МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 июля 1994 г. N 202
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОТБОРУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Ввести в действие прилагаемое Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам организовать изучение Руководства со всеми офицерами, личным составом подразделений профессионального психологического отбора и строго руководствоваться им при организации и проведении в подчиненных войсках (силах), военных комиссариатах и военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации мероприятий профессионального психологического отбора граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих.
3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации разработать нормы оснащения материально - техническими средствами подразделений профессионального психологического отбора и внести их в установленном порядке в табели к штатам соответствующих соединений, воинских частей, учреждений, военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и военных комиссариатов.
4. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказ министра обороны СССР 1986 г. N 162, пункт 7 раздела II приложения N 2 к Приказу министра обороны СССР 1987 г. N 280 и пункт 4 приложения к Приказу министра обороны СССР 1988 г. N 345.
5. Приказ разослать до отдельной воинской части, военно - учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации и военного комиссариата.
Министр обороны
Российской Федерации,
генерал армии
П.ГРАЧЕВ
Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
Согласовано
Заместитель
Министра труда
Российской Федерации
И.В.ХАЛЕВИНСКИЙ
3 декабря 1993 года
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
А.Г.АСМОЛОВ
7 декабря 1993 года
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОТБОРУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения в органах управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, на предприятиях, в организациях, военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и военных комиссариатах мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не являющихся военнослужащими (далее - граждан), сержантов, старшин, солдат, матросов, курсантов военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации <*>, а также научно - методическое, материально - техническое, финансовое обеспечение этих мероприятий и подготовку необходимых кадров.
<*> В дальнейшем сержанты, старшины, солдаты, матросы и курсанты военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации для краткости будут именоваться военнослужащие.
2. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально - психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно - профессиональной деятельности.
3. Задачами профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах являются:
военно - профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно - учетными специальностями (далее - специальности, если это не оговорено особо) и поступление на военную службу по контракту;
определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на воинских должностях;
отбор кандидатов для обучения в военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации <*>;
<*> В дальнейшем военно - учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации будут именоваться военно - учебные заведения или вузы.
обеспечение рационального распределения граждан, поступивших на военную службу, по профилям подготовки <*> и воинским должностям;
<*> Под профилем подготовки здесь и далее имеется в виду подготовка по специальностям на аналогичные воинские должности.
отбор кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов - специалистов в учебных частях <*>;
<*> К учебным частям здесь и далее отнесены учебные центры, соединения, части, отряды, школы, команды, флотские экипажи, осуществляющие подготовку специалистов.
углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
участие в комплектовании экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости;
выявление лиц с нервно - психической неустойчивостью.
4. Профессиональный психологический отбор проводится в соответствии с требованиями настоящего Руководства, методических пособий, рекомендаций, указаний, инструкций, перечень которых определяется соответствующими директивами Генерального штаба Вооруженных Сил и приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил.
5. Подразделениями профессионального психологического отбора <*> являются: 178 Научно - практический центр Генерального штаба Вооруженных Сил, научно - исследовательские отделы, лаборатории и отделения профотбора Военно - медицинской академии и научно - исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации, группы профотбора (в том числе нештатные) Генерального штаба Вооруженных Сил, главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, штабов округов, групп войск, флотов, объединений, соединений, учебных и воинских частей, военных комиссариатов районов и городов (без районного деления) <**>, группы и лаборатории профотбора военно - учебных заведений. В военных комиссариатах республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов <***> проведение организационной и методической работы по профессиональному психологическому отбору осуществляют старшие помощники начальников отделов военных комиссариатов по профотбору.
<*> В дальнейшем подразделения профессионального психологического отбора, в том числе их наименования, для краткости будут именоваться подразделения (отделы, лаборатории, группы, отделения) профотбора.
<**> В дальнейшем военный комиссариат района или города (без районного деления) для краткости будет именоваться военный комиссариат района.
<***> В дальнейшем военный комиссариат республики, края, области, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономного округа для краткости будут именоваться военный комиссариат области.
6. Определение воинских должностей (классов сходных воинских должностей), замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, для которых обязателен профессиональный психологический отбор, обоснование критериев прогнозирования профессиональной пригодности, обеспечение рационального распределения указанных категорий военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям осуществляются с учетом Психологической классификации воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами (Приложение N 1 к настоящему Руководству).
7. Профессиональный психологический отбор проводится с использованием методов социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Социально - психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно - профессиональной направленности, моральных и волевых качеств, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности. Психологическое и психофизиологическое обследование (тестирование) позволяет оценить познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), свойства нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), психомоторики, психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и нервно - психическую устойчивость.
Социально - психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование граждан и военнослужащих проводятся в помещениях, отвечающих установленным требованиям (Приложение N 2 к настоящему Руководству) и оборудованных в соответствии с нормами оснащения, разработанными на основе Примерного перечня материально - технического оснащения подразделений профотбора (Приложение N 3 к настоящему Руководству).
8. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина или военнослужащего для подготовки (обучения) и военной службы на конкретных воинских должностях:
а) рекомендуется, в первую очередь - первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);
б) рекомендуется - вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);
в) рекомендуется условно - третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
г) не рекомендуется - четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).
9. Заключения о профессиональной пригодности учитываются при первоначальной постановке граждан на воинский учет, поступлении их на военную службу, а также отборе кандидатов для подготовки по военно - учетным специальностям в Российской оборонной спортивно - технической организации, других общественных организациях, осуществляющих подготовку граждан для Вооруженных Сил <*>, и образовательных учреждениях профессионального образования <**>, для обучения в военно - учебных заведениях, подготовки в учебных частях, а также при назначении на воинские должности.
<*> В дальнейшем Российская оборонная спортивно - техническая организация, другие общественные организации, осуществляющие подготовку граждан для Вооруженных Сил, для краткости будут именоваться РОСТО.
