Приказ Минобрнауки РФ от 08.10.2009 N 387

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240101.01 Аппаратчик-оператор нефтехимического производства"
Редакция от 08.10.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 932»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15417


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 октября 2009 г. N 387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240101.01 АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240101.01 Аппаратчик-оператор нефтехимического производства.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 8 октября 2009 г. N 387

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240101.01 АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240101.01 Аппаратчик-оператор нефтехимического производства всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 30 10 мес.
на базе основного общего образования 2 года 5 мес. <**>

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

аппаратчик балансовых установок - аппаратчик вакуум-приемников;

аппаратчик выделения ацетофенона - аппаратчик выделения карбинола;

аппаратчик выделения псевдобутилена - аппаратчик выделения серы;

аппаратчик выделения фтористого бора - аппаратчик гидрохлорирования;

аппаратчик деаэрации - аппаратчик приготовления мыльного клея;

аппаратчик димеризации - аппаратчик гидрохлорирования;

аппаратчик диспергирования щелочных металлов - аппаратчик диспропорционирования;

аппаратчик перегревания - аппаратчик хемосорбции;

аппаратчик приготовления мыльного клея - аппаратчик улавливания жиров;

аппаратчик формования синтетического каучука - аппаратчик диспропорционирования.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ведение технологических процессов нефтехимических производств.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

средства производства и средства труда (сырье, аппараты и сооружения, контрольно-измерительные приборы и другое);

технологические процессы нефтехимических производств;

производственно-техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Аппаратчик-оператор нефтехимического производства готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Ведение технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука.

4.3.2. Ведение технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации гидрохлорирования.

4.3.3. Ведение технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Ведение технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука.

ПК 1.1. Осуществлять технологические операции деаэрации пастообразных композиций моющих средств под вакуумом.

ПК 1.2. Осуществлять технологические операции диспергирования щелочных металлов в диспергаторах в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 1.3. Осуществлять отдельные операции технологического процесса получения канифольного эмульгатора в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 1.4. Осуществлять технологические операции улавливания и выделения парафина из сточных вод.

ПК 1.5. Осуществлять технологические операции приготовления клея путем разбавления мыльного плава водой при заданной температуре.

ПК 1.6. Осуществлять технологические операции формования синтетического каучука в виде ленты и промывки его на лентоотливочной машине в соответствии с рабочей инструкцией.

5.2.2. Ведение технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования.

ПК 2.1. Осуществлять технологические операции хемосорбции дивинила в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 2.2. Осуществлять технологические операции перегревания паровоздушной смеси углеводородов или водяного пара в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 2.3. Осуществлять отдельные операции технологического процесса каталитической димеризации ацетилена в моновинилацетилен в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 2.4. Осуществлять отдельные операции технологического процесса гидрохлорирования моновинилацетилена.

5.2.3. Ведение технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства.

ПК 3.1. Контролировать работу контактных печей при помощи балансовых установок в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 3.2. Осуществлять отдельные операции технологического процесса выделения ацетофенона путем дегидратации диметилфенилкарбинола или кристаллизацией фракций ацетофенона в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 3.3. Осуществлять отдельные операции технологического процесса получения карбинола методом синтеза моновинилацетилена и ацетона в бензольной суспензии едкого калия в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 3.4. Осуществлять технологические операции выделения псевдобутилена из газов после вакуум-мешалок в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 3.5. Осуществлять технологические операции выделения серы путем сжигания сероводорода на бокситовом катализаторе в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 3.6. Осуществлять отдельные операции технологического процесса выделения фтористого бора в соответствии с рабочей инструкцией.

