Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 декабря 2009 г. N 15542
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 ноября 2009 г. N 589
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 12 ноября 2009 г. N 589
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060501 Сестринское дело всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
пациент и его окружение;
здоровое население;
средства оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Медицинская сестра/Медицинский брат готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке);
4.3.1. Проведение профилактических мероприятий;
4.3.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
4.3.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Медицинская сестра/Медицинский брат готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):
4.4.1. Проведение профилактических мероприятий.
4.4.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
4.4.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
4.4.4. Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности.
4.4.5. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5.2.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
5.2.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
ОК 15. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.
ОК 16. Создавать благоприятную производственную среду в трудовом коллективе.
ОК 17. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):
5.4.1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5.4.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
5.4.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
5.4.4. Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности.
ПК 4.1. Организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского персонала.
ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.
ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием.
ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
5.4.5. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи, в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
ПК 5.2. Проводить мониторинг развития ребенка в пределах своих полномочий.
ПК 5.3. Организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.
5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
П.00 | Профессиональный цикл | 2462 | 1642 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 906 | 604 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.6 | |||
уметь: | |||||
правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины; | |||||
объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам; | |||||
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу; | |||||
знать: | |||||
элементы латинской грамматики и способы словообразования; | |||||
500 лексических единиц; | |||||
глоссарий по специальности | |||||
уметь: | ОП.02. Анатомия и физиология человека | ОК 1 - 6 ОК 8 ОК 11 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 | |||
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; | |||||
знать: | |||||
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой | |||||
уметь: | ОП.03. Основы патологии | ОК 1 - 5 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 | |||
определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека; | |||||
знать: | |||||
общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека; | |||||
структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний | |||||
уметь: | ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики | ОК 1 - 5 ОК 8 ОК 11 ПК 1.1 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.5 - 2.6 | |||
проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией; | |||||
проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии; | |||||
проводить предварительную диагностику наследственных болезней; | |||||
знать: | |||||
биохимические и цитологические основы наследственности; | |||||
закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов; | |||||
методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии; | |||||
основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза; | |||||
основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения; | |||||
цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию | |||||
уметь: | ОП.05. Гигиена и экология человека | ОК 1 - 14 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 | |||
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды; | |||||
проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; | |||||
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения; | |||||
знать: | |||||
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; | |||||
факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; | |||||
основные положения гигиены; | |||||
гигиенические принципы организации здорового образа жизни; | |||||
методы, формы и средства гигиенического воспитания населения | |||||
уметь: | ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии | ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.5 ПК 2.6 | |||
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; | |||||
проводить простейшие микробиологические исследования; | |||||
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; | |||||
осуществлять профилактику распространения инфекции; | |||||
знать: | |||||
роль микроорганизмов в жизни человека и общества; | |||||
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; | |||||
основные методы асептики и антисептики; | |||||
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; | |||||
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике | |||||
уметь: | ОП.07. Фармакология | ОК 1 ОК 7 ОК 8 ПК 2.1 - 2.4 ПК 2.6 | |||
выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы; | |||||
находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; | |||||
ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; | |||||
применять лекарственные средства по назначению врача; | |||||
давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств; | |||||
знать: | |||||
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; | |||||
основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; | |||||
побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; | |||||
правила заполнения рецептурных бланков | |||||
уметь: | ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение | ОК 1 - 14 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.6 ПК 3.2 - 3.3 | |||
консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения; | |||||
рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения; | |||||
вести утвержденную медицинскую документацию; | |||||
знать: | |||||
факторы, определяющие здоровье населения; | |||||
показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа; | |||||
первичные учетные и статистические документы; | |||||
основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения; | |||||
систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению; | |||||
законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию; | |||||
принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения; | |||||
принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях | |||||
уметь: | ОП.09. Психология | ОК 1 - 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ОК 11 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.4 ПК 2.7 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 | |||
эффективно работать в команде; | |||||
проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе; | |||||
осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения; | |||||
регулировать и разрешать конфликтные ситуации; | |||||
общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; | |||||
использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; | |||||
использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении; | |||||
знать: | |||||
основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения; | |||||
задачи и методы психологии; | |||||
основы психосоматики; | |||||
особенности психических процессов у здорового и больного человека; | |||||
психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни; | |||||
особенности делового общения | |||||
уметь: | ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 14 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.2 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 | |||
использовать необходимые нормативно-правовые документы; | |||||
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; | |||||
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; | |||||
знать: | |||||
основные положения Конституции Российской Федерации; | |||||
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; | |||||
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; | |||||
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; | |||||
организационно-правовые формы юридических лиц; | |||||
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; | |||||
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | |||||
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | |||||
правила оплаты труда; | |||||
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; | |||||
право социальной защиты граждан; | |||||
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; | |||||
виды административных правонарушений и административной ответственности; | |||||
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | |||||
уметь: | 68 | ОП.11. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 14 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.3 - 2.5 ПК 3.1 - 3.3 | ||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | |||||
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | |||||
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | |||||
применять первичные средства пожаротушения; | |||||
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | |||||
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | |||||
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; | |||||
знать: | |||||
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | |||||
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | |||||
основы военной службы и обороны государства; | |||||
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; | |||||
