Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2007 г. N 10793
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 сентября 2007 г. N 604
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (ч. II), ст. 247) приказываю:
Утвердить Методику оценки эффективности использования иностранной рабочей силы согласно приложению.
Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 17 сентября 2007 г. N 604
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Глава I. Основания разработки методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы
Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (далее - Методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 <*> Федерального закона от 25.07.2002 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032) и пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации".
<*> Введена Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3286).
Глава II. Назначение и использование Методики
Методика разработана для проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС) в отчетном году, которая предполагает анализ влияния ИРС на экономику и социальную сферу субъекта Российской Федерации и производится в целях выработки политики в сфере привлечения и использования ИРС.
Методика предназначена для оценки эффективности использования иностранных работников, получивших в установленном порядке разрешение на работу в Российской Федерации, то есть иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность. Эффективность использования иностранных граждан, зарегистрированных в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в Методике не оценивается.
Оценка эффективности использования ИРС и вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие регионов ежегодно осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа комплекса показателей, представленных в данной методике и отражающих как ситуацию в отчетном году, так и ее изменение за ряд прошлых лет.
Оценка проводится уполномоченным органом субъекта Российской Федерации ежегодно до 15 июня года, следующего за отчетным. Результаты оценки эффективности ИРС обобщаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и используются при:
принятии решений в области политики привлечения и использования ИРС;
рассмотрении заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;
подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год;
подготовке заявки по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации на предстоящий год;
подготовке заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
При выявлении в ходе оценки эффективности изменения тенденций в отрицательную сторону следует выявить причины сложившейся ситуации и предусмотреть меры по ее исправлению.
Ежегодно до 25 июня информация о результатах оценки эффективности использования ИРС в предыдущем году направляется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на рассмотрение межведомственных комиссий по вопросам привлечения и использования иностранных работников для принятия решения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
Ежегодно до 15 июля уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации информацию о результатах оценки эффективности использования ИРС в предыдущем году вместе с предложениями о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников, и объемах квот.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот по Российской Федерации рассматривает предложения субъектов Российской Федерации с учетом сложившегося положения на российском рынке труда, демографической ситуации, принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году. Информация представляется в соответствии с формами, содержащимися в Приложениях N 1 - 16 к Методике.
Глава III. Направления оценки эффективности использования ИРС
Оценка эффективности использования ИРС производится по следующим направлениям:
1. Оценка влияния ИРС на экономическое развитие субъекта Российской Федерации и расходы бюджета, связанные с привлечением и использованием ИРС.
2. Оценка влияния ИРС на рынок труда субъекта Российской Федерации.
3. Оценка прочих показателей, связанных с пребыванием иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации.
Глава IV. Показатели для оценки эффективности использования ИРС
Здесь представлены показатели, которые применяются для оценки эффективности использования ИРС по каждому из перечисленных направлений.
Представленные показатели используются для анализа текущей ситуации в регионе и тенденций ее изменения в динамике за последние 3 года.
4.1. Оценка влияния ИРС на экономическое развитие субъекта Российской Федерации и расходы бюджета, связанные с привлечением и использованием ИРС
4.1.1. Вклад ИРС в экономическое развитие региона в целом и по укрупненным видам экономической деятельности (по разделам ОКВЭД) <*>.
<*> В Методике используются укрупненные группы видов экономической деятельности по разделам ОКВЭД (разделы A - Q; всего 17 видов экономической деятельности).
Показатели:
валовый региональный продукт (далее - ВРП);
оборот организаций, отгрузка товаров и услуг собственного производства в текущих ценах по видам экономической деятельности;
численность занятых по видам экономической деятельности;
численность ИРС в целом и по видам экономической деятельности.
Методика анализа показателей по разделу 4.1.1
1. Динамика ВРП по региону сопоставляется с численностью привлекаемой ИРС в целом, что позволяет проследить тенденции привлечения ИРС во взаимосвязи с динамикой экономического развития субъектов Российской Федерации.
