Приказ Минобразования РФ от 27.01.93 N 24

"О порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся учреждений начального профессионального образования"
Редакция от 27.01.1993 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 09.10.2013 N 1129»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 января 1993 г. N 24

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ И ПЕРЕВОДЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ КУРС УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях выполнения установленных требований к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" приказываю:

1. Руководителям учреждений начального профессионального образования разработать Положение о порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся в каждом учреждении с учетом местных условий.

2. Органам управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальным органам образования, министерствам, ведомствам, имеющим учреждения начального профессионального образования, довести до подведомственных учреждений "Рекомендации о порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся учреждений начального профессионального образования" (прилагается).

3. В связи с изданием настоящего Приказа не применять Приказ Госпрофобра СССР от 27 июня 1983 г. N 101 "Об утверждении Инструкции о проведении экзаменов и переводе на следующий курс учащихся профессионально-технических учебных заведений".

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Главного управления профессионального образования Киселева Н.В.

Министр
Е.В.ТКАЧЕНКО

Приложение
к Приказу Минобразования РФ
от 27 января 1993 г. N 24

РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ И ПЕРЕВОДЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ КУРС УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аттестация учащихся является важным этапом образовательного процесса и средством контроля за обеспечением государственного стандарта образования и проводится по предметам и в сроки, предусмотренные учебными планами учреждения начального профессионального образования.

Настоящие Рекомендации применяются в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах, а также лицеях, колледжах и других образовательных учреждениях в части осуществления программ начального профессионального образования) независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Допуск учащихся к аттестации

1.1. Проверочные работы по производственному обучению планируются и проводятся мастерами производственного обучения под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе и старшего мастера в каждой учебной группе в соответствии с программой производственного обучения за счет учебного времени, отведенного программой.

1.2. План проведения проверочных работ, содержание их по профессиям разрабатываются старшим мастером совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются соответствующей методической (цикловой) комиссией учреждения начального профессионального образования.

1.3. При оценке проверочной работы учитывается качество работы и производительность труда, соблюдение требуемого технологического режима, правил охраны труда, умение пользоваться оборудованием, инструментами, приспособлениями, выполнение норм, умение применять полученные знания на практике.

В тех случаях, когда работа учащихся заключается в обслуживании промышленных агрегатов, производственных участков и т.д., оценка проверочной работы проводится путем наблюдения за выполнением учащимися соответствующих операций, устного опроса и проверки письменных отчетов о выполнении заданий.

1.4. Оценки успеваемости по производственному обучению за учебное полугодие и учебный год выставляются на основании текущих оценок знаний, умений и навыков учащихся, проверочных и контрольных работ.

1.5. По предметам теоретического цикла накануне аттестации проводится административный контрольный опрос за счет учебного времени, отведенного учебной программой.

1.6. К аттестации по предметам теоретического обучения допускаются учащиеся, успевающие по всем предметам.

1.7. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные оценки "2" и "1" по одному-двум предметам, выносимым на аттестацию, проходят аттестацию по этим предметам в сроки, установленные для повторной аттестации.

1.8. Учащиеся, допущенные к прохождению аттестации, но имеющие неудовлетворительные годовые оценки "2" или "1" не более чем по двум предметам теоретического обучения, по которым не проводится аттестация, получают по этим предметам индивидуальные учебные задания и сдают по этим предметам зачеты в сроки, установленные для повторной аттестации.

1.9. К прохождению аттестации по предмету "Физическая культура" допускаются учащиеся основной медицинской группы, прошедшие установленную программу по физическому воспитанию и уложившиеся в учебные нормативы.

1.10. Вопрос о допуске учащихся к аттестации обсуждается на совете учреждения начального профессионального образования, где принимается соответствующее решение.

1.11. Знакомство учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) с настоящим Положением проводится не позднее чем за две недели до начала аттестации с составлением протоколов и росписями учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) об ознакомлении.

2. Освобождение учащихся от прохождения аттестации

2.1. Учащиеся, успевающие по всем предметам, могут быть освобождены от прохождения аттестации по теоретическим предметам и физической культуре по состоянию здоровья в порядке исключения. В этом случае итоговые оценки выставляются на основании годовых с учетом уровня фактической подготовки учащихся.

2.2. Освобождение от аттестации или перенос ее на другие сроки возможны по приказу местного (муниципального) органа управления образованием на основании представленных учреждением начального профессионального образования следующих документов:

- медицинского заключения комиссии учреждения здравоохранения, обслуживающего данное учреждение начального профессионального образования, заверенное печатями <*>;

<*> Впредь до утверждения нового Перечня заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся от прохождения аттестации, следует руководствоваться Перечнем, утвержденным совместными Приказами Минпроса СССР и Минздрава СССР от 03.08.81 N 120/813 и от 05.03.88 N 40/220.

