Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2009 г. N 14718
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 мая 2009 г. N 75
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 76 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418), пунктом 5.2.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24, ст. 2601; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 742; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1029; 2008, N 17, ст. 1883; 2008, N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами.
2. Признать не действующим на территории Российской Федерации Приказ Министра морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. N 118 "Об утверждении Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90)".
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минтранса России
от 14 мая 2009 г. N 75
СОГЛАСОВАНО
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я. Чайка
30 апреля 2009 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
абзацем двенадцатым статьи 76 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418);
пунктом 5.2.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 742, N 11 (ч. I), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576);
Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года;
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года;
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года;
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года;
Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации A.987(24) "О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии";
Резолюциями Комитета по безопасности на море Международной морской организации: MSC.255(84) Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море и MSC.257(84) Поправки в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года.
Расследование аварийных случаев с судами осуществляется с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации), Руководства по расследованию человеческого фактора в морских авариях и инцидентах (Резолюция A.884(21) Ассамблеи Международной морской организации) и Руководства по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии (Резолюция A.987(24) Ассамблеи Международной морской организации) <*>.
<*> Участие Российской Федерации в международных договорах:
Международная конвенция о грузовой марке 1966 года подписана с заявлением 4 июля 1966 г., вступила в силу в Российской Федерации с 21 июля 1968 г.;
Протокол 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года вступил в силу в Российской Федерации с 18 ноября 2000 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769);
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года, вступила в силу в Российской Федерации с 3 февраля 1984 г. (Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127);
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года вступила в силу в Российской Федерации с 25 мая 1980 г. (Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4);
Протокол 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года вступил в силу в СССР с 12 августа 1981 г. (Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5);
Протокол 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года вступил в силу в Российской Федерации с 18 ноября 2000 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768);
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с 11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1013).
2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с судами: аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна.
Целью проведения расследования аварийных случаев с судами является установление причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.
3. Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности мореплавания.
4. Настоящее Положение применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с морскими судами, плавающими:
под Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) (далее - суда);
под флагами иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только на период их перегона) (далее - иностранные суда) в предусмотренных настоящим Положением случаях.
5. Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемыми только для правительственной некоммерческой службы; маломерными, спортивными и прогулочными судами; плотами леса; судами, находящимися в постройке, ремонте и во время отстоя без экипажа.
Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).
6. Расследование аварийных случаев, произошедших с судами, осуществляется независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.
В случае если авария на море привела к смерти людей, полной гибели имущества судна, серьезному загрязнению морской среды, орган, осуществлявший расследование такой аварии, направляет заключение по расследованию этой аварии в соответствующее транспортное подразделение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
7. Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:
смерть человека или причинение ему тяжких телесных повреждений;
исчезновение человека с судна;
гибель судна, предполагаемую гибель судна или оставление судна;
повреждение судна;
посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;
повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;
серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.
Аварийные случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна или смерть человека либо причинение серьезного ущерба окружающей среде.
Аварийные случаи с судами на море расследуются как инциденты на море в случае, если имело место событие или ряд событий, иных, чем авария на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли бы угрожать безопасности судна, находящихся на нем людей или любого иного лица, либо окружающей среде.
Расследование аварийных случаев с судами на море (очень серьезных аварий, аварий и инцидентов) не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.
8. Расследование аварийных случаев с судами осуществляют: капитан морского порта - расследование аварий на море; капитан судна - расследование инцидентов на море.
9. До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна осуществляет предварительные действия, предусмотренные пунктами 15 - 17 настоящего Положения.
10. Решение о проведении расследования аварии на море капитаном того или иного морского порта Российской Федерации принимает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
11. Решение о расследовании аварийного случая с судном как аварии на море (очень серьезной аварии или аварии) или как инцидента на море принимает капитан морского порта.
12. Для расследования очень серьезной аварии на море капитан морского порта создает под своим председательством комиссию.
13. Расследование очень серьезной аварии на море может осуществляться комиссией, созданной Министерством транспорта Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В этих случаях капитан морского порта принимает участие в работе такой комиссии и обеспечивает комиссию необходимыми для расследования материалами. При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии включается представитель Федерального агентства по рыболовству.
14. Органы, проводящие расследование аварийных случаев с судами, вправе беспрепятственно посещать судно, береговые организации и предприятия, проводить опрос очевидцев, осуществлять сбор соответствующей информации.