2. Вклад ИРС в экономическое развитие субъекта Российской Федерации в целом определяется как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности: оборот организаций, отгрузка товаров и услуг собственного производства в текущих ценах по виду экономической деятельности, умноженный на долю ИРС в численности занятых по соответствующему виду экономической деятельности.
Таблица исходных данных для сопоставления темпов роста объемов производства с динамикой численности привлекаемой ИРС приведена в Приложении к Методике (Приложение N 2).
Информационной базой расчета показателей раздела 4.1.1 являются данные о количестве выданных разрешений на работу и структуре привлеченной ИРС по видам деятельности, данные Росстата о численности занятых в субъекте Российской Федерации, ВРП и об обороте организаций, отгрузка товаров и услуг собственного производства.
4.1.2. Оценка вклада ИРС в доходную часть бюджетов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с привлечением и использованием ИРС.
Показатели:
численность иностранных граждан, которым была оказана экстренная медицинская помощь (человек) и расходы бюджета на ее оказание (тыс. рублей);
расходы бюджета на оказание другой медицинской помощи иностранным гражданам (тыс. рублей);
численность детей иностранных граждан, обучающихся в детских дошкольных учреждениях и школах (человек), и расходы бюджета на их содержание и обучение (тыс. рублей);
расходы бюджета на поддержание инфраструктуры, используемой иностранными гражданами (общежития, транспорт, связь, ЖКХ и т.п.) в субъекте Российской Федерации (тыс. рублей);
расходы бюджета на депортацию и административное выдворение иностранных работников (тыс. рублей);
прочие расходы бюджета субъекта Российской Федерации (тыс. рублей);
вклад ИРС в доходную часть бюджетов.
Методика анализа показателей по разделу 4.1.2
1. Совокупные бюджетные расходы, связанные с привлечением и использованием ИРС, сопоставляются с вкладом ИРС в доходную часть бюджетов. Он рассчитывается как объем НДФЛ, полученный с фонда заработной платы по видам деятельности, выплачиваемой ИРС; фонд зарплаты, приходящийся на ИРС, определяется пропорционально ее доле в численности занятых по видам экономической деятельности и затем суммируется.
Для сопоставления доходов бюджетов по НДФЛ с расходами необходимо учитывать все расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе расходы муниципальных бюджетов.
Информационной базой расчета показателей раздела 4.1.2 являются данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4.2. Оценка влияния ИРС на рынок труда субъекта Российской Федерации
4.2.1. Масштабы привлечения
Показатели:
совокупная численность иностранных работников (ИРС), работавших в субъекте Российской Федерации в отчетном году (человек);
численность и структура ИРС по видам экономической (человек, %);
численность и структура ИРС в разрезе укрупненных квалификационных групп (человек, %):
1 - высококвалифицированные работники (1 - 2 укрупненные группы по ОКЗ);
2 - работники среднего уровня квалификации (3 - 8 укрупненные группы по ОКЗ);
3 - низкоквалифицированные работники (9 группа по ОКЗ);
численность привлеченных работников из других субъектов Российской Федерации, в том числе по видам деятельности и квалификационным группам.
Информационной базой для расчета показателей раздела 4.2.1 являются данные ФМС России о количестве выданных разрешений на работу и структуре привлеченной ИРС по видам деятельности и квалификации. Численность привлеченных работников из других субъектов Российской Федерации определяется по данным отчетов организаций.
Методика анализа показателей по разделу 4.2.1
1. Показатели этого раздела используются для оценки соответствия численности и структуры привлеченной в отчетном году ИРС потребностям работодателей за соответствующий период. Для этого показатели численности ИРС с разбивкой по видам деятельности и квалификационным группам сравниваются с заявками работодателей на отчетный период. Определяется степень удовлетворенности спроса на ИРС по видам деятельности и квалификационным группам, который учитывается при формировании перспективной потребности и квоты на привлечение ИРС.
Таблицы для оценки соответствия численности и структуры ИРС спросу работодателей на ИРС приведены в Приложении к Методике (Приложение N 5).
