19 ноября 1992 года N 3929-I
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов.
Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата.
Понятия, используемые в целях настоящего Закона:
активы - имущество предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы;
пассивы - обязательства (за исключением субвенций, дотаций, собственных средств и других источников) предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность;
арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника;
внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;
добровольная ликвидация предприятия-должника - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;
должник, предприятие-должник - предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;
конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;
конкурсное производство - процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;
конкурсный кредитор - физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;
конкурсный управляющий - лицо, осуществляющее конкурсное производство;
мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;
недобросовестное удовлетворение требований кредиторов - удовлетворение требований отдельных кредиторов в ущерб интересам остальных кредиторов;
неудовлетворительная структура баланса - такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее;
предприятие - занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо, или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин-предприниматель;
принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;
реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации;
санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;
умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел;
фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.
Статья 2. Типы применяемые к должнику процедур
1. В соответствии с настоящим Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:
реорганизационные;
ликвидационные;
мировое соглашение.
2. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.
3. К ликвидационным процедурам относятся:
принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;
добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства.
Статья 3. Подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве)
1. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются Высшим арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения предприятия-должника, указанному в его учредительных документах.
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится арбитражным судом в порядке, установленном настоящим Законом, а по вопросам, не урегулированным настоящим Законом, - в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
3. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.
Раздел II. Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде
Статья 4. Основание для возбуждения производства по делу
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора.
Статья 5. Заявление должника в арбитражный суд
1. Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.
Заявление должника подается в письменной форме и подписывается руководителем предприятия-должника либо лицом, его заменяющим. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника или санации.
2. Заявление должника должно содержать кроме данных, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, сумму требований, которые не могут быть удовлетворены, сведения о форме собственности и субъекте собственности, причины, по которым должник считает невозможным выполнить свои обязательства, другие необходимые сведения. Заявление может быть подано в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия.
3. К заявлению должника прилагаются список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолженности, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.
4. Копия заявления с приложениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, направляется должником кредиторам.
5. В случае непредставления должником в течение 15 дней со дня подачи заявления бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов независимому аудитору за счет должника. За непредставление указанных документов на руководителя предприятия-должника может быть наложен в административном порядке штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, сумма которого направляется на увеличение конкурсной массы. Сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит вперед на депозитный счет арбитражного суда.
Если должник не внесет необходимую сумму, причитающуюся аудитору, сумма выплачивается с депозитного счета арбитражного суда с последующим возмещением из имущества должника.
6. Заявление, поданное должником, не может быть им отозвано. Арбитражный суд рассматривает дело по существу.
7. Информация, полученная от должника арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия, не подлежит разглашению в какой бы то ни было форме до принятия решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Статья 6. Извещение, направляемое кредитором должнику, и заявление кредитора в арбитражный суд
1. В случае невыполнения должником обязательств по оплате товаров (работ, услуг), кроме отказа от оплаты по основаниям, предусмотренным законодательством или договором, по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения указанных обязательств кредитор вправе направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При получении уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника или санации.
2. Заявление кредитора представляется в письменной форме. К нему прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, а также уведомление о вручении извещения должнику и подтверждение направления ему копии заявления с приложениями.
3. Кредитор обязан направить должнику копию заявления с приложениями.
4. Заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу.
Статья 7. Заявление прокурора в арбитражный суд
1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
2. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу.
Статья 8. Возбуждение производства по делу
На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа, подписавшего коллективный договор.
Статья 9. Коллегиальность рассмотрения дел арбитражным судом
Арбитражный суд рассматривает дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий в составе трех судей.
Статья 10. Решение и определение арбитражного суда
1. На заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле, в том числе должник, собственник предприятия-должника, орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом (в случае участия государства или местного Совета народных депутатов в имуществе должника), финансовый орган по месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляющие) расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива предприятия-должника, который избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
2. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает соответствующее решение:
о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены.
3. При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения, предусмотренных в пункте 2 статьи 12 и в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона, арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.
Статья 11. Особенности рассмотрения дел о банках
Коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком Российской Федерации.
