Приказ Минобрнауки РФ от 20.10.2009 N 433

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060105 Медико-профилактическое дело"
Редакция от 20.10.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 N 500»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г. N 15460


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 октября 2009 г. N 433

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060105 Медико-профилактическое дело.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 20 октября 2009 г. N 433

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060105 Медико-профилактическое дело всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации базового уровня Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Санитарный фельдшер 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев <*>

<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования различных факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

среда обитания человека и состояние здоровья населения;

лабораторно-инструментальное оборудование, приборы, материалы, документация;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Санитарный фельдшер готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене).

4.3.2. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда).

4.3.3. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания).

4.3.4. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков).

4.3.5. Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Санитарный фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

ОК 15. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 16. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Санитарный фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

5.2.1. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене).

ПК 1.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 1.2. Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 1.3. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования специализированного транспорта.

ПК 1.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.

ПК 1.5. Участвовать в проведении социально-гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.

ПК 1.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.

5.2.2. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда).

ПК 2.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 2.2. Участвовать в проведении расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения профессиональных заболеваний и отравлений работающего населения.

ПК 2.3. Производить отбор проб для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 2.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене труда.

ПК 2.5. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.

5.2.3. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания).

ПК 3.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 3.2. Участвовать в проведении расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения пищевых отравлений и заболеваний.

ПК 3.3. Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 3.4. Проводить санитарно-эпидемиологическое обследование транспорта для перевозки продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд.

ПК 3.5. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене питания.

ПК 3.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.

5.2.4. Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков).

ПК 4.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования образовательно-воспитательных учреждений для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 4.2. Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 4.3. Проводить санитарно-эпидемиологическое обследование транспорта.

ПК 4.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене детей и подростков.

ПК 4.5. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.

5.2.5. Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога).

ПК 5.1. Осуществлять учет и регистрацию инфекционных и паразитарных заболеваний с ведением утвержденных форм государственного и отраслевого наблюдения, в том числе с использованием компьютерных технологий.

ПК 5.2. Участвовать в проведении эпидемиологических расследований очагов инфекционных и паразитарных заболеваний с отбором образцов различных факторов среды, биологического материала и выполнении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий.

ПК 5.3. Участвовать в проведении эпидемиологических обследований объектов с отбором проб.

ПК 5.4. Принимать участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортированию и использованию медицинских иммунобиологических препаратов.

ПК 5.5. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по эпидемиологии и паразитологии.

ПК 5.6. Проводить гигиеническое воспитание населения по мерам личной и общественной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

ПК 5.7. Участвовать в проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, контролировать качество их проведения и оформлять соответствующую документацию.

ПК 5.8. Осуществлять элементы эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями и вести делопроизводство помощника эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.

ПК 5.9. Участвовать в организации производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях здравоохранения.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита

выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП 3240 2160    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 660 440    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:   48 ОГСЭ.01. Основы философии ОК 1
      ОК 3 - 8
  уметь:       ОК 10
  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;       ОК 11
        ОК 15
  знать:        
  основные категории и понятия философии;        
  роль философии в жизни человека и общества;        
  основы философского учения о бытии;        
  сущность процесса познания;        
  основы научной, философской и религиозной картин мира;        
  об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;        
  о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий        
  уметь:   48 ОГСЭ.02. История ОК 1
  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;       ОК 3 - 11
        ОК 15
        ОК 16
  выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;        
  знать:        
  основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже (XX и XXI вв.);        
  сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;        
  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;        
  назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;        
  о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;        
  содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения        
  уметь:   172 ОГСЭ.03. Иностранный язык ОК 4 - 6
  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;     ОК 8
        ОК 9
  переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;        
  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;        
  знать:        
  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности        
  уметь: 344 172 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2 - 4
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения     ОК 6
        ОК 8
        ОК 15
  жизненных и профессиональных целей;       ОК 16
  знать:        
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 210 140    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:     ЕН.01. Экономика организации ОК 4
      ОК 5
  уметь:       ОК 9
  определять организационно-правовые формы организаций;        
  определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;        
  рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;        
  находить и использовать необходимую экономическую информацию;        
  оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.;        
  знать:        
  современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;        
  основные принципы построения экономической системы организации;        
  общую организацию производственного и технологического процессов;        
  основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;        
  методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;        
  состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;        
  способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;        
  механизмы ценообразования на продукцию (услуги);        
  формы оплаты труда        
  уметь:     ЕН.02. Математика ОК 4
  решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;       ОК 5
        ОК 9
        ПК 1.1
  знать:       ПК 1.3
  значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;       ПК 2.1
        ПК 2.4
        ПК 3.1
        ПК 3.4
  основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;       ПК 4.1
        ПК 4.3
        ПК 5.1
  основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;       ПК 5.2
  основы интегрального и дифференциального исчисления        
  уметь:     ЕН.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 4
  использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;     ОК 5
      ОК 9
      ОК 13
      ПК 1.7
        ПК 1.5
  использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;       ПК 1.6
        ПК 2.5
        ПК 3.6
        ПК 4.5
  применять компьютерные и телекоммуникационные средства;       ПК 5.1
        ПК 5.8
  знать:        
  основные понятия автоматизированной обработки информации;        
  общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;        
  состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;        
  методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;        
  базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;        
  основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности        
П.00 Профессиональный цикл 2370 1580    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 1186 790    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Анатомия и физиология человека ОК 1
      ОК 12
        ОК 15
        ПК 1.7
  уметь:       ПК 2.2
  моделировать функциональные системы организма;       ПК 2.6
        ПК 3.2
  обнаруживать и определять показатели проявлений процессов жизнедеятельности, оценивать полученные результаты;       ПК 3.6
        ПК 4.5
        ПК 5.2
        ПК 5.6
  знать:        
  морфологию анатомических структур и их функциональную обусловленность;        
  сущность и нормы проявления процессов жизнедеятельности организма        
  уметь:     ОП.02. Микробиология и техника микробиологических исследований ОК 13
  принимать, регистрировать, отбирать пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;     ОК 14
      ПК 1.1
      ПК 1.2
  готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;     ПК 1.4
      ПК 1.5
        ПК 2.1
        ПК 2.3
        ПК 2.4
        ПК 3.1
  проводить микробиологические исследования проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;       ПК 3.3
        ПК 3.5
        ПК 4.1
  оценивать полученный результат и вести документацию;       ПК 4.2
        ПК 4.4
  знать:       ПК 5.2
  классификацию и морфологию микроорганизмов, способы их идентификации;       ПК 5.3
        ПК 5.5
        ПК 5.7 - 5.9
  задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории        
  уметь:     ОП.03. Аналитическая химия и техника лабораторных исследований ОК 13
  готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;     ОК 14
      ПК 1.1
      ПК 1.2
      ПК 1.4
        ПК 1.5
  выполнять основные операции лабораторных исследований;       ПК 2.1
        ПК 2.3
  знать:       ПК 2.4
  устройство и оборудование санитарно-гигиенических лабораторий;       ПК 3.1
        ПК 3.3
        ПК 3.5
  правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований;       ПК 4.1
        ПК 4.2
        ПК 4.4
  теоретические основы, принципы и методы качественного и количественного анализа        
  уметь:     ОП.04. Психология ОК 3
  применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;       ОК 6
        ОК 7
        ОК 8
  использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;       ПК 1.6
        ПК 2.5
        ПК 3.6
  знать:       ПК 4.5
  основные задачи и методы психологии;       ПК 5.6
  определение понятий:        
  психогигиена, психопрофилактика и психотерапия;        
  структуру личности;        
