Распоряжение Правительства РФ от 19.10.99 N 1683-Р

"О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры"
Редакция от 19.10.1999 — Документ утратил силу, см. «Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2016 N 664-Р»
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 октября 1999 г. N 1683-р

1. Одобрить разработанную Минэкономики России совместно с Минобразованием России, Минздравом России, Минкультуры России, Минспортом России и согласованную с Минфином России и Миннацем России методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (далее именуется методика).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать методику при разработке плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации.

Минэкономики России, Минфину России, Миннацу России, Минздраву России, Минобразованию России, Минкультуры России, Минспорту России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую организационно - методическую помощь в применении методики.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 октября 1999 г. N 1683-р

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЪЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Методические подходы к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства

Современное состояние и развитие отраслей социальной сферы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:

имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием;

несоответствием существующей сети учреждений социально - культурной сферы и объемом оказываемых ими услуг потребностям населения;

сокращением числа этих учреждений как вследствие структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально - технической базы;

снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства.

Имеющаяся материально - техническая база социальной сферы и недостаточное финансирование учреждений ее отраслей не обеспечивает потребности населения в гарантированном получении социальных услуг.

Сложившиеся условия функционирования и развития учреждений социальной сферы требуют проведения государственной политики, направленной на рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов.

Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 1998 г. N 862, создание социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством на безвозвратной основе предполагается осуществлять за счет избирательной инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития (далее - ФРР).

Согласно этой концепции обязательным условием для выделения средств ФРР на строительство учреждений социальной сферы является разработка органами исполнительной власти плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.

Разработке инвестиционного плана должен предшествовать анализ экономической ситуации в отраслях социальной сферы и, прежде всего, анализ деятельности учреждений социальной сферы.

Экономическому анализу подлежат: сеть учреждений социальной сферы, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности; состояние их основных фондов, потенциальная мощность, фактическая загрузка; сеть учреждений иной негосударственной собственности и их мощность (объем оказываемых услуг); обеспечение минимальных нормативных потребностей населения региона по видам социальных услуг.

При составлении плана инвестиционной деятельности по строительству социальных объектов необходимо ориентироваться на:

структурные изменения, происходящие в отраслях социальной сферы, включая ликвидацию избыточных площадей учреждений этой сферы;

прогнозируемые объемы гарантированных социальных услуг, рассчитанные на основе нормативов потребности населения в этих услугах, с учетом полной профильной загрузки учреждений;

расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих учреждений, работающих с перегрузкой;

замену ветхого и аварийного фонда, а также помещений, не отвечающих санитарно - эксплуатационным нормам, в случае невозможности осуществления капитального ремонта этого фонда и необходимости его ликвидации.

Расчеты потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения, образования и культуры должны осуществляться с учетом данных о мощности (пропускной способности) действующих учреждений в районе, городе, области, крае, социальных норм и нормативов, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, стандартов предоставления соответствующих социальных услуг, прогноза численности всего населения, в том числе детей, реструктуризации сети учреждений, а также природно - географических и социально - экономических особенностей регионов.

Разность между минимальной нормативной потребностью в социальных услугах и возможностями действующих учреждений социальной сферы всех форм собственности определяет потребность в развитии сети этих учреждений.

При определении потребности в учреждениях социальной сферы в сельской местности следует иметь в виду, что важнейшим фактором доступности социальных учреждений для населения является степень удаленности этих учреждений от мест проживания населения. Определение потребности в социальных объектах для сельского населения должно осуществляться также с учетом конкретных условий, влияющих на организацию социальных услуг населению в отдельных районах, городах, областях, краях, республиках (плотность населения, состояние дорог, транспорта, климатические условия и т.д.)

Учитывая специфику социальных отраслей, предлагается следующая методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства.

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЪЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Методика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования на основе нормативов обеспеченности населения объектами образования, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, и носит рекомендательный характер.

Нормативная потребность субъектов Российской Федерации в объектах образования определяется с учетом всех форм собственности.

1. Нормативы потребности в дошкольных образовательных учреждениях должны включать:

1.1. Норматив числа мест в дошкольных учреждениях для здоровых детей с числом групп от 1 до 10 и количеством мест от 10 до 200:

на 1 группу - 10 - 20 мест;

на 2 группы - 18 - 40 мест;

на 3 группы - 28 - 60 мест;

на 4 группы - 48 - 80 мест;

на 5 групп - 46 - 100 мест;

на 6 групп - 58 - 120 мест;

на 7 групп - 64 - 140 мест;

на 8 групп - 74 - 160 мест;

на 9 групп - 84 - 180 мест;

на 10 групп - 92 - 200 мест.

Норматив определяется на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания (300 м - для городской и 500 м - для сельской застройки); плотности заселения поселений и жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий.

1.2. Норматив числа мест в санаторных дошкольных образовательных учреждениях для детей с ранним проявлением и малыми затихающими формами туберкулеза; для часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста:

на 4 группы - 38 - 55 мест;

на 8 групп - 70 - 110 мест.

Норматив определяется на основе требования эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также соответствующего оборудования и оснащения зданий.

1.3. Норматив числа мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями физического, психического и умственного развития на 4 и 8 групп.

Норматив определяется исходя из максимального приближения к месту проживания больных детей и требований эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также оснащения соответствующим оборудованием зданий.

Для глухих и слепых детей:

на 4 группы - 24 места;

на 8 групп - 48 мест.

Для слабослышащих детей; для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата; для детей с глубокой умственной отсталостью:

на 4 группы - 32 места;

на 8 групп - 64 места.