4.2.2. Оценка доли ИРС в численности занятых в субъекте Российской Федерации.
Показатели:
совокупная (средняя) доля ИРС в численности занятых в экономике региона (в %, вычисляется как отношение численности ИРС к численности занятых, умноженное на 100% <*>);
<*> При расчете доли иностранных работников в численности занятых используется показатель среднегодовой численности занятых в экономике, характеризующий фактическое участие работников в производстве товаров и услуг (включая иностранных граждан) и используемый в системе расчета баланса трудовых ресурсов.
доля ИРС в численности занятых в экономике региона по основным видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (в %, вычисляется как отношение численности ИРС по каждому виду деятельности к численности занятых по соответствующему виду деятельности умноженное на 100%);
доля ИРС в численности занятых в экономике региона в разрезе укрупненных квалификационных групп в соответствии с ОКПДТР (в %, вычисляется как отношение численности ИРС по каждой квалификационной группе к численности занятых по соответствующей квалификационной группе, умноженное на 100%).
Методика анализа показателей по разделу 4.2.2
1. Показатели доли иностранных работников в численности занятых по видам экономической деятельности сопоставляются с показателем совокупной (средней) доли ИРС в численности занятых по субъекту Российской Федерации. Оценивается степень зависимости отраслей от притока ИРС. Выявляются отрасли с относительно высокой (выше средней) и отрасли с относительно низкой (ниже средней) долей ИРС в численности занятых.
Таблицы для сопоставления долей ИРС в численности занятых по видам экономической деятельности приведены в Приложении к Методике (Приложение N 6).
2. Показатели доли иностранных работников в численности занятых по укрупненным квалификационным группам сопоставляются с показателем совокупной (средней) доли ИРС в численности занятых по субъекту Российской Федерации.
Этот показатель для группы низкоквалифицированных работников косвенно характеризует влияние миграции на распространенность ручного труда и модернизационные процессы в отраслях экономики, в которых наиболее распространен труд мигрантов. Доля иностранных работников в общей численности высококвалифицированных работников косвенно характеризует влияние миграции на развитие инновационных видов деятельности.
Таблицы для сопоставления доли ИРС в численности занятых по квалификационным группам приведены в Приложении к Методике (Приложение N 7).
Информационной базой для расчета показателей раздела 4.2.2 являются данные о количестве выданных разрешений на работу и структуре привлеченной ИРС по видам деятельности и квалификации и данные Росстата о численности и структуре занятых в экономике субъекта Российской Федерации.
4.2.3. Динамика привлекаемой ИРС в сопоставлении с динамикой занятости.
Показатели:
темпы роста численности ИРС по годам с 2005 г. (в %, вычисляется как отношение численности ИРС в базовом году к соответствующему показателю предыдущего года, умноженное на 100%);
изменение доли ИРС в численности занятых по годам с 2005 г. (в %, вычисляется как отношение доли ИРС в численности занятых в базовом году к соответствующему показателю предыдущего года, умноженное на 100%).
Методика анализа показателей по разделу 4.2.3
1. Показатели темпов роста численности ИРС и изменения доли ИРС в численности занятых сопоставляются с темпами роста численности занятых в субъекте Российской Федерации по годам.
Анализ и сопоставление темпов роста численности ИРС и темпов роста числа занятых в экономике региона позволяет определить, растет ли привлечение ИРС в регион опережающими темпами по сравнению с темпами роста числа занятых или, наоборот, отстает от роста занятости. Показатели этого раздела являются вспомогательными и могут использоваться при анализе соответствия наблюдаемой тенденции привлечения ИРС интересам и потребностям региона, с привлечением данных о прогнозах развития экономики и рынка труда и заявленной потребности работодателей в привлечении ИРС на следующий год.
Таблицы для сопоставления темпов роста численности ИРС и изменения доли ИРС в численности занятых с темпами роста численности занятых приведены в Приложении к Методике (Приложение N 8).
