Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15412
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 октября 2009 г. N 415
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240123.01 АППАРАТЧИК ПРОИЗВОДСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ СМОЛ И ПЛАСТИЧЕСКИХ МАСС
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240123.01 Аппаратчик производства синтетических смол и пластических масс.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 15 октября 2009 г. N 415
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240123.01 АППАРАТЧИК ПРОИЗВОДСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ СМОЛ И ПЛАСТИЧЕСКИХ МАСС
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240123.01 Аппаратчик производства синтетических смол и пластических масс всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> | Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 27 | 10 мес. |
на базе основного общего образования | 2 года 5 мес. <**> |
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
аппаратчик бучения - аппаратчик высаждения;
аппаратчик отбеливания - аппаратчик облагораживания;
аппаратчик гомогенизации пластических масс - аппаратчик деструкции;
аппаратчик изготовления термопасты - аппаратчик приготовления компаундов;
оператор роторной линии по производству изделий из пластических масс - аппаратчик гомогенизации пластических масс;
аппаратчик дозревании - аппаратчик стандартизации в производстве пластических масс;
аппаратчик термообработки пластических изделий - аппаратчик стандартизации в производстве пластических масс;
аппаратчик вспенивания пенопласта - аппаратчик отверждения;
аппаратчик приготовления влажной мипоры - изготовитель блоков пенополиуретана;
аппаратчик отверждения - изготовитель блоков пенополиуретана;
аппаратчик изготовления ориентированной пленки - аппаратчик изготовления пленочных материалов методом полива;
аппаратчик оплавления - аппаратчик приготовления ламинированной пленки;
аппаратчик производства полиамидной пленки - аппаратчик приготовления ламинированной пленки.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление технологическими процессами и аппаратами производства синтетических смол и пластических масс.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сырье;
технологические аппараты и оборудование;
контрольно-измерительные приборы;
технологические процессы производства синтетических смол и пластических масс;
нормативная техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии Аппаратчик производства синтетических смол и пластических масс готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение технологических процессов обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол химическими реагентами.
4.3.2. Ведение подготовительных технологических процессов производства пластических масс и смол.
4.3.3. Ведение технологических процессов термообработки и стандартизации продуктов и материалов из пластических масс.
4.3.4. Ведение технологических процессов производства пенистых пластических материалов.
4.3.5. Ведение технологических процессов производства пленочных пластических материалов.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Ведение технологических процессов обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол химическими реагентами.
ПК 1.1. Управлять технологическими процессами обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол газообразными химическими реагентами.
ПК 1.2. Управлять технологическими процессами обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол жидкими химическими реагентами.
ПК 1.3. Управлять технологическими процессами химической очистки сырья и полупродуктов из пластических масс и смол.
5.2.2. Ведение подготовительных технологических процессов производства пластических масс и смол.
ПК 2.1. Осуществлять гомогенизацию пластических масс.
ПК 2.2. Осуществлять процесс деструкции в производстве пластических масс и смол.
ПК 2.3. Изготавливать термопасты.
ПК 2.4. Изготавливать компаунды.
ПК 2.5. Изготавливать изделия из пластических масс на автоматической роторной линии.
5.2.3. Ведение технологических процессов термообработки и стандартизации продуктов и материалов из пластических масс.
ПК 3.1. Управлять технологическим процессом дозревания ионообменных смол.
ПК 3.2. Управлять технологическим процессом стандартизации продуктов и материалов из пластических масс.
ПК 3.3. Осуществлять термообработку в ваннах и стабилизацию пластмассовых изделий.
ПК 3.4. Осуществлять термообработку изделий в термошкафах и масляных термостатах.
ПК 3.5. Осуществлять термообработку заготовок или изделий из фторопласта.
5.2.4. Ведение технологических процессов производства пенистых пластических материалов.
ПК 4.1. Осуществлять вспенивание заготовок пенопластов.
ПК 4.2. Управлять технологическим процессом отверждения блоков мипоры и пенополиуретана.
ПК 4.3. Изготавливать влажную мипору в пеновзбивателях.