Для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи:

на 4 группы - 48 мест;

на 8 групп - 96 мест.

Для детей с тяжелым нарушением речи; для детей с задержкой психического развития; для детей слабовидящих; для детей с косоглазием и амблиопией; для детей с нарушениями интеллекта:

на 4 группы - 40 мест;

на 8 групп - 80 мест.

1.4. Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных образовательных учреждений для городского строительства:

на 4 группы (до 80 мест):

минимальный - 12,17 (19,68 <*>) кв. м;

оптимальный - 15,99 (23,49 <*>) кв. м;

повышенный - 17,34 (24,84 <*>) кв. м;

на 6 групп (до 120 мест):

минимальный - 11,43 (17,09 <*>) кв. м;

оптимальный - 15,37 (20,91 <*>) кв. м;

повышенный - 16,72 (22,38 <*>) кв. м;

на 8 групп (до 160 мест):

минимальный - 11,19 (15,62 <*>) кв. м;

оптимальный - 14,51 (19,06 <*>) кв. м;

повышенный - 16,23 (20,78 <*>) кв. м;

на 10 групп (до 180 мест):

минимальный - 11,07 (15,0 <*>) кв. м;

оптимальный - 15,12 (19,06 <*>) кв. м;

повышенный - 17,22 (21,03 <*>) кв. м;

на 12 групп (до 200 мест):

минимальный - 10,57 (14,02 <*>) кв. м;

оптимальный - 13,89 (17,22 <*>) кв. м;

повышенный - 16,23 (17,95 <*>) кв. м;

в среднем по типам зданий:

минимальный - 11,28 (16,28 <*>) кв. м;

оптимальный - 14,97 (19,94 <*>) кв. м;

повышенный - 16,74 (21,39 <*>) кв. м;

в среднем по уровню комфорта

(по вариантам): - 14,33 (19,20 <*>) кв. м.

<*> Отражены показатели для варианта с дополнительными функциональными помещениями.

1.5. Норматив удельных показателей общей площади дошкольных образовательных учреждений для сельского строительства.

Рядовые на 1 смешанную группу (до 15 мест):

оптимальный - 19,59 кв. м;

улучшенный - 24,75 кв. м;

на 2 группы (до 40 мест):

оптимальный - 12,05 кв. м;

улучшенный - 17,36 кв. м;

на 3 группы (до 55 мест):

оптимальный - 11,31 кв. м;

улучшенный - 12,32 кв. м;

на 4 группы (до 75 мест):

оптимальный - 10,49 кв. м;

улучшенный - 12,15 кв. м.

Базовые на 6 групп (до 110 мест):

оптимальный - 12,30 кв. м;

улучшенный - 15,33 кв. м;

на 8 групп (до 150 мест):

оптимальный - 11,04 кв. м;

улучшенный - 13,78 кв. м;

в среднем по сельским дошкольным образовательным учреждениям:

оптимальный - 12,79 кв. м;

улучшенный - 15,94 кв. м;

в среднем по вариантам - 14,36 кв. м.

2. Нормативная потребность в общеобразовательных учреждениях определяется на основе:

2.1) норматива числа мест в общеобразовательных учреждениях, рассчитываемого исходя из численности жителей поселений и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10%);

2.2) нормативов удельных показателей общей площади общеобразовательных учреждений 1, 2 и 3 ступеней образования для городского строительства:

1 ступень

на 4 класса (180 учащихся):

минимальный - 27,48 (38,43 <*>) кв. м;

оптимальный - 31,73 (42,68 <*>) кв. м;

повышенный - 32,50 (43,45 <*>) кв. м;

<*> Вариант с бассейном.

1 и 2 ступени

на 8 классов (400 учащихся):

минимальный - 17,53 кв. м;

оптимальный - 20,00 кв. м;

повышенный - 25,60 кв. м;

3 ступень

на 11 классов (275 учащихся):

минимальный - 21,36 кв. м;

оптимальный - 23,92 кв. м;

повышенный - 29,47 кв. м;

на 22 класса (550 учащихся):

минимальный - 18,58 кв. м;

оптимальный - 20,46 кв. м;

повышенный - 23,85 кв. м;

на 33 класса (825 учащихся):

минимальный - 15,31 кв. м;

оптимальный - 16,96 кв. м;

повышенный - 19,40 кв. м;

в среднем по городским типам:

минимальный - 20,05 кв. м;

оптимальный - 22,61 кв. м;

повышенный - 26,16 кв. м;

в среднем по вариантам - 22,94 кв. м;

2.3) нормативов удельных показателей общей площади общеобразовательных учреждений 1, 2 и 3 ступеней для сельского строительства:

1 ступень начальная

на 20 учащихся:

оптимальный - 13,75 кв. м;

улучшенный - 16,56 кв. м;

на 40 учащихся:

оптимальный - 10,18 кв. м;

улучшенный - 11,65 кв. м;

на 60 учащихся:

оптимальный - 10,07 кв. м;

улучшенный - 11,28 кв. м;

1 и 2 ступени (девятилетняя) основная

на 108 учащихся (12 уч./класс):

оптимальный - 19,43 кв. м;

улучшенный - 28,77 кв. м;

на 162 учащихся (18 уч./класс):

оптимальный - 16,10 кв. м;

улучшенный - 21,32 кв. м;

на 216 учащихся (24 уч./класс):

оптимальный - 15,15 кв. м;

улучшенный - 18,22 кв. м;

школа фермеров на базе 2 и 3 ступеней (5 - 11 классы) на 14 классов, 350 учащихся:

оптимальный - 22,25 кв. м;

в среднем по типу:

оптимальный - 15,27 кв. м;

улучшенный - 17,96 кв. м;

в среднем по вариантам - 16,61 кв. м.