<**> Приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 158. В дальнейшем образовательные учреждения профессионального образования для краткости будут именоваться ОУПО.
На военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.
Данные о лицах с признаками нервно - психической неустойчивости подразделения профотбора военных комиссариатов, воинских частей и военно - учебных заведений представляют в призывные комиссии, медицинскую службу воинских частей и военно - учебных заведений, которые учитывают их при определении годности граждан к военной службе (обучению) и проведении с ними необходимых лечебно - профилактических мероприятий.
10. Общее руководство мероприятиями профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах, осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил (Главное организационно - мобилизационное управление).
11. Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляет руководство мероприятиями профессионального психологического отбора, ориентированными на обеспечение комплектования военно - учебных заведений переменным составом.
12. Главное военно - медицинское управление и Управление воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации организуют подготовку соответственно психофизиологов и психологов для комплектования должностей специалистов профотбора в Вооруженных Силах.
На Главное военно - медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации возлагается также планирование, координация и реализация результатов научно - методической работы по вопросам профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в военно - учебных заведениях.
13. Главные штабы видов Вооруженных Сил, командующие родами войск, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации осуществляют через подчиненные штабы руководство мероприятиями профессионального психологического отбора в войсках (силах), организуют и контролируют работу подчиненных им подразделений профотбора.
Непосредственное руководство мероприятиями профессионального психологического отбора в виде Вооруженных Сил осуществляется группой профотбора главного штаба вида Вооруженных Сил, на которую возлагается:
определение содержания работы подразделений (специалистов) профотбора штабов округов, групп войск, флотов, объединений, соединений, учебных и воинских частей, а также научно - исследовательской лаборатории профотбора вида Вооруженных Сил;
разработка проектов руководящих документов по проведению мероприятий профессионального психологического отбора;
организация и проведение учебно - методической работы (сборов) с личным составом подразделений профотбора;
подготовка заданий на проведение научно - исследовательских работ по проблемам профессионального психологического отбора;
организация материально - технического обеспечения подразделений профотбора;
анализ данных об эффективности мероприятий профессионального психологического отбора и разработка предложений по их совершенствованию.
14. Штабы военных округов осуществляют руководство работой подразделений профотбора военных комиссариатов.
15. Ответственность за полноту и качество проведения мероприятий профессионального психологического отбора кандидатов в военно - учебные заведения, граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих несут военные комиссары, начальники военно - учебных заведений, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, командиры соединений, воинских и учебных частей.
Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности лиц к подготовке (обучению) и службе на воинских должностях несут начальники подразделений (специалисты) профотбора.
16. Отчет о проделанной работе по профессиональному психологическому отбору за прошедший год главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами округов, групп войск, флотов, объединений, командующими родами войск, начальниками главных и центральных управлений Вооруженных Сил Российской Федерации, командирами соединений и учебных частей, начальниками военно - учебных заведений представляется в порядке, устанавливаемом директивами Генерального штаба Вооруженных Сил.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ
17. Мероприятия профессионального психологического отбора в военных комиссаритах области организуют старшие помощники начальника отдела военного комиссариата области по профотбору совместно с офицерами по профотбору штаба военного округа.
На них возлагается:
руководство работой нештатных групп профотбора военных комиссариатов районов при проведении мероприятий профессионального психологического отбора;
организация и проведение учебно - методических мероприятий со специалистами профотбора военных комиссариатов районов, оказание им методической помощи;
определение профессиональной пригодности кандидатов для поступления в военно - учебные заведения и граждан, поступающих на военную службу по контракту и предназначаемых в специальные команды;
контроль за обоснованностью и достоверностью заключений о профессиональной пригодности, выносимых специалистами профотбора военных комиссариатов районов;
оценка эффективности мероприятий профессионального психологического отбора, проводимых военными комиссариатами районов, и разработка предложений по их совершенствованию.
18. Для проведения мероприятий профессионального психологического отбора в военном комиссариате района ежегодным приказом военного комиссара создается нештатная группа профотбора.
Начальником этой группы назначается старший помощник начальника отделения военного комиссариата (старший инструктор) по профотбору. В состав группы могут включаться представители территориальных центров профориентации (профконсультационных пунктов), органов службы занятости населения, РОСТО и ОУПО, преподаватели, проводящие военную подготовку граждан, и психологи образовательных учреждений среднего (полного) общего и начального (среднего) профессионального образования (по согласованию с руководителями соответствующих учреждений и организаций), офицеры, прапорщики и гражданский персонал военного комиссариата, на которых возложены обязанности по отбору кандидатов для поступления в военно - учебные заведения, по подбору кандидатов на подготовку в РОСТО и ОУПО, изучению граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу или изъявивших желание поступить на нее по контракту, психиатр (психоневролог).
19. На нештатную группу профотбора военных комиссариатов района возлагается:
военно - профессиональная ориентация граждан на овладение военно - учетными специальностями и поступление на военную службу по контракту;
консультирование преподавателей, проводящих военную подготовку, психологов, классных руководителей, руководителей учебных групп образовательных учреждений среднего (полного) общего и начального (среднего) профессионального образования по вопросам проведения военно - профессиональной ориентации учащейся молодежи, разъяснение порядка и правил подготовки и представления характеризующих данных граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
предварительный отбор кандидатов для поступления в военно - учебные заведения и для подготовки сержантов, старшин, солдат, матросов - специалистов в учебных частях;
оценка профессиональной пригодности кандидатов для подготовки по военно - учетным специальностям в РОСТО и ОУПО;
предварительное распределение граждан, подлежащих призыву, по воинским должностям, замещаемым солдатами, матросами, сержантами и старшинами;
предварительный отбор граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту;
выявление лиц с нервно - психической неустойчивостью;
анализ эффективности проведенных мероприятий профессионального психологического отбора и разработка предложений по их совершенствованию.