Информационной базой расчета показателей раздела 4.2.3 являются данные о количестве выданных разрешений на работу и структуре привлеченной ИРС по видам деятельности и квалификации и данные Росстата о численности и структуре занятых в экономике в субъекте Российской Федерации.
4.2.4. Влияние ИРС на напряженность рынка труда.
Показатели:
совокупный (средний) показатель отношения численности безработных <*> к численности ИРС (человек, число безработных на одного иностранного работника; вычисляется как отношение численности безработных к численности ИРС);
<*> Используются данные по общей безработице, полученные по методологии МОТ.
отношение численности безработных к численности ИРС по видам экономической деятельности (человек, число безработных на одного иностранного работника по видам деятельности; вычисляется как отношение численности безработных к численности ИРС для каждого вида экономической деятельности, где заняты иностранные работники);
отношение численности безработных к численности ИРС по укрупненным квалификационным группам (человек, число безработных на одного иностранного работника определенной квалификации; вычисляется как отношение численности безработных к численности ИРС по укрупненным квалификационным группам);
количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по профессионально-квалификационной структуре со структурой безработных (в абсолютном выражении (человек) и в отношении к общей численности привлеченной ИРС в %; вычисляется в результате сравнения структуры безработных со структурой ИРС по видам экономической деятельности и квалификационным группам в разрезе профессий (по ОКПДТР));
совокупный (средний) показатель отношения численности привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий (число вакансий на одного иностранного работника; вычисляется как отношение числа заявленных вакансий к численности ИРС);
отношение численности привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий по видам деятельности (число вакансий на одного иностранного работника по видам деятельности; вычисляется как отношение числа заявленных вакансий к численности ИРС по видам деятельности);
отношение численности привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий в разрезе квалификационных групп (число вакансий на одного иностранного работника определенной квалификации; вычисляется как отношение числа заявленных вакансий к численности ИРС по квалификационным группам);
изменение квалификационной структуры безработных, вакансий и ИРС по сравнению с предшествующим периодом (в %; вычисляется как отношение численности безработных, заявленных вакансий и ИРС в базовом году к соответствующим показателям за предыдущий год, умноженное на 100%).
Методика анализа показателей по разделу 4.2.4
1. Показатели в данном разделе отражают степень давления мигрантов на рынок труда и соответствие объема и структуры спроса на рынке труда объему и структуре предложения ИРС. Выявленные диспропорции в объеме и структуре спроса и предложения ИРС используются при формировании и обосновании квот на привлечение ИРС в перспективном периоде. Совпадение квалификационной структуры безработных и ИРС может быть основанием для уменьшения квот на привлечение ИРС данной квалификации. Наоборот, несовпадение профессионально-квалификационной структуры безработных со структурой привлекаемой ИРС говорит о том, что ИРС не оказывает существенного влияния на напряженность рынка труда и не занимает места, на которые претендуют местные безработные, что может быть основанием для сохранения квоты на прежнем уровне или увеличения ее.
2. Показатель отношения численности безработных к численности ИРС вычисляется по видам деятельности. Виды деятельности, в которых заняты иностранные работники, ранжируются в зависимости от величины этого показателя и сопоставляются с совокупным (средним) показателем отношения численности безработных к численности ИРС. Делается заключение о меньшем или большем (по отношению к среднему) уровне давления ИРС на рынок труда по отдельным видам деятельности (об относительно "благополучных" и "напряженных" участках рынка).
3. Показатель отношения численности безработных к численности ИРС вычисляется в разрезе квалификационных групп. Величина этого показателя для каждой квалификационной группы сопоставляется с совокупным (средним) показателем отношения численности безработных к численности ИРС. Делается заключение о меньшем или большем (по отношению к среднему) уровне давления ИРС на рынок труда по отдельным квалификационным группам (об относительно "благополучных" и "напряженных" участках рынка в разрезе квалификации).
Таблицы для сопоставления структуры безработицы и ИРС по видам деятельности и квалификационным группам приведены в Приложении к Методике (Приложение N 9).
