Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. N 15637
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 октября 2009 г. N 388
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 110800.01 МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 8 октября 2009 г. N 388
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 110800.01 МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> | Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; Водитель автомобиля | 1 год 10 мес. |
на базе основного общего образования | 3 года 5 мес. <**> |
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение механизированных работ в растениеводстве и животноводстве, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;
прицепные и навесные устройства;
оборудование животноводческих ферм и комплексов;
механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;
автомобили категорий "B" и "C";
инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
технологические процессы в растениеводстве и животноводстве;
сельскохозяйственные животные и растения;
сырье и продукция растениеводства и животноводства.
4.3. Обучающийся по профессии Мастер сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.
4.3.2. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
4.3.3. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
4.3.4. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
5.2.2. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 2.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности.
ПК 2.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 2.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.
ПК 2.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
5.2.3. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 3.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 3.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК 3.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.
ПК 3.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
ПК 3.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.
ПК 3.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.
5.2.4. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".
ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" | 2160 | 1440 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 560 | 392 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | ОП.01. Основы инженерной графики | ОК 1 - 8 ПК 1.3 ПК 2.2 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.3 ПК 4.5 | |||
уметь: | |||||
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; | |||||
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; | |||||
знать: | |||||
виды нормативно-технической и производственной документации; | |||||
правила чтения технической документации; | |||||
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; | |||||
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД); | |||||
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; | |||||
технику и принципы нанесения размеров; | |||||
классы точности и их обозначение на чертежах | |||||
уметь: | ОП.02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ | ОК 1 - 8 ПК 1.3 ПК 2.1 - 2.2 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.3 - 4.4 | |||
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов; | |||||
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; | |||||
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов; | |||||
знать: | |||||
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; | |||||
особенности строения металлов и сплавов; | |||||
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; | |||||
виды обработки металлов и сплавов; | |||||
виды слесарных работ; | |||||
правила выбора и применения инструментов; | |||||
последовательность слесарных операций; | |||||
приемы выполнения общеслесарных работ; | |||||
требования к качеству обработки деталей; | |||||
виды износа деталей и узлов; | |||||
свойства смазочных материалов | |||||
уметь: | ОП.03. Техническая механика с основами технических измерений | ОК 1 - 8 ПК 1.3 ПК 2.1 - 2.2 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.1 - 4.4 | |||
читать кинематические схемы; | |||||
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; | |||||
производить расчет прочности несложных деталей и узлов; | |||||
подсчитывать передаточное число; | |||||
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; | |||||
знать: | |||||
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; | |||||
типы кинематических пар; | |||||
характер соединения деталей и сборочных единиц; | |||||
принцип взаимозаменяемости; | |||||
основные сборочные единицы и детали; | |||||
типы соединений деталей и машин; | |||||
виды движений и преобразующие движения механизмы; | |||||
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; | |||||
передаточное отношение и число; | |||||
требования к допускам и посадкам; | |||||
принципы технических измерений; | |||||
общие сведения о средствах измерения и их классификацию | |||||
уметь: | ОП.04. Основы электротехники | ОК 1 - 8 ПК 1.3 ПК 2.1 - 2.2 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.1 - 4.4 | |||
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | |||||
рассчитывать параметры электрических схем; | |||||
собирать электрические схемы; | |||||
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; | |||||
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; | |||||
знать: | |||||
электротехническую терминологию; | |||||
основные законы электротехники; | |||||
типы электрических схем; | |||||
правила графического изображения элементов электрических схем; | |||||
методы расчета электрических цепей; | |||||
основные элементы электрических сетей; | |||||
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; | |||||
схемы электроснабжения; | |||||
основные правила эксплуатации электрооборудования; | |||||
способы экономии электроэнергии; | |||||
основные электротехнические материалы; | |||||
правила сращивания, спайки и изоляции проводов | |||||
уметь: | ОП.05. Основы агрономии | ОК 1 - 8 | |||
определять виды и сорта сельскохозяйственных культур; | ПК 1.2 | ||||
определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян; | |||||
рассчитывать нормы высева семян; | |||||
применять различные способы воспроизводства плодородия почвы; | |||||
соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры; | |||||
проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии; | |||||
знать: | |||||
производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур; | |||||
технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; | |||||
происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки; | |||||
пути и средства повышения плодородия почв; | |||||
основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними; | |||||
классификацию и принцип построения севооборотов; | |||||
основные виды удобрений и способы их применения; | |||||
основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них | |||||
уметь: | ОП.06. Основы зоотехнии | ОК 1.8 | |||
определять основные породы, учитывать продуктивность сельскохозяйственных животных; | ПК 2.1 - 2.4 | ||||
оценивать сельскохозяйственных животных по происхождению, конституции, экстерьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства; | |||||
подбирать различные виды кормов и оценивать их качество; | |||||
проводить комплекс защитных мероприятий животных от заболеваний и падежа; | |||||
знать: | |||||
основные виды и породы сельскохозяйственных животных; | |||||
направления их продуктивности; | |||||
основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных; | |||||
технологии производства продукции животноводства; | |||||
основы зоогигиены и ветеринарии | |||||
уметь: | ОП.07. Экономические и правовые основы производственной деятельности | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.4 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.1 - 4.6 | |||
ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции; | |||||
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; | |||||
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства; | |||||
знать: | |||||
основные принципы рыночной экономики; | |||||
понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг; | |||||
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли; | |||||
организационно-правовые формы предприятий; | |||||
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; | |||||
механизмы ценообразования; | |||||
формы оплаты труда | |||||
уметь: | ОП.08. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.4 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.1 - 4.6 | |||
обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности; | |||||
использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности; | |||||
знать: | |||||
принципы рационального природопользования; | |||||
источники загрязнения окружающей среды; | |||||
государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды; | |||||
экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности | |||||
уметь: | ОП.09. Основы микробиологии, санитарии и гигиены | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.4 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.1 - 4.6 | |||
соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии; | |||||
применять необходимые методы и средства защиты; | |||||
готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; | |||||
дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.; | |||||
проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам; | |||||
знать: | |||||
санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.; | |||||
правила личной гигиены работников; | |||||
нормы гигиены труда; | |||||
классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; | |||||
правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений; | |||||
основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения; | |||||
санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции | |||||
уметь: | 60 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.4 ПК 3.1 - 3.6 ПК 4.1 - 4.6 | ||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | |||||
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | |||||
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; | |||||
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | |||||
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | |||||
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | |||||
оказывать первую помощь пострадавшим; | |||||
знать: | |||||
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | |||||
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | |||||
основы военной службы и обороны государства; | |||||
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | |||||
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | |||||
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | |||||
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; | |||||
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | |||||
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | |||||
П.00 | Профессиональный цикл | 1400 | 948 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1400 | 948 | ||
ПМ.01 | Выполнение механизированных работ в растениеводстве | МДК.01.01. Технология механизированных работ в растениеводстве | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.3 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | |||||
управления тракторами, самоходными сельхозмашинами всех марок; | МДК.01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | ||||
технического обслуживания тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок; | |||||
выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур; | |||||
уметь: | |||||
самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства; | |||||
комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве; | |||||
выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов; | |||||
перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза; | |||||
самостоятельно выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания; | |||||
выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению; | |||||
выполнять под руководством работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; | |||||
оформлять первичную документацию; | |||||
знать: | |||||
правила выполнения агротехнических и агрохимических работ машинно-тракторными агрегатами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства; | |||||
методы и приемы выполнения этих работ; | |||||
устройство, принцип действия и регулировки тракторов основных марок; | |||||
принцип действия, устройство, технические и технологические принципы регулировки сельскохозяйственных машин; | |||||
правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве; | |||||
средства и виды технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин; | |||||
содержание и правила оформления первичной документации; | |||||
правовые и организационные основы охраны труда; | |||||
правила гигиены и производственной санитарии; | |||||
требования техники безопасности и правила пожарной безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах | |||||
ПМ.02 | Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования | МДК.02.01. Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования | ОК 1 - 8 ПК 2.1 - 2.4 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | |||||
выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; | |||||