20. Мероприятия профессионального психологического отбора с гражданами в военном комиссариате района осуществляются поэтапно:
в процессе первоначальной постановки граждан на воинский учет;
в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до вызова их на призывную комиссию;
в период пребывания граждан в запасе.
21. Военные комиссары районов после составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту их учебы или работы и в территориальные органы профориентации запросы на необходимые сведения об этих гражданах (Приложения N 4 и 5 к настоящему Руководству).
22. В процессе первоначальной постановки граждан на воинский учет группа профотбора военного комиссариата района проводит:
анализ сведений, поступивших с места работы или учебы и из органов профориентации населения, а также других материалов, содержащихся в документах воинского учета;
индивидуальные беседы с каждым гражданином, направленные на выявление у них устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. В необходимых случаях могут проводиться и беседы с родителями граждан, преподавателями, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, где граждане учатся (работают);
психологическое и психофизиологическое обследование;
наблюдение за особенностями поведения изучаемых в ходе бесед и обследований;
военно - профессиональное просвещение и консультирование.
23. На основании данных изучения и обследования гражданина выносится заключение о профессиональной пригодности его к обучению в военно - учебных заведениях и подготовке в РОСТО и ОУПО.
Заключения о профессиональной пригодности граждан докладываются комиссии по постановке граждан на воинский учет для определения возможного его использования на военной службе.
Кроме того, каждому гражданину сообщаются сведения о специальностях различных составов военнослужащих и воинских должностях, замещаемых этими военнослужащими. Исходя из выявленных индивидуально - психологических качеств, ему даются персональные рекомендации о предпочтительности овладения той или иной специальностью в РОСТО и ОУПО, обучения в военно - учебных заведения, разъясняются условия поступления и военно - учебные заведения, на военную службу по контракту и порядок прохождения военной службы.
Результаты социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключение о профессиональной пригодности заносятся в разделы I - IV Карты профессионального психологического отбора (Приложение N 6 к настоящему Руководству) и Журнал учета работы подразделения профессионального психологического отбора (Приложение N 7 к настоящему Руководству).
24. В период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до вызова их на призывную комиссию группа профотбора военного комиссариата района:
организует и проводит мероприятия по военно - профессиональной ориентации, прежде всего в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, согласуя эту работу с соответствующими должностными лицами;
проводит предварительный отбор кандидатов для поступления в военно - учебные заведения;
подбирает кандидатов для подготовки в РОСТО и ОУПО;
продолжает изучение индивидуально - психологических качеств граждан, подлежащих призыву на военную службу, с целью уточнения заключений об их профессиональной пригодности;
оценивает эффективность мероприятий профессионального психологического отбора граждан для обучения в военно - учебных заведениях и подготовки в РОСТО И ОУПО на основании анализа сведений о поступлении их в вузы и результатах подготовки в РОСТО И ОУПО.
25. К моменту вызова гражданина на призывную комиссию группа профотбора военного комиссариата района с учетом всех сведений об индивидуально - психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной подготовленности гражданина вырабатывает заключение о его профессиональной пригодности. Это заключение учитывается при принятии обоснованного решения о предназначении граждан, призываемых на военную службу, в тот или иной вид, род войск Вооруженных Сил или в другие войска.
Результаты изучения, заключение о профессиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I, II и IV - VI Карты профессионального психологического отбора (Приложение N 6 к настоящему Руководству), а также в Журнал учета работы подразделения профотбора (Приложение N 7 к настоящему Руководству).
26. Мероприятия профессионального психологического отбора с гражданами, пребывающими в запасе, проводятся постоянно и должны носить системный характер. Они включают:
военно - профессиональное просвещение и консультирование населения; выявление среди него кандидатов для поступления на военную службу по контракту, в том числе через соответствующие органы службы занятости населения;
проведение социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов для поступления на военную службу по контракту в целях оценки их индивидуально - психологических качеств и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
вынесение заключений о профессиональной пригодности кандидатов для поступления на военную службу по контракту.
Данные изучения и обследования, заключение о профессиональной пригодности кандидата к прохождению военной службы по контракту заносятся в разделы I - III и V - VI Карты профессионального психологического отбора (Приложение N 6 к настоящему Руководству) и Журнал учета работы подразделения профотбора (Приложение N 7 к настоящему Руководству), который для граждан, поступающих на военную службу по контракту, ведется отдельно.
27. Обобщенные итоговые данные профессионального психологического отбора, касающиеся граждан, первоначально поставленных на воинский учет, призванных на военную службу, поступивших на военную службу по контракту, отражаются в отдельных разделах (пунктах) соответствующих отчетов (донесений) об итогах первоначальной постановки граждан на воинский учет, призыва на военную службу и приема на нее по контракту, представляемых военными комиссариатами в установленном порядке.
Документация о проведении мероприятий профессионального психологического отбора хранится в военных комиссариатах:
для граждан, призванных на военную службу или поступивших в военно - учебные заведения, - не менее трех лет;
для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - не менее четырех лет;
для граждан, состоящих на воинском учете, не прошедших военной службы и имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу, - до достижения ими 27-летнего возраста.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЙСКАХ И НА ФЛОТАХ
28. Мероприятия профессионального психологического отбора в войсках и на флотах организуют группы профотбора (офицеры по профотбору) штабов округов, флотов, объединений.
На них возлагается:
контроль за деятельностью подразделений профотбора соединений и воинских частей;
участие в проведении мероприятий профессионального психологического отбора среди поступающего пополнения и его распределении по профилям подготовки и воинским должностям;
организация методической подготовки лиц, ответственных за проведение мероприятий профессионального психологического отбора в соединениях и воинских частях;
организация материально - технического обеспечения подчиненных подразделений профотбора;
проведение работы по обеспечению качественного отбора кандидатов, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, а также для обучения в военно - учебных заведениях.
29. Мероприятия профессионального психологического отбора проводятся в соединениях и воинских частях, в том числе учебных, штатными и нештатными подразделениями профотбора.
