ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 сентября 2008 г. N БЕ-137-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОЛЕТНОМУ ДИСПЕТЧЕРСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, предлагаю:
1. Ввести в действие прилагаемое Положение по полетному диспетчерскому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления летных стандартов Федерального агентства воздушного транспорта В.В. Солдатова.
Врио руководителя
Ю.А.ГРЕЧУШКИНА
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ПОЛЕТНОМУ ДИСПЕТЧЕРСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Автоматизированная система расчета и планирования полетов - сертифицированное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации процесса расчета, планирования полета и подготовки документов при полетном диспетчерском обслуживании экипажей воздушных судов.
Диспетчер по обеспечению полетов - авиационный специалист, имеющий соответствующее свидетельство сотрудника по обеспечению полетов и разрешение на полетное диспетчерское обслуживание экипажей воздушных судов.
Диспетчерское решение на выполнение полета (Dispatch Release) - полетный документ установленной формы, подготовленный диспетчером по обеспечению полетов и утвержденный командиром воздушного судна, содержащий аэронавигационную, метеорологическую и другую необходимую информацию по предстоящему полету, включая ее анализ и выводы.
Полетное диспетчерское обслуживание экипажей воздушных судов - комплекс мероприятий по подготовке и предоставлению экипажу аэронавигационной и другой информации, включая ее анализ и выводы, необходимой для предполетной подготовки, принятия решения на вылет и выполнения полета.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Полетное диспетчерское обслуживание экипажей воздушных судов заключается в подготовке и предоставлении экипажу аэронавигационной и другой информации, включая ее анализ и выводы, необходимой для предполетной подготовки, принятия решения на вылет и выполнения полета.
2. Эксплуатанты, выполняющие полеты на самолетах 1 - 2 класса без штурмана в составе экипажа, осуществляют полетное диспетчерское обслуживание экипажей ВС или заключают договор с другой организацией, имеющей соответствующее разрешение на этот вид обслуживания.
3. Необходимость применения данного вида обслуживания при эксплуатации воздушных судов со штурманом в составе экипажа определяется эксплуатантом.
4. Полетное диспетчерское обслуживание экипажей воздушных судов выполняется диспетчером по обеспечению полетов.
ОБЯЗАННОСТИ ДИСПЕТЧЕРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
Диспетчер по обеспечению полетов выполняет следующие обязанности:
а) оказывает помощь командиру воздушного судна в подготовке к полету и обеспечивает соответствующей информацией, включая диспетчерское решение на выполнение полета;
б) оказывает помощь командиру воздушного судна в подготовке рабочего плана полета и плана полета для ОВД, подписывает, когда это применимо, и представляет план полета для ОВД соответствующему органу ОВД;
в) с помощью соответствующих средств обеспечивает командира воздушного судна в полете информацией, которая может быть необходимой для безопасного выполнения полета;
г) в случае аварийной обстановки приступает к выполнению процедур, предусмотренных руководством по производству полетов эксплуатанта.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИСПЕТЧЕРУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
1. Диспетчер по обеспечению полетов получает свидетельство сотрудника по обеспечению полетов в соответствии с Положением о классификации специалистов гражданской авиации.
2. Диспетчер по обеспечению полетов не допускается к работе, если он:
a) Не прошел успешно специализированный учебный курс эксплуатанта, охватывающий все элементы утвержденной процедуры полетного диспетчерского обслуживания.
b) Не продемонстрировал эксплуатанту теоретические знания:
1) воздушного законодательства;
2) содержания руководства по производству полетов эксплуатанта;
3) особенностей самолетовождения (включая обслуживание воздушного движения, правила полетов, радионавигационное обеспечение полетов);
4) используемого бортового навигационного оборудования;
5) используемого бортового радиооборудования;
6) авиационной метеорологии (включая сезонные метеорологические условия, полеты в опасных метеоусловиях, источники метеорологической информации, влияние метеорологических условий на прием радиосигналов бортовым оборудованием);
7) летно-технических характеристик и систем ВС (включая перечень допустимых отказов оборудования (MEL) и перечень минимального оборудования (CDL));
8) массы и центровки ВС;
9) планирования и расчета полетов (включая подготовку рабочего плана полета и плана полета для ОВД, расчет необходимого количества топлива на полет);
10) в области управления ресурсами человека применительно к обязанностям диспетчера по обеспечению полетов.
c) Не продемонстрировал эксплуатанту профессиональные навыки по выполнению своих обязанностей.
d) В течение предшествующих 12 месяцев не совершил, находясь в кабине экипажа, по крайней мере одного квалификационного полета в одном направлении над любым районом, в пределах которого он уполномочен осуществлять полетное диспетчерское обслуживание.
Примечание: Для целей квалификационного полета диспетчер по обеспечению полетов должен уметь контролировать работу системы внутренней переговорной связи летного экипажа и средств радиосвязи и уметь отслеживать действия летного экипажа.