Раздел III. Реорганизационные процедуры
Статья 12. Внешнее управление имуществом должника
1. Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений, установленных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, в арбитражный суд до принятия им соответствующего решения. В ходатайстве должны содержаться обоснование необходимости и целесообразности проведения указанной процедуры, предложение по кандидатуре арбитражного управляющего. К ходатайству прилагается письменное согласие кандидата на проведение внешнего управления имуществом должника.
К ходатайству, подаваемому должником, прилагается бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на последнюю отчетную дату, а в том случае, если наступила новая отчетная дата, - новый бухгалтерский баланс либо новые заменяющие его бухгалтерские документы.
2. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.
3. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику.
4. При назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. Должник и кредиторы вправе предложить свои кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе.
Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии.
5. Размер вознаграждения арбитражному управляющему определяется собранием (комитетом) кредиторов и утверждается арбитражным судом. Вознаграждение арбитражному управляющему выплачивается из имущества должника, кроме случаев, предусмотренных в абзаце 3 настоящего пункта.
Вознаграждение арбитражному управляющему выплачивается в очередности, установленной в статье 30 настоящего Закона. Арбитражный суд производит авансовые выплаты вознаграждения арбитражному управляющему из средств, внесенных заранее на депозитный счет арбитражного суда, в пределах сумм, поступивших на этот счет, с последующим возмещением из имущества должника.
В случае, если ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника подано собственником предприятия-должника или кредиторами, а в последующем арбитражный суд принимает решение о прекращении внешнего управления имуществом должника или выносит определение о назначении нового арбитражного управляющего согласно пункту 8 настоящей статьи, выплата вознаграждения или его части арбитражному управляющему может быть отнесена на счет стороны, подавшей ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника.
6. Арбитражный управляющий:
руководит предприятием-должником, имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Российской Федерации руководителю предприятия;
отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником, принимает на работу и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде;
распоряжается имуществом должника;
созывает собрание (комитет) кредиторов;
разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и организует его выполнение;
выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.
7. Собрание кредиторов:
может образовать комитет кредиторов и определить его функции, при этом комитет кредиторов имеет право требовать от арбитражного управляющего предоставление соответствующей информации и объяснений;
утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника;
определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему, который подлежит утверждению арбитражным судом;
определяет предприятие (предприятия), на которое (которые) возлагается обязанность внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.
Собрание созывается по предложению кредиторов, сумма требований которых составляет не менее одной трети от размера обязательств должника.
На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива предприятия-должника.
8. Арбитражный управляющий не позднее чем в трехмесячный срок со дня своего назначения созывает собрание кредиторов для утверждения плана проведения внешнего управления имуществом должника. Проект плана предварительно направляется арбитражным управляющим участникам собрания. О решении собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет арбитражный суд. В случае, если собрание кредиторов не одобряет (большинством в две трети от суммы требований кредиторов) план проведения внешнего управления имуществом должника, предложенный арбитражным управляющим, арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления имуществом должника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управляющего.
При проведении внешнего управления имуществом должника объекты, указанные в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, не могут быть ликвидированы без уведомления органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые принимают эти объекты на свой баланс с сообщением об этом арбитражному управляющему не позднее чем через месяц после получения ими уведомления от арбитражного управляющего.
9. Собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный план проведения внешнего управления имуществом должника и предложения по его реализации, которые после утверждения их арбитражным судом должны приниматься арбитражным управляющим к исполнению.
10. Собственник предприятия-должника или любой из кредиторов, считающий, что план проведения внешнего управления имуществом должника либо действия (бездействие) арбитражного управляющего наносят ущерб его интересам, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре этого плана. Заявление рассматривается арбитражным судом в течение месяца, и по результатам рассмотрения выносится определение.
11. Арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника в случаях:
если цель внешнего управления имуществом должника, предусмотренная в пункте 2 настоящей статьи, достигнута;
если он убедился, что достижение этой цели невозможно.
В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом должника и характера заявления арбитражного управляющего арбитражный суд может:
принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
вынести определение о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия;
вынести определение о продолжении проведения внешнего управления имуществом должника в пределах срока, установленного в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 13. Санация
1. Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений, установленных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, в арбитражный суд до принятия им решения по делу.