Нештатные подразделения группы профотбора создаются в соединениях и воинских частях, как правило, из психологов, социологов, заместителей командиров по воспитательной работе, представителей медицинской службы и других должностных лиц. Конкретный состав, распределение обязанностей среди личного состава групп профотбора, сроки и порядок их работы определяются приказами соответствующих командиров.
Штатные подразделения профотбора на период приема и распределения поступающего пополнения усиливаются необходимым количеством офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин).
Личный состав нештатной группы профотбора и лица, выделенные для усиления штатных подразделений профотбора, на период проведения мероприятий профессионального психологического отбора освобождаются от исполнения обязанностей по штатным должностям.
30. Подразделения профотбора соединений и воинских частей проводят:
методическую подготовку представителей воинских частей, направляемых в военные комиссариаты, по вопросам целенаправленного изучения и отбора граждан, подлежащих призыву и призванных на военную службу;
военно - профессиональное изучение пополнения, поступившего в воинскую часть, разработку рекомендаций по его рациональному распределению по профилям подготовки и воинским должностям;
отбор кандидатов для подготовки сержантов, старшин, солдат и матросов - специалистов в учебных частях;
военно - профессиональную ориентацию военнослужащих на поступление в военно - учебные заведения и на военную службу по контракту;
предварительный отбор военнослужащих для поступления в военно - учебные заведения;
определение профессиональной пригодности кандидатов для поступления на военную службу по контракту;
выявление лиц с нервно - психической неустойчивостью;
методическую работу с командирами воинских частей и подразделений по вопросам проведения военно - профессионального изучения личного состава и использования его результатов в учебно - воспитательной работе.
31. Представители соединений и воинских частей, прибывшие в военные комиссариаты, оценивают соответствие граждан, отбираемых и выделяемых для пополнения войск (сил флота), требованиям военной службы в соответствующем виде, роде войск Вооруженных Сил. С этой целью изучаются документы воинского учета, карты профессионального психологического отбора, проводятся индивидуальные беседы.
В пути следования граждан, призванных на военную службу, к месту военной службы представители воинских частей продолжают эту работу методом наблюдения за особенностями проведения граждан. Результаты изучения и свои выводы представители соединений и воинских частей докладывают соответствующим командирам (начальникам) и сообщают в подразделения профотбора.
32. По прибытии граждан, призванных на военную службу, в войска и на флоты их военно - профессиональное изучение осуществляют подразделения профотбора, входящие в состав комиссий по приему и распределению пополнения (в Военно - Морском Флоте - приемно - технических комиссий).
33. В войсках и на флотах мероприятия профессионального психологического отбора среди военнослужащих проводятся с учетом заключений о профессиональной пригодности, вынесенных в военных комиссариатах, и данных изучения пополнения представителями соединений и воинских частей.
На основании результатов социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования военнослужащих выносятся заключения об их профессиональной пригодности к подготовке и службе на конкретных воинских должностях.
Заключения о профессиональной пригодности военнослужащих и рекомендации по их военно - профессиональному использованию докладываются в комиссию по приему и распределению пополнения (приемно - техническую комиссию) и учитываются при распределении военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям.
34. В учебных частях в процессе подготовки курсантов подразделения профотбора разрабатывают рекомендации по вопросам дальнейшего обучения или перераспределения, при необходимости, отдельных военнослужащих для подготовки их на другие воинские должности, участвуют в подборе выпускников для комплектования в учебных частях воинских должностей, замещаемых сержантами и старшинами.
35. Результаты работы подразделений профотбора на пунктах приема и распределения пополнения и в процессе подготовки военнослужащих отражаются в разделах VII - VIII Карты профессионального психологического отбора и Журнале учета работы подразделения профотбора (Приложения N 6 и 7 к настоящему Руководству).
36. Перед окончанием подготовки курсантов в учебных частях, а также перед увольнением военнослужащих с военной службы командиры подразделений оценивают успешность подготовки (деятельности) каждого военнослужащего по специальности. Сведения об итоговой оценке по специальной подготовке, полученной классной квалификации и соответствии военнослужащего занимаемой воинской должности заносятся в разделы IX и X Карты профессионального психологического отбора (Приложение N 6 к настоящему Руководству) и используются подразделениями профотбора при оценке эффективности проведенных мероприятий профессионального психологического отбора.
37. В течение года подразделения профотбора соединений и воинских частей проводят работу по военно - профессиональной ориентации военнослужащих в целях выявления кандидатов для поступления в военно - учебные заведения и на военную службу по контракту.
По указанию командования подразделений профотбора принимают участие в комплектовании подразделений, экипажей, расчетов, команд с учетом психологической совместимости военнослужащих.
38. Предварительный профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления в военно - учебные заведения из числа военнослужащих проводится в соответствии с установленными в Министерстве обороны Российской Федерации правилами приема в военно - учебные заведения.
39. С кандидатами, поступающими на военную службу по контракту, проводятся мероприятия профессионального психологического отбора в целях определения их профессиональной пригодности для прохождения военной службы по контракту. Заключения о профессиональной пригодности каждого кандидата и рекомендации по его служебному использованию начальники подразделений профотбора докладывают аттестационным комиссиям воинских частей для обоснованного определения соответствия кандидата, поступающего на военную службу по контракту, установленным требованиям.
Данные профессионального психологического отбора заносятся в разделы VII и VIII (пункт 3) Карты профессионального психологического отбора (Приложение N 6 к настоящему Руководству) и Журнал учета работы подразделения профотбора (Приложение N 7 к настоящему Руководству), который для кандидатов на военную службу по контракту ведется отдельно.
40. Оценка эффективности мероприятий профессионального психологического отбора осуществляется два раза в год на основании анализа и обобщения штатными подразделениями (специалистами) профотбора данных о результатах подготовки курсантов в учебных частях, а также служебной деятельности выпускников этих частей и военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, по истечении 6 месяцев после выпуска или заключения контракта. В этих целях командиры воинских частей по указанию вышестоящих штабов или запросу командиров учебных частей направляют сведения о результатах служебной деятельности военнослужащих (Приложение N 8 к настоящему Руководству) в соответствующие штабы или учебные части.