II. Сообщение об аварийном случае с судном
15. Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае с судном:
судовладельцу;
капитану морского порта (места) регистрации судна;
капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
Государственному морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ "Госморспасслужба России" или соответствующему морскому спасательно-координационному центру (МСКЦ), морскому спасательному подцентру (МСПЦ) на бассейне при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
Администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.
В случае если аварийный случай с судном произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, в Федеральное агентство по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.
16. При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:
капитану морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого находится СНО;
Федеральному агентству морского и речного транспорта;
Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
Администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.
17. В сообщении об аварийном случае с судном указываются:
название и номер ИМО судна;
фамилия, имя, отчество капитана судна;
судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес, телефон, факс;
порт (место) регистрации судна;
год постройки судна;
дата и время аварийного случая с судном;
место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
географические координаты аварийного случая с судном;
географические координаты местонахождения судна;
краткое описание аварийного случая с судном;
дата составления сообщения.
Сообщение об аварийном случае с судном подписывает капитан судна.
III. Порядок расследования аварийных случаев с судами
18. Капитан судна, с которым произошел аварийный случай, обязан:
составить и утвердить акт об аварийном случае с судном;
получить объяснения очевидцев и причастных лиц и составить протоколы опросов, причем опрос проводится отдельно с каждым из очевидцев и причастных лиц;
составить заявление об аварийном случае;
составить подробное сообщение об аварийном случае;
подготовить выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опроса, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии и другие документы, подтверждающие события аварийного случая на море.
В акте об аварийном случае с судном указываются:
фамилии и должности лиц, составивших акт;
вид, место и дата аварийного случая;
подробное описание повреждений судна.
Акт об аварийном случае подписывают лица, составившие акт. К акту об аварийном случае прилагают списки пострадавших людей, перечень утраченного и/или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения, копии радиограмм и т.д.
В протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:
время, число, месяц и год опроса;
фамилия, имя и отчество опрашиваемого;
число, месяц и год рождения опрашиваемого;
стаж работы, в том числе: по специальности, в последней должности, на данном судне;
специальное образование (какое учебное заведение и когда окончил);
квалификация по диплому (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
домашний адрес опрашиваемого;
заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;
фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего опрос.
Протокол опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.
Заявление об аварийном случае подается на имя капитана морского порта, подписывается капитаном судна и содержит просьбу расследовать аварийный случай с судном. В заявлении об аварийном случае указываются:
название морского порта, в который подается заявление;
название и номер ИМО судна;
фамилия, имя и отчество капитана судна;
судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии);
краткое описание аварийного случая;
сведения об участниках аварийного случая;
место, дата и время аварийного случая;
дата составления заявления.
К заявлению об аварийном случае прилагают выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж инцидента, чертежи повреждений, протоколы опросов, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии и другие документы, подтверждающие событие аварийного случая.
19. Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта, назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, указанные в пункте 18 настоящего Положения документы.
20. Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение трех суток с момента получения документов от капитана судна.
21. В случае необходимости в дополнительных документах, позволяющих оценить полученные в результате аварийного случая повреждения, капитан судна по требованию капитана морского порта обязан представить:
акт водолазного осмотра;
акт докового осмотра;
акт сюрвейерского осмотра;
акт осмотра органа классификации судов;
фотографии повреждений;
другие документы.
22. Капитан морского порта при рассмотрении представленных ему капитаном судна документов оценивает те действия, бездействие, события или условия, без которых:
авария или инцидент на море не могли бы произойти; или
тяжелые последствия, связанные с аварией или инцидентом на море, вероятно, не могли бы иметь места или не были бы настолько серьезными;
иные действия, бездействие, событие или условие, связанные с результатом события, упомянутого в абзацах втором и третьем настоящего пункта, вероятно, не имели бы места (далее - причинный фактор).
23. После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан морского порта с учетом причинного фактора решает, относится данный аварийный случай к аварии на море или к инциденту на море в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
В случае если капитан морского порта принял решение о расследовании аварийного случая с судном как аварии на море, то он составляет план проведения расследования.
В случае если капитан морского порта принял решение о расследовании аварийного случая с судном как инцидента на море, то он возвращает представленные капитаном судна документы по данному инциденту на море для самостоятельного проведения расследования капитаном судна.
24. Капитан морского судна в течение тридцати суток проводит расследование, составляет и утверждает заключение о расследовании инцидента на море, направляет заключение вместе с необходимыми документами судовладельцу и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.