В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении санации, определены до вынесения арбитражным судом определения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное согласие на участие в проведении санации.
Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации.
2. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами.
3. В случае, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении санации.
4. В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять участие в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если к моменту вынесения арбитражным судом определения о проведении санации собственник предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом на участие в проведении санации. Объявление о проведении конкурса публикуется должником в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за свой счет.
К участию в конкурсе допускаются юридические, в том числе и иностранные, физические лица, а также члены трудового коллектива предприятия-должника.
Заявление на участие в конкурсе подается в арбитражный суд, объявивший конкурс, в течение месяца со дня опубликования объявления о проведении конкурса.
5. Если по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе выразивших желание участвовать в санации не окажется, арбитражный суд выносит определение об отмене проведения санации и принимает одно из решений, предусмотренных в статье 10 настоящего Закона.
6. Не позднее десяти дней по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе, а в тех случаях, когда конкурс не объявлялся, - не позднее десяти дней после вынесения определения о назначении санации арбитражный суд рассматривает кандидатуры лиц, выразивших желание участвовать в санации, и определяет лиц, допущенных к участию в ней, о чем выносит определение.
7. В семидневный срок со дня вынесения определения, указанного в пункте 5 настоящей статьи, участники санации обязаны провести собрание, на котором они должны выработать соглашение. В соглашении должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть.
По истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40 процентов от общей суммы требований кредиторов.
Удовлетворение требований кредиторов производится в очередности, установленной в статье 30 настоящего Закона.
В соглашении не может предусматриваться передача должником основных средств участникам санации.
Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное.
Соглашение передается в арбитражный суд в течение десяти дней с момента подписания.
8. На основании представленного соглашения арбитражный суд выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении, и осуществляет контроль за ее проведением.
9. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть месяцев.
10. В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.
11. Санация может быть прекращена в связи с окончанием установленного срока ее проведения, невыполнением требований, предусмотренных в абзаце 2 пункта 7 настоящей статьи, а также в связи с установленной неэффективностью санации.
В случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
12. Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации.
Статья 14. Особенности реорганизационных процедур для предприятий, в имуществе которых имеется вклад государства или местного Совета народных депутатов, а также получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней
В трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия должник уведомляет об этом:
орган, уполномоченный государством или местным Советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, в котором вклад государства или местных Советов народных депутатов составляет не менее 50 процентов;
финансовые органы соответствующих уровней - в отношении предприятий, получающих дотации из бюджетов соответствующих уровней.
Орган, уполномоченный государством или местным Советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, или финансовый орган соответствующего уровня в 15-дневный срок со дня получения уведомления представляет в арбитражный суд свои предложения.
В случае, если орган, уполномоченный государством или местным Советом народных депутатов управлять имуществом должника, или финансовый орган соответствующего уровня вносит предложение о проведении санации или о предоставлении предприятию дополнительной дотации из соответствующего бюджета, он обязан гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.
В обязательном порядке предоставляются дотации предприятию, для которого в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг). Эти дотации должны возместить убытки, понесенные предприятием в результате работы в таких условиях.
Гарантии органа, уполномоченного государством или местным Советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, или финансового органа соответствующего уровня являются основанием для приостановления арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
В случае отказа органа, уполномоченного государством или местным Советом народных депутатов управлять имуществом предприятия, от проведения санации или финансового органа соответствующего уровня от предоставления дотации арбитражный суд принимает одно из решений в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
Раздел IV. Принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда. Конкурсное производство
Статья 15. Цель конкурсного производства
Конкурсное производство осуществляется с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Статья 16. Решение о принудительной ликвидации предприятия-должника
Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства.
Об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомляет:
трудовой коллектив предприятия-должника;
соответствующие органы местного самоуправления;
местные финансовые органы;
банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.
Статья 17. Объявление о несостоятельности (банкротстве) предприятия
Решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за счет средств, перечисленных на депозитный счет арбитражного суда.