- выписки из решения совета учреждения начального профессионального образования с ходатайством об освобождении учащегося от прохождения аттестации;

- ведомости полугодовых и годовых оценок по всем предметам за данный курс обучения;

- справки об оценках, полученных учащимся на аттестации (если частично проходил аттестацию и в ходе ее заболел);

- ведомости итоговых оценок, подлежащих включению в диплом (аттестат), в том числе по предметам, не выносимым на аттестацию.

2.3. От прохождения аттестации освобождаются кандидаты и участники международных олимпиад и турниров по общеобразовательным предметам, если их проведение или подготовка к ним совпадает по срокам с аттестационным периодом в учреждении начального профессионального образования.

3. Проведение аттестации по теоретическим предметам

3.1. Аттестация по предметам общеобразовательного и технического циклов проводится комиссиями, утвержденными приказом директора учреждения начального профессионального образования не позднее чем за две недели до начала аттестации, в составе: председателя (директор, его заместители, заведующий учебной частью), преподавателя по предмету, ассистента-преподавателя того же или родственного ему предмета. При необходимости в качестве ассистентов могут привлекаться преподаватели соответствующих предметов из других образовательных учреждений.

Председателем аттестационной комиссии не может быть директор (его заместитель, заведующий учебной частью), преподающий в данной группе предмет, по которому проводится аттестация.

Председатель и члены аттестационной комиссии поочередно могут иметь перерыв во время аттестации продолжительностью до 30 минут, устанавливаемый председателем. В отсутствие председателя его заменяет один из членов комиссии.

3.2. Аттестацию по физической культуре проводит комиссия в составе: председателя (директор, его заместитель, заведующий учебной частью, руководитель физвоспитания), преподавателя физической культуры, мастера производственного обучения.

Аттестацию по физической культуре учащиеся проходят в спортивной форме и обуви.

3.3. При большом количестве групп, проходящих аттестацию, может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Примечание. Оплата за проведение аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов преподавателю и ассистенту производится за часы фактической работы из расчета не более чем по 6 (шесть) часов каждому (всего 12 часов) на одну группу по данному предмету. Аттестация по физической культуре проводится за счет последних двух часов, предусмотренных учебным планом и программой.

3.4. Аттестация и консультации по подготовке к ней проводятся по утвержденному директором учреждения начального профессионального образования расписанию, которое вывешивается не позднее чем за 10 дней до начала аттестации. При составлении расписания проведения аттестации предусматривается: длительность перерыва между аттестацией с учетом объема и сложности предмета, но не менее 2 (двух) дней, два срока проведения аттестации в письменной форме, если такая необходимость вызывается наличием большого количества учебных групп.

3.5. Аттестация в устной форме по теоретическим предметам проводится по билетам, составленным предметными (цикловыми) комиссиями учреждения начального профессионального образования с учетом требований программ по этим предметам. Содержание аттестационных билетов утверждается советом учреждения начального профессионального образования.

3.6. Рекомендации по темам и заданиям для аттестации учащихся в письменной форме вырабатываются местными (муниципальными) органами управления образованием, учитывая требования соответствующих учебных программ.

Учреждение начального профессионального образования может самостоятельно разрабатывать или заказывать на договорной основе разработку заданий для проведения аттестации учащихся.

3.7. Аттестация учащихся проводится в сроки, определенные учебным планом учреждения начального профессионального образования, и начинается, как правило, с 9 часов по местному времени. На аттестацию в письменной форме отводится: по литературе - 6 астрономических часов, по математике (алгебра и начала анализа) - 5 астрономических часов.

3.8. Пакет с темами сочинений для аттестации по литературе вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии и учащихся непосредственно перед началом аттестации. Пакет с текстами заданий по математике вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии за 1 час до начала аттестации. В аудитории темы и задания по письменной аттестации пишутся на доске.

3.9. Приложения к билетам (аттестационные материалы): предложения для разбора по русскому или родному языку, примеры и задачи по математике, физике, химии, вопросы по общетехническим и специальным предметам и др. - составляются преподавателями соответствующих предметов, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются директором учреждения начального профессионального образования за две недели до начала аттестации.

Для параллельных групп составляются различные варианты приложений к аттестационным билетам. Для трех и более групп допускается использование двух вариантов приложений для составления третьего.