ПК 4.4. Получать формованный пенополиуретан на конвейере и полиуретан на литьевых машинах.
5.2.5. Ведение технологических процессов производства пленочных пластических материалов.
ПК 5.1. Изготавливать ориентированную пленку из смолы лавсан.
ПК 5.2. Изготавливать пленочные материалы на поливочных установках.
ПК 5.3. Управлять технологическим процессом оплавления на тканевой основе клеевого порошка полиамидной смолы.
ПК 5.4. Управлять технологическим процессом подготовки приготовления ламинированной пленки.
ПК 5.5. Управлять технологическим процессом производства полиамидной пленки.
ПК 5.6. Изготавливать мипластовую ленту на ленточных машинах методом спекания.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 354 | 236 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | | | ОП.01. Электротехника | ОК 2 - 3 |
ОК 5 |
ПК 1.1 - 5.6 |
| уметь: | | | | |
| контролировать выполнение заземления, зануления; | | | | |
| пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; | | | | |
| рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов; | | | | |
| снимать показания работы электрооборудования и пользоваться им с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации; | | | | |
| читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | | | | |
| проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; | | | | |
| знать: | | | | |
| основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; | | | | |
| сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов; | | | | |
| основные законы электротехники; | | | | |
| правила графического изображения и составления электрических схем; | | | | |
| методы расчета электрических цепей; | | | | |
| условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; | | | | |
| основные элементы электрических сетей; | | | | |
| принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения; | | | | |
| двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки; | | | | |
| способы экономии электроэнергии; | | | | |
| правила сращивания, спайки и изоляции проводов; | | | | |
| виды и свойства электротехнических материалов; | | | | |
| правила техники безопасности при работе с электрическими приборами | | | | |
уметь: | | | ОП.02. | ОК 2 - 3 |
| читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; | | | Техническое черчение | ПК 1.1 - 5.6 |
| знать: | | | | |
| общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей; | | | | |
| основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; | | | | |
| геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем; | | | | |
| требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем | | | | |
уметь: | | | ОП.03. Охрана труда и техника безопасности | ОК 1 - 7 |
| оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте; | | | |
| пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; | | | | |
| применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; | | | | |
| использовать экобиозащитную и противопожарную технику; | | | | |
| определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; | | | | |
| соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; | | | | |
| знать: | | | | |
| виды и правила проведения инструктажей по охране труда; | | | | |
| возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; | | | | |
| действие токсичных веществ на организм человека; | | | | |
| законодательство в области охраны труда; | | | | |
| меры предупреждения пожаров и взрывов; | | | | |
| нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; | | | | |
| общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях; | | | | |
| основные причины возникновения пожаров и взрывов; | | | | |
| правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии; | | | | |
| права и обязанности работников в области охраны труда; | | | | |
| правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; | | | | |
| правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; | | | | |
| предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты; | | | | |
| принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; | | | | |
| средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | | | | |
уметь: | | | ОП.04. Основы стандартизации и технические измерения | ОК 2 - 3 |
| оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов; | | | ПК 1.1 - 5.6 |
| обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; | | | | |
| свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости; | | | | |
| определять предельные отклонения размеров по технологической документации; | | | | |
| определять допуск размера, годность детали по результатам измерения; | | | | |
