Приказ Минобрнауки РФ от 10.11.2009 N 576

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 150711.01 Наладчик литейного оборудования"
Редакция от 10.11.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 836»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15680


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 ноября 2009 г. N 576

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 150711.01 НАЛАДЧИК ЛИТЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150711.01 Наладчик литейного оборудования.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 10 ноября 2009 г. N 576

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 150711.01 НАЛАДЧИК ЛИТЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 150711.01 Наладчик литейного оборудования всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего Наладчик литейных машин 1 год 10 мес.
(полного) общего образования Наладчик формовочных и стержневых машин  
на базе основного общего образования 3 года 5 мес. <**>

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

наладчик литейных машин;

наладчик формовочных и стержневых машин.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: наладка и ремонт технологического оборудования литейного производства черных и цветных металлов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

литейные, формовочные и стержневые машины;

оборудование и инструменты для наладки и ремонта;

техническая, технологическая и нормативная документация.

4.3. Обучающийся по профессии Наладчик литейного оборудования готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение слесарно-сборочных работ.

4.3.2. Наладка захватов манипуляторов с программным управлением.

4.3.3. Ремонт литейных, формовочных и стержневых машин.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выполнение слесарно-сборочных работ.

ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции.

ПК 1.2. Осуществлять сборку неразъемных и разъемных соединений.

ПК 1.3. Осуществлять сборку механизмов (в том числе механизмов вращательного движения).

5.2.2. Наладка захватов манипуляторов с программным управлением.

ПК 2.1. Проверять манипуляторы на работоспособность и точность позиционирования.

ПК 2.2. Осуществлять регулировку всех звеньев оборудования.

ПК 2.3. Испытывать используемое оборудование, измерительные инструменты и приспособления.

ПК 2.4. Обеспечивать бесперебойную работу обслуживаемых машин.

5.2.3. Ремонт литейных, формовочных и стержневых машин.

ПК 3.1. Осуществлять осмотр и выявлять причины неисправности в оборудовании.

ПК 3.2. Оформлять документацию на выполнение текущего ремонта.

ПК 3.3. Устранять неисправности и контролировать качество выполненного ремонта.

ПК 3.4. Опробовать и осуществлять пуск в работу оборудования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 1512 1008    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 516 344    
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Основы электротехники ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.4
  уметь:        
  читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;        
  рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;        
  использовать в работе электроизмерительные приборы;        
  пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;        
  знать:        
  единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;        
  методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;        
  свойства постоянного и переменного электрического тока;        
  принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;        
  электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;        
  свойства магнитного поля;        
  двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;        
  правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;        
  аппаратуру защиты электродвигателей;        
  методы защиты от короткого замыкания;        
  заземление, зануление        
         
  уметь:     ОП.02. Охрана труда ОК 1 - 7
  соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности;       ПК 1.1 - 3.4
  выбирать средства индивидуальной защиты;        
  пользоваться средствами индивидуальной защиты;        
  выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне;        
  знать:        
  особенности обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте и производстве;        
  назначение средств индивидуальной защиты;        
  требования гигиены труда        
         
  уметь:     ОП.03. Общая технология производства ОК 1 - 7
  читать инструктивную документацию;     ПК 1.1 - 3.4
  контролировать качество выполняемых работ;      
  знать:      
  основы литейного производства;      
  принципы взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц        
         
  уметь:     ОП.04. Основы инженерной графики ОК 1 - 7
  читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;     ПК 1.1 - 3.4
  использовать технологическую документацию;        
  знать:        
  основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;        
  общие сведения о сборочных чертежах;        
  основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;        
  основы машиностроительного черчения;        
  требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД)        
         