Публикация должна содержать:
наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело;
наименование и указание на местонахождение предприятия-должника;
дату принятия арбитражным судом решения, на основании которого открывается конкурсное производство;
обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации;
иные существенные обстоятельства.
Статья 18. Последствия открытия конкурсного производства для должника
С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства:
запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. При этом платежи кредиторам-залогодержателям, а также платежи, предусмотренные в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, не приостанавливаются;
сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;
прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника.
Все претензии имущественного характера с этого момента могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства.
Статья 19. Функции арбитражного суда в конкурсном производстве
Арбитражный суд:
открывает и закрывает конкурсное производство;
назначает конкурсного управляющего;
выносит определение об отстранении руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником;
принимает решения о правомерности действий участников конкурсного производства в случаях, предусмотренных в настоящем Законе.
Статья 20. Участники конкурсного производства
Участниками конкурсного производства являются конкурсный управляющий, собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива и другие заинтересованные лица.
Статья 21. Конкурсный управляющий
1. Конкурсный управляющий:
приобретает право распоряжения имуществом должника; осуществляет анализ финансового состояния должника, изучает обоснованность требований кредиторов, признает или отклоняет их;
формирует конкурсную массу, в том числе проводит работу по взиманию дебиторской задолженности;
представляет в арбитражный суд и кредиторам необходимую информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства;
выполняет функции управления предприятием-должником;
имеет право оспаривать в арбитражном суде сделки должника, заключенные им в течение последних шести месяцев, предшествующих возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия;
формирует состав ликвидационной комиссии и руководит ее работой;
созывает собрание кредиторов.
2. Кандидатура конкурсного управляющего должна отвечать требованиям, установленным в пункте 4 статьи 12 настоящего Закона.
3. Конкурсный управляющий имеет право обжаловать в арбитражный суд решения собрания (комитета) кредиторов, принятые с нарушением компетенции собрания (комитета) либо ограничивающие полномочия конкурсного управляющего.
Статья 22. Вознаграждение конкурсного управляющего
Размер вознаграждения конкурсного управляющего определяется собранием (комитетом) кредиторов и утверждается арбитражным судом.
Вознаграждение конкурсному управляющему выплачивается в очередности, установленной в статье 30 настоящего Закона.
Арбитражный суд производит авансовые выплаты вознаграждения конкурсному управляющему из средств, внесенных заранее на депозитный счет арбитражного суда в пределах сумм, поступивших на этот счет, с последующим возмещением из конкурсной массы.
Статья 23. Собрание кредиторов
1. Право участвовать в собрании кредиторов имеют кредиторы, конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива предприятия-должника и должник. Право принятия решения имеют только конкурсные кредиторы.
2. Собрание кредиторов:
может образовать комитет кредиторов и определить его функции;
выдвигает кандидатуру конкурсного управляющего;
дает разрешение конкурсному управляющему на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника;
решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также о начальной цене имущества предприятия-должника;
определяет размер вознаграждения конкурсному управляющему;
определяет предприятие или предприятия, на которые возлагается обязанность внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
может принять решение о заключении мирового соглашения;
осуществляет контроль за действиями конкурсного управляющего.
3. Собрание кредиторов является правомочным, если на нем представлены кредиторы с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50 процентов от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств. Любой из кредиторов может быть представлен на собрании доверенным лицом.
Конкурсный кредитор имеет право голоса на собрании кредиторов, если он является держателем признанных требований к должнику.
В случае, если собрание кредиторов не предложило кандидатуры конкурсного управляющего, он назначается арбитражным судом из списка кандидатур конкурсных управляющих, утвержденного в установленном порядке.
Статья 24. Последствия открытия конкурсного производства для руководителя предприятия-должника
С момента открытия конкурсного производства руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему.
Статья 25. Права представителя трудового коллектива предприятия-должника
Представитель трудового коллектива предприятия-должника, наделенный полномочиями общим собранием (конференцией) членов трудового коллектива, имеет право участвовать в рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия, осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия-должника, осуществлять проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности (банкротства).