| знать: | | | | |
| основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; | | | | |
| основы государственного метрологического контроля и надзора; | | | | |
| основы метрологии и принципы технических измерений; | | | | |
| обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП); | | | | |
| виды измерительных средств; | | | | |
| методы определения погрешностей измерений; | | | | |
| систему допусков и посадок; | | | | |
| параметры шероховатости; | | | | |
| устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры | | | | |
уметь: | | | ОП.05. Основы автоматизации производства | ОК 1 - 7 |
| выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (КИПиА) под задачи производства и аргументировать свой выбор; | | | ПК 1.1 - 5.6 |
| регулировать параметры технологического процесса по показаниям КИПиА вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации; | | | | |
| снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации; | | | | |
| знать: | | | | |
| классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства); | | | | |
| общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ); | | | | |
| принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов; | | | | |
| систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве; | | | | |
| состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов; | | | | |
| принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса; | | | | |
| основные понятия автоматизированной обработки информации; | | | | |
| основы техники измерений | | | | |
уметь: | | 32 | ОП.06. | ОК 1 - 7 |
| организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | | | Безопасность жизнедеятельности | ПК 1.1 - 5.6 |
| предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | | | | |
| использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | | | | |
| применять первичные средства пожаротушения; | | | | |
| ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | | | | |
| применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | | | | |
| владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | | | | |
| оказывать первую помощь пострадавшим; | | | | |
| знать: | | | | |
| принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | | | | |
| основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | | | | |
| основы военной службы и обороны государства; | | | | |
| задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | | | | |
| способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | | | | |
| организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | | | | |
| основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; | | | | |
| область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | | | | |
| порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | | | |
П.00 | Профессиональный цикл | 430 | 300 | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 430 | 300 | | |
ПМ.01 | Ведение технологических процессов обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол химическими реагентами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | МДК.01.01. Технологические процессы обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол газообразными и жидкими химическими реагентами, химической очистки сырья и полупродуктов из пластических масс и смол | ОК 1 |
ОК 2 |
ОК 3 |
ОК 6 |
ПК 1.1 - 1.3 |
| иметь практический опыт: | | | |
| ведения стадий процессов обработки сырья и полупродуктов пластических масс и смол газообразными и жидкими химическими реагентами, химической очистки сырья и полупродуктов из пластических масс и смол по показаниям КИПиА и результатам анализов; | | | |
| предупреждения и устранения причин отклонения от норм технологического режима; | | | | |
| уметь: | | | | |
| принимать сырье и вспомогательные материалы; | | | | |
| контролировать и регулировать расход, температуру, давление в котле и межтрубном пространстве; | | | | |
| обращаться с токсичными, пожароопасными веществами; | | | | |
| отбирать пробы, проводить несложные анализы; | | | | |
| подготавливать установку к работе, пуску и остановке; | | | | |
| наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов; | | | | |
| наблюдать процесс по внешним признакам; | | | | |
| выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса, по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов; | | | | |
| вести записи в операционных журналах; | | | | |
| соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка; | | | | |
| пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров; | | | | |
| знать: | | | | |
