Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 1995 г. N 858
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 22 мая 1995 г. N 1-5-У
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИИ ПО ЗАКОНУ РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"
(в ред.указания Минсоцзащиты РФ от 20.05.96 N 1-4-У)
7 мая 1995 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" <*>.
<*> В дальнейшем именуется Федеральный закон от 7 мая 1995 года.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 мая 1995 года и предусматривает:
предоставление участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), права на получение двух пенсий: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности;
установление дополнительных надбавок к пенсиям участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости (за выслугу лет) пенсию по инвалидности;
предоставление вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак, права на получение двух пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" <*>, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа.
<*> В дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года.
В связи с этим внесены соответствующие изменения в статьи 5, 21, 38 и 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, а также этот Закон дополнен статьей 86.1.
При применении Федерального закона от 7 мая 1995 года Министерство предлагает руководствоваться следующим:
I. Улучшение пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны
1. К участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 года, относятся лица, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившие военную службу или выполнявшие иные государственные задачи в периоды войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" (прилагается).
2. Право участников Великой Отечественной войны на вторую пенсию.
2.1. В соответствии с пунктом "а" части второй статьи 5 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года (в редакции Федерального закона от 7 мая 1995 года) участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, заболевания, полученного в период военной службы, могут устанавливаться одновременно две пенсии: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности.
При этом пенсия по инвалидности назначается по правилам, условиям и нормам, предусмотренным Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года для соответствующей причины и группы инвалидности.
Так, пенсия по инвалидности I и II групп исчисляется в размере 75% заработка с применением статей 32 и 33 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, то есть минимальный и максимальный размер пенсии подлежит увеличению с учетом продолжительности общего трудового стажа.
2.2. Вторая пенсия исчисляется из заработка, из которого выплачивается первая пенсия; однако, по желанию пенсионера, вторая пенсия может исчисляться из заработка, определяемого за периоды перед обращением за этой пенсией, предусмотренные статьями 102 и 103 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
2.3. Вторая пенсия назначается со сроков, установленных статьей 119 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, но не ранее чем с 1 мая 1995 года и не ранее со дня возникновения права на нее.
Если органы социальной защиты населения Российской Федерации располагают по состоянию на 1 мая 1995 года необходимыми документами для назначения второй пенсии, она устанавливается без истребования заявления от пенсионера (в автоматическом режиме).
В тех случаях, когда для назначения второй пенсии требуется представление дополнительных документов, новая пенсия назначается по заявлению пенсионера.
2.4. При наличии у инвалида вследствие военной травмы трудового стажа и заработка, дающих право на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания в более высоком размере, ему устанавливается пенсия в размере пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания.
3. Право участников Великой Отечественной войны на дополнительную надбавку.
3.1. Федеральный закон от 7 мая 1995 года предусматривает дифференцированные размеры надбавок участникам Великой Отечественной войны в зависимости от степени нетрудоспособности:
- достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами I и II групп - две минимальные пенсии по старости;
- остальным участникам Великой Отечественной войны - одна минимальная пенсия по старости.
3.2. Указанные надбавки устанавливаются к следующим видам трудовых пенсий:
- по старости:
- за выслугу лет.
К пенсиям по случаю потери кормильца и к социальным пенсиям эти надбавки не начисляются.
3.3. Надбавки начисляются участникам Великой Отечественной войны, включая инвалидов вследствие военной травмы, которые получают только одну пенсию.
3.4. В тех районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размеры надбавок определяются с их применением.
3.5. Надбавки начисляются наряду с повышением по пункту "г" статьи 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
3.6. С 1 мая 1995 года надбавки начисляются к пенсиям участников Великой Отечественной войны по имеющимся в пенсионном деле документам. При представлении дополнительных документов, дающих право на надбавку, а также при возникновении обстоятельств, влекущих более высокий размер надбавки в связи с установлением или изменением группы инвалидности, достижением 80-летнего возраста и др., перерасчет пенсии производится со сроков, указанных в статье 121 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
4. При реализации Федерального закона от 7 мая 1995 года определяется наиболее выгодный вариант: либо назначаются две пенсии, либо начисляется надбавка (выбор оптимального решения производится в автоматическом режиме).
Пример 1. Участнику войны, являющемуся инвалидом I группы вследствие общего заболевания и получающему пенсию по старости в максимальном размере с учетом 45-летнего трудового стажа, с 1 мая 1995 года выгоднее установить две пенсии - по старости и по инвалидности:
157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере
157460 руб. - пенсия по инвалидности I группы в максимальном размере
43739 руб. - надбавка на уход
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата
Общая сумма пенсий - 441753 руб.
