областного имущества
Областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в сфере приватизации областного имущества является департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области (далее - Департамент).
ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ОБЛАСТНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 5. Прогнозный план (программа) приватизации областного имущества
1. Прогнозный план (программа) приватизации областного имущества (далее - прогнозный план) содержит перечень унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, областного имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане указываются характеристика областного имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
2. Унитарные предприятия, открытые акционерные общества, акции которых находятся в областной собственности, областное и иное имущество, не вошедшие в прогнозный план, включаются в стратегический перечень.
3. Изменения в стратегический перечень, касающиеся состава унитарных предприятий, пакетов акций (в том числе необходимости и степени участия Новосибирской области в открытых акционерных обществах), иного областного имущества, вносятся губернатором Новосибирской области в Новосибирский областной Совет депутатов на утверждение.
Статья 6. Разработка прогнозного плана приватизации областного имущества
1. Департамент не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года направляет губернатору Новосибирской области предложения о приватизации унитарных предприятий, а также находящихся в областной собственности акций открытых акционерных обществ и иного областного имущества.
2. Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления, унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в областной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять губернатору Новосибирской области или в Департамент свои предложения о приватизации областного имущества в очередном финансовом году.
3. Порядок и сроки разработки прогнозного плана определяются губернатором Новосибирской области.
4. Губернатор Новосибирской области направляет прогнозный план в Новосибирский областной Совет депутатов в качестве приложения к проекту закона области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и одновременно представляет стратегический перечень, постановление об утверждении которого принимается Новосибирским областным Советом депутатов после вступления в силу указанного закона области.
Статья 7. Отчет о выполнении прогнозного плана приватизации областного имущества
1. Департамент ежегодно не позднее 1 марта представляет в областной Совет депутатов отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год.
2. Отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год содержит перечень приватизированных имущественных комплексов унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного областного имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ОБЛАСТНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 8. Продавец областного имущества
Продажу областного имущества в процессе приватизации осуществляет Государственное унитарное предприятие Новосибирской области "Фонд имущества Новосибирской области" в установленном федеральным и областным законодательством порядке.
Статья 9. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
2. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона о приватизации, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
3. Стоимость земельных участков принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населения свыше 500 тысяч человек или трехкратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях.
4. При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается Департаментом и включается в состав областной казны.
Статья 10. Способы приватизации областного имущества
1. Используются следующие способы приватизации областного имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа областного имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа областного имущества на конкурсе; порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются губернатором Новосибирской области.
В соответствии с Федеральным законом о приватизации в случае продажи имущественного комплекса унитарного предприятия до перехода к победителю конкурса права собственности указанное унитарное предприятие не вправе без согласования с победителем конкурса и собственником совершать сделки и иные действия, указанные в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона. Порядок согласования определяется губернатором Новосибирской области;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в областной собственности акций открытых акционерных обществ; решение о продаже за пределами территории Российской Федерации находящихся в областной собственности акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается губернатором Новосибирской области;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа областного имущества посредством публичного предложения;
8) продажа областного имущества без объявления цены; порядок подведения итогов продажи областного имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи областного имущества без объявления цены устанавливаются губернатором Новосибирской области;
9) внесение областного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Статья 11. Решение об условиях приватизации областного имущества
1. Решение об условиях приватизации областного имущества принимается Департаментом в соответствии с прогнозным планом.
2. В решении об условиях приватизации областного имущества должны содержаться следующие сведения:
наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
способ приватизации имущества;
нормативная цена;
срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
иные необходимые для приватизации имущества сведения.
В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации областного имущества также утверждается:
состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
3. Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия Департамента:
сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пять тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пять тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
получать кредиты;
осуществлять выпуск ценных бумаг;
выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
Статья 12. Информационное обеспечение приватизации областного имущества
1. Прогнозный план, отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год, решения об условиях приватизации областного имущества, а также информация о результатах сделок приватизации областного имущества подлежат опубликованию в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, в газетах "Советская Сибирь", "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов".
2. Информационное сообщение о продаже областного имущества подлежит опубликованию в газетах "Советская Сибирь" и "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов".