| физико-химические и технологические свойства хлопковой целлюлозы, растворов щелочей, простых эфиров целлюлозы, гексола, полистирола и др. веществ; | | | | |
| теорию и технологию процессов ацеталирования, высаждения простых эфиров целлюлозы, приготовления смеси для производства поливинилхлоридных пленок на микструдере, предварительного вспенивания полистирола, правила и способы их регулирования; | | | | |
| устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования (ацеталяторов, промывных аппаратов, бучильных котлов, циркуляционных насосов, высадителей, предвспенивателей, дозаторов, транспортных средств и устройств, микструдеров); | | | | |
| назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций; | | | | |
| правила подготовки и остановки оборудования; | | | | |
| требования, предъявляемые к сырью и готовой продукции; | | | | |
| правила и инструкции по охране труда; | | | | |
| промышленной и экологической безопасности; | | | | |
| правила заполнения операционного журнала; | | | | |
| правила содержания рабочего места; | | | | |
| правила приема и сдачи смены | | | | |
ПМ.02 | Ведение подготовительных технологических процессов производства пластических масс и смол В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | МДК.02.01. Технологический процесс гомогенизации пластических масс | ОК 2 - 5 |
ПК 2.1 - 2.5 |
| иметь практический опыт: | | | МДК.02.02. Технологический процесс производства себациновой кислоты или полиэтилена высокого давления | |
| ведения стадий процессов гомогенизации пластических масс, деструкции пластических масс и смол, изготовление термопасты, компаундов и изделий из пластических масс на автоматической роторной линии по | | | |
| показаниям КИПиА и результатам; | | | МДК.02.03. | |
| анализов, предупреждения и устранения причин; | | | Изготовление термопасты | |
| отклонения от норм технологического режима; | | | МДК.02.04. Изготовление компаундов | |
| уметь: | | | |
| принимать сырье и вспомогательные материалы; | | | |
| контролировать и регулировать скорость и температуру, равномерность подачи компонентов в соответствующих пропорциях, смешение компонентов; | | | МДК.02.05. Изготовление изделий из пластических масс на автоматической роторной линии | |
| отбирать пробы, проводить несложные анализы; | | | |
| подготавливать установку к работе, пуску и остановке; | | | | |
| наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов; | | | | |
| наблюдать процесс по внешним признакам; | | | | |
| выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов; | | | | |
| вести записи в операционных журналах; | | | | |
| соблюдать правила охраны труда; | | | | |
| промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка; | | | | |
| пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров; | | | | |
| знать: | | | | |
| физико-химические и технологические свойства исходных компонентов и готового продукта; | | | | |
| теорию и технологию процессов гомогенизации пластических масс, деструкции в производстве себациновой кислоты и полиэтилена высокого давления, изготовления термопасты, компаундов и изделий пластических масс на автоматической роторной линии; правила и способы их регулирования; | | | | |
| устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования; | | | | |
| устройство и принцип работы автоматической роторной линии; | | | | |
| режим работы агрегатов таблетирования и прессования в производстве изделий из пластмасс; | | | | |
| назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций; | | | | |
| правила подготовки и остановки оборудования; | | | | |
| требования, предъявляемые к сырью и готовой продукции; | | | | |
| правила и инструкции по охране труда, промышленной и экологической безопасности; | | | | |
| правила заполнения операционного журнала; | | | | |
| правила отбора проб на анализ; | | | | |
| правила приема и сдачи смены | | | | |
ПМ.03 | Ведение технологических процессов термообработки и стандартизации продуктов и материалов из пластических масс | | | МДК.03.01. Процесс дозревания ионообменных смол | ОК 2 - 5 |
ПК 3.1 - 3.5 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | МДК.03.02. Технологический процесс стандартизации продуктов и материалов из пластических масс | |
| иметь практический опыт: | | | |
| ведения технологических процессов дозревания ионообменных смол, стандартизации продуктов из пластических масс, термообработки изделий в ваннах, термошкафах и масляных термостатах по показаниям КИПиА и результатам анализов; | | | |
| предупреждения и устранения причин отклонений от норм технологического режима; | | | МДК.03.03. Технологические процессы термообработки изделий в ваннах, термошкафах, масляных термостатах | |