Статья 26. Оценка активов должника и определение размера его долга
1. Все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском балансе либо заменяющих его бухгалтерских документах, образует основу для формирования конкурсной массы. В конкурсную массу включаются объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключением жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и отдельных жизненно важных для данного региона объектов производственной и коммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью привлеченных экспертов проводит инвентаризацию и оценку имущества (активов) должника и его обязательств (пассивов). Размер вознаграждения экспертам определяется арбитражным судом в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации.
3. Оценка имущества (активов) должника, составляющего конкурсную массу, производится в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
4. В конкурсную массу не включается имущество (активы), являющееся предметом залога.
5. В конкурсную массу не включается имущество, не принадлежащее должнику на праве собственности (полного хозяйственного ведения), в том числе:
арендованное должником имущество;
имущество, находящееся на ответственном хранении у должника;
личное имущество работников предприятия-должника, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством или учредительными документами предприятия может быть обращено взыскание по обязательствам должника.
Статья 27. Признание претензий кредиторов
Конкурсный управляющий после истечения срока предъявления претензий кредиторами к должнику, указанного в абзаце 5 части второй статьи 17 настоящего Закона, анализирует все обязательства предприятия-должника независимо от поступления претензий от кредиторов, составляет список признанных и отклоненных претензий с указанием сумм признанных претензий и очередности их удовлетворения и в течение двух месяцев направляет этот список кредиторам.
Кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об удовлетворении отклоненных претензий или с заявлением об определении очередности их удовлетворения.
К указанным заявлениям прилагается список признанных и отклоненных претензий, составленный конкурсным управляющим. Арбитражный суд рассматривает указанные заявления в течение месяца со дня его получения.
Статья 28. Признание недействительными действий должника, совершенных до признания его несостоятельным (банкротом)
1. По заявлению конкурсного управляющего арбитражный суд признает недействительными совершенные должником или от его имени до признания его несостоятельным (банкротом) действия, направленные:
на досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов по ранее возникшим обязательствам, если они были совершены в течение шести месяцев до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и если в момент их совершения предприятие уже было фактически несостоятельным (банкротом), а также независимо от шестимесячного срока, если эти действия были совершены должником с намерением причинить ущерб другим кредиторам и кредиторы, в пользу которых были совершены указанные действия, знали об этом намерении должника;
на удовлетворение требований отдельных кредиторов из числа тех кредиторов, срок удовлетворения требований которых наступил в то время, когда предприятие уже было фактически несостоятельным (банкротом) и стороны об этом знали.
Положения настоящего пункта не распространяются на действия должника, направленные на удовлетворение требований кредиторов-залогодержателей и привилегированных кредиторов.
2. В случае признания действий должника недействительными кредиторы обязаны возвратить в конкурсную массу все полученное ими в результате этих действий, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
3. До завершения конкурсного производства каждый кредитор вправе предложить конкурсному управляющему оспорить указанные в настоящей статье действия должника в арбитражном суде. В случае его отказа каждый из кредиторов вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд от своего имени.
Статья 29. Погашение долговых обязательств должника, обеспеченных залогом
Из имущества должника вне конкурса погашаются его долговые обязательства, обеспеченные залогом.
Статья 30. Порядок распределения конкурсной массы
1. Вне очереди покрываются расходы, связанные с:
конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим;
продолжением функционирования предприятия-должника.
2. После покрытия расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, удовлетворяются требования кредиторов в следующей очередности:
в первую очередь - граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью - путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь - по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, по выплате пособий в течение одного года до дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;
в третью очередь - по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства;
в четвертую очередь - конкурсных кредиторов;
в пятую очередь - членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;
в шестую очередь - прочих собственников;
в седьмую очередь - все остальные требования.
Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.
3. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.
4. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.
Статья 31. Обжалование решения конкурсного управляющего
Должник или кредитор, считающий, что решение конкурсного управляющего нарушает его права и законные интересы, вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает соответствующее решение.
Статья 32. Решение о продаже имущества должника
Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества должника принимается собранием (комитетом) кредиторов по представлению конкурсного управляющего.
Статья 33. Информация о продаже имущества должника
Конкурсный управляющий извещает возможно более широкий круг заинтересованных лиц о начале продажи имущества должника, информирует об условиях его приобретения и о сроках подачи заявлений о намерении приобрести это имущество.