3. Информационное сообщение о продаже областного имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
4. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже областного имущества подлежат следующие сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о приватизации:
реквизиты решения Департамента об условиях приватизации имущества;
наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
способ приватизации;
начальная цена;
форма подачи предложений о цене;
условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);
исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;
срок заключения договора купли - продажи;
порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли - продажи;
ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества;
иные предусмотренные Федеральным законом о приватизации сведения.
При продаже областного имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются:
порядок определения победителей;
размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;
место и срок подведения итогов;
условия конкурса (при продаже областного имущества на конкурсе);
форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).
5. При продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в областной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат также следующие сведения, если иное не предусмотрено Федеральным законом о приватизации:
полное наименование, почтовый адрес и место нахождения открытого акционерного общества;
размер уставного капитала открытого акционерного общества;
общее количество и категории выпущенных акций, их номинальная стоимость;
площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество открытого акционерного общества;
обязательства открытого акционерного общества, в том числе перед федеральным бюджетом, областным бюджетом, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами;
балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения;
перечень основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется открытым акционерным обществом;
численность работников открытого акционерного общества;
сведения о доле продукции (работ, услуг) открытого акционерного общества, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.
С иными сведениями об открытом акционерном обществе покупатели имеют право ознакомиться в месте, указанном в информационном сообщении.
6. Со дня приема заявок лицо, желающее приобрести областное имущество (далее - претендент), имеет право предварительного ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе.
7. Информация о результатах сделок приватизации областного имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, установленных настоящей статьей, в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
Обязательному опубликованию подлежит следующая информация о совершенных сделках приватизации областного имущества:
наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
цена сделки приватизации;
имя (наименование) покупателя.
Статья 13. Документы, представляемые покупателями областного имущества
1. Претенденты представляют следующие документы:
заявку;
платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных Федеральным законом о приватизации случаях;
документ, подтверждающий уведомление территориального органа федерального антимонопольного органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.
Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:
нотариально заверенные копии учредительных документов;
решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);
сведения о доле Российской Федерации, Новосибирской области, иных субъектов Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;
иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом;
опись представленных документов.
В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная доверенность.
2. Обязанность доказать свое право на приобретение областного имущества возлагается на претендента.
В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель областного имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.
Статья 14. Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
1. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.
2. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган открытого акционерного общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.
3. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
4. В случае, если руководитель унитарного предприятия осуществлял свою деятельность на основе гражданско - правового договора, отношения с ним регулируются в соответствии с гражданским законодательством и указанным договором.
ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
Статья 15. Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия
1. Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, способами и с учетом особенностей, которые предусмотрены Федеральным законом о приватизации.
Состав подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
Опубликование прогнозного плана является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя.
2. После исполнения покупателем условий договора купли - продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Новосибирская область ответственности не несет.
Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли - продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.
3. Право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия переходит к покупателю в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 статьи 32 Федерального закона о приватизации, при условии погашения задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.
4. Договор купли - продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, передаточный акт, а также документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, является основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю.
5. С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан.
Статья 16. Отчуждение земельных участков
1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о продаже земельных участков принимается Департаментом в двухнедельный срок со дня обращения.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли - продажи земельного участка.
6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.
В соответствии с федеральным законодательством при отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в федеральной, областной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.
7. Цена выкупа земельного участка устанавливается губернатором Новосибирской области в соответствии с действующим законодательством.
8. Отчуждению в соответствии с Федеральным законом о приватизации не подлежат земельные участки в составе земель:
сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
водоохранного и санитарно - защитного назначения;
общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);
транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;
предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 Федерального закона о приватизации.
Статья 17. Особенности приватизации объектов культурного наследия
1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законодательством о приватизации, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство).
Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.
2. Условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия областного значения определяются областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
3. Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, одновременно с заключением сделки приватизации.
4. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
В случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Требования к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению собственником объекта культурного наследия выполнения этих обязательств утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Особенности приватизации объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения
1. Объекты социально - культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
3. Объекты социально - культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с Федеральным законом о приватизации и настоящим Законом.
4. Обязательным условием приватизации объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.