| уметь: | | | |
| вести процесс дозревания ионообменных смол; | | | |
| проверять исправность оборудования: дозревателей, теплообменников, насосов, холодильников, вентиляторов, влагоотделителей и др. оборудования; | | | МДК.03.04. Технологический процесс термообработки заготовок или изделий из фторопласта | |
| загружать в дозреватель масла для отдувки влаги; | | | |
| регулировать температуру и количество подаваемого азота при помощи регулятора прямого действия и по показанием ротаметра; | | | | |
| регулировать подачу воды в холодильники и температуру в дозревателе с помощью циркуляционной системы; | | | | |
| регулировать подачу пара посредством регулирующего блока и пневматического клапана; | | | | |
| обеспечивать подпитку циркуляционной системы холодной водой; | | | | |
| периодически сливать из бачка для конденсата воду в канализацию, а отстоявшееся масло - в хранилище; | | | | |
| отбирать пробы, проводить несложные анализы; | | | | |
| подготавливать установку к работе, пуску и остановке; | | | | |
| вести технологический процесс стандартизации продуктов и материалов из пластических масс; | | | | |
| вести технологический процесс термообработки в ваннах и стабилизировать пластмассовые изделия; | | | | |
| выполнять работы по размягчению литьевых материалов в термошкафах и извлекать арматуру из забракованных изделий; | | | | |
| подготавливать ванны: наливать воду, подогревать до заданной температуры; | | | | |
| вставлять изделия в кассеты, опускать кассеты в ванну с горячей водой; | | | | |
| выдерживать изделия согласно технологического режима; | | | | |
| вынимать кассеты и опускать в ванну с холодной водой; | | | | |
| снимать изделия с кассеты и укладывать в тару; | | | | |
| проверять мерительным инструментом соответствие размеров изделий; | | | | |
| вести технологический процесс термообработки изделий в термошкафах и масляных термостатах; | | | | |
| подготавливать заготовки и изделия из фторопласта к термообработке; | | | | |
| укладывать изделия на подставки или в кассеты; | | | | |
| наполнять термостат маслом; | | | | |
| нагревать термошкаф, термостат до заданной температуры, загружать изделия; | | | | |
| вести технологический процесс полимеризации изделий в термошкафу и термостате; | | | | |
| наблюдать и контролировать посредством КИПиА за процессом термообработки, регулировать режим нагрева; | | | | |
| выгружать изделия, охлаждать до температуры окружающей среды, загружать их в ванну с бензином с целью очистки от масла; | | | | |
| подавать очищенные от масла изделия в сушильный шкаф; | | | | |
| сдавать высушенные изделия на дальнейшую обработку; | | | | |
| рассчитывать дозируемые продукты из каждой партии по кондициям; | | | | |
| вести технологический процесс смешивания и доводить продукты и материалы до установленных кондиций по государственному стандарту; | | | | |
| регулировать режимы работы оборудования; | | | | |
| отбирать пробы на анализ и определять степень готовности продукта; | | | | |
| подготавливать приспособления, загружать в печь и выгружать готовые изделия или заготовки из печи; | | | | |
| закладывать изделия под пресс, подвешивать на специальные приспособления для выдержки; | | | | |
| вести учет сырья и готовой продукции; | | | | |
| вести записи в операционных журналах; | | | | |
| соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка; | | | | |
| пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров; | | | | |
| знать: | | | | |
| физико-химические и технологические свойства исходных компонентов и готового продукта; | | | | |
| теорию и технологию процессов дозревания ионообменных смол, термообработки в ваннах и стабилизации пластмассовых изделий; термообработки изделий в термошкафах и масляных термостатах; термообработки заготовок или изделий из фторопласта; правила и способы их регулирования; | | | | |
| устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования; | | | | |
| устройство и принцип работы автоматической роторной линии; | | | | |
| режим работы агрегатов таблетирования и прессования в производстве изделий из пластмасс; | | | | |
| назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций; | | | | |
| правила подготовки и остановки оборудования; | | | | |
| требования, предъявляемые к сырью и готовой продукции; | | | | |
| правила и инструкции по охране труда; | | | | |
| промышленной и экологической безопасности; | | | | |
| правила заполнения операционного журнала; | | | | |
| правила отбора проб на анализ; | | | | |
| правила приема и сдачи смены | | | | |