Статья 34. Продажа имущества должника
Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.
Статья 35. Удовлетворение требований кредиторов
1. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, распределяются между кредиторами в соответствии с порядком и очередностью, установленными в статье 30 настоящего Закона.
2. Требования кредиторов, выявленные и заявленные после истечения срока, предусмотренного для их заявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
3. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные конкурсным управляющим, если кредиторы не оспаривают это в арбитражном суде либо если арбитражный суд признает иски кредиторов необоснованными.
Статья 36. Освобождение должника от долгов
Должник считается полностью свободным от долгов после удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
Статья 37. Отчет конкурсного управляющего
После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, к нему прилагаются ликвидационный баланс и документы об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, а также представляет декларацию о своих доходах и имущественном положении.
Отчет подлежит утверждению арбитражным судом.
После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Копия определения направляется органу, осуществляющему государственную регистрацию предприятий.
Статья 38. Ликвидация предприятия-должника
Предприятие-должник считается ликвидированным с момента исключения его из соответствующего государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
Раздел V. Мировое соглашение
Статья 39. Сроки заключения мирового соглашения
Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Статья 40. Условия заключения мирового соглашения
1. Мировое соглашение может быть заключено лишь в отношении требований четвертой и последующих очередей, установленных в статье 30 настоящего Закона.
2. Для конкурсных кредиторов, не согласных на заключение мирового соглашения, не могут быть установлены условия, худшие, чем для согласившихся на мировое соглашение кредиторов, требования которых отнесены к одной очереди.
3. При заключении мирового соглашения отсрочка и (или) рассрочка причитающихся кредиторам платежей или скидка с долгов, а также сложение недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и возврат излишне поступивших сумм допускаются лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.
Статья 41. Заключение мирового соглашения и вступление его в силу
1. Мировое соглашение заключается в письменной форме.
2. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за его заключение высказалось не менее двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей.
3. Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей.
Статья 42. Рассмотрение мирового соглашения в арбитражном суде
1. Должник обязан направить в арбитражный суд мировое соглашение, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы, список всех конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей с указанием их адресов и суммы задолженности, справку о сумме задолженности по требованиям, на которые мировое соглашение не распространяется.
2. О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает заинтересованные стороны. Неявка вызванных лиц не препятствует рассмотрению дела.
3. Арбитражный суд обязан заслушать каждого присутствующего в заседании конкурсного кредитора, возражающего против утверждения мирового соглашения, даже если на собрании кредиторов он голосовал за принятие мирового соглашения.
4. В течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом кредиторы должны получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35 процентов суммы долга. Размер удовлетворения требований возрастает с увеличением рассрочки платежей и определяется соглашением сторон.
Статья 43. Недействительность мирового соглашения или его расторжение
1. По иску любого из кредиторов мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным, если должник неправильно указал свое имущество в бухгалтерском балансе либо заменяющих его бухгалтерских документах.
2. Мировое соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон или по решению арбитражного суда в случаях:
невыполнения мирового соглашения;
продолжающегося ухудшения финансового состояния предприятия-должника;
совершения должником действий, наносящих ущерб правам и законным интересам кредиторов.
После расторжения мирового соглашения арбитражный суд возобновляет производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
3. В случае расторжения мирового соглашения сообщение об этом публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за счет должника.
4. В случае признания мирового соглашения недействительным или его расторжения те требования кредиторов, по которым была произведена отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей или скидка с долгов, в неудовлетворенной их части восстанавливаются в полном размере.
Раздел VI. Неправомерные действия должника, собственника предприятия-должника, кредитора и иных лиц
Статья 44. Неправомерные действия
Под неправомерными действиями в настоящем Законе понимаются нарушения, связанные с умышленными, некомпетентными или небрежными действиями должника, или собственника предприятия-должника, или кредиторов, или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам.
Статья 45. Неправомерные действия должника или собственника предприятия-должника до открытия конкурсного производства
К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника до открытия конкурсного производства относятся действия, подпадающие под понятия умышленного или фиктивного банкротства.