4. Показатели отношения численности привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий по видам деятельности и квалификационным группам анализируются по аналогичной схеме (см. пункт 2 и 3 выше).
Таблицы для сопоставления структуры заявленных вакансий и ИРС по видам деятельности и квалификационным группам приведены в Приложении к Методике (Приложение N 10).
5. Показатель количества рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре со структурой безработных, является условным показателем количества рабочих мест, которые в настоящее время заняты ИРС, но могли бы быть заняты местными безработными.
Таблицы для сопоставления структуры безработных со структурой ИРС по видам экономической деятельности и квалификационным группам в разрезе профессий (по ОКПДТР) приведены в Приложении к Методике (Приложение N 11).
6. Показатели данного раздела анализируются в динамике по годам с 2005 года.
Информационной базой расчета показателей раздела 4.2.4 являются данные о количестве выданных разрешений на работу и структуре привлеченной ИРС по видам деятельности и квалификации; данные Росстата о численности и структуре общей безработицы и о численности и структуре заявленных в службу занятости вакансий в субъекте Российской Федерации.
4.2.5 (вспомогательные показатели <*>). Влияние ИРС на уровень оплаты труда и отклонения (дискриминацию) в оплате труда в отраслях со значительной долей иностранного труда (по ОКВЭД).
<*> Полное применение показателей данного раздела станет возможным при включении соответствующих показателей в действующую статистическую отчетность. Тем не менее показатели, содержащиеся в данном разделе, могут использоваться в качестве вспомогательных для проведения анализа причин отклонений в уровнях зарплаты, выявления фактов нарушения налогового и трудового законодательства, соглашений в рамках социального партнерства, дискриминации мигрантов и принятия соответствующих мер.
Показатели:
соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС и российских граждан <*> (в %, вычисляется как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате российских граждан, умноженное на 100%);
<*> Либо сопоставляется с заработной платой всех занятых при отсутствии данных по российским гражданам.
соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС и российских граждан по видам деятельности (в %, вычисляется как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС по видам деятельности к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате российских граждан по видам деятельности, умноженное на 100%);
соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС и российских граждан по укрупненным квалификационным группам (в %, вычисляется как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС по укрупненным квалификационным группам к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате российских граждан по укрупненным квалификационным группам, умноженное на 100%).
Методика анализа показателей по разделу 4.2.5
1. Показатели используются для выявления возможного разрыва в оплате труда местных работников и мигрантов. Наличие больших разрывов в оплате труда может косвенно свидетельствовать о понижающем влиянии заработков иностранных работников на общий уровень оплаты труда в основных отраслях их занятости, что отражается на зарплате местных работников; о наличии дискриминации; о возможном пополнении малообеспеченных групп населения (росте бедности) за счет мигрантов. Однако такие оценки потребуют более глубокого анализа причин и отклонений в уровнях зарплаты, которые могут быть обусловлены различиями в квалификации, характере и условиях труда, колебаниями спроса и предложения труда и т.п.
2. Оцениваются разрывы в заработной плате между российскими гражданами и иностранными работниками по видам деятельности. Значения показателей соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС и российских граждан по отдельным видам деятельности сопоставляются с совокупным (средним) показателем для субъекта Российской Федерации. Выявляются виды деятельности с наибольшими разрывами в заработной плате между российскими гражданами и иностранными работниками.
3. Оцениваются разрывы в заработной плате между российскими гражданами и иностранными работниками в разрезе укрупненных квалификационных групп. Значения показателей соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС и российских граждан в разрезе квалификационных групп сопоставляются с совокупным (средним) показателем для субъекта Российской Федерации. Выявляются квалификационные группы с наибольшими разрывами в заработной плате между российскими гражданами и иностранными работниками.
Таблицы для сопоставления среднемесячной номинальной начисленной заработной платы ИРС и российских граждан по видам деятельности и в разрезе квалификационных групп приведены в Приложении к Методике (Таблица N 12).