Количество военнослужащих, на которых запрашиваются сведения, определяется соответствующими методическими документами с учетом обеспечения достоверности оценки эффективности мероприятий профессионального психологического отбора.
При необходимости представители штатных подразделений профотбора направляются в воинские части для сбора и уточнения данных о результатах служебной деятельности военнослужащих.
41. Документация о проведении мероприятий профессионального психологического отбора хранится в подразделениях профотбора в течение установленных сроков военной службы.
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
42. Мероприятия профессионального психологического отбора в военно - учебных заведениях проводятся группами или лабораториями профотбора этих заведений.
На них возлагается:
разработка материалов для проведения военно - профессиональной ориентации граждан и военнослужащих; методическая подготовка представителей военно - учебного заведения, направляемых в военные комиссариаты и войска (силы) для проведения этой работы;
проведение социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, поступающих в военно - учебное заведение, и вынесение заключения об их профессиональной пригодности к обучению и последующей военно - профессиональной деятельности;
участие в подборе кандидатов на воинские должности, замещаемые сержантами (старшинами), и в комплектовании учебных подразделений;
оценка степени адаптации к военной службе курсантов первого года обучения; углубленное психологическое изучение курсантов, склонных к нарушению воинской дисциплины, а также имеющих низкие показатели в учебе, и подготовка рекомендаций по индивидуальной работе с ними;
предупреждение и психологическая коррекция отрицательной и неустойчивой мотивации курсантов к военно - профессиональной деятельности;
изучение социально - психологических явлений в учебных подразделениях;
разработка предложений по служебному предназначению выпускников;
анализ поступающих из войск (сил) отзывов на выпускников военно - учебных заведений об их служебной деятельности;
участие в исследовательской работе по созданию и совершенствованию методов военно - профессиональной ориентации и профессионального психологического отбора для комплектования военно - учебного заведения переменным составом;
анализ эффективности мероприятий профессионального психологического отбора, проводимых в военно - учебном заведении, и разработка предложений по их совершенствованию.
43. В период приема на учебу кандидатов, поступающих на обучение, подразделение профотбора включается в состав приемной комиссии и усиливается подготовленными лицами из числа преподавательского состава, обслуживающего персонала и специалистов по вычислительной технике.
44. В процессе изучения материалов личных дел кандидатов подразделение профотбора принимает участие в анализе данных предварительного профессионального психологического отбора, проведенного в военных комиссариатах и воинских частях, а также других документов, предусмотренных правилами приема в военно - учебные заведения.
45. Социально - психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводятся в соответствии с планом - графиком, утверждаемым председателем приемной комиссии. На основании данных, полученных в ходе изучения и обследования кандидатов, поступающих в военно - учебное заведение, разрабатываются и представляются приемной комиссии военно - учебного заведения заключения об их профессиональной пригодности к обучению. Окончательное решение о зачислении кандидатов в военно - учебное заведение принимает приемная комиссия.
Данные социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности регистрируются в Журнале учета работы подразделения профотбора (Приложение N 7 к настоящему Руководству). Кроме того, заключения о профессиональной пригодности кандидатов заносятся в раздел XI Карты профессионального психологического отбора (Приложение N 6 к настоящему Руководству).
На каждого курсанта военно - учебного заведения сразу после принятия приемной комиссией решения о его зачислении в вуз заводится Карта психологического изучения курсанта (Приложение N 9 к настоящему Руководству).
46. К началу учебы курсантов первых курсов подразделение профотбора разрабатывает предложения по наиболее целесообразному комплектованию учебных групп, в том числе по подбору и расстановке сержантов и старшин с учетом индивидуально - психологических качеств курсантов.
47. В процессе обучения курсантов подразделение профотбора осуществляет мероприятия по их психологическому сопровождению и разрабатывает рекомендации командованию и профессорско - преподавательскому составу вуза по проведению с курсантами индивидуальной учебно - воспитательной работы.
Результаты психологического сопровождения регистрируются в картах психологического изучения курсантов, используются для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках (силах).
48. Эффективность мероприятий профессионального психологического отбора оценивается на основе сравнительного анализа заключений о профессиональной пригодности курсантов и результатов их обучения в военно - учебном заведении, а также профессиональной деятельности в войсках (силах), сведения о которой содержатся в служебных отзывах (Приложение N 10 к настоящему Руководству), направляемых командирами воинских частей в установленном порядке.
49. Документация о проведении мероприятий профессионального психологического отбора хранится в военно - учебном заведении в течение установленных сроков обучения курсантов и два года спустя после окончания ими обучения.
Глава V. НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
50. Задачами научно - методического обеспечения мероприятий профессионального психологического отбора являются:
разработка теоретических основ организации и проведения профессионального психологического отбора;
определение перечня воинских должностей, для которых обязателен профессиональный психологический отбор; разработка научно обоснованных методов и критериев оценки профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих с учетом потребностей Вооруженных Сил, демографической и социальной характеристик населения Российской Федерации;
разработка методов и форм военно - профессиональной ориентации;
создание и совершенствование унифицированных технических средств профотбора, программного обеспечения для компьютерных сетей и автоматизированных систем сбора, анализа и накопления данных, получаемых в процессе проведения мероприятий профессионального психологического отбора с гражданами и военнослужащими, обеспечивающих оперативный обмен информацией о количестве и качестве людских ресурсов в интересах комплектования Вооруженных Сил личным составом;
экспертиза действующих и вновь разработанных методов профессионального психологического отбора;
подготовка проектов руководящих документов, государственных стандартов, методических и учебных пособий, информационно - справочных материалов по вопросам профессионального психологического отбора;
анализ и прогнозирование динамики профессионально важных индивидуально - психологических качеств граждан и военнослужащих;
взаимодействие с научными учреждениями Российской академии наук, других министерств и ведомств по вопросам военно - профессиональной ориентации граждан и разработки методов профессиональной психодиагностики;
обоснование перспектив развития профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах.