ПМ.04 | Ведение технологических процессов производства пенистых пластических материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | МДК.04.01. Процесс вспенивания заготовок пенопластов в многоярусной камере вспенивания | ОК 2 - 5 |
ПК 4.1 - 4.5 |
| иметь практический опыт: | | | | |
| ведения стадий технологических процессов: | | | МДК.04.02. Технологический процесс отверждения блоков мипоры и пенополиуретана | |
| вспенивания заготовок пенопластов; | | | |
| отверждения блоков мипоры и пенополиуретана, изготовления влажной мипоры в пеновзбивателях, получения формованного | | | |
| пенополиуретана на конвейере и полиуретана на литьевых машинах по показаниям КИПиА и результатам анализов, предупреждения и устранения причин отклонений от норм | | | МДК.04.03. Приготовление влажной мипоры в пеновзбивателях | |
| технологического режима; | | | МДК.04.04. Изготовление блоков пенополиуретана | |
| уметь: | | | |
| вести процесс вспенивания заготовок пенопластов в многоярусной камере вспенивания; | | | |
| подготавливать заготовки к загрузке; | | | | |
| подготавливать оборудование к работе; | | | | |
| вести технологический процесс отверждения блоков мипоры и пенополиуретана; | | | | |
| подбирать блоки пенополиуретана по партиям и сортам; | | | | |
| подготавливать камеры отверждения и вспомогательное оборудование к работе; | | | | |
| контролировать и регулировать режим воздухообмена, температуру и время выдержки; | | | | |
| контролировать и регулировать давление водяного пара, вакуум и температуру; | | | | |
| отбирать пробы, проводить несложные анализы; | | | | |
| подготавливать установку к работе, пуску и остановке; | | | | |
| обслуживать камеры отверждения, механизмы, регулирующие положения дверей камеры, опрокидывающие механизмы, вентиляторы, системы парового обогрева, воздуховоды; | | | | |
| вести процесс приготовления влажной мипоры в пеновзбивателях; | | | | |
| подавать в дозировочные емкости конденсационный раствор, водный раствор пенообразователя и отвердителя; | | | | |
| загружать отмеренные дозы в пеновзбиватель; | | | | |
| контролировать и регулировать время и скорость перемешивания растворов, подачу отвердителя; | | | | |
| выгружать влажную мипору в формы и передавать ее на дальнейшие технологические стадии; | | | | |
| подготавливать пеновзбиватели к работе; | | | | |
| изготавливать блоки пенополиуретана методом вспенивания; | | | | |
| подготавливать машины к работе (проверять исправность работы насосов подачи смеси, мешалок, кареток, транспортеров и другого оборудования); | | | | |
| подготавливать дозированную смесь (подогревать, смешивать); | | | | |
| устанавливать щеки на заданную ширину и направляющие для равномерного вспенивания; | | | | |
| настраивать каретки и транспортеры на заданные скорости и угол наклона; | | | | |
| заправлять и регулировать равномерность подачи бумаги на транспортер; | | | | |
| регулировать режимы работ машин по реакционным зонам (розлив, начало вспенивания, подъем, затвердение смеси); | | | | |
| наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов; | | | | |
| определять по данным анализа, наблюдений структуру продукта и правильность подъема пены; | | | | |
| отбирать пробы; | | | | |
| вести записи в операционных журналах; | | | | |
| соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка; | | | | |
| пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров; | | | | |
| знать: | | | | |
| физико-химические и технологические свойства исходных компонентов и готового продукта; | | | | |
| теорию и технологию процессов вспенивания заготовок пенопластов, отверждения блоков мипоры и пенополиуретана, изготовления влажной мипоры в пеновзбивателях, получения формованного пенополиуретана на конвейере и полиуретана на литьевых машинах; правила и способы их регулирования; | | | | |
| устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования: одноярусной и многоярусной камер, камер отверждения, дозировочных емкостей и пеновзбивателей, насосов подачи смесей, мешалок кареток и транспортеров, конвееров, литьевых машин, машины имидизации; | | | | |
| технологический процесс имидизации полиамидокислотной пленки; | | | | |
| правила подготовки и остановки оборудования; | | | | |
| требования, предъявляемые к сырью и готовой продукции; | | | | |
| правила и инструкции по охране труда; | | | | |
| промышленной и экологической безопасности; | | | | |
| правила заполнения операционного журнала; | | | | |
| правила отбора проб на анализ; | | | | |
| правила приема и сдачи смены | | | | |
