ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 9 октября 2007 г. N 185
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ
В целях упорядочения проведения экспертизы отчетов об оценке при осуществлении полномочий собственника федерального имущества, полномочий государственного финансового контрольного органа приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке.
2. Структурным подразделениям Росимущества и территориальным органам Росимущества при проведении экспертизы отчетов об оценке в рамках осуществления полномочий государственного финансового контрольного органа, собственника федерального имущества руководствоваться прилагаемым Порядком.
3. Определить Управление учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования (Поляков Е.Н.) структурным подразделением Росимущества, ответственным за проведение экспертизы отчетов об оценке.
4. Управлению учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества в срок до 25.06.2007 разработать форму отчетности территориальных управлений Росимущества о работе по экспертизе отчетов об оценке для внесения изменений в Приказ Росимущества от 04.07.2006 N 160 "Об отчетности территориальных органов Росимущества по осуществлению полномочий собственника в отношении федерального имущества".
5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его подписания.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Росимущества Аратского Д.Б.
Приложение 1
к Приказу Федерального
агентства по управлению
федеральным имуществом
от 09.10.2007 N 185
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями Федеральных законов от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"), от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (далее - Положение) и иными нормативными правовыми актами в целях организации работы по проведению экспертизы отчетов об оценке объектов оценки, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432
2. Основные понятия и определения
2.1. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия и определения:
экспертиза отчета об оценке - совокупность мероприятий по проверке соответствия отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;
экспертное заключение - документ, составленный по результатам экспертизы отчета об оценке, содержащий мотивированное мнение о соответствии (несоответствии) данного отчета стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;
эксперт - уполномоченное должностное лицо Росимущества или его территориального органа, проводящее экспертизу отчета об оценке;
сторонний эксперт - лицо, привлекаемое для проведения экспертизы отчета об оценке на договорной основе в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2.2. Все иные понятия и определения, используемые в настоящем Порядке, трактуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Основания проведения экспертизы отчета об оценке
3.1. Экспертиза отчетов об оценке проводится в случаях, предусмотренных Приказами Росимущества от 09.10.2007 N 187 "О временном порядке осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа", от 09.10.2007 N 186 "Об особенностях подготовки решений, связанных с реализацией Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий собственника федерального имущества", а также иными приказами Росимущества.
В случаях, не предусмотренных приказами Росимущества, в том числе при поступлении жалобы на действия территориальных органов Росимущества при проведении экспертизы отчетов об оценке, экспертиза отчетов об оценке может быть проведена Управлением учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества только по поручению Руководителя или Заместителя Руководителя Росимущества.
3.2. В случае если с даты составления поступившего отчета об оценке прошел срок, в течение которого итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных законодательством об оценочной деятельности, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, или указанный срок истечет в течение периода, предусмотренного на проведение экспертизы данного отчета об оценке, то экспертиза данного отчета не проводится, а отчет в течение 5 рабочих дней с момента поступления направляется заявителю с указанием причин возврата.
3.3. Положения пункта 3.2 настоящего Порядка не распространяются на следующие случаи проведения экспертизы отчетов об оценке:
проведение экспертизы отчетов об оценке по поручению Руководителя Росимущества и Заместителя Руководителя Росимущества;
проведение контроля за осуществлением оценочной деятельности в случаях, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
4. Основные обязанности эксперта
Эксперт при проведении экспертизы отчета об оценке обязан: соблюдать законодательство Российской Федерации и положения настоящего Порядка;
обеспечивать конфиденциальность и не разглашать информацию, полученную в ходе проведения экспертизы отчета об оценке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обеспечивать сохранность документов, переданных эксперту на рассмотрение.