3.10. Приложения к билетам не должны быть заранее известны учащимся и хранятся до дня проведения аттестации у директора учреждения начального профессионального образования или его заместителей.

Решения примеров и задач должны быть выполнены преподавателями в отдельной тетради и предназначены только членам аттестационной комиссии для оперативной проверки правильности выполнения учащимися задания.

3.11. Директор учреждения начального профессионального образования приказом устанавливает ответственность за обращение с материалами для аттестации учащихся.

3.12. Во время проведения аттестации в письменной форме предусматривается перерыв на 20 - 30 минут для организации питания учащихся.

3.13. Учащиеся являются для прохождения аттестации без учебников и учебных пособий. Работа выполняется учащимися на бумаге со штампом учреждения начального профессионального образования, которая выдается каждому аттестуемому. Учащиеся выполняют письменную работу, сидя за столом: по одному - на литературе, по два - на математике.

Письменная работа может быть выполнена первоначально на черновике. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком аттестационной комиссии и уходят из аудитории; не закончившие работу в отведенное время, сдают ее неоконченной.

Работы, выполненные на бумаге без штампа учреждения начального профессионального образования, считаются недействительными.

3.14. Учащиеся на письменной аттестации могут выходить из аудитории на 3 - 5 минут только с разрешения членов аттестационной комиссии, при этом на черновике записывается время выхода и возвращения в аудиторию.

На сочинении учащимся через час после начала аттестации предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

3.15. При проведении аттестации в устной форме учебная группа разбивается на две подгруппы, проходящие аттестацию в один день. Каждой подгруппе предлагается полный комплект билетов и приложений к ним по данному предмету. Билеты, по которым были опрошены учащиеся, не могут использоваться повторно в одной и той же подгруппе.

Учащиеся вызываются с таким расчетом, чтобы один из них отвечал, а другие (3 - 4 человека) готовились к ответу.

3.16. Форма проведения аттестации в устной форме может быть установлена советом учреждения начального профессионального образования различной: по билетам, собеседование, защита реферата и др., позволяющая установить степень развития учащегося по данному предмету.

Аттестация в устной форме проводится на языке, который принят для данного учреждения начального профессионального образования.

3.17. Учащиеся проходят аттестацию по выбранному ими билету. В тех случаях, когда учащийся не в состоянии изложить учебный материал на положительную оценку, ему разрешается взять второй билет, но при этом оценка за ответ снижается на один балл.

Учащийся, взявший билет, садится за отдельный стол для обдумывания ответа, на что ему отводится 15 - 20 минут.

3.18. При аттестации в устной форме члены аттестационной комиссии выслушивают ответ учащегося на вопросы билета, не прерывая его и не помогая наводящими вопросами. После ответа аттестуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы, если это необходимо для более точного и объективного представления о знаниях и умениях учащегося по данному предмету.

Примечание. Ответ учащегося не обязательно выслушивать до конца в том случае, если ход ответа позволяет судить об основательном знании аттестуемым данного вопроса.

3.19. В случае грубого нарушения учащимся установленного порядка на аттестации он лишается права проходить данную аттестацию. Вопрос о дальнейшем прохождении аттестации решается советом учреждения начального профессионального образования.

3.20. Оценки, полученные учащимися на аттестации в устной форме, должны быть объявлены им после окончания аттестации в данной подгруппе.

Оценки по физической культуре объявляются после выполнения всеми учащимися данной группы установленных упражнений.

Оценки по результатам аттестации в письменной форме объявляются по окончании проверки письменных работ, на которую отводится до 10 дней.

3.21. При проверке письменных аттестационных работ ошибки подчеркиваются. В работе по русскому (родному) языку указывается отдельно количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. За сочинение выставляется 2 оценки: за содержание и за грамотность.

На сочинение, оцененное баллом "5" или "2", дается рецензия. Если проверка не окончена, то работы сдаются на хранение директору.

3.22. Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку за содержание, повторную аттестацию проходят в форме сочинения, а если за грамотность - в форме диктанта.

3.23. Каждый выпускник III курса после проверки его письменной работы, выставления аттестационной и итоговой оценок имеет право ознакомиться с итогами проверки своей работы. Организация показа письменных работ выпускникам возлагается на председателя аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия учреждения начального профессионального образования не имеет права пересматривать выставленные ею ранее оценки.

3.24. В тех случаях когда по теоретическим предметам аттестация не предусмотрена, преподаватель проводит для групп зачет. Время на проведение зачета выделяется за счет общего количества часов, отводимых на изучение предмета по учебному плану.