51. 178 Научно - практический центр Генерального штаба Вооруженных Сил является головным учреждением Министерства обороны Российской Федерации по разработке научно - методических проблем профессионального психологического отбора. При этом он осуществляет методическое руководство в полном объеме задач, изложенных в статье 50 настоящего Руководства, а также координирует все вопросы научно - методического обеспечения профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах.
52. Научно - исследовательские подразделения профотбора Военно - медицинской академии разрабатывают научно - методические проблемы профессионального психологического отбора преимущественно в интересах комплектования военно - учебных заведений переменным составом. Свою деятельность по указанным проблемам они осуществляют совместно с научными подразделениями и подразделениями профотбора военно - учебных заведений.
53. Лаборатории профотбора видов Вооруженных Сил, функционирующие в научно - исследовательских организациях Министерства обороны Российской Федерации, с учетом специфики профессиональной деятельности личного состава вида Вооруженных Сил осуществляют:
проведение научно - исследовательской работы по созданию и совершенствованию методов прогнозирования профессиональной пригодности военнослужащих;
подготовку проектов руководящих документов, методических и учебных пособий по вопросам организации и проведения мероприятий профессионального психологического отбора в войсках (силах);
анализ эффективности и обобщение опыта проводимой работы по профессиональному психологическому отбору военнослужащих и разработку предложений по ее совершенствованию.
54. Для оценки научной обоснованности организационных форм и методов профессионального психологического отбора, разработанных руководств, инструкций, учебных и методических пособий и унифицированных технических средств профессионального психологического отбора при 178 Научно - практическом центре Генерального штаба Вооруженных Сил создается нештатная экспертная комиссия. Состав и порядок работы экспертной комиссии определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил (Главное организационно - мобилизационное управление).
При положительном решении экспертной комиссии разработанные руководства, инструкции, учебные и методические пособия и унифицированные технические средства профотбора допускаются к внедрению в практику профессионального психологического отбора.
Глава VI. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
55. Материально - техническое обеспечение мероприятий профессионального психологического отбора организуется и проводится в целях удовлетворения потребностей объединений, соединений, воинских и учебных частей, военно - учебных заведений и военных комиссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования граждан и военнослужащих (Приложения N 2 и 3 к настоящему Руководству).
56. Обеспечение объединений, соединений, воинских частей и военных комиссариатов учебными и методическими пособиями, издаваемыми Военным издательством Министерства обороны Российской Федерации, и унифицированными техническими средствами профотбора организуется Генеральным штабом Вооруженных Сил (Главное организационно - мобилизационное управление).
57. Штатные подразделения (специалисты) профотбора обеспечиваются материально - техническими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений профотбора, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей Министерства обороны Российской Федерации.
Нештатные подразделения профотбора используют материально - технические средства, имеющиеся в соединениях, воинских частях и военных комиссариатах, на базе которых они организуются.
58. Бланки карт профессионального психологического отбора поставляются в военные комиссариаты централизованно. Они изготавливаются через Центральное вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации по заявкам 178 Научно - практического центра Генерального штаба Вооруженных Сил.
Обеспечение подразделений профотбора другими бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и флотов.
59. Финансовое обеспечение мероприятий профессионального психологического отбора осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.
Глава VII. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОФОТБОРА
60. Воинские должности и должности гражданского персонала в подразделениях профотбора комплектуются лицами, имеющими необходимые уровни образования (подготовки) по специальностям, установленным для этих должностей.
61. Для комплектования подразделений профотбора главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов округов, групп войск, флотов, объединений, военно - учебных заведений подготовка офицеров осуществляется по специальностям "психология" и "психофизиология" в военно - учебных заведениях и на заочных (вечерних) факультетах (отделениях) государственных образовательных учреждений профессионального образования.
62. Для комплектования подразделений профотбора соединений и воинских частей переподготовка и повышение квалификации офицеров осуществляется на соответствующих факультетах и курсах военно - учебных заведений.
63. Специалисты профотбора военных комиссариатов проходят переподготовку и повышение квалификации на 8 Центральных офицерских курсах.
64. Переподготовка и повышение квалификации прапорщиков и мичманов, проходящих военную службу на должностях техников (лаборантов) подразделений профотбора, осуществляется на краткосрочных учебно - методических сборах, которые организуются при подразделениях профотбора, осуществляющих в соответствии с главой V настоящего Руководства научно - методическое обеспечение мероприятий профессионального психологического отбора.
65. Методическая подготовка начальников нештатных подразделений профотбора соединений и воинских частей к проведению мероприятий профессионального психологического отбора осуществляется на краткосрочных учебно - методических сборах, организуемых штабами округов, групп войск, флотов, объединений.
66. Учебные программы дисциплин специализации для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров подразделений профотбора согласовываются с 178 Научно - практическим центром Генерального штаба Вооруженных Сил.
67. 178 Научно - практический центр Генерального штаба Вооруженных Сил участвует в разработке планов переподготовки и повышения квалификации кадров подразделений профотбора и представляет предложения в Главное управление кадров Вооруженных Сил Российской Федерации в установленном порядке.
Заместитель Начальника
Генерального штаба
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
генерал - полковник
В.БОЛОГОВ
Приложение N 1
к статье 6 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАМЕЩАЕМЫХ СЕРЖАНТАМИ, СТАРШИНАМИ, СОЛДАТАМИ И МАТРОСАМИ
Приложение N 2
к статьям 7, 55 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Для проведения социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования необходимы следующие помещения:
класс для группового обследования;
кабинет для индивидуального обследования;
кабинет для индивидуального собеседования.
2. Класс и кабинеты оборудуются в отдельных отапливаемых помещениях с достаточным естественным и искусственным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, потолок и стены помещений должны быть окрашены в спокойные тона. Ограждающие конструкции и покрытие пола должны обеспечивать снижение уровня проникающего шума до 45 - 35 дБ.
