Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2009 г. N 13812
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 марта 2009 г. N 82
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТОМ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ, ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
Во исполнение пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
УТВЕРЖДЕН
Приказом Минэкономразвития России
от 16 марта 2009 г. N 82
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТОМ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ, ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны (далее - резидент) соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне).
2. Контроль осуществляется должностными лицами территориальных управлений Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (далее - ТУ РосОЭЗ) в форме проверок исполнения резидентами условий соглашений об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
3. В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
4. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
5. Плановые проверки проводятся ежегодно на основании утверждаемого приказом ТУ РосОЭЗ плана, согласованного с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (далее - план проверок). План проверок на очередной календарный год составляется не позднее чем за месяц до окончания текущего года.
Первая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через двенадцать месяцев с даты заключения с ним соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
В плане проверок указываются:
а) наименование резидента - юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
б) место проверки;
в) предмет проверки;
г) период проверки;
д) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
е) структурное подразделение ТУ РосОЭЗ, ответственное за подготовку и проведение проверки.
6. Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения ТУ РосОЭЗ (Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами) от юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти письменных сведений о нарушении резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, которые могут стать основанием для обращения в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений.
7. Проведение проверки оформляется приказом ТУ РосОЭЗ, содержащим сведения, указанные в подпунктах "а" - "д" пункта 5 настоящего Порядка, а также фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих).
8. Не позднее чем за четырнадцать календарных дней до даты начала проведения проверки резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) вручается под расписку уведомление о проведении проверки (далее - уведомление), которое содержит:
а) номер и дату приказа о проведении проверки;
б) фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих) (далее - проверяющие);
в) место проверки;
г) предмет проверки;
д) период проверки;
е) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
ж) список документов, которые резидент обязан представить к дате начала проверки по месту ее проведения.
Если указанным выше способом вручение уведомления невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней после его отправки.
9. При проведении проверки проверяющие руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Порядком.
10. Срок проверки не может превышать четырнадцати календарных дней. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен приказом ТУ РосОЭЗ не более чем на четырнадцать календарных дней.
Проверка может быть завершена до истечения срока, указанного в приказе о проведении проверки.
11. При проведении проверки проверяющие обязаны:
а) соблюдать сроки проведения проверки;
б) ознакомить резидента с его правами и обязанностями при проведении проверки;
в) обеспечить сохранность и возврат резиденту полученных от него подлинников документов;
г) соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну резидента и ставших известными проверяющим в ходе проверки;
д) организовывать и проводить проверку, не нарушая производственного процесса резидента;
е) ознакомить резидента с результатами проверки.
12. Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
а) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом на территории особой экономической зоны);
б) требовать и получать:
выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для резидентов - юридических лиц) или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для резидентов - индивидуальных предпринимателей), выданные не ранее чем за три месяца до даты проведения проверки;
документы, указанные в приложении к настоящему Порядку, характеризующие деятельность резидента за период проверки, а также подтверждающие осуществление резидентом капитальных вложений в случаях, если осуществление капитальных вложений является обязательным условием соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;
в) фиксировать факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления проверяющим недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления, несанкционированного доступа к накопленной у проверяющих информации и другие;
г) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки) с целью получения объективной картины состояния исполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
Доступ проверяющих на территорию, в здание или в помещение резидента осуществляется при предъявлении ими руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента приказа о проведении проверки либо его заверенной печатью копии одновременно со служебным удостоверением.
13. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки обязан:
а) подготовить и представить проверяющим документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 12 настоящего Порядка, по списку, указанному в уведомлении;
б) обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в здания, служебные и производственные помещения резидента.
14. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки вправе:
а) присутствовать при проведении проверки;
б) давать комментарии и объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
в) ознакомиться с актом проверки и давать по нему мотивированные возражения (в случае необходимости) в письменной форме с приложением соответствующих документов;
г) обжаловать действия проверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами либо в судебном порядке.