уметь: | |||||
пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; | |||||
проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; | |||||
выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях; | |||||
осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин; | |||||
проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники; | |||||
выполнять работы с соблюдением требований безопасности; | |||||
соблюдать экологическую безопасность производства; | |||||
знать: | |||||
виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ; | |||||
правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; | |||||
технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования; | |||||
общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин; | |||||
свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей; | |||||
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности | |||||
ПМ.03 | Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах | МДК.03.01. Технология механизированных работ в животноводстве | ОК 1 - 8 ПК 3.1 - 3.6 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | МДК.03.02. Техническое обслуживание и ремонт оборудования животноводческих ферм и комплексов | ||||
выполнения механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах по кормлению, содержанию и уходу за животными; | |||||
уметь: | |||||
выполнять механизированные работы по доставке кормов, их приготовлению к скармливанию, раздаче, кормлению, поению, доению животных, уходу за ними, чистке помещений, регулировке микроклимата в них; | |||||
проводить дезинфекцию помещений; | |||||
проводить техническое обслуживание эксплуатируемого оборудования; | |||||
выявлять и устранять причины мелких неисправностей; | |||||
знать: | |||||
основные отрасли животноводства; | |||||
устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания машин и оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм; | |||||
устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания оборудования для создания и поддержания оптимального микроклимата в животноводческих помещениях; | |||||
правила обращения с топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами; | |||||
классификацию кормов; | |||||
технологии их заготовки, приготовления, хранения и раздачи; | |||||
основы нормированного кормления; | |||||
технологию содержания, кормления и ухода за различными половозрастными группами животных; | |||||
технологию удаления навоза, смены подстилки, уборки помещений, стойл, проходов; | |||||
технологию машинного доения и первичной обработки молока; | |||||
основы ветеринарного обслуживания ферм; | |||||
основные виды нормативно-технической документации животноводства | |||||
ПМ.04 | Транспортировка грузов и перевозка пассажиров | МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий "B" и "C" | ОК 1 - 8 ПК 4.1 - 4.6 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | |||||
управления автомобилями категорий "B" и "C"; | |||||
уметь: | |||||
соблюдать Правила дорожного движения; | |||||
безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; | |||||
уверенно действовать в нештатных ситуациях; | |||||
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; | |||||
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; | |||||
заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; | |||||
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; | |||||
соблюдать режим труда и отдыха; | |||||
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров; | |||||
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию; | |||||
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; | |||||
соблюдать требования по транспортировке пострадавших; | |||||
использовать средства пожаротушения; | |||||
знать: | |||||
основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения; | |||||
правила эксплуатации транспортных средств; | |||||
правила перевозки грузов и пассажиров; | |||||
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; | |||||
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; | |||||
правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ; | |||||
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; | |||||
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; | |||||
приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; | |||||
правила обращения с эксплуатационными материалами; | |||||
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности; | |||||
основы безопасного управления транспортными средствами; | |||||
порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации; | |||||
порядок действий водителя в нештатных ситуациях; | |||||
комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств; | |||||
приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; | |||||
правила применения средств пожаротушения | |||||
ФК.00 | Физическая культура | 200 | 100 | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 ОК 8 | |
В результате изучения раздела "Физическая культура" обучающий должен: | |||||
уметь: | |||||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | |||||
знать: | |||||
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; | |||||
основы здорового образа жизни | |||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 540 | 360 | |||
Всего часов обучения по циклам и разделу "Физическая культура" | 2700 | 1800 | |||
УП.00 | Учебная практика (производственное обучение) | ОК 1 - 8 ПК 2.1 - 2.4 | |||
ПК 3.1 - 3.6 | |||||
ПК 4.1 - 4.6 | |||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 3 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. |
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 10 мес. и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 10 мес.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
инженерной графики;
материаловедения;
технической механики;
агрономии;
зоотехнии;
экологических основ природопользования;
управления транспортным средством и безопасности движения;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
технических измерений;
электротехники;
механизации сельскохозяйственных работ;
тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;
оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
автомобилей;
микробиологии, санитарии и гигиены;
технологии производства продукции растениеводства;
технологии производства продукции животноводства.
Мастерские:
слесарная мастерская;
пункт технического обслуживания.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер для выработки навыков и совершенствования техники
управления транспортным средством.
Полигоны:
учебно-производственное хозяйство;
гараж с учебными автомобилями категорий "B" и "C".
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.