ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2009 г. N 1133
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕМИЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области образования.
2. Признать утратившим силу пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 440 "О премиях Правительства Российской Федерации в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3645).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г. N 1133
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕМИЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Премии Правительства Российской Федерации в области образования (далее - премии) присуждаются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения по следующим направлениям:
а) проведение научно-практических исследований, результаты которых нашли отражение в научных изданиях и монографиях и оказывают эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации;
б) создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации;
в) высокие результаты профессиональной педагогической деятельности, показателями которых являются:
стабильно высокие учебные достижения обучающихся, в том числе подготовка победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победителей и призеров олимпиад школьников;
разработка и внедрение авторских программ, методик обучения, форм и методов оценки подготовки обучающихся и воспитанников, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получивших широкое распространение;
г) внедрение инновационных разработок в сфере образования, в том числе создание эффективных технологий обучения, организации образовательного процесса, оценки содержания и качества образования в образовательных учреждениях.
а) для подтверждения достижений, предусмотренных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего Положения, работы, выполненные в течение последних 10 лет и отвечающие требованиям по их использованию в образовательном процессе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, после их опубликования в печати и практического применения в педагогической деятельности не менее 3 лет;
б) для подтверждения достижений, предусмотренных в подпунктах "в" и "г" пункта 1 настоящего Положения, материалы и документы, содержащие соответствующие разработки и (или) подтверждающие достигнутые результаты (далее - работы).
3. Присуждение премий производится по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования (далее - Совет).
4. Совет является постоянно действующим совещательным органом, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации в целях рассмотрения работ, включая их экспертизу и подготовку предложений по присуждению премий.
Совет формируется из числа наиболее видных и авторитетных ученых и специалистов и состоит из президиума и экспертных комиссий по отдельным направлениям.
Заседания Совета и президиума Совета считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов президиума и Совета соответственно.
Решения Совета и президиума Совета оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов Совета и президиума Совета (при его наличии).
5. Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
6. Ежегодно, в январе, Совет объявляет через средства массовой информации об очередном конкурсе работ на соискание премий.
7. Премия включает денежное вознаграждение, диплом и почетный знак лауреата премии.
8. Лауреаты премии не могут выдвигаться на присуждение премии повторно по одному и тому же направлению.
II. Порядок выдвижения на соискание премии
9. Выдвижение работ на соискание премии осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями (далее соответственно - органы государственной власти и организации) и предусматривает их предварительное и всестороннее обсуждение с участием представителей государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.
10. Организации могут выдвинуть только одну работу на соискание премии в году, за который она присуждается.
11. В случае если исполнителем работы является авторский коллектив, состав соискателей премии не должен превышать 10 человек.
12. Определение соискателя или состава соискателей из общего числа исполнителей работы производится исходя из оценки творческого вклада соискателя путем тайного голосования на заседаниях ученых советов или в коллективах организаций, где непосредственно выполнялась работа.
13. Не допускается включение в состав соискателей лиц:
осуществлявших в процессе выполнения работы только административные и (или) организационные функции;
удостоенных за эту работу других премий, учрежденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
включенных в авторский коллектив, выполнявший другую работу, выдвинутую на соискание премии Правительства Российской Федерации в области образования в году, за который она присуждается.
14. В случае присуждения премии авторскому коллективу, выполнявшему работу, представленную на соискание премии, денежное вознаграждение делится поровну между лауреатами премии, а диплом и почетный знак лауреата премии вручаются каждому из лауреатов.
15. Работа, не прошедшая по конкурсу, может быть выдвинута на соискание премии еще один раз. При этом оформление документов производится заново.
16. Работа, выдвинутая на соискание премии, с сопроводительным письмом и прилагаемыми документами представляется органами государственной власти или организациями в Совет не позднее 20 марта года, за который она присуждается.
Перечень и образцы прилагаемых к работе документов, а также требования, предъявляемые к оформлению документов, определяются Советом и ежегодно публикуются в средствах массовой информации при объявлении о конкурсе работ на соискание премии.
Все работы оформляются на русском языке.
17. Рассмотрение поступивших работ Советом, включая экспертизу работ, подготовку предложений по присуждению премий и представление их в Правительство Российской Федерации, осуществляется до 1 октября года, за который присуждается премия.
На каждого соискателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.
