УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
К.И.ЛУЧИНА
25 мая 1978 г. N 1850-78
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА УСТРОЙСТВОМ И ОБОРУДОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Настоящие методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР и Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.
Методические указания предназначены для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для детей в возрасте от 2 - 3 до 7 лет с нарушениями физического и умственного развития в системе Министерства просвещения СССР организуются специальные дошкольные учреждения. В задачу данных учреждений входит правильное сочетание воспитательной работы с полноценным лечением и комплексом оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию дефекта развития или восстановление утраченных функций, а также - подготовка детей к обучению в школе. В этих учреждениях предусматривается круглосуточное, в отдельных случаях дневное 12-часовое и круглогодичное пребывание детей.
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития организуются в соответствии с номенклатурой, утвержденной по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Приказом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125.
В соответствии с типовыми положениями и утвержденной номенклатурой дошкольные учреждения системы Министерства просвещения СССР для воспитания и обучения детей с нарушениями физического и умственного развития подразделяются на:
- дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих детей);
- дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения: слабовидящих, с остротой зрения от 0 до 0,4 (для постоянного пребывания); с косоглазием и амблиопией;
- дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут самостоятельно себя обслуживать, но нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы;
- дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта: умственно отсталых детей - олигофренов в степени дебильности.
В случае необходимости, согласно действующим типовым положениям, допускается открытие дошкольных групп для детей с различными нарушениями физического и умственного развития в зданиях дошкольных учреждений общего типа или школ-интернатов соответствующего профиля, при условии обязательного соблюдения всех требований, предъявляемых к участку, планировке, составу, площадям и оборудованию помещений специальных дошкольных учреждений.
Допускается размещение дошкольных групп в учреждениях круглосуточного и круглогодичного пребывания для детей с нарушениями:
зрения и слуха (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией, глухих и слабослышащих) - при детских садах и яслях-садах общего типа или школах-интернатах для слабовидящих и глухих детей;
опорно-двигательного аппарата - в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита, с церебральными параличами и больных сколиозом;
интеллекта - в школах-интернатах с особым режимом для умственно отсталых детей.
Специфика режима лечебно-профилактической работы, воспитания и обучения детей в специальных дошкольных учреждениях, особенности физического и умственного развития аномальных детей требуют создания оптимальных условий для их пребывания: ограничения вместимости зданий и наполняемости групп, расширения состава и площадей помещений, соответствующих планировочных решений, благоустройства и специального оборудования здания и участка, достаточных уровней естественного и искусственного освещения, а также санитарно-технических устройств, обеспечивающих воздушно-тепловой режим, водоснабжение и канализацию зданий.
Настоящие методические указания составлены с учетом действующих номенклатуры, типовых положений и инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (ВСН-28-76), утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295. Они, в основном, определяют требования, отражающие специфику строительства и оборудования дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития.
Организация правильного режима воспитания и лечения детей, возможность дифференцированного подхода при их проведении, а также успешное осуществление профилактических мероприятий во многом зависят от количества детей в группе и вместимости дошкольного учреждения в целом.
Количество мест в группах определяется в зависимости от возраста и профиля учреждения (таблица 1).
Таблица 1
<*> В скобках даны названия групп по программам, утвержденным Министерством просвещения СССР.
Типы зданий специальных дошкольных учреждений и количество групп в них принимаются с учетом профиля учреждения и возраста детей.
Выбор типа здания по профилю при новом строительстве или реконструкции в каждом конкретном случае должен учитывать потребность в организации соответствующих учреждений, но вместимость зданий не должна превышать количества групп, указанного в таблице 2.
РАЗМЕЩЕНИЕ И УЧАСТОК
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития должны, как правило, размещаться в городских условиях с учетом обслуживания населения тяготеющих поселков и сельских населенных пунктов. Преимущественно круглосуточное и круглогодичное пребывание детей в таких учреждениях позволяет не ограничивать радиус обслуживания.
Учреждения должны располагаться в зеленой зоне городов или в жилой застройке около парков и зеленых насаждений, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и других объектов, создающих шум и загрязняющих воздух и почву.