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | |||||
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | |||||
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | |||||
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | |||||
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Структура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
П.00 | Профессиональный цикл | 3420 | 2280 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 906 | 604 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 8 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 2.6 ПК 4.5 | |||
уметь: | |||||
правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины; | |||||
объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам; | |||||
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу; | |||||
знать: | |||||
элементы латинской грамматики и способы словообразования; | |||||
500 лексических единиц; | |||||
глоссарий по специальности | |||||
уметь: | ОП.02. Анатомия и физиология человека | ОК 1 - 6 ОК 8 ОК 11 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 ПК 5.1 - 5.3 | |||
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; | |||||
знать: | |||||
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой | |||||
уметь: | ОП.03. Основы патологии | ОК 1 - 5 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 ПК 5.1 - 5.3 | |||
определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека; | |||||
знать: | |||||
общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека; | |||||
структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний | |||||
уметь: | ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики | ОК 1 - 5 ОК 8 - 11 ОК 14 ПК 1.1 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.5 - 2.6 ПК 4.4 ПК 5.1 - 5.3 | |||
проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией; | |||||
проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии; | |||||
проводить предварительную диагностику наследственных болезней; | |||||
знать: | |||||
биохимические и цитологические основы наследственности; | |||||
закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов; | |||||
методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии; | |||||
основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза; | |||||
основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения; | |||||
цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию | |||||
уметь: | ОП.05. Гигиена и экология человека | ОК 1 - 14 ПК 1.1 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 4.4 ПК 5.1 - 5.3 | |||
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды; | |||||
проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; | |||||
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения; | |||||
знать: | |||||
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; | |||||
факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; | |||||
основные положения гигиены; гигиенические принципы организации здорового образа жизни; | |||||
методы, формы и средства гигиенического воспитания населения | |||||
уметь: | ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии | ОК 1 - 9 ОК 11 ОК 12 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.5 - 2.6 ПК 5.1 - 5.3 | |||
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; | |||||
проводить простейшие микробиологические исследования; | |||||
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; | |||||
осуществлять профилактику распространения инфекции; | |||||
знать: | |||||
роль микроорганизмов в жизни человека и общества; | |||||
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; | |||||
основные методы асептики и антисептики; | |||||
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека; | |||||
основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; | |||||
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике | |||||
уметь: | ОП.07. Фармакология | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 8 ПК 2.1 ПК 2.4 ПК 2.6 ПК 4.5 ПК 5.3 | |||
выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы; | |||||
находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; | |||||
ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; | |||||
применять лекарственные средства по назначению врача; | |||||
давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств; | |||||
знать: | |||||
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; | |||||
основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; | |||||
побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; правила заполнения рецептурных бланков | |||||
уметь: | ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение | ОК 1 - 14 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 2.6 ПК 3.2 - 3.3 ПК 4.5 ПК 5.1 | |||
консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения; | |||||
рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения; | |||||
вести утвержденную медицинскую документацию; | |||||
знать: | |||||
факторы, определяющие здоровье населения; | |||||
показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа; | |||||
первичные учетные и статистические документы; | |||||
основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения; | |||||
систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению; | |||||
законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию; | |||||
принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения; | |||||
принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях | |||||
уметь: | ОП.09. Психология | ОК 1 - 4 ОК 6 - 8 ОК 10 - 11 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.4 ПК 2.7 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 - 4.4 ПК 5.1 ПК 5.3 | |||
эффективно работать в команде; | |||||
проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе; | |||||
осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения; | |||||
регулировать и разрешать конфликтные ситуации; | |||||
общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; | |||||
использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; | |||||
использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении; | |||||
знать: | |||||
основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения; | |||||
задачи и методы психологии; | |||||
основы психосоматики; | |||||
особенности психических процессов у здорового и больного человека; | |||||
психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни; | |||||
особенности делового общения | |||||
уметь: | ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.2 - 2.8 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 ПК 4.4 - 4.5 ПК 5.1 - 5.3 | |||
использовать необходимые нормативно-правовые документы; | |||||
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; | |||||
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; | |||||
знать: | |||||
основные положения Конституции Российской Федерации; | |||||
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; | |||||
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; | |||||
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; | |||||
организационно-правовые формы юридических лиц; | |||||
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; | |||||
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | |||||
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | |||||
правила оплаты труда; | |||||
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; | |||||
право социальной защиты граждан; | |||||
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; | |||||
виды административных правонарушений и административной ответственности; | |||||
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | |||||
уметь: | 68 | ОП.11. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 17 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.3 - 2.5 ПК 3.1 - 3.3 ПК 5.1 | ||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | |||||
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | |||||
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | |||||
применять первичные средства пожаротушения; | |||||
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | |||||
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | |||||
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | |||||
оказывать первую помощь пострадавшим; | |||||
знать: | |||||
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | |||||
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | |||||
основы военной службы и обороны государства; | |||||
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; | |||||
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | |||||
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | |||||
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | |||||
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | |||||
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения, либо на увеличение объема учебной практики и времени, отведенного на промежуточную аттестацию;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
имеет право ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.
промежуточная аттестация 2 нед.
каникулярное время 11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Практические занятия как составная часть профессионального цикла (проводятся в виде доклинического, фантомного, курса в специально оборудованных кабинетах и учебная практика, проводимая в лечебно-профилактических учреждениях; продолжительность учебной практики составляет 4 - 6 академических часов в день).
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
анатомии и физиологии человека;
основ патологии;
основ латинского языка с медицинской терминологией;
гигиены и экологии человека;
фармакологии;
основ микробиологии и иммунологии;
психологии;
генетики человека с основами медицинской генетики;
общественного здоровья и здравоохранения;
основ профилактики;
основ реабилитации;
основ реаниматологии;
экономики и управления в здравоохранении;
безопасности жизнедеятельности.
Спортивный комплекс:
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности 060501
Сестринское дело
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 | 2 |
24232 | Младшая медицинская сестра по уходу за больными |