Заключение о расследовании инцидента на море содержит следующие сведения:
дату и место расследования;
фамилию, имя и отчество капитана судна;
рейс судна (порт отхода, порт прибытия);
вид инцидента;
дату и время инцидента (число, месяц, год, часы, минуты);
место инцидента (порт, канал, пролив, залив, море, океан, координаты);
данные о судне (название; флаг; номер ИМО судна; порт (место) регистрации и номер регистрации; судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес; место и год постройки; наибольшие размерения; вместимость (брутто/нетто); тип и мощность судовой энергетической установки; число и конструкция гребных винтов; конструкция руля; скорость полного хода (маневренного/морского в узлах); осадка на момент инцидента (нос, корма, средняя); число пассажиров; количество, род груза и его размещение по трюмам; численность экипажа; штатный комплект спасательных средств; мощность радиостанции и радиус ее действия; электрорадионавигационные приборы; число и мощность водоотливных средств; противопожарные средства; категория ледовых усилений судна);
данные об освидетельствовании судна органом классификации судов (орган (органы), выдавший классификационные и конвенционные документы и проводивший последние освидетельствования судна и судоходной компании);
срок действия Свидетельства о годности к плаванию;
срок действия Классификационного свидетельства;
перечень и сроки действия документов, выданных судну в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
описание инцидента;
последствия инцидента (повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств, оборудования, груза и др.; опасности для людей; повреждение объектов морской инфраструктуры; загрязнение окружающей среды; простой судна (часов, суток), связанный с производством аварийного ремонта);
сведения о причастных к инциденту лицах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; должность; образование (какое учебное заведение и когда окончил); стаж работы (всего на морском транспорте; в последней должности); наличие диплома, свидетельства (на какое звание); обстоятельства причастности);
заключение по расследованию инцидента на море (условия и обстоятельства, при которых произошел инцидент; установленные факты; причины инцидента; лица, причастные к инциденту; выводы и оценка действий причастных лиц; предложения (рекомендации) по предупреждению подобных инцидентов на море в будущем).
К заключению о расследовании инцидента на море прилагают выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж инцидента, чертежи повреждений, протоколы опросов, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии, а также другие документы, подтверждающие событие инцидента на море.
25. Срок расследования капитаном морского порта аварии на море исчисляется с момента регистрации такой аварии и составляет тридцать суток, исключая выходные и праздничные дни, со дня регистрации такой аварии. По окончании расследования аварии на море капитан морского порта обязан составить заключение по расследованию аварии на море и направить заключение судовладельцу и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Заключение, подписанное лицами, проводившими расследование аварии на море, утверждает руководитель расследования.
Заключение о расследовании аварии на море содержит следующие сведения:
дату и место расследования;
фамилию, имя и отчество лиц, проводивших расследование;
рейс судна (порт отхода, порт прибытия);
вид аварии (столкновение, посадка на мель, повреждение конструкции, загрязнение и т.п.);
дату и время аварии (число, месяц, год, часы, минуты);
место аварии (порт, канал, пролив, залив, море, океан, координаты);
данные о судне (название; флаг; номер ИМО судна; порт (место) регистрации и номер регистрации; судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес; место и год постройки; наибольшие размерения; вместимость (брутто/нетто); тип и мощность судовой энергетической установки; число и конструкция гребных винтов; конструкция руля; скорость полного хода (маневренного/морского в узлах); осадка на момент инцидента (нос, корма, средняя); число пассажиров; количество, род груза и его размещение по трюмам; численность экипажа; штатный комплект спасательных средств; мощность радиостанции и радиус ее действия; электрорадионавигационные приборы; число и мощность водоотливных средств; противопожарные средства; категория ледовых усилений судна);
данные об освидетельствовании судна органом классификации судов (орган (органы), выдавший классификационные и конвенционные документы и проводивший последние освидетельствования судна и судоходной компании);
срок действия Свидетельства о годности к плаванию;
срок действия Классификационного свидетельства;
перечень и сроки действия документов, выданных судну в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
описание аварии;
последствия аварии (гибель людей; утрата груза; гибель судна; повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств, оборудования, груза и др.; загрязнение окружающей среды; повреждение объектов морской инфраструктуры; простой судна (часов, суток), связанный с производством аварийного ремонта);
сведения о причастных к аварии лицах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; должность; образование (какое учебное заведение и когда окончил); стаж работы (всего на морском транспорте; в последней должности); наличие диплома, свидетельства (на какое звание); обстоятельства причастности);
заключение по расследованию аварии на море (условия и обстоятельства, при которых произошла авария; установленные факты; причины аварии; лица, причастные к аварии; выводы и оценка действий причастных лиц; рекомендации по предупреждению подобных аварий на море в будущем).