3. Нормативная потребность в учреждениях профессионального образования

Потребность субъектов Российской Федерации в новых образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования должна определяться в первую очередь исходя из потребности субъектов в профессиональных кадрах той или иной квалификации с учетом прогнозов рынка труда и действующих профессиональных образовательных учреждений.

3.1. Нормативная потребность в учреждениях начального профессионального образования

Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений начального профессионального образования является норматив - 110 обучающихся на 10 тыс. жителей.

Нормативы удельных показателей общей площади учреждений начального профессионального образования (без получения среднего (полного) общего образования) для городского и сельского строительства:

на 4 группы (90 учащихся) - 26,26 кв. м;

на 6 групп (120 учащихся) - 19,60 кв. м;

на 9 групп (200 учащихся) - 22,10 кв. м;

на 12 групп (300 учащихся) - 13,89 кв. м;

на 18 групп (450 учащихся) - 13,56 (17,35) кв. м;

на 24 группы (600 учащихся)- 14,72 (14,90) кв. м.

Норматив удельных показателей общей площади учреждений начального профессионального образования, дающих среднее (полное) общее образование:

на 12 групп (300 учащихся) - 15,35 кв. м;

на 18 групп (450 учащихся) - 14,39 (17,35 <*>) кв. м;

на 24 группы (600 учащихся) - 15,81 (15,98 <*>) кв. м;

на 32 группы (800 учащихся) - 14,60 (14,68 <*>) кв. м;

<*> Приведены показатели для варианта с повышенным уровнем комфорта.

Нормативы удельных показателей общей площади учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации (колледжи, лицеи):

на 18 групп (450 учащихся) - 22,51 кв. м;

на 24 группы (600 учащихся) - 20,78 кв. м;

на 32 группы (800 учащихся) - 19,08 кв. м.

3.2. Нормативы определения потребности в учреждениях среднего профессионального образования

Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений среднего профессионального образования (финансируемых за счет средств федерального бюджета) является норматив - 160 студентов на 10 тыс. жителей.

Норматив удельных показателей общей площади учреждений среднего профессионального образования для городского и сельского строительства:

на 500 студентов - 13,7 кв. м;

от 500 до 700 студентов - 11,3 кв. м;

от 900 до 1400 студентов - 9,8 кв. м;

от 1400 до 1900 студентов - 8,9 кв. м;

свыше 1900 студентов - 8,2 кв. м.

3.3. Нормативы потребности в учреждениях высшего профессионального образования

Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений высшего профессионального образования (финансируемых за счет федерального бюджета) является норматив - 170 студентов на 10 тыс. жителей.

Нормативы общей площади зданий высших учебных заведений:

университеты:

от 4000 до 6000 студентов - 17,5 кв. м (до 1995 г.)

свыше 6000 до 8000 студентов - 17,1 кв. м;

свыше 10000 до 12000 студентов - 16,1 кв. м;

политехнические:

от 4000 до 6000 студентов - 18,8 кв. м;

свыше 6000 до 8000 студентов - 18,5 кв. м;

свыше 8000 до 10000 студентов - 17,8 кв. м;

свыше 10000 до 15000 студентов - 17,2 кв. м.

Технические и инженерно - экономические:

от 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м;

от 4000 до 6000 студентов - 18,8 кв. м;

свыше 6000 до 8000 студентов - 18,3 кв. м.

Педагогические:

до 1000 студентов - 15,3 кв. м;

свыше 1000 до 2000 студентов - 15,0 кв. м;

свыше 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м.

Фармацевтические:

от 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м.

Экономические:

от 2000 до 4000 студентов - 13,1 кв. м;

свыше 4000 до 6000 студентов - 12,5 кв. м.

Медицинские:

от 2000 до 4000 студентов - 22,0 кв. м;

свыше 4000 до 6000 студентов - 21,7 кв. м.

Сельскохозяйственные:

от 2000 до 4000 студентов - 19,4 кв. м;

свыше 4000 до 6000 студентов - 18,8 кв. м.

Зооветеринарные:

до 2000 студентов - 20,5 кв. м;

свыше 2000 до 3000 студентов - 20,1 кв. м.

Культуры:

от 1000 до 2000 студентов - 26,0 кв. м.

Искусства и архитектуры:

от 500 до 1500 студентов - 33,8 кв. м.

Институты повышения квалификации:

от 200 до 300 слушателей - 13,3 кв. м;

от 300 до 500 слушателей - 12,8 кв. м;

от 500 до 800 слушателей - 12,5 кв. м;

до 800 до 1200 слушателей - 12,2 кв. м;

свыше 1200 слушателей - 12,0 кв. м.

При создании новых подразделений в действующих высших профессиональных образовательных учреждениях нормативы могут увеличиваться на 25 - 60% в зависимости от профиля, контингента, приема по специальности, уровня кооперации учебы, науки и производства.

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЪЕКТАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Данные методические рекомендации предназначены для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения и планирования сети лечебно - профилактических учреждений (далее - ЛПУ) и носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации разработаны на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 и Методических рекомендаций о порядке формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравом России, ФОМС, Минфином России.

Все вышеуказанные документы имеют единую методологию обеспечения сбалансированности обязательств государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с имеющимися ресурсами, направлены на создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Субъекты Российской Федерации на основании данных методических рекомендаций могут самостоятельно определять возможности применения рекомендуемых нормативов в зависимости от региональных особенностей, сложившегося уровня развития здравоохранения и состояния материально - технической базы отрасли, уровня здоровья населения, также имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Определение потребности в объектах системы здравоохранения и планирование сети лечебно - профилактических учреждений (далее - ЛПУ) целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах РФ.