  уметь:     ОП.05. Основы материаловедения ОК 1 - 7
  выполнять механические испытания образцов материалов;     ПК 1.1 - 3.4
  использовать физико-химические методы исследования металлов;      
  пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;        
  выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;        
  знать:        
  основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;        
  наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;        
  правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;        
  основные сведения о металлах и сплавах;        
  основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию        
  уметь:     ОП.06. Основы автоматизации производства ОК 1 - 7
  анализировать показания контрольно-измерительных приборов;     ПК 1.1 - 3.4
  делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности;        
  знать:        
  назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве;        
  элементы организации автоматического построения производства и управления им;        
  общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети        
  уметь:   56 ОП.07. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 7
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;     ПК 1.1 - 3.4
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;        
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;        
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны;        
  способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
П.00 Профессиональный цикл 996 664    
ПМ.00 Профессиональные модули 996 664    
ПМ.01 Выполнение слесарно-сборочных работ     МДК.01.01. Типовые слесарные операции ОК 1 - 7
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:      
  иметь практический опыт:        
  выполнения типовых слесарных операций;     МДК.01.02. Сборка соединений и механизмов ПК 1.1 - 1.3
  сборки неразъемных и разъемных соединений;      
  сборки механизмов (в том числе механизмов вращательного движения);        
  уметь:        
  выполнять типовые слесарные операции;        
  применять контрольно-измерительные инструменты и приспособления;        
  проводить монтажные работы;        
  знать:        
  назначение и технику выполнения типовых слесарных операций, способы и приемы выполнения слесарно-сборочных работ, применяемый рабочий инструмент и приспособления;        
  кинематические схемы механизмов и машин;        
  виды передач вращательного движения, их принцип действия и устройство;        
  разновидности механизмов преобразования движения, их принцип действия и устройство;        
  требования безопасности труда при выполнении слесарно-сборочных работ;        
  общую технологию ремонта, его основные этапы, их последовательность и содержание, используемые средства        
ПМ.02 Наладка захватов манипуляторов с программным управлением     МДК.02.01. Наладка и регулировка оборудования ОК 1 - 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  проверки манипуляторов на работоспособность и точность позиционирования;     МДК.02.02. Работоспособность манипуляторов и точность позиционирования
  регулировки всех звеньев оборудования;    
  проведения испытаний используемого оборудования, измерительных инструментов и приспособлений;    
  обеспечения бесперебойной работы обслуживаемых машин;        
  уметь:        
  производить наладку и регулировку машин и автоматов по изготовлению средней сложности и сложных моделей для литья по выплавляемым моделям;        
  устанавливать крупные сложные пресс-формы на машинах различных типов для литья под давлением;        
  испытывать новые сложные пресс-формы на обслуживаемых типах машин;        
  выполнять наладку и регулирование формовочных и стержневых машин грузоподъемностью свыше 1200 кг до 2500 кг и однотипных пескодувных машин и пескометов;        
  знать:        
  устройство промышленных манипуляторов, применяемых в литейном производстве, порядок их наладки и регулировки;        
  правила проверки манипуляторов на работоспособность и точность позиционирования        
ПМ.03 Ремонт литейных, формовочных и стержневых машин     МДК.03.01. Неисправности в оборудовании и их причины ОК 1 - 7
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:     МДК.03.02. Оформление документации на выполнение текущего ремонта
  осмотра неисправного оборудования и определения причин неисправности;    
  оформления документации на выполнение текущего ремонта;    
  устранения неисправностей и контроля качества выполненного ремонта;     МДК.03.03. Ремонт оборудования
  опробования оборудования после ремонта и пуска его в работу;     МДК.03.04. Пуск оборудования в работу
  уметь:    
  выполнять осмотр, текущий ремонт, опробование и пуск в работу различных литейных машин;    
  обеспечивать бесперебойную работу обслуживаемых машин, принимать участие в ремонте обслуживаемого оборудования и оснастки;        
  знать:        
  последовательность и приемы сборки и разборки основных узлов, сборочных единиц и механизмов формовочных и стержневых машин, пескодувных машин и пескометов;        
  методы и средства контроля качества выполнения ремонтных работ;        
  показатели надежности, назначение элементов системы автоматизации, нормативно-правовую документацию;        
  принципы построения, структуру, режимы работы систем автоматизации технологических процессов        
ФК.00 Физическая культура 140 70   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.4
  В результате освоения раздела обучающийся должен:      
  уметь:      
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;      
  знать:      
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 378 252    
  Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1890 1260    
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 42 нед. 1512   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.4
ПП.00 Производственная практика  
ПА.00 Промежуточная аттестация 3 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 35 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 42 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 3 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 2 нед.
Каникулярное время 13 нед.
Итого 95 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной 57 нед.

нагрузке 36 часов в неделю)

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулярное время 13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

инженерной графики;

материаловедения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

оборудования литейных цехов.

Лаборатории:

электротехники и электроники;

технической механики;

автоматизации технологических процессов.

Мастерские:

слесарные;

механообрабатывающие.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.