3.25. После проведения аттестации (в устной или письменной форме) аттестационные и итоговые оценки записываются в протокол аттестации, который подписывают члены аттестационной комиссии, проводившие данную аттестацию. Оценки выставляются цифрой и прописью: "5" - отлично, "4" - хорошо, "3" - удовлетворительно, "2" - плохо, "1" - очень плохо. В случае разногласий между членами комиссии в оценке ответа учащегося на аттестации вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол аттестации особого мнения члена комиссии, не согласного с мнением большинства.

3.26. По предметам, вынесенным на аттестацию, аттестационная комиссия выставляет итоговую оценку. При этом надлежит руководствоваться следующим:

а) итоговая оценка определяется на основании годовой и аттестационной с учетом полугодовых оценок и уровня фактической подготовки обучающегося;

б) при неудовлетворительной аттестационной оценке не может быть выведена положительная итоговая оценка.

3.27. По окончании аттестации совет учреждения начального профессионального образования обсуждает ее итоги и принимает решение о переводе учащихся на следующий курс, допуске их к выпускной квалификационной аттестации или отчислении, которое оформляется приказом директора учреждения начального профессионального образования.

3.28. Документ об окончании учреждения начального профессионального образования выпускникам с неудовлетворительными оценками (записью "прослушал") не выдается.

Выпускники, имеющие хотя бы одну неудовлетворительную итоговую оценку, получают справку об образовании.

3.29. Учащимся, заболевшим в период аттестации и выздоровевшим до ее окончания, решением руководства учреждения начального профессионального образования разрешается сдавать оставшиеся предметы со своей группой, а пропущенные предметы в другие сроки.

3.30. В исключительных случаях (переезд на новое место жительства, призыв на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и т.д.) учреждениям начального профессионального образования с разрешения вышестоящего органа управления образованием предоставляется право по просьбе учащихся, их родителей (лиц, их заменяющих) проводить аттестацию раньше указанного срока и решать вопрос о переводе и выпуске учащихся.

4. Проведение повторной аттестации

4.1. Повторная аттестация проводится для учащихся, получивших неудовлетворительные оценки на аттестации, а также для тех, кто был допущен до аттестации с неудовлетворительными годовыми оценками.

4.2. Учащиеся выпускных групп повторную аттестацию по теоретическим предметам проходят до начала квалификационной аттестации, а невыпускных групп - до 1 октября следующего года.

В эти же сроки проходят аттестацию учащиеся, не имевшие возможности держать ее вместе с группой из-за болезни или по другим уважительным причинам.

4.3. Повторная аттестация в письменной форме проводится по темам и текстам, составляемым специально для нее.

4.4. Расписание проведения повторной аттестации вывешивается в учреждении начального профессионального образования, объявляется учащимся и их родителям (лицам, их заменяющим).

Для учащихся, которые проходят повторную аттестацию, даются учебные задания, организуются групповые и индивидуальные занятия и консультации. Оплата занятий, консультаций и повторной аттестации осуществляется в пределах фонда оплаты труда.

4.5. По окончании повторной аттестации совет учреждения начального профессионального образования обсуждает итоги и принимает решение о переводе учащихся на следующий курс, допуске их к квалификационной аттестации или отчислении.

Решение совета учреждения начального профессионального образования утверждается приказом директора, который в течение трех дней доводится до сведения учащихся, их родителей (лиц, их заменяющих).

4.6. Учащимся выпускных групп в целях получения более высокой итоговой оценки согласно решению совета учреждения начального профессионального образования, на основании личного заявления и при условии дополнительной подготовки может быть разрешено прохождение аттестации в устной форме не более чем по одному предмету, изучаемому на первом или втором курсах.

5. Перевод учащихся на следующий курс

5.1. Перевод учащихся на следующий курс производится на основании годовых и итоговых оценок, которые выставляются по теоретическому и производственному обучению.

На следующий курс переводятся учащиеся, имеющие положительные годовые и итоговые оценки по всем предметам теоретического обучения и по производственному обучению.

5.2. Учащиеся, не допущенные до аттестации или не прошедшие повторную аттестацию в установленные сроки хотя бы по одному предмету, решением совета учреждения начального профессионального образования отчисляются из образовательного учреждения.

5.3. Учащиеся, отчисленные из учреждения начального профессионального образования, получают в соответствии с порядком отчисления справку установленного образца. Обязательное направление на работу при этом учреждением начального профессионального образования не предусматривается.

5.4. Учащимся выпускных групп, выпущенным со справкой об образовании, предоставляется право проходить аттестацию не раньше чем через 6 месяцев со дня начала работы при положительной характеристике - рекомендации с места работы. Результаты этой аттестации оформляются отдельным протоколом.