При построении перспективной сети ЛПУ необходимо учитывать следующие факторы:

специфику субъекта Российской Федерации;

обеспечение доступности медицинской помощи для городского и сельского населения;

специализацию и интеграцию медицинской помощи на различных иерархических уровнях ее организации;

функциональное единство амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений для городского и сельского населения;

этапность организации медицинской помощи в соответствии с иерархией расселения населения;

реструктуризацию видов и объемов медицинской помощи с переносом центра тяжести на амбулаторно - поликлинические виды медицинской помощи и стационарозамещающие технологии;

обеспечение потребности населения во всех видах медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости;

обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи федеральным нормативам и стандартам, предусмотренным Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;

обеспечение соответствия мощности учреждений здравоохранения субъекта РФ планируемым объемам медицинской помощи и ожидаемым финансовым ресурсам;

повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения, внедрение ресурсосберегающих технологий;

медицинское районирование и зонирование сети ЛПУ;

дифференциация медицинской помощи по иерархическим уровням;

целесообразность размещения, типологии, номенклатуры, числа, мощности и структуры лечебно - профилактических учреждений.

Планированию сети ЛПУ предшествует анализ:

медико - демографической ситуации;

уровня и структуры заболеваемости населения;

системы оказания медицинской помощи;

климатогеографических параметров;

сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения.

Минимально допустимым размером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение, для амбулаторно - поликлинического отделения - врачебную должность, обеспечивающую объем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональной лечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи.

Минимально допустимым размером отделения стационара местности при большом радиусе обслуживания и низкой плотности населения следует считать отделение на 20 - 30 однопрофильных коек, что соответствует величине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц.

По ряду узкоспециализированных видов помощи минимальной функциональной лечебной единицей целесообразно считать не отделение, а специализированное учреждение определенной мощности или типовой корпус.

Создание специализированных отделений в стационарах определяется наличием необходимого контингента больных. Если контингенты больных недостаточны для создания самостоятельных специализированных подразделений, оптимальной мощностью на 60 коек или минимально допустимой на 25 - 30 коек, то может быть принято одно из следующих решений:

планирование данного вида специализированной помощи на вышестоящем уровне обслуживания;

организация единых узкоспециализированных отделений для обслуживания детского и взрослого населения, а также единых подразделений для жителей города и приезжего населения;

функциональное объединение близких специальностей и профилей коек.

Структура больниц должна предусматривать целесообразное сочетание в каждом конкретном учреждении различных профилей отделений, исключающих необоснованное дублирование небольших по мощности отделений стационара.

Существующая сеть ЛПУ должна являться составной частью перспективной сети после проведения необходимой реконструкции, модернизации и исключения, непригодных для дальнейшей эксплуатации зданий.

Формирование сети стационарных учреждений в городах имеет свои особенности в зависимости от их административного статуса, числа жителей, планировочной структуры и т.п.

Перспективная сеть лечебно - профилактических учреждений в городах должна учитывать планировочную структуру города и может быть также построена на основе ступенчатости в оказании медицинской помощи в больничных учреждениях различных иерархических уровней.

Для нескольких жилых районов или планировочного района в крупных городах создаются городские больницы общего профиля и многопрофильные больницы для взрослого и детского населения, объединенные с поликлиниками, городские родильные дома и диспансеры.

ЭТАПЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЪЕКТАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ЛПУ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Аналитический

На данном этапе следует оценить существующую систему оказания медицинской помощи населению и эффективность функционирования существующей сети ЛПУ.

При оценке системы оказания медицинской помощи населению учитывается ее доступность для населения, включая финансовую, транспортную, наличие очередности, качество медицинской помощи по видам, профилям, уровням оказания, соответствие (отклонение) фактических территориальных показателей территориальным нормативам, загруженность существующих мощностей по видам, профилям и уровням медицинской помощи, в том числе в разрезе муниципальных образований.

Строительство новых лечебно - профилактических учреждений должно осуществляться с учетом схем перспективной застройки конкретной территории (области, края).

2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи

Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи возможно осуществить методом прямого счета и на основе федеральных нормативов.

2.1. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи методом прямого расчета

Применение данного метода возможно при наличии обоснованных данных о потребности населения в медицинской помощи.

2.2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи на основе федеральных нормативов

Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи проводится на основании рекомендуемых федеральных нормативов с учетом территориальных особенностей. Расчеты следует проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи может быть проведен в точном соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Кроме того, данный расчет может быть проведен с использованием метода аналогий (опосредованного).

В качестве примера приведем расчет уровня госпитализации населения с использованием данного метода.

Рассчитываются соответствующие показатели частоты госпитализации детей, взрослых и всего населения по факту за отчетный период, и данные вносятся в макеты так называемых сопоставительных таблиц (макет таблицы 1), по которым рассчитываются коэффициенты отклонений (или соответствия) от нормативов по Российской Федерации, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, к "Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

Коэффициенты отклонений (в долях единицы) находятся путем деления показателей территорий на показатели по Российской Федерации.

Такие расчеты желательно провести по всем уровням организации медицинской помощи (клиническому, городскому и уровню ЦРБ). Кроме того, важно определить "средневзвешенную" величину отклонения по всем профилям отделений, для чего необходимо знать удельный вес данного профиля госпитализаций в общем числе госпитализированных, принимаемых за 100% или единицу. Путем умножения удельного веса данного профиля (в % или долях) на коэффициент отклонения с последовательным суммированием результатов этого умножения находим суммарное "средневзвешенное отклонение" территориального показателя.