К заключению о расследовании аварии на море прилагают выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опросов, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии, а также другие документы, подтверждающие событие аварии на море.
Если эксплуатация судна, вовлеченного в аварию на море, может быть продолжена, проводимое капитаном морского порта расследование не должно препятствовать продолжению эксплуатации судна сверх необходимого для целей расследования времени.
В случае необходимости по представлению капитана морского порта, проводящего расследование аварии на море, срок проведения расследования может быть продлен Федеральной службой по надзору в сфере транспорта до двадцати суток, исключая выходные и праздничные дни.
26. Для целей проведения расследования орган, проводящий расследование:
запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварии или инциденту на море;
назначает проведение необходимых лабораторных анализов или экспертиз;
рассматривает и анализирует собранные материалы;
исследует обстоятельства аварии или инцидента на море;
устанавливает факты, относящиеся к аварии или инциденту на море;
на основе установленных фактов оценивает действия и бездействие очевидцев и причастных лиц;
на основе установленных фактов делает выводы о причинах аварии или инцидента на море, нарушениях законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания, хорошей морской практики, правил технической эксплуатации, правил плавания и других требований;
разрабатывает предложения по предупреждению подобных аварий или инцидентов на море в будущем.
27. Капитан морского порта имеет право привлекать в ходе расследования аварии на море соответствующих специалистов для проведения лабораторных и иных анализов или экспертиз, запрашивать справки и информацию у должностных лиц, администраций систем управления движением судов и других систем обеспечения безопасности мореплавания, организаций и предприятий независимо от их форм собственности.
Расследование аварийных случаев с суднами рыбопромыслового флота осуществляется с привлечением представителей организаций, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству.
Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании аварии на море, несет судовладелец.
28. Заключение по расследованию аварии на море или заключение по расследованию инцидента на море содержит:
обстоятельства и условия, при которых произошла авария или инцидент на море;
установленные факты, относящиеся к аварии или инциденту на море;
установленные несоответствия судна, его экипажа, снабжения или оборудования или береговых систем обеспечения безопасности мореплавания требованиям законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания;
причины аварии или инцидента на море;
последствия аварии или инцидента на море;
оценку действий причастных к аварии или инцидента на море лиц с учетом воздействия на них внешних факторов, их психологического состояния, степени усталости;
перечень лиц, действия или бездействие которых привели или способствовали возникновению аварии или инцидента на море, с указанием, кем и какие установленные требования были нарушены;
рекомендации по предупреждению подобных аварий или инцидентов на море в будущем.
29. Копия заключения по расследованию аварии на море или копия заключения по расследованию инцидента на море (на бумажном и электронном носителях) должна быть передана в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта для внесения в электронную базу данных аварийных случаев, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.
30. В случаях, когда в аварию или инцидент на море было вовлечено иностранное судно, а также при расследовании очень серьезной аварии на море, заключение по расследованию аварии или инцидента на море должно быть составлено с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации) и должно иметь перевод на английский язык.
31. В случае несогласия с заключением по расследованию аварии на море судовладелец в десятидневный срок после получения заключения может направить мотивированные возражения в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Копия письма с возражениями направляется судовладельцем капитану морского порта, проводившему расследование, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.
32. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в течение четырнадцати дней, исключая выходные и праздничные дни, рассматривает заключение по расследованию аварии на море и выносит по нему окончательное решение:
утверждает заключение, или
назначает дополнительное расследование капитаном морского порта, проводившим расследование аварии на море, или
назначает повторное расследование аварии на море капитаном другого морского порта, или
назначает повторное расследование аварии на море комиссией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Информация о принятом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта решении направляется капитану морского порта, проводившему расследование аварии на море, судовладельцу и капитану морского порта (места) регистрации судна, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.
33. Судовладелец в течение тридцати суток после получения заключения по расследованию аварии на море разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению подобных аварий на море в будущем. О принятых мерах судовладелец извещает Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и организации, освидетельствовавшие судно и судовладельца на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) (Резолюция A.741(18) Ассамблеи Международной морской организации), а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль выполнения решений, принятых судовладельцем по результатам расследований.
34. Передача капитану морского порта документов о произошедшей аварии или инциденте на море не освобождает капитана судна от обязанности сделать заявление о морском протесте в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 394 - 397).
IV. Расследование аварии на море с иностранным судном
35. Авария на море, произошедшая с иностранным судном в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, подлежит расследованию капитаном морского порта Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
36. Капитан морского порта Российской Федерации обязан незамедлительно сообщить об аварии на море с иностранным судном, произошедшей в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, морской администрации государства флага иностранного судна.