При размещении дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха должны выбираться особенно тихие районы города, удаленные от транспортных магистралей, линий электропередач, подстанций, радиостанций, радиорелейных пунктов, чтобы не нарушалась работа сурдотехнической аппаратуры.
Площадь земельного участка из расчета на одно место принимается в зависимости от профиля дошкольного учреждения для детей с нарушением: слуха - 50 м2; зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) и интеллекта - 60 м2; опорно-двигательного аппарата - 65 м2. Состав и площадь земельных участков дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития представлены в приложении 1.
При зонировании участка необходима удобная, а для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата и непосредственная связь групповых площадок с соответствующей групповой ячейкой в здании, при условии достаточной изоляции групповых площадок друг от друга и от хозяйственного двора полосами зеленых насаждений (низкорослых деревьев и кустарников).
Теневые навесы (с оборудованными кладовыми для хранения игрушек, санок и инвентаря) должна иметь каждая группа детей. В IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе теневые навесы ограждаются с двух сторон, во II климатическом районе, IВ, IД и IIIА климатических подрайонах - с трех сторон.
В зависимости от местных условий на участке дошкольного учреждения, в качестве оздоровительного элемента, при плескательном или плавательном бассейне целесообразно оборудование солярия-аэрария (облегченного типа для использования в летнее время) не менее чем на 50% детей, из расчета 2 м2 на ребенка.
Участок дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должен иметь ограждение высотой не менее 2 м; ограда участка дошкольного учреждения для детей с нарушениями интеллекта должна иметь запирающиеся калитки и ворота.
При размещении дошкольных учреждений на участке необходимо учитывать ориентацию окон помещений по сторонам горизонта, установленную действующими нормами проектирования детских яслей-садов общего типа и дополнительными требованиями, указанными в таблице 3.
Таблица 3
<*> В классе для занятий ориентация указана для основного света слева.
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ
Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны строиться по типовым проектам или проектам реконструкции и иметь обязательный для каждого профиля состав и площади помещений (приложения 2, 3, 4, 5).
Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий должны учитывать климатические условия районов строительства и особенности функционального назначения зданий.
Требования и рекомендации, изложенные в настоящих указаниях, не распространяются на проектирование и строительство специальных дошкольных учреждений в климатических подрайонах IА, IБ, IГ.
Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны быть не более 2-х этажей, а учреждения для детей с нарушениями зрения - одноэтажными; высота надземных этажей зданий принимается 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа).
Функциональное назначение специальных дошкольных учреждений, специфика воспитания детей с различными дефектами развития, особый режим занятий, отдыха и проведения лечебно-профилактических мероприятий определяют более сложный состав помещений и требования к их взаимосвязи.
Во всех дошкольных учреждениях для детей с нарушением физического и умственного развития групповые ячейки должны быть изолированы друг от друга; помещения групповой ячейки должны иметь внутреннюю удобную связь между собой, с медицинскими, административно-хозяйственными и общими для всех детей помещениями.
Медицинские помещения, комнаты для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и постирочной во избежание отрицательного влияния шума, высоких температур и влажности воздуха.
Приемную для родителей (вестибюль) следует размещать на первом этаже вблизи кабинета заведующей и медицинских помещений.
Каждая групповая ячейка дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения должна иметь отдельный вход; во всех остальных учреждениях: в групповые ячейки яслей - отдельный вход, в дошкольные группы допускается общий вход не более чем на две, в двухэтажных зданиях - на три групповые ячейки.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха (слабослышащих) должны предусматриваться:
- класс для занятий с основным освещением слева и дополнительным верхним подсветом сзади (на высоте не ниже 1,5 м от пола), в связи с необходимостью размещения детей полукругом за столом педагога и обязательного освещения его лица;
- соединение двухстворчатой дверью класса для занятий с групповой;
- изоляция труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети;
- смежное расположение спальных, при соблюдении необходимой изоляции групповых ячеек; туалетной - с групповой и спальней;
- в кабинете радиотехника - изолированное помещение для аудиологических исследований с ограждением, обеспечивающим абсолютный уровень проникающих шумов и вибрации не более 50 дб;
- размещение помещений кухни и постирочной, имеющих электрооборудование, изолировано и вдали от класса для занятий и комнаты для музыкальных и гимнастических занятий.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией):
- кабинет врача-окулиста и плеопто-ортоптическая комната должны иметь длину не менее 6 м; последняя должна располагаться изолированно от кухни и постирочной, имеющих электрооборудование;
- в плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение (с окраской стен в темно-зеленый цвет) площадью 6 м2 для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе;
- комнату для музыкальных и гимнастических занятий необходимо располагать не смежно с классом;
- ограждение поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициент отражения которых не должен быть ниже следующих величин: потолка - 70%, стен - 50 - 60%, пола - 25 - 30%, столов - 45%.
