Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 N 797

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 психология (квалификация (степень) "Магистр")"
Редакция от 22.12.2009 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 23.09.2015 N 1043»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16202


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2009 г. N 797

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 декабря 2009 г. N 797

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 030300 Психология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ИК - инструментальные компетенции;

ОНК - общенаучные компетенции;

ООП - основная образовательная программа;

ПК - профессиональные компетенции;

СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах <*>) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускника

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
код в соответствии с принятой классификацией ООП наименование
ООП магистратуры 68 магистр 2 года 120 <*>

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров психологии являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

4.3. Магистр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, практической, проектно-инновационной, педагогической.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 030300 Психология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;

определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

определение состава и операционализация основных изучаемых переменных, подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;

подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

практическая деятельность:

разработка теоретических и методических моделей психодиагностики; методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; разработка технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем;

составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;

экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения их психологических составляющих и последствий;

консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг);

психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности;

индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;

разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях. Разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий;

проектно-инновационная деятельность:

анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование целей, ограничений и рисков проекта;

научное, методическое и экономическое обоснование проектов инноваций;

подбор методов диагностики и интервенции;

планирование деятельности по реализации проекта;

оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений;

психологическое сопровождение инноваций;

организационно-управленческая деятельность:

определение целей и постановка задач психологической службы, определение ее функций и структуры;

поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности;

эргономическое обеспечение организации рабочих мест, их материально-технического оснащения. Разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;

совершенствование методического инструментария психологической службы;

организация работы персонала психологической службы;

педагогическая деятельность:

определение потребностей в психологической подготовке, определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;

системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах;

оценка и контроль эффективности обучения.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);

принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);

адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);

использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);

разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

в практической деятельности:

способностью и готовностью к:

постановке прикладных задач в определенной области применения психологии (ПК-16);

диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);

разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

в проектно-инновационной деятельности:

способностью и готовностью к:

постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);

выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);

в организационно-управленческой деятельности:

способность и готовность к:

супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);

мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);

организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35);

поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);

решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);

установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);

подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);

использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) <*> Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций
М.1 Общенаучный цикл 16 - 18 Методологические проблемы психологии
Планирование теоретического и эмпирического исследования.
Качественные и количественные методы исследований в психологии
ОК-1,
ОК-2,
ОК-3,
ОК-4,
ОК-5,
ОК-6,
ОК-7,
ОК-8,
ОК-9,
ОК-10;
ПК-1,
ПК-2,
ПК-3,
ПК-4,
ПК-5,
ПК-6,
ПК-7,
ПК-8,
ПК-9,
ПК-10,
ПК-11,
ПК-12
  Базовая часть 6 - 8
  В результате изучения базовой части учебного цикла обучающийся должен:  
  знать, понимать и осмысливать философско-методологические концепции науки, инновационные подходы к образованию, место психологии в социально-экономической сфере общественной жизни;  
  содержание и структуру научно-исследовательской деятельности; основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии в норме и патологии;    
  уметь: реализовывать в исследовательской деятельности и в образовательном процессе методологические принципы психологической науки    
  владеть: основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами, сообществами; основными качественными и количественными методами проведения научного исследования    
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
М.2 Профессиональный цикл 44 - 48 Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
Научные школы и теории в современной психологии
Статистические методы в психологии
Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы
Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога
Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
ОК-1,
ОК-2,
ОК-3,
ОК-6,
ОК-7;
ПК-7,
ПК-8,
ПК-9,
ПК-13,
ПК-14,
ПК-16,
ПК-22,
ПК-23,
ПК-24,
ПК-26,
ПК-28,
ПК-29,
ПК-30,
ПК-32,
ПК-33,
ПК-36,
ПК-37
  Базовая часть (общепрофессиональная) 12 - 18
  В результате изучения базовой части учебного цикла обучающийся должен знать: современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии;  
  основные технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности;  
  процедуры оказания психологической помощи индивидам, группам, сообществам; современные компьютерные технологии, применяемые при решении профессиональных психологических задач;  
  основы методики преподавания психологии для взрослых;  
  уметь: анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки;    
  выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;    
  формировать и реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики;    
  решать управленческие задачи в условиях реально действующих психологических структур;    
  самостоятельно использовать компьютерные технологии для решения различных профессиональных задач;    
  планировать, осуществлять, рефлексировать и статистически обрабатывать результаты исследования;    
  владеть: приемами комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, функциональных состояний, личностных черт в норме с целью гармонизации психического функционирования человека;    
  приемами оказания психологической помощи в различных жизненных проблемных ситуациях;      
  способами организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества;      
  средствами супервизии по обучению бакалавра и руководства его практической деятельностью;      
  технологиями проектирования, реализации и оценивания учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях высшего и дополнительного профессионального образования;      
  приемами пропаганды психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества;      
  критериями и приемами выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы      
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
М.3 Практика и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза 36   ОК-2,
ОК-3,
ОК-4,
ОК-5,
ОК-6,
ОК-9,
ОК-10,
ОК-11,
ПК-1,
ПК-2,
ПК-3,
ПК-7,
ПК-8,
ПК-9,
ПК-10,
ПК-11,
ПК-14,
ПК-15
ПК-16,
ПК-17,
ПК-18,
ПК-19,
ПК-24,
ПК-26,
ПК-27,
ПК-31,
ПК-33,
ПК-34,
ПК-35,
ПК-38,
ПК-39,
ПК-40
М.4 Итоговая государственная аттестация 20   ОК-2,
ОК-4,
ОК-11,
ПК-1,
ПК-2,
ПК-8,
ПК-9,
ПК-10,
ПК-16,
ПК-20,
ПК-21,
ПК-24,
ПК-25
  Общая трудоемкость основной образовательной программы 120    

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская; практическая; педагогическая; проектно-инновационная и организационно-управленческая), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения:

проведение групповых дискуссий, анализ профессиональных ситуаций с использованием кейс-метода и имитационных моделей;

проведение ролевых и деловых игр, тренингов и мастер-классов;

интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;

проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет;

дистанционные курсы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, в том числе в форме телемостов.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):

планирование теоретического и/или эмпирического исследования, качественные и количественные методы исследований в психологии;

статистические методы в психологии, информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога;

преподавание психологии в системе высшей школы и дополнительного образования, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, производственная, педагогическая.

Конкретное содержание практик определяется ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

обсуждение хода работы на сопровождающем научно-исследовательскую работу семинаре, корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук, или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повешение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.20. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает общий бюджет реализации основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого финансирования.

Фонд стимулирующих надбавок в рамках общего фонда заработной платы работников вуза не должен быть меньше 30 процентов.

7.21. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

компьютерные классы общего пользования с подключением к Интернет, из не менее 12 - 15 компьютеров (для работы одной академической группы одновременно) на 100 обучающихся;

специализированные компьютерные классы для организации учебных занятий по профессиональным курсам и практикумам, состоящие из 10 - 15 компьютеров, с подключенным к ним периферийным устройством и оборудованием (мультимедийный проектор, головные телефоны, пульты для регистрации времени реакции, цифровые диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты) на 100 обучающихся;

учебные классы, оснащенные современной аудио- и видеотехникой (музыкальный центр, DVD-проигрыватель, видеокамера) для курсов с проведением психологических тренингов, занятий по психологическому консультированию;

компьютерные мультимедийные проекторы во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия, и другая техника для презентаций учебного материала;

современные лицензионные компьютерные статистические системы для анализа данных и обработки результатов эмпирических исследований.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

разработку инструментов психодиагностики;

обоснование, разработку и апробацию программ интервенции и превенции;

разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.