37. Если авария на море с иностранным судном произошла за пределами территориального моря Российской Федерации, капитан морского порта Российской Федерации расследует такую аварию только по просьбе капитана этого судна, судовладельца или морской администрации государства, под флагом которого плавает данное судно, с уведомлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
38. Представитель иностранного судна (судовладельца, морской администрации государства флага), с которым произошла авария на море, может принимать участие в расследовании с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
39. Задержание причастного к аварии на море иностранного судна производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
40. Судовладелец или морская администрация государства флага иностранного судна, с которым произошла авария на море, может в двухмесячный срок со дня получения заключения по расследованию аварии на море обжаловать его в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
41. Расходы, связанные с расследованием аварии на море с иностранным судном, возмещает судовладелец.
V. Учет аварий и инцидентов на море
42. К статистическому учету принимаются:
аварии и очень серьезные аварии - капитаном морского порта;
инциденты - судовладельцем.
Аварии и очень серьезные аварии, произошедшие с иностранными судами и расследованные капитанами морских портов Российской Федерации, к статистическому учету не принимаются. Информация о таких авариях направляется в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Информация об инцидентах направляется судовладельцем капитану морского порта (места) регистрации судна.
Информация об инцидентах может быть направлена капитаном морского порта (места) регистрации судна в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта по ее требованию.
43. Материалы об инциденте на море, расследованном капитаном судна, подлежат хранению на судне в течение двух лет, после чего сдаются в архив судовладельца. Сведения об аварийных повреждениях вносятся в судовые документы (формуляры, паспорта, чертежи, журналы и др.).
44. Капитан морского порта учитывает все расследованные им аварии на море в журнале учета аварий и инцидентов на море с судами.
В журнал учета аварий и инцидентов на море с судами подлежат включению следующие сведения:
номер аварийного дела;
тип и название судна (судов), вовлеченных в аварию;
данные о судовладельце;
фамилия, имя, отчество капитана судна (судов);
число, месяц, год и время аварии;
место аварии;
вид аварии;
причина аварии;
последствия аварии;
причастные к аварии лица;
учет (на кого отнесен);
лицо, проводящее расследование;
начало расследования;
сведения о продлении срока расследования;
профилактические меры;
другие сведения.
Журнал должен иметь пронумерованные страницы, а также даты начала и окончания ведения журнала (число, месяц, год).
Документы о расследованных капитаном морского порта авариях на море подлежат хранению в архиве администрации соответствующего морского порта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. Капитан морского порта (места) регистрации судна ведет учет всех поступивших сообщений об аварийных случаях с судами. Капитан морского порта (места) регистрации судна включает в Судовое дело заключение по расследованию аварии на море.
46. Судовладелец учитывает все аварии и инциденты на море, произошедшие с судами, находящимися в его собственности, и расследованные капитанами судов и капитанами морских портов, в журнале учета аварий и инцидентов на море с судами судовладельца.
В журнал учета аварий и инцидентов на море с судами судовладельца подлежат включению следующие сведения:
посадка на грунт;
столкновение;
навал;
потеря остойчивости, плавучести;
штормовое повреждение;
ледовое повреждение;
прочие (в том числе - навигационные);
повреждение главного двигателя;
повреждение вспомогательных механизмов;
повреждение корпуса;
повреждение судовых устройств;
прочие (в том числе - технические);
взрыв;
пожар;
Журнал должен иметь пронумерованные страницы, а также даты начала и окончания ведения журнала (число, месяц, год).
47. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта учитывает все аварии на море, расследованные капитанами морских портов, организует и ведет электронную базу данных аварийных случаев с судами, обобщает причины аварийных случаев с судами, разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев с судами и доводит их до сведения судовладельцев и экипажей судов, капитанов морских портов, других заинтересованных органов и организаций.
48. Федеральное агентство по рыболовству учитывает аварии на море, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные капитанами морских портов, обобщает причины аварийных случаев, разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев с рыбопромысловыми судами и доводит их до сведения судовладельцев и экипажей рыбопромысловых судов, капитанов морских портов, других заинтересованных органов и организаций.
49. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта направляет в Министерство транспорта Российской Федерации заключения по расследованиям аварий на море для обобщения и последующего направления в Международную морскую организацию, а также обобщенные данные об авариях и инцидентах на море для анализа и разработки мер по предупреждению аварий и инцидентов на море в будущем.