  функции и средства общения;        
  закономерности общения;        
  приемы психологической саморегуляции;        
  основы делового общения;        
  пути социальной адаптации и мотивации личности;        
  этапы профессиональной адаптации;        
  взаимосвязь общения и деятельности        
  уметь:     ОП.05. Основы патологии и первая медицинская помощь ОК 12
  оценивать состояние пациента и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;     ПК 1.6
      ПК 2.2
        ПК 2.5
  знать:       ПК 3.2
  клинические проявления типовых патологических состояний и алгоритмы оказания первой медицинской помощи       ПК 3.6
        ПК 4.5
        ПК 5.2
        ПК 5.8
  уметь:     ОК.06. Инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции ОК 12
  проводить забор и доставку материалов от инфекционного больного в лаборатории, заполнять сопроводительную документацию;     ПК 5.1 - 5.9
  знать:        
  этиологию, клинику и диагностику инфекционных заболеваний, принципы их лечения и меры профилактики        
  уметь:     ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОК 2
  использовать необходимые нормативно-правовые документы;     ОК 5
      ОК 8
  защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;     ОК 9
        ПК 1.1
        ПК 2.1
        ПК 3.1
  анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;       ПК 4.1
        ПК 5.2
        ПК 5.3
        ПК 5.8
  знать:       ПК 5.9
  основные положения Конституции Российской Федерации;        
  права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;        
  понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;        
  законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;        
  организационно-правовые формы юридических лиц;        
  правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;        
  права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;        
  порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;        
  правила оплаты труда;        
  роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;        
  право социальной защиты граждан;        
  понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;        
  виды административных правонарушений и административной ответственности;        
  нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров        
  уметь:     ОП.08. Экономика, организация и управление в учреждениях Роспотребнадзора России ОК 1 - 11
  подготавливать отчетные формы государственного статистического наблюдения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;     ОК 13
      ОК 14
      ПК 1.4
      ПК 1.5
      ПК 2.4
  знать:       ПК 3.5
  структуру органов, осуществляющих госсанэпиднадзор, их задачи, функции, принципы организации деятельности и финансового обеспечения;       ПК 4.4
        ПК 5.1
        ПК 5.5
        ПК 5.8
        ПК 5.9
  порядок взаимодействия Управления Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", основные положения и документы, регламентирующие их деятельность;        
  утвержденные формы учетно-отчетной документации        
  уметь:   68 ОП.09. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 7
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;     ОК 11 - 13
        ОК 15
        ПК 1.2
        ПК 2.2
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;       ПК 2.3
        ПК 3.2
        ПК 3.3
        ПК 4.2
        ПК 5.2 - 5.4
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;        
  применять первичные средства пожаротушения;        
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;        
  меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
ПМ.00 Профессиональные модули 1184 790    
ПМ.01 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене)     МДК.01.01. Гигиена с основами санитарно-гигиенических методов исследования ОК 1 - 9
      ОК 12
      ОК 13
      ОК 15
      ПК 1.1 - 1.6
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:      
      МДК.01.02. Общая и коммунальная гигиена  
  иметь практический опыт:      
  участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок факторов среды обитания, а также коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений, учреждений здравоохранения с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования и оформлением соответствующей документации;      
      МДК.01.03. Социально-гигиеническое наблюдение  
  проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;        
  участия в оценке состояния здоровья населения и среды обитания и в других статистических исследованиях с применением информационных технологий;        
  организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по коммунальной гигиене по формам установленного образца;        
  уметь:        
  моделировать профессиональную деятельность санитарного фельдшера, проводить с помощью приборов измерения факторов среды обитания, работать с санитарно-гигиенической документацией;        
  рассчитывать и анализировать отдельные статистические показатели здоровья населения;        
  оформлять утвержденную документацию в пределах своей компетенции;        
  производить отбор образцов для лабораторного исследования (испытания) и оформлять акт отбора пробы;        
  участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов среды обитания, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);        
  участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов, земельных участков, жилых и общественных зданий, учреждений здравоохранения, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования (расследования);        
  проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах общей и коммунальной гигиены;        
  выполнять работы по сбору, обобщению, анализу и передаче данных социально-гигиенического наблюдения с использованием информационных технологий;        
  знать:        
  характеристику факторов среды обитания и закономерности, их влияния на здоровье человека, роль гигиены в сохранении и укреплении здоровья населения;        
  понятие о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и основные положения государственного санитарно-эпидемиологического надзора как части государственного контроля, основные требования к организации и проведению мероприятий по контролю (надзору) и принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;        
  систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;        
  структуру органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи и принципы взаимодействия;        
  место и роль помощника санитарного врача и помощника врача-эпидемиолога в структуре службы, основные методы работы и функциональные обязанности;        
  санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления:        
  санитарно-эпидемиологические требования к жилым и общественным зданиям и сооружениям, учреждениям здравоохранения, оборудованию и транспорту;        
  определение социально-гигиенического наблюдения, его цели, задачи и порядок проведения        
           