Пример 2. Участник войны, достигший 80 лет, получает пенсию по старости в максимальном размере при 45-летнем стаже работы. Является инвалидом III группы вследствие общего заболевания.
157460 руб. - пенсии по старости в максимальном размере
43739 руб. - надбавка на уход (как пенсионеру, достигшему 80 лет)
43739 руб. - повышение как участнику войны
43739 руб. - пенсия по инвалидности III группы в максимальном размере
39360 руб. - компенсационная выплата
Общая сумма пенсий - 328037 руб.
б) Его одна пенсия по старости составит:
157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере
43739 руб. - надбавка на уход (как пенсионеру, достигшему 80 лет)
87478 руб. - надбавка как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата
Общая сумма пенсии - 371776 руб.
Таким образом, в приведенном примере выгоднее установление надбавки как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста.
5. Инвалид вследствие военной травмы вправе взамен второй пенсии получать более высокую надбавку.
Пример. Инвалид вследствие военной травмы II группы получает пенсию по старости в минимальном размере и пенсию по инвалидности.
а) При сохранении двух пенсий он получил бы:
43739 руб. - пенсия по старости в минимальном размере
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата к пенсии по старости
131217 руб. - пенсия по инвалидности вследствие военной травмы II группы
39360 руб. - компенсационная выплата к пенсии по инвалидности
Итого - 297415 руб.
б) При начислении надбавки взамен пенсии по старости пенсия составит:
131217 руб. - пенсия по инвалидности вследствие военной травмы II группы
87478 руб. - надбавка как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата
Поэтому инвалиду следует установить надбавку вместо второй пенсии.
6. При назначении второй пенсии все материалы брошюруются в одно пенсионное дело.
II. Улучшение пенсионного обеспечения вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну
7. Право на получение двух пенсий предоставлено с 1 мая 1995 года вдовам военнослужащих при соблюдении следующих условий:
- если военнослужащий погиб в Великую Отечественную войну;
- если жена погибшего не вступила в новый брак.
8. Вдовам погибших военнослужащих могут быть установлены две пенсии, одна из этих пенсий по случаю потери кормильца, за погибшего мужа, вторая - по старости (или за выслугу лет) или по инвалидности, либо социальная. Две пенсии по случаю потери кормильца не назначаются.
Пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа назначается в максимальном размере, предусмотренном статьей 58 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
9. Отменен.
(в ред.указания Минсоцзащиты РФ от 20.05.96 N 1-4-У)
10. Право на получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, то есть в период с 22 июня 1941 г. по 9 - 11 мая 1945 года.
Этот порядок распространяется на вдов военнослужащих, умерших в указанный период вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и в период пребывания в плену <*>, а также пропавших без вести в годы войны.
<*> За исключением тех случаев, когда погибший совершил в этот период преступления против Отечества.
11. При назначении двух пенсий вдовам погибших военнослужащих наряду с другими документами представляются:
- извещение о гибели или иной документ, подтверждающий смерть военнослужащего в годы Великой Отечественной войны;
- свидетельство о браке (решение суда о признании фактических брачных отношений).
При отсутствии свидетельства о браке в подтверждение брачных отношений с погибшим принимаются:
- свидетельство о рождении детей, в котором заявительница и погибший значатся родителями;
- извещение о гибели, адресованное жене военнослужащего;
- пенсионное дело, из которого усматривается, что заявительница является женой погибшего.
Вступление супруги погибшего военнослужащего в новый брак лишает ее права на получение двух пенсий.
Отсутствие в паспорте соответствующей отметки является достаточным основанием для того, чтобы данная вдова считалась не вступившей в новый брак.
12. Назначение второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну производится по их заявлению с соблюдением правил, указанных в абзаце первом пункта 2.3 и пункте 6 настоящего указания.
При назначении второй пенсии по старости или инвалидности заработок определяется за периоды перед обращением за второй пенсией, предусмотренные статьями 102 и 103 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
13. Вдовам погибших, являющимся участниками Великой Отечественной войны, надбавка как участнику войны начисляется к пенсии по старости или за выслугу лет, по инвалидности независимо от того, что она получает вторую пенсию за погибшего мужа.
III. Правила установления компенсационной выплаты
14. Применительно к разъяснению о порядке применения отдельных статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года, участникам войны и вдовам погибших военнослужащих, получающим две пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года, выплачивается одна компенсационная сумма, установленная в связи с ростом стоимости жизни.