Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2008 г. N 12564
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 августа 2008 г. N 418н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА ПОЛНОТОЙ И КАЧЕСТВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В соответствии со статьей 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4850; 2005, N 10, ст. 763; N 52, ст. 5583; 2006, N 1, ст. 10; N 6, ст. 640; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4011; N 43, ст. 5084) приказываю:
Утвердить Порядок организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения согласно приложению.
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 12 августа 2008 г. N 418н
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА ПОЛНОТОЙ И КАЧЕСТВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Настоящий Порядок определяет правила организации работы по контролю и надзору за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи федеральным стандартам в сфере здравоохранения (далее - переданные полномочия).
2. Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.
3. Целями контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий является обеспечение надлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
4. Контроль и надзор за осуществлением переданных полномочий включает в себя:
сведений о лицензиях, предоставленных в соответствии с переданными полномочиями, ежемесячно представляемых в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 ноября 2007 г. N 689 "О порядке ведения единого реестра лицензий, в том числе предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2007 г. N 10849) с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 226н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2008 г. N 11763);
ежемесячных и ежеквартальных отчетов об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 марта 2008 г. N 136н "Об утверждении форм отчетов об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и порядке их представления" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2008 г. N 11461);
сведений о результатах проверок по осуществлению контроля за соответствием качества медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;
ежеквартальных отчетов о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. N 168н "Об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи федеральным стандартам в сфере здравоохранения и по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и порядке представления отчета" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2008 г. N 11605);
нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
4.2. оценку качества проведенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета для осуществления переданных полномочий;
4.3. оценку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий;
4.4. направление высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения;
4.5. направление в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, предложений о проведении ими внеплановых проверок в случае получения информации о несоблюдении лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также несоответствии качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения;
4.6. направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и в Счетную палату Российской Федерации информации о нарушениях расходования субвенций, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия;
4.7. направление Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложений об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
4.8. информирование органов прокуратуры о нарушениях федерального законодательства при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
5. Контроль и надзор за осуществлением переданных полномочий осуществляется в форме документальных и выездных плановых и внеплановых проверок.
6. Плановые проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3436; 2002, N 44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 169; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 17; 2007, N 1, ст. 29; 2008, N 31, ст. 3763) на основании ежегодных планов проверок, утверждаемых руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и руководителями ее территориальных органов. Выписки из планов проверок доводятся до сведения проверяемых органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Внеплановые проверки проводятся в случаях:
получения сведений о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий;
несоответствия и наличия расхождений в сведениях, представленных в отчетах органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
поступления обращений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или получения иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений;
необходимости контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения.
8. В случае необходимости проверки могут проводиться совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
9. К проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников научных организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
10. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны оказывать содействие должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных органов при осуществлении контроля и надзора.
11. Документальная плановая и внеплановая проверка (далее - документальная проверка) проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, которым определяется предмет проверки, срок ее проведения, должностное лицо (лица), участвующее в проведении проверки.
12. Документальная проверка осуществляется путем истребования и изучения документов и необходимых объяснений представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
13. Срок проведения документальной проверки, как правило, не может превышать один месяц. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок может быть продлен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, но не более чем на один месяц.
14. По результатам документальной проверки должностным лицом (лицами), проводившим проверку, составляется акт о проведении документальной проверки (далее - акт документальной проверки) в трех экземплярах.
После подписания акта документальной проверки:
один экземпляр акта представляется руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, назначившему документальную проверку;
второй и третий экземпляры акта направляются проверяемому органу государственной власти субъекта Российской Федерации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается руководителю (или уполномоченному лицу) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 3 дней после его подписания.
15. В акте документальной проверки указываются:
дата, время и место составления акта;
наименование органа, проводившего документальную проверку;
дата и номер приказа, на основании которого проведена документальная проверка;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего документальную проверку;
наименование, адрес проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
дата, время и место проведения документальной проверки;
сведения о результатах документальной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителей органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавших при проведении документальной проверки.
Акт документальной проверки подписывается лицом (лицами), проводившим документальную проверку.
16. По окончании документальной проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в соответствии с установленным порядком.
17. Выездная плановая и внеплановая проверка (далее - выездная проверка) проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, которым определяется предмет проверки, срок ее проведения, председатель и члены комиссии, участвующие в проведении выездной проверки (далее - комиссия).
18. Выездная проверка проводится с предварительным (не менее чем за 5 дней до начала проверки) уведомлением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уведомление направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по почте, посредством факсимильной связи или по электронной почте.
