Методические указания по проведению комплексной проверки деятельности государственной инспекции труда

(утв. Минтрудом РФ от 27.12.2000)
Редакция от 27.12.2000 — Действует

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации,
Главный государственный
инспектор труда
Российской Федерации
В.К.ВАРОВ
27 декабря 2000 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

I. Общая часть

Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с п. 8 Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. N 78, и п. 3.2 Положения о Департаменте государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 24 ноября 2000 г. N 268, в целях обеспечения контроля за деятельностью государственных инспекций труда.

При осуществлении комплексной проверки деятельности государственной инспекции труда проверяющим следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11.04.98 N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде", Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Кодексом законов о труде Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" и от 28 января 2000 г. N 78 "О федеральной инспекции труда", Приказами Минтруда России от 29.10.99 N 378-рк "О территориальных органах Минтруда России по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации)", от 29.02.2000 N 65 "Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации", от 16.08.2000 N 204 "Об утверждении Положения о порядке оплаты и стимулирования труда федеральных государственных служащих государственных инспекций труда", другими законодательными и подзаконными нормативно-правовыми актами (в т.ч. по финансовым и хозяйственным вопросам), приказами, указаниями, поручениями и другими решениями руководства Минтруда России и федеральной инспекции труда.

В связи с утратой силы Кодекса законов о труде РФ, следует руководствоваться принятым взамен Трудовым Кодексом РФ.

В ходе проверки необходимо изучить следующие вопросы:

II. Состояние законности в трудовых правоотношениях

1. Дать оценку общего состояния законности в трудовых правоотношениях в субъекте Российской Федерации. Раскрыть типологию и характер выявляемых правонарушений.

2. Состояние соблюдения законодательства о труде по основным разделам и институтам трудового права. Проанализировать итоги проверок всех видов и типов с приведением конкретных примеров и статистических данных:

2.1. Коллективный договор.

2.2. Трудовой договор.

2.3. Рабочее время и время отдыха.

2.4. Оплата труда.

2.5. Труд женщин и молодежи.

2.6. Трудовые споры.

2.7. Трудовая дисциплина.

2.8. Охрана труда.

2.9. Гарантии, льготы и компенсации.

III. Состояние организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда

1. Как государственная инспекция труда выполняет возложенные на нее задачи и функции, насколько полно и эффективно реализует предоставленные полномочия. Привести сравнительные данные о результатах работы инспекции за два последних года, а также за соответствующие кварталы, полугодие или 9 месяцев. Какие проверочные мероприятия проводились инспекцией, охватывались ли проверками все сферы и объекты государственного контроля.

2. Состояние взаимодействия госинспекции труда при организации и осуществлении надзорно-контрольной деятельности (в т.ч. совместной) с органами прокуратуры и другими надзорно-контрольными органами, органами по труду, профсоюзами. Осуществляется ли это взаимодействие в плановом порядке, на основе соответствующих соглашений и иных совместных документов.

3. Практика выдачи и контроля исполнения предписаний. Законность, полнота, своевременность принимаемых при этом государственными инспекторами труда мер. Привести конкретные примеры. Содержатся ли в предписаниях предложения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Показать на конкретных примерах состояние контроля за исполнением предписаний. Факты обжалования и отмены (отзыва) предписаний.

4. Административно-правовая практика государственной инспекции труда. Как соблюдаются при этом нормы материального и процессуального права, закрепленные в законодательстве, в том числе процедура оформления протоколов и рассмотрения дел, законность и обоснованность постановлений о привлечении виновных к административной ответственности. Контроль за исполнением постановлений о наложении штрафа. Привести конкретные примеры.

5. Соответствуют ли проводимые госинспекцией труда расследования несчастных случаев на производстве порядку, установленному Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Как организован и ведется учет производственного травматизма и профзаболеваемости, анализ их причин, разрабатываются ли предложения по их профилактике, какие, эффективность их реализации.

6. Как государственной инспекцией труда выполняются требования законодательства о своевременном направлении в правоохранительные органы материалов о выявленных в ходе проверок нарушениях законности, влекущих уголовную ответственность. Соблюдение при этом процессуальных сроков и порядка оформления материалов. Постановка, система и эффективность контроля за реализацией этих материалов, обжалование необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел или о прекращении уголовных дел.

7. Состояние (система и регулярность) информирования госинспекцией труда органов представительной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации, правоохранительных органов, объединений профсоюзов и работодателей, трехсторонней комиссии, СМИ. Оценить взаимодействие инспекции с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе и его аппаратом.

8. Как государственная инспекция труда использует свое право на предъявление исков в судебные органы, результаты судебного рассмотрения, привести характерные примеры.

Оказание правовой помощи гражданам при подготовке и (или) рассмотрении их исков по трудовым делам в судах. Привести отчетные данные и характерные примеры.

9. Организация работы с жалобами, заявлениями и другими обращениями граждан. Регистрация, сроки рассмотрения, законность, обоснованность и полнота принятых по ним госинспекторами труда решений. Анализ поступающих обращений. Организация личного приема граждан в инспекции и организациях в ходе проверок. Выполнение руководящих документов о порядке работы с обращениями граждан.

10. Состояние исполнительской дисциплины. Исполнение приказов, указаний, поручений и иных решений Минтруда России и федеральной инспекции труда.

11. Работа внештатной инспекции труда. Меры по активизации ее деятельности. Посты общественного контроля.

12. Наличие в инспекции постоянного банка данных о состоянии дел с нарушениями трудового законодательства, в том числе данных судебных органов и статистических данных по труду.

13. Организация внутреннего управления в госинспекции труда. Планирование работы госинспекции труда, организация обмена опытом работы, повышения квалификации кадров, подведение итогов работы.

14. Достоверность отчетных показателей. Соответствие данных о работе госинспекции труда формы N 1-ГИТ документам первичного учета: протоколам проверок, предписаниям и постановлениям, данным журнала учета жалоб и заявлений граждан, другим учетным документам инспекции, материалам расследования несчастных случаев на производстве. Привести конкретные примеры недостоверности отчетных показателей.

IV. Организация делопроизводства

Номенклатура дел, соответствие применяемых инспекцией бланков и форм документов типовым формам документов, утвержденным федеральной инспекцией труда.

V. Кадровая работа

Структура государственной инспекции труда, состояние штатной дисциплины, соблюдение законодательства о государственной службе и трудового законодательства, кадровая работа (провести анализ качественного состава кадров по опыту работы и возрасту, наличие кадрового резерва).

VI. Обеспечение условий труда

Размещение работников, наличие оргтехники и средств связи, наличие автотранспорта, обеспеченность мебелью.

VII. Хозяйственно-финансовая деятельность

Проверка хозяйственно-финансовой деятельности государственных инспекций труда осуществляется в установленном Минтрудом России порядке.

Основные результаты проверки деятельности госинспекции труда должны быть обсуждены проверяющими в коллективе инспекции. Справка с предложениями по реализации итогов проверки (при необходимости с проектом соответствующего приказа) с письменными объяснениями руководителя государственной инспекции труда и заместителей представляются заместителю Министра - главному государственному инспектору труда Российской Федерации не позднее чем в недельный срок после завершения командировки.