ПК 3.7. Осуществлять технологические операции охлаждения, отстаивания и передачи жирных кислот по фракциям, жирных спиртов и других жидких продуктов с помощью вакуума на последующие стадии процесса или на склады.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 864 576    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 354 236    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. ОК 2
      Электротехника ОК 3
        ПК 1.1 - 1.6
        ПК 2.1 - 2.4
  уметь:       ПК 3.1 - 3.7
  контролировать выполнение заземления, зануления;        
  пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;        
  рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;        
  снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;        
  читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;        
  проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать:        
  основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;        
  сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;        
  основные законы электротехники;        
  правила графического изображения и составления электрических схем;        
  методы расчета электрических цепей;        
  условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;        
  основные элементы электрических сетей;        
  принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;        
  двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;        
  способы экономии электроэнергии;        
  правила сращивания, спайки и изоляции проводов;        
  виды и свойства электротехнических материалов;        
  правила техники безопасности при работе с электрическими приборами        
  уметь:     ОП.02. ОК 2
  читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;     Техническое черчение ОК 3
      ПК 1.1 - 1.6
        ПК 2.1 - 2.4
        ПК 3.1 - 3.7
  знать:        
  общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;        
  основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;        
  геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;        
  требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем        
  уметь:     ОП.03. ОК 1 - 7
  оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;     Охрана труда и техника безопасности ПК 1.1 - 1.6
      ПК 2.1 - 2.4
      ПК 3.1 - 3.7
  пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;        
  применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;        
  использовать экобиозащитную и противопожарную технику;        
  определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;        
  соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; знать:        
  виды и правила проведения инструктажей по охране труда;        
  возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;        
  действие токсичных веществ на организм человека;        
  законодательство в области охраны труда;        
  меры предупреждения пожаров и взрывов;        
  нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;        
  общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;        
  основные причины возникновения пожаров и взрывов;        
  правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;        
  права и обязанности работников в области охраны труда;        
  правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;        
  правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;        
  предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;        
  принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;        
  средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов        
  уметь:     ОП.04. ОК 2
  определять типовые процессы и осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам;     Процессы и аппараты ОК 3
        ОК 4
        ОК 5
  составлять уравнения и рассчитывать основные параметры химических процессов;       ПК 1.1 - 1.6
        ПК 2.1 - 2.4
        ПК 3.1 - 3.7
  читать и изображать технологические схемы;        
  знать:        
  методику расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов;        
  методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;        
  основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;        
  типичные химико-технологические системы и их аппаратурное оформление;        
  характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных        
  уметь:     ОП.05. ОК 2
  выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации под задачи производства и аргументировать свой выбор;     Основы автоматизации производства ОК 3
      ОК 4
      ОК 5
        ОК 7
        ПК 1.1 - 1.6
  регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА), вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации;       ОК 2.1 - 2.4
        ОК 3.1 - 3.7
  снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации;        
  знать:        
  классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства);        
  общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ);        
  принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов;        
  систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве;        
  состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов;        
  принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса;        
  основные понятия автоматизированной обработки информации;        
  основы техники измерений        
  уметь:   32 ОП.06. Безопасность ОК 1 - 7
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;     жизнедеятельности ПК 1.1 - 1.6
        ПК 2.1 - 2.4
        ПК 3.1 - 3.7
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;        
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;        
  применять первичные средства пожаротушения;        
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны;        
  способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
П.00 Профессиональный цикл 430 300    
ПМ.00 Профессиональные модули 430 300    
ПМ.01 Ведение технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.01.01. ОК 1
    Технологические процессы деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука ОК 2
    ОК 3
    ОК 6
    ПК.1.1
    ПК.1.2
    ПК.1.3
    ПК.1.4
    ПК.1.5
иметь практический опыт:     ПК.1.6
ведения стадий технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука по показаниям КИПиА и результатам анализов; предупреждения и устранения причины отклонения от норм технологического режима;    