ПМ.02 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий труда работающего населения (под руководством врача по гигиене труда)     МДК.02.01. Гигиена труда и профессиональные болезни ОК 1 - 9
      ОК 12 - 14
      ПК 2.1 - 2.5
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:        
  участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий труда, рабочих мест и трудовых процессов с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;        
  проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;        
  участия в сборе данных об общей и профессиональной заболеваемости работающего населения, проведения статистических исследований с применением информационных технологий;        
  организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене труда по формам установленного образца;        
  уметь:        
  производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;        
  участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);        
  участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования промышленных объектов и оформлять результаты обследования (расследования);        
  проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены труда;        
  знать:        
  характеристику вредных и опасных факторов производственной среды; этиологию, основы проявления и меры профилактики профессиональных заболеваний (отравлений);        
  санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, рабочем месту и трудовому процессу        
ПМ.03 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий и качества питания населения (под руководством врача по гигиене питания)     МДК.03.01. Гигиена питания и здоровье населения ОК 1 - 9
      ОК 11 - 14
      ПК 3.1 - 3.6
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:        
  иметь практический опыт:        
  участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий производства, транспортировки, хранения и реализации производственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;        
  проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;        
  участия в сборе данных о пищевых отравлениях и проведении других статистических исследований с применением информационных технологий;        
  организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене питания по формам установленного образца;        
  уметь:        
  производить отбор образцов продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;        
  участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);        
  участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования;        
  проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены питания;        
  знать:        
  гигиенические основы рационального питания населения;        
  этиологию, основные проявления и меры профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний;        
  санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства, условиям хранения, транспортировки и реализации;        
  санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения        
ПМ.04 Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования условий воспитания и обучения детей и подростков (под руководством врача по гигиене детей и подростков)     МДК.04.01. Гигиена детей и подростков с основами педиатрии ОК 1 - 9
      ОК 11 - 14
      ПК 4.1 - 4.5
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:        
  участия в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий обучения и воспитания детей и подростков с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований и оформлением соответствующей документации;        
  проведения гигиенического обучения работников отдельных профессий;        
  участия в сборе данных о заболеваемости детей и подростков и проведение других статистических исследований с применением информационных технологий;        
  организации рабочего места и ведения делопроизводства помощника санитарного врача по гигиене детей и подростков по формам установленного образца;        
  уметь:        
  производить отбор образцов различных факторов среды обучения и воспитания для проведения лабораторных исследований и испытаний и оформлять акт отбора пробы;        
  участвовать в проведении лабораторных исследований (испытаний) токсикологических, гигиенических и других видов оценок условий обучения и воспитания детей и подростков, сравнивать полученные результаты с гигиеническими нормативами и оформлять протокол лабораторного исследования (испытания);        
  участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования образовательных учреждений, специализированного транспорта и оформлять результаты обследования;        
  проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан на объектах контроля гигиены детей и подростков;        
  знать:        
  анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков и основные показатели здоровья и методы их оценки;        
  меры по профилактике детских болезней;        
  характеристику неблагоприятных факторов условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательных и оздоровительных учреждениях;        
  санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения детей и подростков        
МП.05 Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога)     МДК.05.01. Эпидемиология ОК 1 - 9
      ОК 11 - 14
        ПК 5.1 - 5.9
      МДК.05.02. Дезинфекционное дело  
      МДК.05.03. Госпитальная эпидемиология  
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:      
  иметь практический опыт:        
  участия в проведении санитарно-эпидемиологических расследований в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний и эпидемиологических обследований объектов с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования и оформлением соответствующей документации;        
  проведения гигиенического воспитания и обучения населения;        
  участие в сборе данных об инфекционной (паразитарной) заболеваемости и проведении других статистических исследований с применением информационных технологий;        
  участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортированию и использованию медицинских иммунобиологических препаратов;        
  проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний;        
  организации и контроля за качеством проведения дезинфекционных мероприятий с оформлением соответствующей документации;        
  участия в контроле за профилактикой внутрибольничных инфекций в учреждениях здравоохранения различного профиля;        
  участия в организации производственного контроля в учреждениях здравоохранения;        
  уметь:        
  производить отбор образцов различных факторов среды и биоматериала в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний и на объектах контроля с оформлением документации;        
  участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования объектов и очагов инфекционных (паразитарных) заболеваний, оформлять результаты обследования (расследования);        
  участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию очагов инфекционных (паразитарных) заболеваний и предупреждение их возникновения;        
  проводить сбор данных об инфекционной заболеваемости, результатах иммунизации населения с ведением утвержденных форм государственного и отраслевого наблюдения и использованием информационных технологий;        
  проводить гигиеническое обучение и воспитание граждан;        
  готовить различные формы дезинфицирующих растворов, работать с дезинфекционной аппаратурой, проводить дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, контролировать качество проведенных мероприятий;        
  организовывать контроль за выявлением внутрибольничных инфекций, соблюдением санитарнопротивоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения, за условиями дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения, хранением и использованием медицинских иммунобиологических препаратов;        
  знать:        
  основные понятия эпидемиологии, характеристику факторов эпидемического процесса;        
  основные принципы и систему профилактики инфекционных болезней (в т.ч. иммунопрофилактики);        
  санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний;        
  цели, задачи и порядок проведения слежения за инфекционными заболеваниями, циркуляцией возбудителей, иммунологической структурой населения;        
  виды и методы дезинфекции, дезинсекции, дератизации, порядок проведения и методы контроля эффективности мероприятий;        
  особенности эпидемического процесса при внутрибольничных инфекциях;        
  требования к организации санитарно-противоэпидемического режима в подразделениях учреждений здравоохранения различного профиля и роль помощника врача-эпидемиолога в организации прозводственного контроля        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 1404 936    
  Всего часов обучения по циклам ОПОП 4644 3096    
УП.00 Учебная практика 23 828   ОК 1 - 6
          ОК 8
          ОК 13 - 14
          ПК 1.1 - 1.6
   
ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)       ПК 2.1 - 2.5
        ПК 3.1 - 3.6
          ПК 4.1 - 4.5
          ПК 5.1 - 5.9
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.      
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.      
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 86 нед.
Учебная практика 23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 6 нед.
Каникулярное время 23 нед.
Итого 147 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.

промежуточная аттестация 2 нед.

каникулярное время 11 нед.

7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно. чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

истории и основ философии:

иностранного языка;

математики;

информационных технологий в профессиональной деятельности;

анатомии и физиологии человека;

микробиологии и техники микробиологических исследований;

аналитической химии и техники лабораторных исследований;

психологии;

основ патологии и первой медицинской помощи;

инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции;

правового обеспечения профессиональной деятельности;

экономики, организации и управления в учреждениях Роспотребнадзора России;

гигиены с основами санитарно-гигиенических методов исследования, общей и коммунальной гигиены;

гигиены труда и профессиональных болезней;

гигиены питания и здоровья населения;

гигиены детей и подростков с основами педиатрии;

эпидемиологии;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

микробиологии и техники микробиологических исследований;

аналитической химии и техники лабораторных исследований;

гигиены с основами санитарно-гигиенических методов исследования;

общей и коммунальной гигиены;

социально-гигиенических наблюдений;

гигиены труда;

гигиены питания и здоровья населения;

гигиены детей и подростков;

эпидемиологии;

госпитальной эпидемиологии;

дезинфекционного дела.

Спортивный комплекс:

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенции обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.