Результатом такого анализа должна стать таблица региональных коэффициентов, характеризующих отношение региона к среднероссийскому уровню или нормативу по Российской Федерации.

Следует провести анализ отклонений по всем видам помощи: скорой медицинской помощи; амбулаторно - поликлинической; стационарной и стационарозамещающей помощи по всем показателям, характеризующим как уровень объема, так и структуру оказанной медицинской помощи.

Макет таблицы 1

РАСЧЕТ УРОВНЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Профиль отделения (коек) Все уровни оказания медицинской помощи
Число госпитализаций (на 1000 соответствующего населения)
детей взрослых всего жителей
территория Российская Федерация коэффициент отклонения в долях единицы территория Российская Федерация коэффициент отклонения в долях единицы территория Российская Федерация коэффициент отклонения в долях единицы
Кардиология 1,3 1,41 0,92 5,90 5,83 1,01 4,57 4,86 0,94
Ревматология 0,2 0,31 0,94 1,31 1,28 1,02 1,01 1,07 0,94
Гастроэнтерология 3,6 3,77 0,96 4,40 4,34 1,01 4,17 4,22 0,99
ВСЕГО                  

Соответствующим образом следует провести анализ заболеваемости населения и представить данные в виде макета таблицы 2.

Макет таблицы 2

Наименование классов, групп заболеваний и состояний <*> Перечень профилей отделений Число заболеваний на 1000 соответствующего населения
детей взрослых всего жителей
территория Российская Федерация коэффициент отклонений +/(в долях единицы) территория Российская Федерация коэффициент отклонений +/(в долях единицы) территория Российская Федерация коэффициент отклонений +/(в долях единицы)
1. Инфекционные и паразитарные болезни Инфекционное Педиатрическое Терапевтическое                  
2. Венерические болезни Венерологическое Инфекционное                  

<*> Перечень берется из "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" по формированию Территориальных программ Государственных гарантий. Возможна и более детальная группировка в соответствии с МКБ-10, однако в дальнейшем потребуется агрегирование (свертывание) этих показателей применительно к профилю медицинских специальностей в поликлинике и отделений в стационаре. Для полноты анализа младенческой смертности.

Показатели уровня госпитализации и уровня заболеваемости сопоставляются по профилям во избежание ошибок при планировании сети ЛПУ.

Показатели уровня госпитализации, находящиеся длительный период времени в пределах +/- 10% от федеральных нормативов, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, являются зоной внимания; от 10% до 20% - зоной управленческих воздействий, более 20% - зоной активных плановых приоритетов.

Каждое значительное отклонение от российских показателей требует анализа с целью выявления причин данного отклонения.

Если это отклонение обусловлено объективными факторами, оно должно быть учтено при определении потребности в объектах здравоохранения и планировании сети ЛПУ.

3. Формирование расчетной модели территориальной сети ЛПУ и определение потребности в объектах здравоохранения

Формирование расчетной модели территориальной сети ЛПУ осуществляется на основе федеральных нормативов потребности в объектах здравоохранения, рассчитанных на основе нормативов объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, путем их коррекции с учетом сложившихся условий.

3.1. Расчет территориальной сети стационаров

Принимаемые к планированию сети стационарных учреждений расчетные нормативы объема стационарной помощи следует записать в виде следующей таблицы (таблица 3).

Расчеты проводятся отдельно для взрослого и детского населения, а также для всего населения в целом.

Расчетные показатели "D   " и "фи   " следует рассчитать следующим образом:
  i   i  

      i   i        
D   = 365 - t   - (t   x F   ), (2.1)
  i     P   np   i    

где:

D   - число дней занятости койки в году;
  i  
     
  i  
t   - среднее время простоя (в днях) коек данного профиля в связи с ремонтом и другими причинами;
  P  
     
  i  
t   - среднее время простоя койки в связи с необходимостью ее санации после выписки больного, включая время вынужденного ожидания больного;
  np  
     
F   - планируемый оборот койки (число пролеченных больных);
  i  
Тдл   - средняя длительность пребывания больного на койке (в днях).

В свою очередь, плановый оборот койки (F   ) рассчитывается по следующей формуле:
  i  
        i  
      365 - t    
          P  
F   =     (2.2)
   
  i     i    
      Тдл + t      
        np    

Расчет норматива числа коек (фи   ) на 1000 жителей проводится по следующей формуле:
  i  

      i  
      n    
        k/d  
фи   =   (2.3)
 
  i   D    
        i  

Таблица 3

РАСЧЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ ОБЪЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕТИ БОЛЬНИЦ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование профиля отделения (коек)
(i)
Число койко/дней на 1000 населения Планируемое число дней использования койки в году Расчетный норматив коек на 1000 населения
  i (D )   (фи)  
(n )
k/d
  i   i
А 3 4 5
Терапевтические - ВСЕГО      
в т.ч.      
Кардиологические      
Ревматологические      
Гастроэнтерологические      
Пульмонологические      
Эндокринологические (т)      
Нефрологические (т)      
Гематологические      
Аллергологические      
Педиатрические      
Терапевтические (общие)      
Патология новорожденных      
Хирургические ВСЕГО      
в т.ч.      
Травматологические      
Ортопедические      
Урологические      
Нейрохирургические      
Ожоговые      
Челюстно - лицевой хирургии      
Торокальной      
Кардиохирургические      
Сосудистой хирургии      
Эндокринологические (х)      
Нефрологические (х)      
Хирургические (общие)      
Онкологические      
Гинекологические      
Отоларингологические      
Офтальмологические      
Неврологические      
Стоматологические      
Инфекционные      
Для беременных и рожениц      
Патологии беременности      
Психиатрические      
Наркологические      
Фтизиатрические      
Венерологические      
Для производства абортов      
ВСЕГО n   D фи
  k/d

Если при расчетах на уровне субъекта Российской Федерации развертывание коек по определенным специальностям не соответствует минимально допустимым мощностям лечебно - профилактических учреждений (отделений), то эти мощности планируются в другом субъекте Российской Федерации на основании предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации и согласования между субъектами Российской Федерации и Министерством здравоохранения России.