ПМ.05 | Ведение технологических процессов производства пленочных пластических материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | МДК.05.01. Изготовление ориентированной пленки из смолы лавсан на плавильном агрегате или на установках продольной и поперечной растяжки | ОК 2 - 5 |
ПК 5.1 - 5.6 |
| иметь практический опыт: | | | |
| ведения стадий процессов изготовления ориентированной пленки из смолы лавсан на плавильном агрегате и мипластовой ленты на ленточных машинах методом спекания, | | | |
| ведение технологических процессов оплавления на тканевой основе клеевого порошка полиамидной смолы, подготовки приготовления ламинированной пленки, производства полиамидной пленки по показаниям КИПиА и результатам анализов; | | | МДК.05.02. Изготовление пленочных материалов на поливочных установках | |
| анализа, предупреждения и устранения причин отклонения от норм технологического режима; | | | МДК.05.03. Технологический процесс оплавления на тканевую основу клеевого порошка полиамидной смолы | |
| уметь: | | | |
| вести технологический процесс изготовления ориентированной пленки из смолы лавсан на плавильном | | | |
| агрегате или установках продольной и поперечной растяжки; | | | МДК.05.04. Технологический процесс подготовки металлизированной пленки к ламинированию | |
| при изготовлении ориентированной пленки на плавильном агрегате подготавливать динильный котел, обеспечивать необходимую температуру и давление в котлах, температуру в | | | |
| насосном блоке, фильтре и плавильной головке; | | | МДК.05.05. Технологический процесс производства полиамидной пленки | |
| при изготовлении ориентированной пленки на установках продольной и поперечной растяжки подготавливать установки к пуску, проверять | | | |
| исправности пультов управления, подготавливать и устанавливать бобины для намотки и перемотки; проверять исправность растяжных устройств и резательных механизмов; регулировать режимы работы установки (скорость растяжки, температуру расплавления и охлаждения толщины пленки, перезаправка пленки после обрывов); | | | МДК.05.06. Изготовление мипластовой ленты на ленточных машинах методом спекания | |
| подготавливать установку к работе, пуску и остановке; | | | | |
| вести технологический процесс изготовления пленочных материалов на поливочных установках; | | | | |
| приготавливать, фильтровать и деаэрировать растворы; | | | | |
| подготавливать поливочную установку, проверять исправность лент и намоточного устройства; | | | | |
| настраивать фильеры на заданную толщину; | | | | |
| заправлять пленку на сушку и намотку, снимать, перематывать и упаковывать пленку; | | | | |
| вести технологический процесс оплавления на тканевую основу клеевого порошка полиамидной смолы; | | | | |
| регулировать посредством специальных приборов режимы увлажнения материала, напыления в камере и оплавление на плитах (степень влажности, толщину и равномерность слоя напыления, скорость оплавления, охлаждения и намотки); | | | | |
| вести технологический процесс подготовки металлизированной пленки к ламинированию; | | | | |
| наносить клей на металлизированную пленку; | | | | |
| подготавливать клей, контролировать его вязкость чашкой чана; | | | | |
| очищать смесительный аппарат, взвешивать компоненты клея и загружать их в смеситель; | | | | |
| осуществлять пуск смесителя; | | | | |
| очищать валки, корыта и ножи; | | | | |
| проверять исправность двигателей и газовой горелки; | | | | |
| осуществлять пуск вентилятора и отсос воздуха с пульта управления; | | | | |
| устанавливать рулон с пленкой и заправлять пленку в валки; | | | | |
| заполнять ванны клеящим составом; | | | | |
| включать циркуляционные вентиляторы и горелку и печи для сушки; | | | | |
| регулировать режимы скорости, намотки, толщины нанесенного клея, степени натяжения; | | | | |
| останавливать аппарат, снимать рулоны; | | | | |
| подготавливать ламинатор к работе; | | | | |
| рассчитывать температурный нагрев каждого вала и настраивать реле температуры; | | | | |
| устанавливать рулоны с пленкой и проверять термопарой температуру нагрева валков; | | | | |
| пускать ламинатор; | | | | |
| периодически контролировать пленку, испытывая на адгезию; | | | | |
| снимать рулоны, маркировать, вести учет выработки; | | | | |
| наблюдать и снимать показания с контрольно-измерительных приборов; | | | | |
| вести технологический процесс производства полиамидной пленки; | | | | |
| подготавливать к работе машины имидизации; | | | | |
| устанавливать рулоны полиамидокислотной пленки в узле раската и заправлять ее в клуппы машины имидизации; | | | | |
| осуществлять подналадку приемно-намоточного устройства и узла обрезки кромок; | | | | |