III. Порядок рассмотрения работ, выдвинутых на соискание премии
18. По окончании приема работ на соискание премии эти работы вносятся на предварительное рассмотрение президиума Совета для формирования списка работ на соискание премии по соответствующему направлению, указанному в пункте 1 настоящего Положения. Критерием включения в указанный список является соблюдение установленных настоящим Положением условий, процедуры и сроков предоставления работ, а также требований к оформлению и комплектности документов, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения.
Решение президиума Совета о включении выдвинутых работ в список работ на соискание премии оформляется протоколом.
Список работ на соискание премии опубликованию и разглашению не подлежит.
19. В соответствии со списком работ на соискание премии Совет направляет работы на экспертизу. Целью экспертизы является оценка значимости выдвигаемой работы и ее соответствия критериям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящего Положения.
Экспертиза проводится в 2 этапа.
На первом этапе экспертиза организуется Советом и проводится ведущими организациями соответствующего профиля или отдельными экспертами из числа видных ученых и специалистов, список которых ежегодно определяется президиумом Совета.
Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения, которое подписывается руководителем ведущей организации соответствующего профиля или лицом, исполняющим его обязанности, либо экспертами из числа видных ученых и специалистов. На каждую работу должны быть получены 2 экспертных заключения, подготовленных независимо друг от друга. Работы, на которые получены 2 отрицательных экспертных заключения, во втором этапе экспертизы не участвуют и на заседание Совета не выносятся.
На втором этапе экспертиза проводится по отдельным направлениям образуемыми Советом экспертными комиссиями, в состав которых входят также ученые и специалисты, не являющиеся членами Совета. Количество членов Совета в составе экспертных комиссий не может превышать одну треть общего числа членов экспертных комиссий.
При обнаружении конфликта интересов производится замена эксперта.
Результат экспертизы излагается в мотивированном заключении экспертной комиссии, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии. Член экспертной комиссии, не согласный с заключением комиссии, обязан изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к материалам дела. Члены экспертной комиссии несут персональную ответственность за данное ими заключение.
Экспертные заключения и мотивированное заключение экспертной комиссии должны содержать однозначный вывод о значимости выдвигаемой работы и ее соответствии критериям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящего Положения.
Результаты экспертизы до принятия решения Совета разглашению не подлежат.
20. С учетом полученных заключений экспертные комиссии подготавливают предложения для обсуждения работ на заседании Совета.
Работы, на которые получены одно экспертное отрицательное заключение и отрицательное заключение экспертной комиссии, на заседание Совета не выносятся.
Предложения экспертных комиссий оформляются протоколом, с которым не позднее чем за месяц до дня заседания Совета по вопросу присуждения премий знакомятся члены Совета. Сведения, содержащиеся в протоколе, разглашению не подлежат.
21. Члены экспертных комиссий на присуждение премии не выдвигаются.
IV. Порядок определения работ для присуждения премии
22. Обсуждение вопроса о присуждении премий происходит на заседании Совета.
Доклад о результатах рассмотрения работ представляют членам Совета руководители соответствующих экспертных комиссий.
Обсуждение работ происходит открыто путем свободного обмена мнениями. Право на выступление имеет каждый член Совета.
23. Работы, рекомендуемые Советом для присуждения премии, определяются на заседании Совета путем тайного голосования.
К присуждению премии рекомендуется работа, получившая не менее половины голосов членов Совета, присутствующих на заседании, плюс один голос. В случае если по результатам голосования число работ, получивших не менее половины голосов плюс один голос, окажется больше, чем количество премий, к присуждению премии рекомендуются работы, получившие наибольшее число голосов членов Совета, присутствующих на заседании, по отношению к другим работам.
V. Вручение премий
24. Лицам, удостоенным премии, присваивается почетное звание "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования", вручаются денежное вознаграждение, диплом и почетный знак лауреата премии.
Премии вручаются в торжественной обстановке не позже декабря года, за который они присуждаются.
Диплом лауреата премии подписывается Председателем Правительства Российской Федерации и удостоверяется печатью Правительства Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Почетный знак лауреата премии носится на правой стороне груди.
25. Денежная часть премии перечисляется лауреатам Министерством образования и науки Российской Федерации.
26. Диплом и почетный знак умершего лауреата премии или удостоенного премии посмертно передаются его семье, а денежное вознаграждение - по наследству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.