5. Требования к проведению экспертизы отчета об оценке
5.1. Эксперт, при проведении экспертизы отчета об оценке, используя информацию, содержащуюся в отчете об оценке, обязан, с учетом существенности их влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки, проверить следующее:
- соответствие отчета об оценке формальным и иным требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- соответствие вида оцениваемой стоимости целям и задачам оценки;
- достаточность описания источников получения информации;
- достаточность описания ценообразующих факторов (оказывающих существенное влияние на стоимость) объекта оценки, в том числе правовой (принадлежность и состав существующих и оцениваемых прав), экономической, технической и иной информации;
- правомочность (соответствие законодательству) и достоверность (соответствие фактическим обстоятельствам) принятых при проведении оценки допущений;
- наличие анализа рынка объекта оценки с анализом влияния ценообразующих факторов на стоимость объекта оценки и указанием ценовых диапазонов по основным параметрам расчета;
- корректность выбора варианта наиболее эффективного использования объекта оценки (проверка соответствия возможных вариантов использования критериям: физическая осуществимость, юридическая правомочность, экономическая эффективность, максимальная стоимость);
- соответствие применяемых при использовании при оценке расчетов выбранному варианту наиболее эффективного использования;
- корректность применения подходов к оценке, в том числе учет всех ценообразующих факторов объекта оценки;
- корректность обоснования отказа от использования, в случае если отдельные подходы к оценке не использовались;
- корректность проведения согласования результатов расчетов различными подходами к оценке;
- наличие и полноту описания специальных терминов, обоснований, расчетов и выводов.
5.2. Замечания, указанные экспертом в экспертном заключении, должны указывать на одно из следующих обстоятельств:
- несоответствие формальным требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- наличие неоднозначного толкования (противоречивость) сведений, приведенных в отчете об оценке;
- наличие фактов (обстоятельств) введения в заблуждение сведениями, приведенными в отчете об оценке, в том числе значением итоговой величины стоимости объекта оценки, не соответствующей рыночным данным, полученным экспертом в ходе проведения экспертизы из общедоступных источников информации.
5.3. Замечания к отчету об оценке должны отражать значимость выявленных нарушений, показывать существенность их влияния на итоговый результат. Замечания к отчету об оценке могут отражать следующие нарушения:
- ошибочность исходных данных;
- отсутствие обоснования данных;
- арифметические ошибки;
- методологические ошибки;
- логические ошибки;
- противоречивость данных;
- невозможность проверки достоверности данных.
5.4. Экспертные заключения в сроки, установленные приказами Росимущества, направляются заявителю или в адрес, указанный в обращении (поручении), на основании которого была проведена экспертиза отчета об оценке.
5.5. Для проведения экспертизы отчетов об оценке могут привлекаться специалисты (организации) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Требования к оформлению результатов экспертизы отчетов об оценке
6.1. Заключение, составленное по результатам экспертизы отчета об оценке, должно содержать обязательные реквизиты, предусмотренные для подобных документов Временной инструкцией по делопроизводству в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденной Приказом Росимущества от 05.05.2005 N 138, а также Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Минкультуры России от 08.11.2005 N 536.
6.2. При оформлении заключения, составленного по результатам экспертизы отчета об оценке объектов недвижимости, оборудования, иного имущества и имущественных прав, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, эксперт руководствуется примерной формой, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
При оформлении заключения, составленного по результатам экспертизы отчета об оценке долей, акций и иных эмиссионных бумаг общества, эксперт руководствуется примерной формой, приведенной в Приложении 2 к настоящему Порядку.
7. Контроль
7.1. Управление учета имущества анализа, оценки и контроля его использования Росимущества осуществляет контроль территориальных органов Росимущества на предмет эффективности организации работы по экспертизе отчетов об оценке, для чего запрашивает в соответствующих территориальных органах Росимущества необходимые документы, в том числе отчеты об оценке, и по результатам проверки составляет акты с указанием выявленных нарушений.
7.2. Территориальные органы Росимущества по требованию Управления учета имущества анализа, оценки и контроля его использования Росимущества в течение 3 рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса о проведении проверки направляют в Управление учета имущества анализа, оценки и контроля его использования Росимущества затребованные документы, в том числе оригиналы отчетов об оценке и копии экспертных заключений.
По окончании проверки оригиналы отчетов об оценке Управление учета имущества анализа, оценки и контроля его использования Росимущества в течение 30 рабочих дней направляет в соответствующие территориальные органы Росимущества.
8. Размещение информации о рассмотрении отчетов об оценке
8.1. Информация о поступивших отчетах об оценке и их рассмотрении размещается на официальном сайте Росимущества (территориального органа Росимущества) еженедельно до 17.00 последнего рабочего дня недели.
Приложение 1
к Порядку проведения
экспертизы отчетов об оценке
Должность (наименование) заявителя в дательном падеже И.О. Фамилия заявителя в дательном падеже Адрес заявителя Заключение на Отчет N ______________ __________ (название отчета) от __.__.__ (дата составления отчета)
В рамках настоящего экспертного заключения доводим до Вашего сведения результаты (повторной) экспертизы отчета N ______________ (название отчета) от __.__.____ (дата составления отчета) г. (далее - Отчет), выполненного _____________________________ (наименование оценщика с указанием организационно-правовой формы), действующим на основании лицензии N _______________ от __.__.____, со сроком действия до _______________ г. (далее - Оценщик), по Договору N ____________ от __________ г., для целей _________________ (цели и задачи оценки).