Информационной базой расчета показателей раздела 4.2.5 являются данные Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате и данные о заявленных размерах оплаты труда на основании заявки работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности иностранных работниках в субъекте Российской Федерации <*>.
<*> Форма заявки утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4.2.6. Степень вовлечения иностранных работников в неформальные экономические отношения.
Показатели:
соотношение числа иностранных граждан, в том числе граждан из стран СНГ, зарегистрированных по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, и числа разрешений на работу, выданных иностранным гражданам, в том числе гражданам стран СНГ, за отчетный период (в абсолютном и процентном выражении); вычисляется как разница между числом иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, и числом разрешений на работу, выданных иностранным гражданам (в абсолютном выражении); или как отношение числа выданных разрешений на работу к числу иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, умноженное на 100% (в процентном выражении);
соотношение числа выданных иностранным работникам разрешений на работу и числа уведомлений, полученных от работодателей (в абсолютном и процентном выражении); вычисляется как разница между числом выданных разрешений на работу и числом полученных уведомлений от работодателя в отчетном периоде (в абсолютном выражении); или как отношение числа полученных уведомлений от работодателя к числу выданных разрешений на работу в отчетном периоде (в процентном выражении).
Методика анализа показателей по разделу 4.2.6
1. Показатель соотношения числа иностранных граждан, в том числе граждан из стран СНГ, зарегистрированных по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, и числа разрешений на работу, выданных иностранным гражданам, в том числе гражданам стран СНГ, за отчетный период косвенно показывает величину и уровень незаконной (без разрешения на работу) и теневой (без заключения договора) занятости иностранных граждан в субъекте Российской Федерации. Значения показателя анализируются в динамике по годам в сравнении с предыдущим периодом.
2. Показатель соотношения числа выданных иностранным работникам разрешений на работу и числа уведомлений, полученных от работодателей, может косвенно свидетельствовать о величине и уровне теневой (без договора) занятости иностранных работников. Значения показателя анализируются в динамике по годам в сравнении с предыдущим периодом.
Таблицы для сопоставления зарегистрированных по месту пребывания, выданных разрешений на работу и полученных уведомлений приведены в Приложении к Методике (Приложение N 13).
Информационной базой расчета показателей раздела 4.2.6 являются данные ФМС России и данные о количестве выданных разрешений на работу и полученных уведомлений от работодателей.
4.2.7. Условия труда ИРС.
Показатели:
уровень производственного травматизма со смертельным исходом среди ИРС, в том числе по видам деятельности (человек на 1000 иностранных работников).
Методика анализа показателей по разделу 4.2.7
1. Показатель характеризует уровень травматизма со смертельным исходом на производстве. Показатели численности иностранных работников, пострадавших при несчастных случаях на производстве, в том числе по видам деятельности, сравниваются с соответствующими средними показателями по субъекту Российской Федерации. Делается заключение об относительно более или менее высоком уровне производственного травматизма иностранных работников со смертельным исходом по отношению к среднему по субъекту Российской Федерации.
2. Значения показателей в субъекте Российской Федерации сравниваются со средним показателем для Российской Федерации.
Таблицы для сопоставления уровня производственного травматизма среди ИРС со средним уровнем в субъекте Российской Федерации и уровне производственного травматизма среди ИРС по Российской Федерации в целом приведены в Приложении к Методике (Приложение N 14).
Информационной базой расчета показателей раздела 4.2.7 являются данные Росстата и данные служб занятости субъектов Российской Федерации.
4.3. Прочие показатели, связанные с пребыванием иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации
Показатели:
число преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, в том числе по видам преступлений, и их доля в общей численности соответствующих преступлений по субъекту Российской Федерации;
уровень преступности среди иностранных граждан (число совершенных преступлений на 1000 иностранных граждан) в сопоставлении со средним уровнем преступности в субъекте Российской Федерации (число совершенных преступлений на 1000 населения);
число административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, в том числе по видам правонарушений, и их доля в общей численности соответствующих правонарушений;
число нарушений трудового законодательства в отношении иностранных работников в сопоставлении с местными работниками (по результатам проверок Государственной инспекции труда соответствующего субъекта Российской Федерации);
количество общественных организаций (правозащитных, национально-культурных и пр.), оказывающих помощь мигрантам в регионе, и наличие поддержки (финансирования) деятельности этих организаций из регионального или федерального бюджета.