В групповых ячейках в стенах между групповой и спальней, между групповой и туалетной допускается проектирование остекленной двери и остекленного оконного проема.
Кроме этого, в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (только слабовидящих) должны соблюдаться следующие требования:
- створки дверей из помещений должны открываться легко, не представляя препятствий для детей;
- следует избегать устройства внешних углов, а имеющиеся - должны быть закруглены (радиус 0,05 м);
- окраска дверей, дверных наличников, выступающих частей здания, границ ступенек, мебели и оборудования должна контрастировать с фоном стен.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых):
- логопедическая комната должна быть связана, как правило, с групповой или раздевальной; а туалетные в групповых ячейках - с групповой и спальней;
- в дверных проемах из групповых в спальные комнаты должны предусматриваться уплотнители притворов;
- в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закруглены (радиус 0,05 м);
- в комнатах для музыкальных и гимнастических занятий и коррегирующей гимнастики полы следует делать дощатыми или покрывать линолеумом двух (трех) цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат, в зависимости от площади помещений) для облегчения построения детей;
- лестница должна иметь ограждения высотой до 1,8 м или сплошное ограждение сеткой;
- при ванной комнате должно быть расположено помещение для отдыха детей после мытья и водных процедур.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лестничный клетках поручни для детей должны предусматриваться с обеих сторон лестницы.
В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, не имеющих кабинета врача-окулиста, должна быть медицинская комната длиной не менее 6 м.
ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Количественные и качественные показатели естественного и искусственного освещения, электротехнические устройства, установка оборудования и расстановка мебели должны обеспечивать благоприятные условия при разных видах деятельности детей. Прежде всего это касается обязательных занятий в детском саду, связанных со значительным зрительным и умственным напряжением.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в групповых и классах всех дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должен быть не менее 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены с окном (основного оконного проема).
В помещениях с длительным пребыванием детей для создания равномерного освещения и устранения отблесков светопроемы (основные и используемые для подсвета) должны располагаться равномерно и независимо от климатического района и профиля учреждения иметь солнцезащитные устройства.
Расположение основных светопроемов и габариты помещений групповых и классов при расстановке столов для занятий и размещении классных и демонстрационных досок должны обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. При этом угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего на правом ряду, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) должен быть не менее 45°.
В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха должны быть предусмотрены:
- освещение светильниками с лампами накаливания во всех помещениях с пребыванием детей, в классе для занятий - дополнительно верхний подсвет настенной классной доски и места для индивидуальных занятий сурдопедагога;
- освещенность при лампах накаливания для системы общего освещения помещений групповой, класса для занятий, комнаты для музыкальных и гимнастических занятий - 300 лк в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, раздевальной - 200 лк на полу, освещенность вертикальной плоскости на настенной классной доске - 300 лк;
- розетки на высоте 1,8 м от пола для использования технических средств обучения (в групповой, классе для занятий, в комнате для музыкальных и гимнастических занятий);
- магнетоиндукционную петлю в комнате для гимнастических и музыкальных занятий;
- каналы для подводки слаботочных линий от пульта управления у стола педагога к оборудованным сурдотехнической аппаратурой столам для детей.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения должны предусматриваться:
- освещение светильниками с люминесцентными лампами белого света типа ЛБ для обеспечения освещенности не менее 500 лк в системе общего освещения в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола (в классе для занятий, групповых и кабинете врача-окулиста); дополнительно верхний подсвет настенной классной доски для освещенности в вертикальной плоскости 500 лк - в классе для занятий;
- люминесцентное освещение с пускорегулирующей аппаратурой люминесцентных светильников особо низкого уровня шума по действующим ГОСТам и обеспечением коэффициента пульсации светового потока не более 10;
- 4 - 6 двойных штепсельных розеток на высоте 1,8 м от пола в соответствии с размещением оборудования (в плеопто-ортоптичеоких комнатах).