Основания для проведения экспертизы: служебная записка/обращение N _______ от __________ г.
Экспертиза проводится на предмет проверки соответствия Отчета стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
Объект оценки ____________________________________ (краткое описание объекта оценки, обеспечивающее его идентификацию в соответствии с отчетом об оценке).
В соответствии с Отчетом итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на _____________ г. без учета НДС/с учетом НДС составляет _____________ (стоимость объекта оценки прописью) рублей.
Выведение Оценщиком итоговой величины стоимости объекта оценки
Замечания (при их наличии) разделяются по мере существенности влияния на итоговый результат от большего к меньшему, а также по хронологии Отчета.
1. Постановка задания на оценку.
2. Описание объекта оценки.
3. Анализ рынка.
4. Анализ наиболее эффективного использования.
5. Обоснованность отказа от применения подходов.
6. В рамках затратного подхода.
7. В рамках сравнительного подхода.
8. В рамках доходного подхода.
9. При согласовании результатов оценки.
10. Прочие выявленные ошибки, неточности и противоречия,
которые оказывают несущественное влияние на итоговый
результат.
11. Выявленные при проведении экспертизы нарушения формальных требований законодательства.
В результате проведенной экспертизы сделан вывод о том, что Отчет соответствует/не соответствует стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Начальник подразделения И.О. Фамилия Фамилия И.О. исполнителя Номер контактного телефона Наименование подразделения Наименование отдела
Приложение 2
к Порядку проведения
экспертизы отчетов об оценке
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ОТЧЕТЫ ОБ ОЦЕНКЕ ДОЛЕЙ, АКЦИЙ И ИНЫХ ЭМИССИОННЫХ БУМАГ ОБЩЕСТВА Должность (наименование) заявителя в дательном падеже И.О. Фамилия заявителя в дательном падеже Адрес заявителя Заключение на Отчет N ____________ ___________________ (название отчета) от __.__.__ (дата составления отчета)
В рамках настоящего экспертного заключения доводим до Вашего сведения результаты (повторной) экспертизы отчета N _______________ (название отчета) от __.__.____ (дата составления отчета) (далее - Отчет), выполненного __________________ (наименование оценщика с указанием организационно-правовой формы), действующим на основании лицензии N ______________ от __.__.____, со сроком действия до _____________ г. (далее - Оценщик), по Договору N ______________ от ____________ г., для целей _______________ (цели и задачи оценки).
Основания для проведения экспертизы: служебная записка/обращение N __________ от __________ г.
Экспертиза проводится на предмет проверки соответствия Отчета стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
Объект оценки: ________________________________________ (указывается размер пакета акций в штуках или в процентах с указанием типа акции: обыкновенная/привилегированная; наименование предприятия-эмитента; если одна акция, то обязательно указание, в составе какого пакета акция оценивается; также указывается собственник пакета акций).
В составе акционеров: _______________________________ (указывается доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Замечания (при их наличии) разделяются по мере существенности влияния на итоговый результат от большего к меньшему, а также по хронологии Отчета.
1. Постановка задания на оценку.
2. Описание объекта оценки.
3. Анализ отрасли.
4. Финансовый анализ предприятия.
5. Обоснованность отказа от применения подходов.
6. В рамках затратного подхода.
7. В рамках сравнительного подхода.
8. В рамках доходного подхода.
9. При согласовании результатов и внесении итоговых
корректировок.
10. Прочие выявленные ошибки, неточности и противоречия,
которые оказывают несущественное влияние на итоговый результат.
11. Выявленные при проведении экспертизы нарушения формальных
требований законодательства. Вывод рыночной стоимости Объекта оценки по состоянию на "дата оценки"
В результате проведенной экспертизы сделан вывод о том, что Отчет соответствует/не соответствует стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
Если цель оценки - осуществление дополнительной эмиссии по закрытой подписке, то необходимо указать наименование акционеров, в пользу которых будет размещена дополнительная эмиссия, и реквизиты документа, подтверждающего данный факт. Начальник подразделения И.О. Фамилия Фамилия И.О. исполнителя Номер контактного телефона Наименование подразделения Наименование отдела