Методика анализа показателей по разделу 4.3
1. Показатели числа преступлений, административных правонарушений, нарушений трудового законодательства в отношении иностранных граждан сравниваются с соответствующими средними показателями по Российской Федерации. Делается заключение об относительно большем или меньшем (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) влиянии присутствия иностранных граждан на криминогенную обстановку в регионе.
Таблицы для оценки влияния иностранных граждан на криминогенную обстановку в субъекте Российской Федерации приведены в Приложении к Методике (Приложение N 15).
2. Показатели раздела анализируются в динамике в отношении к предыдущему году.
Информационной базой расчета показателей раздела 4.2.7 являются данные МВД России, государственных инспекций труда и других органов.
Приложение N 1
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИРС ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 2
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ ПРИВЛЕКАЕМОЙ ИРС С ДИНАМИКОЙ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВРП)
Заключение о динамике изменения вклада ИРС в производство товаров и услуг, в том числе по видам экономической деятельности:
Приложение N 3
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИРС, С ВКЛАДОМ ИРС В ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТОВ
Приложение N 4
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ПРИВЛЕКАЕМОЙ ИРС И РАБОТНИКОВ ИЗ ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 5
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ИРС ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Пояснения к заполнению приложения N 5
1. Данная таблица-шкала используется для оценки соответствия численности ИРС, привлеченной в отчетном году, потребности работодателей в том же году.
2. Нужная клетка отмечается знаком "X" (одна клетка в каждой колонке).
Приложение N 6
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДОЛЕЙ ИРС В ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приложение N 7
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДОЛЕЙ ИРС В ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ ПО УКРУПНЕННЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ
Приложение N 8
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ИРС И ДОЛИ ИРС В ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ С ТЕМПАМИ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 9
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИРС ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ
Приложение N 10
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАЯВЛЕННЫХ ВАКАНСИЙ И ИРС ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ
Приложение N 11
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ И СТРУКТУРЫ БЕЗРАБОТНЫХ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ И СТРУКТУРОЙ ИРС ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕМ ОСНОВНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ В РАЗРЕЗЕ ПРОФЕССИЙ (ПО ОКПДТР)
Показатель | Безработные | ИРС |
Общая численность (человек) | ||
в том числе по видам деятельности и основным квалификационным группам в разрезе профессий (по ОКПДТР): | ||
1-й вид деятельности (наименование вида деятельности) | ||
1 - высококвалифицированные работники (1 - 2 укрупненные группы по ОКЗ) | ||
в том числе по профессиям | ||
... | ||
2 - работники среднего уровня квалификации (3 - 8 укрупненные группы по ОКЗ) | ||
в том числе по профессиям | ||
... | ||
3 - низкоквалифицированные работники (9 группа по ОКЗ) | ||
в том числе по профессиям | ||
... | ||
2-й вид деятельности (наименование вида деятельности) | ||
... | ||
Количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре со структурой безработных (абсолютный показатель) | ||
Количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре со структурой безработных в отношении к общей численности ИРС в % (относительный показатель) |
Приложение N 12
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ НОМИНАЛЬНОЙ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ИРС И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В РАЗРЕЗЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП
Приложение N 13
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫДАННЫХ ИНОСТРАННЫМ РАБОТНИКАМ РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ЧИСЛОМ ПОЛУЧЕННЫХ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ УВЕДОМЛЕНИЙ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА
Приложение N 14
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
СОПОСТАВЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ СРЕДИ ИРС СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛОМ
Приложение N 15
к Методике оценки эффективности
использования ИРС
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 16
к Методике оценки эффективности
использования ИРС