Статья 19. Обременения приватизируемого областного имущества
1. При отчуждении областного имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными федеральными законами и публичным сервитутом.
2. Ограничениями могут являться:
1) обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации областное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально - культурного и коммунально-бытового назначения;
2) обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально - культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения;
3) иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
3. Публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного областного имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно:
обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;
обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;
обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.
4. Решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации областного имущества.
Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации областного имущества.
5. Переход прав на областное имущество, обремененное публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичного сервитута.
Предусмотренные настоящей статьей ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации областного имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута).
6. В случае нарушения собственником имущества, приобретенного в порядке приватизации областного имущества, установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута, на основании решения суда:
указанное лицо может быть обязано исполнить в натуре условия обременения, в том числе публичного сервитута;
с указанного лица могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением условий обременения, в том числе публичного сервитута.
7. Обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае:
отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте;
невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.
8. Прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения Департамента либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.
Статья 20. Оформление сделок купли - продажи областного имущества
1. Продажа областного имущества оформляется договором купли - продажи.
2. Обязательными условиями договора купли - продажи областного имущества являются:
сведения о сторонах договора; наименование областного имущества; место его нахождения; состав и цена областного имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; в соответствии с настоящим Законом порядок и срок передачи областного имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;
порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;
сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;
иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Обязательства покупателя в отношении приобретаемого областного имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемого областного имущества, выполнением работ, уплатой денег.
3. Право собственности на приобретаемое областное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с учетом особенностей, установленных настоящим Законом .
4. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли - продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема - передачи имущества. Расходы на оплату услуг регистратора возлагаются на покупателя.
ГЛАВА V. ОПЛАТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРОДАЖИ ОБЛАСТНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 21. Распределение денежных средств, полученных в результате сделок купли - продажи областного имущества
1. Денежными средствами, полученными от продажи областного имущества, являются денежные средства, полученные продавцом от покупателей в счет оплаты областного имущества, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации указанного имущества.
2. Денежные средства, полученные от продажи областного имущества с первого по пятнадцатое число каждого месяца, подлежат перечислению в областной бюджет продавцом не позднее двадцать пятого числа соответствующего месяца.
Денежные средства, полученные от продажи областного имущества с шестнадцатого по тридцать первое число каждого месяца, подлежат перечислению в областной бюджет не позднее десятого числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.
3. В случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных от продажи областного имущества, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся вопросы координации и регулирования деятельности по сбору налогов, имеет право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств в соответствии с федеральным законодательством.
4. За несвоевременное перечисление денежных средств, полученных от продажи областного имущества в областной бюджет, продавцом уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выполнения денежных обязательств перед областным бюджетом.
5. Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации областного имущества устанавливаются губернатором Новосибирской области.
6. Контроль за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи областного имущества денежных средств в областной бюджет осуществляют администрация Новосибирской области, а также Контрольно-счетная палата Новосибирской области.
Статья 22. Порядок оплаты областного имущества
1. Оплата приобретаемого покупателем областного имущества производится единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более чем один год.
Решение о предоставлении рассрочки может быть принято в случае приватизации областного имущества в соответствии со статьей 24 Федерального закона о приватизации и подпунктом 8 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона.
2. В решении о предоставлении рассрочки указываются сроки ее предоставления и порядок внесения платежей. Срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей подлежат опубликованию посредством информационного сообщения о приватизации областного имущества.
3. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату публикации объявления о продаже.
Начисленные проценты распределяются в порядке, установленном статьей 21 настоящего Закона.
Покупатель вправе оплатить приобретаемое областное имущество досрочно.
4. Право собственности на областное имущество, приобретенное в рассрочку, переходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и на такие случаи требования пункта 3 статьи 20 настоящего Закона не распространяются.
Передача покупателю приобретенного в рассрочку имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договором купли - продажи, не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора.
5. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество в силу Федерального закона о приватизации признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате приобретенного областного имущества.
В случае нарушения покупателем сроков и порядка внесения платежей обращается взыскание на заложенное имущество в судебном порядке.
С покупателя могут быть взысканы также убытки, причиненные неисполнением договора купли - продажи.
6. Возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи областного имущества осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
ГЛАВА VI. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, АКЦИИ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В ОБЛАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 23. Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия
1. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
2. В уставе открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, должны быть учтены требования Федерального закона "Об акционерных обществах" и определенные Федеральным законом о приватизации и настоящим Законом особенности.
3. В уставе открытого акционерного общества в обязательном порядке определяются цели и предмет деятельности создаваемого открытого акционерного общества.
4. Размер уставного капитала открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона .
5. До первого собрания акционеров руководитель унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества.
6. Одновременно с утверждением устава открытого акционерного общества определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, а также члены ревизионной комиссии (ревизор) общества до первого общего собрания акционеров.
Статья 24. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции")
1. В целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Новосибирской области, администрация Новосибирской области может принимать решение об использовании специального права на участие Новосибирской области в управлении открытыми акционерными обществами (далее - специальное право ("золотая акция"). Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из стратегического перечня независимо от количества акций, находящихся в собственности области.
2. После принятия решения об использовании специального права ("золотой акции") администрация Новосибирской области назначает представителя Новосибирской области в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Представителем Новосибирской области может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного администрацией Новосибирской области.
Администрация Новосибирской области вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии открытого акционерного общества.
3. Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Новосибирской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представители Новосибирской области имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Представители Новосибирской области, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
о реорганизации открытого акционерного общества;
о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
о совершении открытым акционерным обществом указанных в главах X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
4. Представители Новосибирской области, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Новосибирской области в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.
5. Представители Новосибирской области в соответствии с федеральным и областным законодательством обязаны дважды в год в сроки представления бухгалтерской отчетности представлять в Департамент и отраслевой орган управления отчет по форме, утвержденной губернатором Новосибирской области.
6. Специальное право ("золотая акция") используется с момента отчуждения из областной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.
Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимается администрацией Новосибирской области. Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.
7. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
Статья 25. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Новосибирской области
1. Порядок управления находящимися в областной собственности акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, определяется законодательством Новосибирской области.
2. В случае, если в областной собственности находится 100 процентов акций открытого акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества - общего собрания акционеров осуществляются от имени собственника акций в порядке, определенном губернатором Новосибирской области. Предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.
3. Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в стратегический перечень, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление, без согласования с администрацией Новосибирской области. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.
Статья 26. Сохранение доли Новосибирской области в уставном капитале открытых акционерных обществ
При наличии в областной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли Новосибирской области и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества областного имущества либо средств областного бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций.
Статья 27. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации областного имущества
1. Государственная регистрация выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации областного имущества, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о приватизации и законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
2. В случае, если в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" регистрация выпуска акций открытого акционерного общества сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, для регистрации выпуска акций открытого акционерного общества представляется проспект эмиссии, который должен удовлетворять требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
3. Владельцем акций открытого акционерного общества, принадлежащих на праве собственности Новосибирской области, в реестре акционеров акционерного общества указывается Новосибирская область в лице Департамента.
4. Регистрация Новосибирской области в реестрах акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, осуществляется бесплатно.
5. В случае принятия решения об использовании специального права ("золотой акции") на участие Новосибирской области в управлении открытым акционерным обществом в уставе открытого акционерного общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись.
ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Защита прав Новосибирской области как собственника имущества
1. Администрация Новосибирской области и Департамент обращаются в суды с исками и выступают в судах от имени Новосибирской области в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Новосибирской области.
2. Защита прав Новосибирской области как собственника имущества финансируется за счет средств областного бюджета, а также средств, указанных в статье 21 настоящего Закона.
3. Сделки приватизации областного имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными в соответствии с федеральным законодательством.
4. Денежные средства, полученные от взыскания штрафных санкций за неисполнение обязательств по сделкам приватизации областного имущества, подлежат перечислению в порядке, установленном статьей 21 настоящего Закона.
5. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для публикации информационного сообщения сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, должностные лица открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации областного имущества, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Губернатору Новосибирской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Губернатор
Новосибирской области
В.А. Толоконский
г. Новосибирск,
Красный проспект, 18
20 мая 2004 г.
N 181-ОЗ