К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника относятся также действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как то:
сокрытие части имущества должника или его обязательств;
сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
невнесение необходимой записи в бухгалтерские документы;
уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и не оплаченного.
Статья 46. Неправомерные действия должника или собственника предприятия-должника после открытия конкурсного производства
К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника после открытия конкурсного производства относятся:
действия, предусмотренные в части второй статьи 45 настоящего Закона;
сокрытие от конкурсного управляющего сведений о том, кому, когда и в какой форме была передана часть имущества предприятия-должника;
непредъявление по требованию конкурсного управляющего имущества, находящегося в пользовании или на хранении у предприятия-должника;
непредставление должником конкурсному управляющему бухгалтерских документов;
сокрытие от конкурсного управляющего должником совершенных им действий, предусмотренных в статье 28 настоящего Закона.
Статья 47. Неправомерные действия кредитора и иных лиц
1. Кредитор считается совершившим неправомерное действие, если он, зная о предпочтительном удовлетворении его требований в ущерб другим кредиторам, согласился на такое удовлетворение.
2. Любое лицо считается совершившим неправомерное действие, если оно, зная о наступившей или предстоящей несостоятельности (банкротстве) предприятия, умышленно способствует сокрытию всего или части его имущества.
Статья 48. Последствия совершения неправомерных действий
Лица, совершившие неправомерные действия, указанные в статьях 45 - 47 настоящего Закона, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Раздел VII. Внесудебные процедуры
Статья 49. Внесудебные процедуры
Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должнику путем переговоров с кредиторами либо договариваться о продолжении деятельности предприятия-должника, либо согласовать с ними решение о его добровольной ликвидации.
Порядок и условия ведения переговоров определяются должником по согласованию с кредиторами.
Статья 50. Результаты внесудебных процедур
Результатами внесудебных процедур могут быть:
договоренность между должником и всеми или частью кредиторов об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;
добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве) в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
Статья 51. Добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов
1. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может платить по своим обязательствам и нет возможности восстановить его платежеспособность.
Указанное решение утверждается собственником (собственниками) предприятия-должника.
Несогласие с решением о добровольной ликвидации предприятия-должника собственника (собственников), а также кого-либо из кредиторов данного предприятия с решением о его добровольной ликвидации влечет за собой возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде в порядке, установленном в разделе II настоящего Закона.
Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником (собственниками) данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Официальное объявление о добровольной ликвидации предприятия-должника публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации".
2. Руководитель предприятия-должника вносит предложение о кандидатуре (кандидатурах) конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий назначается собственником (собственниками) предприятия-должника.
Кредиторы имеют право назначить нового конкурсного управляющего вместо назначенного собственником (собственниками) предприятия-должника.
Конкурсный управляющий принимает в свое распоряжение имущество должника и управляет им с момента его назначения. При этом руководитель предприятия-должника отстраняется от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником.
В обязанности конкурсного управляющего входит созыв собраний кредиторов и регулярное представление им на этих собраниях отчета о ходе ликвидации предприятия-должника.
Конкурсный управляющий выполняет и другие функции, предусмотренные в статье 21 настоящего Закона.
3. После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований кредиторов, права которых обеспечены залогом, и привилегированных кредиторов.
Должник обязан в течение семи дней после назначения конкурсного управляющего представить ему бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.
4. Конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов в течение 15 дней после принятия решения о добровольной ликвидации предприятия-должника.
Собранию кредиторов представляется бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы предприятия-должника, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.
Функции собрания кредиторов определены в пункте 2 статьи 23 настоящего Закона.
5. Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов определяется в соответствии со статьями 32 - 35 настоящего Закона.
Не подлежат продаже объекты, принятые на баланс соответствующими органами местного самоуправления и органами государственной власти в соответствии с пунктом 1 статьи 26 настоящего Закона.
6. После реализации имущества должника и распределения денежных средств между кредиторами конкурсный управляющий созывает заключительное собрание кредиторов, на которое приглашается собственник (собственники) предприятия-должника, и отчитывается о своей работе. Собрание принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.
Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
19 ноября 1992 года
N 3929-1