При формировании таблицы 3 могут быть использованы данные таблицы 4.

Таблица 4

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПРОГРАММЕ ГОСГАРАНТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕТИ БОЛЬНИЦ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование профиля отделения (коек)
(i)
Число койко/дней на 1000 населения Оборот койки Расчетное число дней использования койки в году Расчетный норматив коек на 1000 населения
  i (F )   (D )   (фи )  
(n )
k/d
  i   i   i
А 3 4 5 6
Терапевтические - ВСЕГО 847,01 22 332 2,55
в т.ч.        
1. Кардиологические 86,37 19 336 0,25
2. Ревматологические 21,36 17 338 0,06
3. Гастроэнтерологические 72,83 19 335 0,22
4. Пульмонологические 49,05 20 335 0,15
5. Эндокринологические (т) 35,74 19 336 0,11
6. Нефрологические (т) 19,79 22 333 0,06
7. Гематологические 13,99 17 338 0,04
8. Аллергологические 10,32 20 335 0,03
9. Педиатрические 158,57 29 326 0,49
10. Терапевтические (общие) 356,71 23 332 1,07
11. Патология новорожденных 22,28 18 337 0,07
Хирургические ВСЕГО 636,37 25 330 1,93
в т.ч.        
12. Травматологические 93,73 23 332 0,28
13. Ортопедические 34,86 17 339 0,10
14. Урологические 56,54 26 329 0,17
15. Нейрохирургические 32,38 24 331 0,10
16. Ожоговые 9,31 18 337 0,03
17. Челюстно - лицевой хирургии 11,77 30 325 0,04
18. Торокальной 16,75 16 339 0,05
19. Проктологические 13,49 20 335 0,04
20. Кардиохирургические 5,13 20 335 0,01
21. Сосудистой хирургии 10,21 20 335 0,03
22. Эндокринологические (х) 9,11 25 330 0,03
23. Нефрологические (х) 7,30 31 324 0,02
24. Хирургические (общие) 335,79 28 327 1,03
25. Онкологические 68,28 18 337 0,20
26. Гинекологические 175,41 38 317 0,55
27. Отоларингологические 65,02 34 321 0,20
28. Офтальмологические 55,63 28 327 0,17
29. Неврологические 166,71 19 336 0,50
30. Дерматологические 44,41 21 334 0,13
31. Инфекционные 173,93 27 273 0,64
32. Для беременных и рожениц 63,48 35 251 0,25
33. Патологии беременности 55,10 30 325 0,17
34. Психиатрические 323,49 7 348 0,93
35. Наркологические 61,46 17 338 0,18
36. Фтизиатрические 135,48 6 338 0,40
37. Венерологические 17,53 16 339 0,05
38. Для производства абортов 12,2 148 281 0,04
ВСЕГО n = 2901,5 F = 23 D = 326 фи = 8,89
  k/d

3.2. Расчет сети амбулаторно - поликлинических учреждений

Расчет суммарной мощности амбулаторно - поликлинических учреждений на уровне субъекта Российской Федерации проводится путем умножения территориальных нормативов амбулаторно - поликлинических посещений, рассчитанных на 1000 человек населения, на численность населения.

Расчет потребности в амбулаторно - поликлинических учреждениях на уровне субъекта Российской Федерации проводится путем деления суммарной мощности амбулаторно - поликлинических учреждений на коэффициент пересчета годовых показателей в сменные, равный 512. Данным коэффициентом учтено, что поликлиники работают 307 дней в году и 60% всех посещений приходится на первую смену.

При этом для определения минимальной численности населения, необходимой для введения расчетной должности, следует годовую функцию врачебной должности разделить на норматив посещений на одного жителя по каждой конкретной специальности. Годовая функция врачебной должности определяется путем умножения нагрузки врача на 1 час приема в поликлинике и обслуживания на дому на число часов по приему и обслуживанию на дому и на число рабочих дней в году. Любая специальность (функционально объединенные специальности) предусматривается на соответствующем иерархическом уровне медицинской помощи, если при расчете полученная величина составляет более 0,9 врачебной должности.

4. Разработка плана и программы реформирования сети ЛПУ

Поскольку расчетная модель сети ЛПУ может не соответствовать существующей сети, составляется план и программа реструктуризации сети учреждений здравоохранения в субъекте Российской Федерации. Аналогичные планы и программы составляются для муниципальных образований при размещении муниципального заказа.

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЪЕКТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

При определении нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта используются усредненные нормы и нормативы, представленные в следующей таблице.

Наименование норматива Единица измерения Количественная величина
Норматив единовременной пропускной способности тыс. человек на 10000 населения 1,9
Норматив обеспеченности спортивными сооружениями по видам:    
спортивные залы тыс. кв. м на 10000 населения 3,5
плавательные бассейны кв. м зеркала воды на 10000 населения 750
плоскостные сооружения тыс. кв. м на 10000 населения 19,5

Уровень достижения этих нормативов рассчитан до 2015 года (плавательные бассейны в связи с низкой обеспеченностью до 2050 года).