уметь:        
вести технологический процесс деаэрации, пастообразных композиций, моющих средств под вакуумом;        
  подавать пасты в гомогенизатор;        
  создавать вакуум в деаэраторе;        
  перекачивать пасты в деаэратор, дегазировать;        
  выгружать, транспортировать и передавать пасты на последующий технологический участок;        
  наблюдать за равномерной подачей пасты;        
  вести технологический процесс получения канифольного эмульгатора в соответствии с рабочей инструкцией;        
  принимать расплавленную канифоль, фильтровать, подогревать, вести каталитическое диспропорционирование, передавать ее на омыление;        
  вести технологический процесс диспергирования щелочных металлов в диспергаторах в соответствии с рабочей инструкцией;        
  раскупоривать тару;        
  приготавливать навески щелочного металла и парафина;        
  вести технологический процесс улавливания и выделения парафина и сточных вод;        
  продувать коммуникации паром;        
  улавливать парафин и отделять от сточных вод, передавать его в сборники, отстаивать, подогревать, передавать парафин на другие производственные участки;        
  сбрасывать сточные воды;        
  вести технологический процесс приготовления клея путем разбавления мыльного плава водой при заданной температуре;        
  принимать и загружать мыльный плав в расклеиватель, подавать воду на разбавление, перемешивать;        
  выполнять отдельные операции по ведению технологического процесса формования синтетического каучука в виде ленты на лентоотливочной машине;        
  принимать и перекачивать латекс на коагуляцию;        
  приготавливать раствор электролита, коагулировать латекс, подавать раствор серума, латекса, оросительной воды на лентоотливочную машину;        
  контролировать и регулировать температуру, давление, вакуумдозирование компонентов;        
  отбирать пробы, проводить несложные анализы;        
  подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;        
  наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;        
  предупреждать и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;        
  вести записи в производственных журналах;        
  соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;        
  пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;        
  проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта; знать:        
  физико-химические свойства сырья и готовой продукции;        
  технологические схемы и сущность технологических процессов деаэрации, диспергирования щелочных металлов, диспропорционирования, улавливания жиров, приготовления мыльного клея, формования синтетического каучука;        
  устройства основного и вспомогательного оборудования: деаэраторов, гомогенизаторов, вакуум-насосов, сборников, фильтров, подогревателей, реакторов, диспергаторов, жироловушек, вентиляторов, лентоотливочных машин и др.;        
  технологический режим и правила регулирования процесса;        
  назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;        
  возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;        
  правила отбора проб и методику проведения анализов;        
  правила приема и сдачи смены        
ПМ.02 Ведение технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.02.01. Технологические процессы хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования ОК 1
      ОК 2
      ОК 3
      ОК 6
      ПК 2.1
      ПК 2.2
  иметь практический опыт:     ПК 2.3
  ведения стадий технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования по показаниям КИПиА и результатам анализов;     ПК 2.4
  предупреждения и устранения причины отклонения от норм технологического режима;        
  уметь:        
  вести технологический процесс хемосорбции дивинила в соответствии с рабочей инструкцией;        
  принимать углеводородные фракции, дивинил, охлаждать и поглощать дивинил поглотительным раствором;        
  проводить десорбцию поглотительного раствора, сепарацию десорбированного дивинила;        
  отмывать углеводородные фракции от аммиака;        
  подогревать поглотительный раствор;        
  вести технологический процесс перегревания паровоздушной смеси углеводородов или водяного пара в соответствии с рабочей инструкцией;        
  испарять и перегревать пары углеводородов, водяного пара;        
  распределять пар по секциям пароперегревательной печи;        
  подавать топливный газ на обогрев печи;        
  испарять конденсат в котлахутилизаторах, продувать котлы от солей жесткости;        
  вести отдельные операции технологического процесса каталитической димеризации ацетилена в моновинилацетилен в соответствии с рабочей инструкцией;        
  принимать ацетилен и подавать его в реактор;        
  подавать кислоты, катализатор в реактор;        
  приготавливать катализатор;        
  передавать реакционные газы на разделение;        
  подавать стабилизатор в систему рассольного охлаждения;        
  вести отдельные операции технологического процесса гидрохлорирования моновинилацетилена;        
  принимать и подавать сухой отгонный сырец, стабилизатор, катализатор в аппараты;        
  приготавливать химические растворы;        
  охлаждать и сушить хлоропренсырец;        
  загружать осушители хлористым кальцием;        
  контролировать и регулировать температуру, давление, вакуумдозирование компонентов;        
  отбирать пробы, проводить несложные анализы;        
  подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;        
  наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;        
  предупреждать и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;        
  вести записи в производственных журналах;        
  соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;        
  пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;        
  проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта;        
  знать:        
  физико-химические свойства сырья и готовой продукции;        
  технологические схемы и сущность технологических процессов хемосорбции, перегревания, димеризации, гидрохлорирования;        
  устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования: холодильников, абсорбционных колонн, конденсаторов, подогревателей, емкостей, испарителей, перегревательных печей, котловутилизаторов, паросборников, скруберов, реакторов, гидрохлоринаторов, сепараторов, осушителей и др.;        