19. Полномочия членов комиссии подтверждаются служебными удостоверениями и приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа о проведении выездной проверки. Копия приказа, заверенная в установленном порядке, вручается руководителю проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
20. Срок проведения выездной проверки не может превышать один месяц. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок выездной проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, но не более чем на один месяц.
21. Председатель комиссии:
знакомит уполномоченное лицо проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с предметом и сроком проведения выездной проверки;
организует проведение подготовительных мероприятий для осуществления выездной проверки;
распределяет обязанности между членами комиссии;
устанавливает порядок работы членов комиссии;
дает членам комиссии указания, обязательные для исполнения;
взаимодействует с должностными лицами проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
обеспечивает сохранность и возврат полученных в ходе выездной проверки оригиналов документов.
22. При проведении выездной проверки члены комиссии:
имеют право находиться на территории и в административных зданиях органа государственной власти субъекта Российской Федерации и других организаций, выполняющих задачи в сфере здравоохранения;
запрашивают и рассматривают необходимые для проведения выездной проверки документы, устные и письменные объяснения должностных лиц проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
вправе проводить встречи с руководителем, главным бухгалтером, руководителями основных подразделений (лицами, исполняющими их обязанности) и иными работниками проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
осуществляют выездную проверку проведенных мероприятий в сфере здравоохранения;
знакомят руководителя или уполномоченное лицо проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с актом о проведении выездной проверки (далее - акт выездной проверки), рассматривают необходимые справки и письменные пояснения (объяснения) должностных лиц проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
приобщают к материалам выездной проверки копии документов, заверенные в установленном порядке.
23. Действия комиссии и (или) ее членов могут быть обжалованы руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа.
24. В случае непредставления должностными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации материалов, необходимых для проведения выездной проверки, либо оказания противодействия ее проведению составляется акт о невозможности проведения выездной проверки (далее - акт).
Акт составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем комиссии и не менее чем одним из ее членов.
Первый экземпляр акта представляется руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, назначившему выездную проверку; второй экземпляр акта вручается (направляется) уполномоченному лицу проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При отказе уполномоченного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации получить акт председателем комиссии в акте производится соответствующая запись.
25. По результатам выездной проверки составляется акт выездной проверки в трех экземплярах.
Первый экземпляр акта выездной проверки представляется руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа, назначившему выездную проверку;
второй и третий экземпляры акта выездной проверки вручаются (направляются) уполномоченному лицу проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
26. В акте выездной проверки указываются:
дата, время и место составления акта выездной проверки;
наименование органа, проводившего выездную проверку;
дата и номер приказа, на основании которого проведена выездная проверка;
фамилии, имена, отчества и должности председателя и членов комиссии, уполномоченных на проведение выездной проверки;
наименование, адрес проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации, фамилия, имя, отчество, должность представителя (представителей) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавшего при проведении выездной проверки;
дата, время и место проведения выездной проверки;
сведения о результатах выездной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя (представителей) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавшего при проведении выездной проверки.
Акт выездной проверки подписывается председателем и членами комиссии, уполномоченными на проведение выездной проверки.
К акту выездной проверки прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения, и другие документы или их копии, связанные с результатами выездной проверки.
27. Акт выездной проверки составляется непосредственно после завершения проверки. Выездная проверка может быть завершена раньше срока, установленного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа.
28. При проведении выездной проверки совместно с федеральными органами исполнительной власти копии актов выездной проверки направляются федеральным органам исполнительной власти, должностные лица которых участвовали в проверке.
29. В случае несогласия руководителя (или уполномоченного лица) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с фактами, изложенными в акте выездной проверки, председатель комиссии может рассматривать письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
30. При проведении выездной проверки совместно с федеральными органами исполнительной власти копии письменных возражений по акту выездной проверки и документы, подтверждающие обоснованность возражений, представленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориальным органом в федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых участвовали в выездной проверке.
31. Руководство Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или ее территориального органа по результатам рассмотрения акта документальной или выездной проверки, а также документов и материалов, представленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает решение о направлении предписания об устранении выявленных нарушений или привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения.
32. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложение об изъятии у органа государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий.
33. Информация о результатах документальной или выездной проверки, проведенной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, направляется в течение 3 дней после подписания акта документальной или выездной проверки в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию для анализа и принятия мер реагирования.
34. Все полученные при проведении документальной и выездной проверки материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в соответствии с установленным порядком в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальном органе.