Используя усредненные нормативы с учетом национальных и территориальных особенностей, плотности расселения населения, для обеспечения минимальной двигательной активности населения рассчитываются необходимые площади материально - спортивной базы по трем основным типам спортивных сооружений на 10 000 населения: спортивных залов, плоскостных сооружений, плавательных бассейнов по следующей формуле:

S = N x (C / 10000), где:

S - площадь (общая) определенного типа спортсооружений;

N - норматив обеспеченности определенным типом спортивного сооружения на 10 000 населения;

C - численность населения региона (района, города).

Используя данные полученной площади определенного типа спортивного сооружения и его среднего размера (спортивный зал 400 кв. м, плавательный бассейн 200 кв. м зеркала воды, плоскостные сооружения в среднем 540 кв. м), определяется количество спортивных сооружений, необходимых в регионе для обеспечения минимальной двигательной активности населения.

Исходя из численности населения региона и норматива единовременной пропускной способности физкультурно - спортивных сооружений (N = 1900 человек на 10000 населения), определяется единовременная пропускная способность (Е) физкультурно - спортивных сооружений в регионе, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения по формуле:

Е = Чнас. x 1900 / 10000 = 0,19 x Чнас., где:

Е - единовременная пропускная способность физкультурно - спортивных сооружений;

Чнас. - численность населения региона;

Н - норматив единовременной пропускной способности физкультурно - спортивных сооружений 1900 человек на 10000 населения.

Определяя процентное соотношение величины пропускной способности существующих сооружений к величине необходимой пропускной способности, рассчитывается уровень обеспеченности населения региона спортивными сооружениями.

Рассчитанная величина необходимой пропускной способности необходимых сооружений (Е) может значительно превышать величину пропускной способности существующих сооружений (Ес), поэтому далее определяются субъектом Российской Федерации реальные темпы строительства и реконструкции сооружений вплоть до 2015 (2050) года.

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Данная методика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры на основании нормативов обеспеченности населения объектами культуры, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р. Нормативы носят рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять порядок их применения (при необходимости - поэтапного введения) с учетом имеющихся материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей.

Нормативная потребность субъектов Российской Федерации в объектах культуры определяется независимо от ведомственной подчиненности и источников финансирования учреждений культуры.

Нормативы обеспеченности объектами культуры на г. г. Москву и Санкт - Петербург не распространяются.

Расчет показателей сети осуществляется следующим образом:

для учреждений культуры, имеющих мощностные характеристики (учреждений клубного типа, театров, концертных залов), численность населения по каждой категории поселений умножается на соответствующее нормативное количество мест на 1000 жителей.

Сетевой показатель для данной категории населенных пунктов определяется делением расчетного количества мест на среднюю мощность учреждений культуры для этой категории населенных пунктов. Сумма значений сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов определяет общую потребность в данном виде учреждений культуры:

для детских школ искусств, школ эстетического образования сетевой показатель определяется исходя из расчета охвата 12 процентов учащихся 1 - 8 классов общеобразовательных школ;

для учреждений культуры, не имеющих мощностные характеристики, определяется количество населенных пунктов, относящихся к той или иной категории по числу жителей, и подсчитывается число административных районов населенных пунктов, имеющих районное деление. Общее число учреждений культуры данного типа определяется как сумма этих значений по всем категориям населенных пунктов.

Потребность в развитии сети учреждений культуры субъектов Российской Федерации определяется с учетом характера и интенсивности тех культурных процессов, которые складываются в территориях. Принципиально то, что потребность субъектов Российской Федерации в объектах культуры должна отражать не поселенческую структуру и административно - территориальное деление территории субъекта Российской Федерации, а уровень культурного развития региона. Потребность в создании того или иного объекта культуры формируется как итог некоторого этапа в культурном развитии региона. Сформировавшаяся потребность обосновывается расчетом на основе нормативов обеспеченности населения учреждениями культуры.

Более подробно методы расчета каждого вида учреждений культуры описаны ниже.

Клубы или учреждения клубного типа

Нормативная потребность в клубных учреждениях определяется как сумма сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов в соответствии с нормативами обеспеченности:

1. Населенные пункты с числом жителей до 500 человек могут иметь не менее 1-го клубного учреждения на каждый населенный пункт мощностью 100 - 150 зрительских мест.

2. Населенные пункты с числом жителей от 500 до 1000 человек должны иметь не менее одного клубного учреждения на каждый населенный пункт мощностью 150 - 200 зрительских мест.

3. Для населенных пунктов с числом жителей свыше 1000 человек потребность в клубных учреждениях определяется в зависимости от категории населенного пункта в соответствии с таблицей:

Категория населенного пункта, тыс. человек Рекомендуемое количество зрительских мест на 1000 жителей Средняя мощность клубного учреждения (зрительские места)
1,0 - 3,0 150 270
3,0 - 10,0 100 270
10,0 - 20,0 70 300
20,0 - 50,0 50 300
50,0 - 100,0 30 300
100,0 - 250,0 25 300
250,0 - 500,0 20 350
Свыше 500,0 15 350 - 400

Количество зрительских мест на 1000 жителей может отличаться от рекомендуемого в зависимости от региональных особенностей.

Для определения сетевых показателей численность населения на расчетный период для каждой категории населенных пунктов умножается на соответствующее число зрительских мест на 1000 жителей (графа 2 таблицы) и полученное число зрительских мест делится на соответствующую мощность клубного учреждения (графа 3).

Общая нормативная потребность в клубных учреждениях определяется как сумма значений сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов.