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта следует предусматривать:
- светильники с лампами накаливания (в помещениях групповых ячеек и изолятора, в комнатах для музыкальных и гимнастических занятий и корригирующей гимнастики);
- дополнительно верхний подсвет игрового уголка, демонстрационной настенной доски (в групповых);
- звуковую и световую сигнализацию из групповых и спален в медицинскую комнату (дежурной медсестре);
- в помещениях с сурдотехническими средствами, в зубоврачебном, физиотерапевтическом кабинетах должно быть обеспечено защитное заземление в соответствии с "Инструкцией по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР", утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 января 1973 года.
В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития необходимо предусматривать: аварийное освещение (5 лк на уровне пола) по линии основных проходов; в системе общего освещения групповых, игральных-столовых, спален, палат изолятора, комнат для музыкальных и гимнастических занятий - источники ультрафиолетового излучения эритемные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 Вт/м2 площади помещений (на высоте 2,7 - 2,9 м от пола); источники бактерицидного облучения типа ДБ15 из расчета 1 Вт/м2 комнаты (на высоте 2,7 - 2,8 м от пола).
Кроме того, в спальных помещениях, помимо общего, должен быть светильник местного освещения прямого света; в логопедических комнатах около зеркала - настенные светильники местного освещения на кронштейне, позволяющем менять угол наклона и высоту источника света; на участке - освещение при средней горизонтальной освещенности групповых площадок 10 лк, проездов и проходов 6 лк.
ОБОРУДОВАНИЕ И МЕБЕЛЬ
Оборудование и мебель групповых ячеек должны учитывать росто-возрастные особенности и количество детей в группе, а также профиль дошкольного учреждения.
Размеры столов, стульев и кроватей должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов на функциональные размеры детской дошкольной мебели для каждой возрастной группы.
При размещении оборудования и мебели в помещениях групповых ячеек необходимо руководствоваться требованиями действующих Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений общего типа и следующими рекомендациями:
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха (слабослышащих) необходимо предусматривать:
- в классе для занятий - установку стола педагога с пультом управления, столы для занятий детей (возможно трапециевидные), оборудованные специальной стационарной аппаратурой с подводкой слаботочной линии от пульта управления у преподавателя к столам для детей; классную доску (размер 1,5 x 0,75 м) на высоте 0,75 - 0,8 м (нижний край) от пола, а также наколочные доски и шкафы для хранения пособий;
- для индивидуальных занятий педагога с одним - двумя дошкольниками - один стол и стулья для воспитателя и дошкольников, зеркало, установленное против света:
- в помещениях для детей - размещение наколочных досок для наглядных пособий.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения должно быть:
- в групповых - светлое зашторивание;
- оборудование групповых для слабовидящих детей одноместными столами, для детей с косоглазием и амблиопией - двухместными столами; наклон крышки столов, регулируемый от 10 до 30°.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта следует предусматривать:
- в групповых старшей и подготовительной к школе групп - двухместные столы, в остальных группах - четырехместные;
- в спальных - расстановку кроватей с обеспечением прохода с обеих сторон;
- в помещениях для отдыха детей при ванной комнате - одну или две кушетки.
Во всех дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития расстояние между столами при их расстановке должно быть не менее 80 - 100 см; в групповых, игральных-столовых, спальных - подоконники следует предусматривать на высоте 0,8 - 0,9 м от уровня пола; в групповых и классах - доски (обычные и магнитные) должны иметь темно-зеленую окраску и регулируемый наклон.
Номенклатура сурдотехнических и технических средств обучения в помещениях дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, рекомендации по оборудованию плеопто-ортоптической комнаты, кабинета врача-окулиста и физиотерапевтического кабинета приведены в приложениях 6, 7, 8, 9.