| наблюдать за концентрацией паров диметилформамида в машине имидизации и принимать экстренные меры при приближении концентрации к взрывоопасной; | | | | |
| снимать бобины с готовой продукцией с намоточного устройства и направлять на разбраковку; | | | | |
| вести технологический процесс изготовления мипластовой ленты на ленточных машинах методом спекания; | | | | |
| доставлять смолы к машине; | | | | |
| проводить внешний осмотр ленточной машины (положения ленты, исправности сигнализации схода ленты, пусковой аппаратуры и электродвигателя); | | | | |
| нагревать плиты камер до заданной температуры; | | | | |
| засыпать смолы в бункер; | | | | |
| осуществлять пуск машины; | | | | |
| наблюдать и регулировать технологический процесс изготовления мипластовой ленты; | | | | |
| укладывать смолу на ленту; | | | | |
| регулировать температуру спекания и охлаждения; | | | | |
| натяжения и положения никелевой ленты, чистоты поверхности ленты; | | | | |
| регулировать скорость движения ленты, качество промывки, эмульгирования промытой ленты; | | | | |
| осуществлять сушку промытой ленты в тоннельной сушилке, регулировать температуру сушки; | | | | |
| отбирать смоляную крошку; | | | | |
| передавать изготовленную ленту на дальнейшие технологические операции; | | | | |
| выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов; | | | | |
| вести записи в операционных журналах; | | | | |
| соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка; | | | | |
| пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров; | | | | |
| знать: | | | | |
| физико-химические и технологические свойства исходных компонентов и готового продукта; | | | | |
| теорию и технологию процессов изготовления ориентированной пленки из смолы лавсан и мипластовой ленты на ленточных машинах методом спекания; | | | | |
| ведение технологических процессов оплавления на тканевой основе клеевого порошка полиамидной смолы, подготовки приготовления ламинированной пленки, производства полиамидной пленки; | | | | |
| правила и способы регулирования вышеперечисленных процессов; | | | | |
| устройство и принцип работы основного и вспомогательного оборудования; | | | | |
| режимы спекания и промывки ленты; | | | | |
| правила подготовки растворов, | | | | |
| соотношения компонентов раствора; | | | | |
| правила настройки фильеров; | | | | |
| технологический режим и сущность процесса оплавления; | | | | |
| технические условия на исходный материал для напыления; | | | | |
| режимы процессов увлажнения, напыления, оплавления и охлаждения материалов; | | | | |
| технические условия на готовый продукт; | | | | |
| назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке; | | | | |
| правила подготовки и остановки оборудования; | | | | |
| требования, предъявляемые к сырью и готовой продукции; | | | | |
| правила и инструкции по охране труда; | | | | |
| промышленной и экологической безопасности; | | | | |
| правила заполнения операционного журнала; | | | | |
| правила отбора проб на анализ; | | | | |
| правила приема и сдачи смены | | | | |
ФК.00 | Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: | 80 | 40 | | ОК 2 |
ОК 6 |
ОК 7 |
| уметь: | | | | |
| использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | | | | |
| знать: | | | | |
| о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; | | | | |
| основы здорового образа жизни | | | | |
| Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 216 | 144 | | |
| Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП | 1080 | 720 | | |
УП.00 | Учебная практика (производственное обучение) | 19 нед. | 684 | | ОК 1 - 4 |
ОК 6 |
ПК 1.1 - 5.6 |
ПП.00 | Производственная практика |
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | | | |
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. | | | |
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) | 19 нед. |
Производственная практика |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. |
Каникулярное время | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
электротехники;
технического черчения;
охраны труда и техники безопасности;
стандартизации и технических измерений;
автоматизации производства;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
стандартизации и контроля качества сырья и продукции;
технологии обработки сырья и полупродуктов пластических масс;
контроля качества сырья и продуктов;
автоматизации производства.
Мастерские:
изготовления изделий из пластических масс;
изготовления пленочных материалов;
слесарная.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
по технологии производства химических продуктов.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.