Содержание, отопление, проветривание и противопожарное оборудование помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и классам для занятий.
Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток с подводкой напряжения сети 220 В, 50 Гц, рассчитанного на общую потребляемую мощность не менее 5 кВт, и системами защиты от перегрузок и централизованного обесточивания.
3. Класс для группового обследования должен располагаться в помещении площадью не менее 50 кв. м и высотой не менее 2,5 м.
Столы и стулья размещаются из расчета 25 - 30 рабочих мест со свободными проходами не менее 0,5 м. За каждым столом рекомендуется размещать не более двух человек. Рабочие места должны быть пронумерованы.
4. Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования должны располагаться в помещениях площадью не менее 10 кв. м и высотой не менее 2,6 м каждый.
Приложение N 3
к статьям 7, 55 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОФОТБОРА
Приложение N 4
к статье 21 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ЗАПРОС НА СВЕДЕНИЯ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
В Вашем образовательном учреждении (предприятии, организации, учреждении) обучаются (работают) юноши ______ года рождения, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
Прошу Вас обеспечить заполнение анкет на каждого гражданина указанной категории по прилагаемой форме. Заполненные анкеты следует направить в военный комиссариат района, где они будут использованы для определения оптимального военно - профессионального предназначения граждан при призыве на военную службу. Военный комиссар ______________________ района ______________________________________________ (воинское звание, подпись, фамилия, инициалы) АНКЕТА на гр. _______________________, 19__ г.р. (фамилия, имя, отчество)
1. К каким учебным дисциплинам имеет выраженный интерес (назвать 1 - 3) __________________________________________________
2. В каких школьных кружках, на факультативах занимается _____ __________________________________________________________________
3. В каких олимпиадах участвовал и результаты ________________ __________________________________________________________________
4. Как относится к выполнению учебных (производственных) заданий (добросовестно, не всегда добросовестно, халатно) ________ __________________________________________________________________
5. Какие общественные обязанности (постоянные и временные) выполнял (выполняет) и как успешно ______________________________ __________________________________________________________________
6. Какие способности (музыкальные, сценические, художественные, математические и т.п.) проявил и в чем это выразилось _______________________________________________________
7. Какую роль занимает в учебном (производственном) коллективе (неформальный лидер, ведомый член коллектива, находится в изоляции от коллектива) ___________________________________________________
8. Каков уровень общительности проявляет в межличностных отношениях (высокий, обычный, низкий (замнут) ____________________
9. Как обычно реагирует на замечания (правильно и адекватно, равнодушно, обижается, ведет себя развязно):
старших ______________________________________________________
сверстников __________________________________________________
10. Употребляет ли (нет, иногда, систематически): алкоголь ________, наркотики _________, курение ___________
11. Пожелания по выбору гражданином будущей профессии (если имеются) _________________________________________________________
Директор (начальник) _________________________________________
"__"________________ 19__ года
Примечание. Пункты 1 - 3 по месту работы гражданина могут не заполняться.
Приложение N 5
к статье 21 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ЗАПРОС НА СВЕДЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПОЛУЧИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ В ЦЕНТРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ (ПРОФКОНСУЛЬТАТИВНОМ ПУНКТЕ)
В целях определения оптимального военно - профессионального предназначения граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (призыву на военную службу) в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", прошу Вас поручить подготовить и направить в военный комиссариат района до _________ 19__ года сведения о юношах ______________ года рождения, получивших в Вашем учреждении профессиональные консультации.
В документе целесообразно отразить наиболее выраженные черты характера, профессиональные интересы, увлечения и планы каждого юноши, уровень развития у него познавательных и организаторских способностей, особенности поведения в коллективе, привести выданные ему рекомендации и мнение специалистов Центра профориентации (профконсультативного пункта) о возможном использовании его на военной службе. Военный комиссар ______________________ района ______________________________________________ (воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)
Приложение N 6
к статьям 23, 25, 26, 35, 36, 39, 45
Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ПОЯСНЕНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ И ХРАНЕНИЮ КАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
1. Карта профессионального психологического отбора является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности гражданина к подготовке и службе на воинских должностях, а также результатах служебной деятельности военнослужащего.
2. Карта составляется в военном комиссариате района на каждого гражданина при первоначальной постановке на воинский учет и хранится в его личном деле в неподшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольнения в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.
3. В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно - послужными карточками.
4. При поступлении солдат, матросов, сержантов и старшин, в том числе и пребывающих в запасе, на военную службу по контракту, зачислении курсантов в военно - учебные заведения карты хранятся в их личных делах в неподшитом виде. При направлении курсанта, отчисленного из военно - учебного заведения, для прохождения военной службы в войска карта изымается из его личного дела и прикрепляется к внутренней стороне обложки военного билета военнослужащего.
5. При увольнении гражданина с военной службы карта прикрепляется к внутренней стороне обложки военного билета увольняемого. При явке гражданина, уволенного с военной службы, в военный комиссариат района для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.
6. Карты профессионального психологического отбора на граждан, не проходивших военной службы, хранятся в их личных делах до зачисления этих граждан в запас и в течение одного года с этого момента - в подразделениях профотбора, после чего уничтожаются.
7. В случае утери, порчи или непригодности карты профессионального психологического отбора для дальнейшего использования составляется новая карта на основании учетно - послужной карточки и других документов, в том числе находящихся в подразделениях профотбора. Бланки карт для этой цели воинские части получают в ближайших военных комиссариатах по месту дислокации.
8. Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профессиональной пригодности лиц к подготовке и службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности военнослужащих - командиры подразделений, в которых эти военнослужащие проходили военную службу.
Приложение N 7
к статьям 23, 25, 26, 35, 39, 45
Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
ЖУРНАЛ УЧЕТА РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА УЧЕТА
1. Журнал учета - основной документ, в котором фиксируются данные социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно - профессиональной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих.