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Санитарно-техническое оборудование в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития должно соответствовать профилю учреждения с учетом возраста детей (таблица 4).
Примечание: Санитарно-техническое оборудование помещений, не указанных в настоящей таблице, предусматривать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать: кухни только с электрическим оборудованием; лестничные клетки, используемые для эвакуации, - с естественным освещением через окна в наружных стенах.
Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны быть оборудованы системами водопровода, горячего водоснабжения, канализации и внутренними водостоками, центральным отоплением и вентиляцией в соответствии с требованиями действующих глав СНиП.
Расчетная температура при проектировании отопления и кратность обмена воздуха в помещениях дошкольных учреждений должны приниматься в соответствии с таблицей 5:
Таблица 5
Примечания: 1. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в игральных-столовых и групповых, а также в приемных, раздевальных и спальных, размещенных на 1-м этаже, должна поддерживаться температура поверхности пола в зимний период, равная 22 °C.
2. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях, не указанных в настоящей таблице, принимать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.
При осуществлении контроля за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует руководствоваться:
- настоящими методическими указаниями;
- инструкцией по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития ВСН 28-76, утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295;
- СНиП П-Л. 3-71 "Детские ясли-сады. Нормы проектирования" и другими главами СНиП;
- Санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады) от 22 декабря 1975 года N 1374-75.
Приложение N 1
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
СОСТАВ
И ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
<*> В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривать вместо плескательного плавательный бассейн размером 3 x 7 м и глубиной не более 0,8 м; перед входом предусматривать ванную для мытья ног и душ.
Приложение N 2
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
СОСТАВ,
ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА 10 ГРУПП (120 МЕСТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ)
<*> При применении типовых проектов, утвержденных до введения в действие настоящей инструкции, вместо помещений для личных вещей детей в каждой группе допускается устройство централизованной кладовой для личных вещей детей площадью 12 м2 на здание.
Приложение N 3
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
СОСТАВ,
ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (СЛАБОВИДЯЩИХ, С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ)
Приложение N 4
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
СОСТАВ,
ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА 8 ГРУПП (96 МЕСТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
<*> При применении типовых проектов, утвержденных до введения в действие настоящей Инструкции, вместо помещений для личных вещей детей в каждой группе допускается устройство централизованной кладовой для личных вещей детей площадью 12 кв. м на здание.
Приложение N 5
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
СОСТАВ,
ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА 10 ГРУПП (120 МЕСТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Приложение N 6
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
ПЕРЕЧЕНЬ
СУРДОТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1. Комплект аппаратуры коллективного пользования, смонтированный на специальных детских двухместных столах (трапециевидных) предусматривается на группу (1 комплект - шесть столов для детей, один для преподавателя). Аппаратура разработана в НИИ дефектологии АПН СССР.
2. Индивидуальный стационарный слуховой усилитель.
3. Индивидуальные слуховые аппараты - 12 штук на группу.
4. Технические средства обучения: магнитофон, проигрыватель, телевизор с большим экраном, диапроектор, кинопроектор для 8-миллиметровых фильмов.
Приложение N 7
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОРУДОВАНИЮ ПЛЕОПТО-ОРТОПТИЧЕСКОЙ КОМНАТЫ
Кроме того, в плеопто-ортоптической комнате необходимо предусмотреть:
винтовые столы для приборов - 8 шт.
винтовые стулья-табуретки для детей - 6 шт.
стол медсестры - 1 шт.
шкаф для мелкой аппаратуры - 1 шт.
Приложение N 8
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА ВРАЧА-ОКУЛИСТА
Кроме того, в кабинете врача-окулиста необходимо предусмотреть:
винтовые столы для приборов - 6 шт.
винтовые стулья-табуретки для детей - 4 шт.
стол для врача - 1 шт.
шкаф для мелкой аппаратуры - 1 шт.
стол для мелкой оптической аппаратуры - 1 шт.
Приложение N 9
Извлечения из инструкции
по проектированию дошкольных
учреждений для детей с нарушениями
физического и умственного развития
(ВСН 28-76)