Библиотеки

Нормативная потребность в библиотеках определяется как сумма сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов в соответствии с нормативами обеспеченности в зависимости от численности населения и этажности застройки. При определении количества детских библиотек используется численность учащихся общеобразовательных школ:

1. Населенные пункты с числом жителей от 500 до 3000 человек должны иметь не менее одной библиотеки на населенный пункт.

2. Для населенных пунктов с числом жителей свыше 3,0 тыс. человек потребность в библиотеках при укрупненных расчетах определяется в зависимости от категории населенного пункта в соответствии с таблицей:

Категория населенных пунктов, тыс. чел. Количество библиотек
взрослых детских
3 - 10 1 на 3 - 5 тыс. человек  
10 - 20 1 на 3 - 5 тыс. человек  
20 - 50 1 на 3 - 5 тыс. человек 1 на населенный пункт
50 - 250 (с учетом этажности застройки) 1 на 10 - 12 тыс. человек 1 на 5,5 тыс. учащихся и дошкольников
свыше 250 (с учетом этажности застройки) 1 на 20 тыс. человек и более тыс. человек 1 на 5,5 тыс. учащихся и дошкольников

Библиотеки для юношества определяются в соответствии с нормативами обеспеченности.

Детские школы искусств, школы эстетического образования

Детские школы искусств, школы эстетического образования размещаются в населенных пунктах с числом жителей от 3 тыс. до 10 тыс. человек в расчете одной школы на населенный пункт.

В населенных пунктах с числом жителей свыше 10 тыс. человек при расчете количества школ используется численность учащихся на расчетный период 1 - 8 классов общеобразовательных школ.

Исходя из установленного в нормативе 12% охвата определяется численность учащихся детских школ искусств и эстетического образования для каждого субъекта Российской Федерации.

Для определения сетевых показателей это значение делится на среднюю вместимость школы для Российской Федерации, равную 180 человек.

Парки культуры и отдыха

Парки культуры и отдыха размещаются не менее 1 в населенных пунктах с числом жителей от 10 до 100 тыс. человек и в городах с числом жителей свыше 100 тыс. человек в зависимости от численности населения городов различных категорий, исходя из норматива 1 парк культуры на 100 - 200 тыс. жителей в соответствии с таблицей.

Категории населенных пунктов, тыс. человек Количество парков культуры и отдыха на населенный пункт
Населенный пункт с числом жителей от 10 тыс. человек до 100 тыс. человек 1
Города с числом жителей свыше 100 тыс. человек Ориентировочное количество парков культуры и отдыха 1 на город

Количество парков культуры и отдыха для городов с числом жителей свыше 100 тыс. человек рассчитывается путем деления численности города данной категории на соответствующий норматив обеспеченности.

Сетевой показатель для каждой категории различных городов определяется умножением количества городов данной категории на количество парков культуры и отдыха на город данной категории.

Сетевой показатель для региона складывается из суммы сетевых показателей по городам различных категорий.

Музеи

Музеи создаются в населенных пунктах с числом жителей до 20 тыс. человек, являющихся райцентром - 1 музей на каждый населенный пункт и в населенных пунктах с числом жителей от 20 до 50 тыс. человек по 1 - 2 музея на каждый пункт.

Потребность в музеях соответствующих населенных пунктов определяется в соответствии с таблицей:

Категория населенных пунктов, тыс. человек Число музеев на населенный пункт, ед.
Населенные пункты до 20 тыс. человек, являющиеся райцентрами 1
Населенные пункты до 50 тыс. чел. 2

Число музеев для данных категорий населенных пунктов определяется количеством населенных пунктов соответствующей категории, умноженной на число музеев в населенном пункте.

Сетевой показатель для населенных пунктов с числом жителей от 50 тыс. человек и выше определяется для каждой категории населенных пунктов отдельно умножением количества населенных пунктов данной категории на количество музеев в населенном пункте данной категории. Количество музеев для каждого населенного пункта рассчитывается исходя из численности и соответствующего для данного населенного пункта норматива обеспеченности (число музеев на 10 тыс. жителей).

Выставочные залы

Выставочные залы размещаются в городах с числом жителей свыше 100 тыс. человек. Их количество определяется из расчета 1 зал на город, а для городов, имеющих районное деление, - 1 зал на административный район.

Театры

Театры создаются во всех городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

Необходимое число мест в театрах определяется в зависимости от численности населения города из расчета 4 - 5 мест на 1000 жителей.

Для этого численность населения города умножается на соответствующее количество мест на 1000 жителей.

Это число мест распределяется по жанрам театров в соответствии с приоритетами культурного развития данной территории. В пределах нормативов обеспеченности объектами культуры субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять, театры каких жанров и с какими мощностными характеристиками требуются в городах различных категорий.

Сетевой показатель для каждой категории различных городов определяется умножением числа театров на число этих городов на расчетный период.

Сетевой показатель для региона складывается из суммы сетевых показателей по городам различных категорий.

Концертные залы

Концертные залы создаются во всех городах с числом жителей свыше 100 тыс. человек.

Необходимое число мест в концертных залах определяется в зависимости от численности населения города из расчета 3 - 4 места на 1000 жителей.

Расчет потребности субъекта Российской Федерации в концертных залах, выбор мощностных характеристик и типов концертных залов аналогичен расчету показателей для театров. В пределах нормативов обеспеченности населения учреждениями культуры субъект Российской Федерации определяет вид концертного зала, требующийся городу, в соответствии с культурными приоритетами региона.

Сетевой показатель для каждой категории различных городов определяется умножением числа концертных залов на число этих городов на расчетный период.

Сетевой показатель для региона складывается из суммы сетевых показателей по городам различных категорий.