2. Журнал ведется подразделениями профессионального психологического отбора военных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных.
3. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий профессионального психологического отбора.
Приложение N 8
к статье 40 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
СВЕДЕНИЯ
О РЕЗУЛЬТАТАХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ПОЯСНЕНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДОКУМЕНТА
1. Сведения представляются отдельно на сержантов, старшин, солдат и матросов из числа выпускников учебных частей и из числа поступивших на военную службу по контракту.
2. В графах 5 и 6 указываются категории профессиональной пригодности по воинским должностям, замещаемым военнослужащими. Эти данные выписываются из разделов V и VIII карт профессионального психологического отбора военнослужащих. Например, при должности "механик - водитель танка" в указанные графы заносятся заключения о профессиональной пригодности, вынесенные подразделениями профотбора военного комиссариата и воинской части только по классу водительских должностей.
3. Оценка профессиональной подготовленности ("отлично", "хорошо" или "удовлетворительно") выставляется в графе 7 с учетом наличия у военнослужащего необходимых для выполнения служебных обязанностей знаний, умений и навыков, успеваемости по специальной подготовке и успешности учебно - боевой деятельности, в том числе на учениях.
4. Дисциплинированность военнослужащего (графа 9) оценивается как "высокая", "средняя" или "низкая". Аналогично оценивается уровень развития организаторских способностей (графа 10).
5. В графе 11 записывается "да" или "нет" в зависимости от соответствия или несоответствия военнослужащего занимаемой должности.
Приложение N 9
к статье 45 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
Формат 200 x 300 КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСАНТА _________________________________________________________ (наименование военно - учебного заведения) I. Общие сведения
1. Воинское звание, фамилия, имя, отчество ___________________ __________________________________________________________________
2. Факультет (отделение) _____________________________________
3. Число, месяц и год рождения _______________________________
4. Национальность ____________________________________________ (заполняется по желанию курсанта)
5. Социальное происхождение __________________________________
6. Состав семьи: полная, неполная, воспитывался родственниками, в детском доме ___________________________________ __________________________________________________________________
7. Место жительства до поступления на военную службу _________ __________________________________________________________________
8. Образование _______________________________________________ (наименование образовательного учреждения __________________________________________________________________ и дата его окончания)
9. Гражданская специальность, должность и стаж работы до поступления на военную службу ____________________________________ __________________________________________________________________
10. Государственные награды __________________________________
11. Подготовка по военно - учетной специальности _____________ __________________________________________________________________
12. В Вооруженных Силах с ____________________________________
13. Подготовка в учебной части _______________________________ (полученная специальность)
14. Воинская должность _______________________________________
15. Классность _______________________________________________
16. Спортивное звание или спортивный разряд (указать вид спорта) __________________________________________________________ II. Результаты профессионального отбора в военно - учебном заведении
17. Заключения групп профотбора военных комиссариатов (воинской части) о профессиональной пригодности к обучению в военном образовательном учреждении _______________________________ __________________________________________________________________
18. Номер по журналу учета работы подразделения профотбора военно - учебного заведения ______________________________________
Основные данные социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования ____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Заключение группы профотбора военно - учебного заведения о профессиональной пригодности к обучению в вузе и рекомендации_____ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Начальник группы профотбора __________________________________________________________________ (воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)
"__" ___________ 19__ г.
19. Постановление военно - врачебной (врачебно - летной) комиссии _________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
20. Результаты проверки и итоговая оценка физической подготовленности _________________________________________________ __________________________________________________________________
21. Результаты экзаменов _____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
22. Заключение приемной комиссии _____________________________ __________________________________________________________________ III. Результаты психологического изучения в ходе учебы
23. Результаты психологического изучения на первом курсе, заключение и рекомендации ________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
24. Результаты психологического изучения на последующих курсах, заключения и рекомендации ________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ IV. Результаты психологического изучения на выпускном курсе
25. Результаты социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования ____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Итоговое заключение о профессиональной пригодности и рекомендации по назначению на воинскую должность в войсках (силах) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Начальник группы профотбора __________________________________________________________________ (воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)
"__" ____________ 19__ г.
Приложение N 10
к статье 48 Руководства,
введенного в действие
Приказом Министра обороны
Российской Федерации
от 4 июля 1994 г. N 202
СЛУЖЕБНЫЙ ОТЗЫВ <*>
на ___________________________________________________________ (должность, воинское звание, фамилия, _________________________________________________________________, имя, отчество) прошедшего обучение в ____________________________________________ (наименование __________________________________________________________________ военно - учебного заведения) по специальности _________________________________________________ -------------------------------------------------------------------
<*> Управлениями кадров видов Вооруженных Сил, управлениями Министерства обороны Российской Федерации, которым подчинены вузы, разделы данной формы отзыва могут быть дополнены и формализованы с учетом специфики конкретных военно - учебных заведений. Содержание отзыва
1. Качества характера (дисциплинированность и исполнительность, честность, добросовестность, ответственность, решительность, самообладание и выдержка).
2. Уровень подготовки по специальности и военно - профессиональная направленность (наличие необходимых знаний, умений и навыков, качество учебно - боевой деятельности, в том числе на тактических учениях, наличие классной квалификации; отношение к военной службе, стремление к профессиональному совершенствованию).
3. Особенности общения и поведения в воинском коллективе (авторитет, организаторские способности, готовность к взаимопомощи и взаимовыручке, степень конфликтности).
4. Нервно - психическая устойчивость (способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушений поведения).
5. Соответствие занимаемой должности (соответствует, не соответствует, достоин назначения на вышестоящую должность - указать какую).
6. Пожелания и рекомендации по вопросам отбора и обучения военнослужащих. Командир подразделения __________________________________________________________________ (воинское звание, подпись, фамилия, инициалы) __________________________________________________________________ (заключение командира воинской части) Командир воинской части ___________ М.П. __________________________________________________________________ (воинское звание, подпись, фамилия, инициалы) "__" ______________ 19__ г.