15. По результатам проверки не позднее пяти рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки, включающий:
а) вводную часть, которая содержит указание на:
дату, время и место составления акта;
дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
наименование проверяющего органа;
наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого резидента;
срок и место проведения проверки;
период проверки;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или их уполномоченных представителей);
подписи проверяющих;
факты устранения (неустранения) нарушений, выявленных предыдущими проверками;
б) основную часть, которая содержит:
описание видов деятельности резидента, осуществляемых на территории особой экономической зоны;
описание результатов осмотра объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с приложением фото-, видеосъемки в случае проведения такого осмотра);
факты несоблюдения условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (при выявлении);
иные обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417), которые могут послужить основанием для направления ТУ РосОЭЗ заявления в суд о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;
в) резолютивную часть, которая содержит изложение фактических результатов проверки, а в случае выявленных нарушений - со ссылкой на документы, подтверждающие отраженные в акте нарушения.
К акту проверки прилагаются:
копия приказа о проведении проверки;
справки, объяснения, документы или их копии, имеющие отношение к проводимой проверке, в том числе подтверждающие факты нарушений, в случаях их выявления.
Акты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
16. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый экземпляр акта проверки вручается резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) под расписку, второй экземпляр акта проверки остается в ТУ РосОЭЗ.
Если указанным способом вручение акта проверки невозможно, акт проверки направляется резиденту посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в ТУ РосОЭЗ.
17. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) после ознакомления с актом проверки ставит на всех его экземплярах подпись и дату с записью "с актом ознакомлен". При отказе резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного представителя резидента) от подписания акта проверки проверяющими делается соответствующая отметка в акте проверки.
18. В случае несогласия с результатами проверки резидент в течение семи календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в ТУ РосОЭЗ, которое рассматривает их в течение семи календарных дней и сообщает резиденту о результатах такого рассмотрения.
19. В случае, если в результате проверки выявлен факт неисполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, ТУ РосОЭЗ в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для обжалования результатов проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По истечении срока, указанного в уведомлении, ТУ РосОЭЗ проводит в соответствии с настоящим Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
20. В случае, если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения, ТУ РосОЭЗ по согласованию с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне. Решение Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами об обращении в суд с таким заявлением принимается с учетом письменной позиции Наблюдательного совета особой экономической зоны о возможности (целесообразности) расторжения соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
Приложение
к Порядку осуществления контроля
за исполнением резидентом особой
экономической зоны соглашения
об осуществлении
промышленно-производственной,
технико-внедренческой,
туристско-рекреационной деятельности
или деятельности в портовой
особой экономической зоне
1. Утвержденная приказом или распоряжением уполномоченного лица учетная политика юридического лица.
2. Бухгалтерская отчетность <*>:
<*> В соответствии с образцами форм бухгалтерской отчетности, прилагаемыми к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2007 г. N 67н (Приказ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 5 августа 2003 г. N 07/8121-АК).
Официальный источник электронного документа содержит неточность: Приказ Минфина РФ N 67н издан 22.07.2003.
форма 1. Бухгалтерский баланс;
форма 2. Отчет о прибылях и убытках;
форма 4. Отчет о движении денежных средств;
форма 5. Приложение к бухгалтерскому балансу.
3. Документы и сведения о характеристиках и качестве производимой продукции (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами).
4. Декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕСН, налогу на имущество.
5. Книга покупок, книга продаж.
6. Платежные документы (платежные поручения, выписки банка), подтверждающие осуществление инвестиций.
7. Договоры с контрагентами (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения.
8. Акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг).
9. Товарные накладные, подтверждающие приход (расход) товара стоимостью свыше 20 000 руб.
10. Копия письма таможенного органа, подтверждающего получение заявления резидента особой экономической зоны о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны, согласованного с органом управления особой экономической зоны.
11. Документы, подтверждающие оплату проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, если проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий предусмотрено законодательством Российской Федерации.
12. Документы, подтверждающие направление в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации и результатов инженерных изысканий для обеспечения проведения экспертизы, если проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий предусмотрено законодательством Российской Федерации.