  технологический режим и правила регулирования процесса;        
  назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;        
  возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;        
  правила отбора проб и методику проведения анализов;        
  правила приема и сдачи смены        
ПМ.03 Ведение технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:     МДК.03.01. ОК.1
      Техника подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства ОК.2
      ОК.3
      ОК.6
      ПК.3.1
      ПК.3.2
      ПК.3.3
  иметь практический опыт:       ПК.3.4
  ведения технологических       ПК.3.5
  процессов подготовки сырья и       ПК.3.6
  выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства по результатам анализов;       ПК.3.7
  предупреждения и устранения причины отклонения от норм технологического режима;        
  уметь:        
  контролировать работу контактных печей при помощи балансовых установок в соответствии с рабочей инструкцией;        
  подготавливать и собирать балансовые установки, проверять их на герметичность, отбирать через конденсатор контактный газ из коллектора контактной печи;        
  проводить анализ газа и плотность конденсата;        
  вести отдельные операции технологического процесса выделения ацетофенона путем дегидратации диметилфенилкарбинола и кристаллизации фракций ацетофенона в соответствии с рабочей инструкцией;        
  принимать и загружать сырье;        
  вести операции дегидратации триметилкарбинола ректификацией ацетофенона; кристаллизацией фракций ацетофенона, центрифугирования, выгрузки и откачки фильтрата;        
  вести отдельные операции технологического процесса получения карбинола методом синтеза моновинилацетилена и ацетона в бензольной суспензии едкого калия в соответствии с рабочей инструкцией;        
  приготавливать смеси моновинилацетилена и ацетона;        
  подавать смесь в бензольную суспензию едкого калия;        
  вести синтез карбинола калия и его разложения;        
  вести разделение углеводородно-щелочного слоя;        
  вести слив водно-щелочного слоя;        
  вести отгонку декарбинольной и карбинольной фракции из углеводородного слоя;        
  вести осушку, стабилизацию, розлив, маркировку карбинола перед отправкой на склад;        
  вести технологический процесс выделения псевдобутилена из газов после вакуум-мешалок в соответствии с рабочей инструкцией;        
  вести абсорбцию газов, отгонку, конденсацию, разделение конденсата;        
  вести передачу псевдобутилена на склад;        
  сливать воду в емкости;        
  вести технологический процесс выделения серы путем сжигания сероводорода на бокситовом катализаторе в соответствии с рабочей инструкцией;        
  принимать топливный газ, сероводород, проводить каталитическую реакцию серы и дожиг сероводорода и серы;        
  вести отдельные операции технологического процесса выделения фтористого бора в соответствии с рабочей инструкцией;        
  принимать олеум, загружать в емкости, взвешивать и подавать в реактор;        
  загружать борный ангидрид, тетрафторборат калия в реактор;        
  нагревать и выделять фтористый бор;        
  вести осушку и откачку в отделении полимеризации;        
  нейтрализовать реакционную массу;        
  сливать отработанную щелочь;        
  приготавливать стабилизатор;        
  вести технологический процесс охлаждения, отстаивания и передачи жирных кислот по фракциям, жирных спиртов и др. жирных продуктов с помощью вакуума на последующие стадии процесса или на склады;        
  вести прием продукта из конденсатора, каплеотбойников и дефлегматоров в вакуум-приемники;        
  отбирать пробы, проводить несложные анализы;        
  подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;        
  наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов;        
  предупреждать и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;        
  вести записи в производственных журналах;        
  соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;        
  пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;        
  проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта;        
  знать:        
  физико-химические свойства сырья и готовой продукции;        
  технологические схемы и сущность технологических процессов подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства;        
  устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования: балансовых установок, насосов, емкостей, дегидраторов, ректификационных колонн, кристаллизаторов, центрифуг, дозаторов, конденсаторов, концентраторов, реакторов с мешалкой, сероуловителей, газодувок, печей дожига сероводорода и др.;        
  технологический режим и правила регулирования процесса;        
  назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;        
  возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;        
  правила отбора проб и методику проведения анализов;        
  правила приема и сдачи смены        
ФК.00 Физическая культура 80 40   ОК 2
  В результате освоения раздела обучающийся должен:       ОК 3
        ОК 6
  уметь:       ОК 7
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;        
  знать:        
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144    
  Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1080 720    
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 19 нед. 684   ОК 1 - 7
ПП.00 Производственная практика       ПК все
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 20 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально- технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

ПЕРЕЧЕНЬ КАБИНЕТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ, МАСТЕРСКИХ И ДРУГИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Кабинеты:

электротехники;

технического черчения;

охраны труда и техники безопасности;

процессов и аппаратов;

автоматизации производства;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

технологии производства нефтехимических продуктов;

подготовки сырья и выделения полупродуктов и продуктов нефтехимического производства;

контрольно-измерительных приборов и автоматики;

процессов и аппаратов нефтехимических производств.

Мастерские:

слесарная.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

по технологии производства химических продуктов.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.