ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. N 117
О ПОРЯДКЕ ОТБОРА СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, И ОКАЗАНИЯ ТАКИХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности.
2. Установить, что Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью системного оператора по организации отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности.
3. Федеральной службе по тарифам в 2-месячный срок:
а) разработать и утвердить методические указания по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности;
б) разработать и утвердить методические указания по расчету повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям (договорам энергоснабжения);
в) разработать и утвердить методические указания по расчету повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (договорам энергоснабжения).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2010 г. N 117
ПРАВИЛА
ОТБОРА СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, И ОКАЗАНИЯ ТАКИХ УСЛУГ
1. Настоящие Правила определяют порядок отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии (далее - субъекты электроэнергетики), оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг.
2. Под услугами по обеспечению системной надежности понимается комплекс необходимых для обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России действий по:
а) нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций (далее - услуги по нормированному первичному регулированию частоты);
б) автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт) (далее - услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности);
в) регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия (далее - услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии);
г) развитию систем противоаварийного управления (включая установку (модернизацию) соответствующих устройств) в Единой энергетической системе России (далее - услуги по развитию систем противоаварийного управления).
3. Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются системным оператором.
4. В целях организации отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и заключения договоров об оказании услуг по обеспечению системной надежности (далее - договор) системный оператор формирует извещение о проведении отбора.
При проведении отбора на конкурентной основе системный оператор размещает извещение о проведении отбора на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее чем за 10 дней до дня начала приема заявок на участие в отборе.
При проведении отбора иными предусмотренными настоящими Правилами способами системный оператор направляет извещение о проведении отбора субъектам электроэнергетики не позднее чем за 15 дней до дня проведения отбора.
Извещение о проведении отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по развитию систем противоаварийного управления (в частности требования к местонахождению, техническим характеристикам, параметрам технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, используемых при оказании таких услуг), формируется на основании разработанного системным оператором технико-экономического обоснования создания соответствующих систем.
5. Извещение о проведении отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, должно содержать следующую информацию:
а) наименование услуг по обеспечению системной надежности, в отношении которых организуется отбор, и потребность в приобретении (оказании) которых в календарном периоде (далее - спрос на услуги по обеспечению системной надежности) определяется исходя из технических и технологических требований к параметрам энергосистемы, системных ограничений, требований технических регламентов и иных обязательных требований, необходимости обеспечения параметров надежного и устойчивого функционирования Единой энергетической системы России, используемых при планировании и управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы, а также прогнозируемых технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, прогнозируемой пропускной способности электрических сетей и разрабатываемых программ перспективного развития электроэнергетики;
б) технические параметры и характеристики объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - объект электроэнергетики) и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых должны оказываться услуги по обеспечению системной надежности, в том числе технические параметры и характеристики, которым объект электроэнергетики должен удовлетворять на момент проведения отбора;
в) территории, в пределах каждой из которых соответствующие услуги по обеспечению системной надежности могут быть оказаны с использованием оборудования и устройств объекта электроэнергетики, имеющего определенные технические характеристики, расположенного в любом месте на указанной территории (далее - зоны оказания услуг) - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности;
г) местонахождение объектов электроэнергетики, с использованием которых (и (или) установленных на них оборудования и устройств) должны оказываться услуги, - в отношении услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии и услуг по развитию систем противоаварийного управления;
д) параметры технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств в процессе оказания услуг по обеспечению системной надежности - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии;
е) плановые совокупные объемы оказания услуг по обеспечению системной надежности в каждой зоне оказания услуг - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности;
ж) период оказания услуг по обеспечению системной надежности (период оказания услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности не должен превышать одного года);
з) технические параметры и характеристики систем противоаварийной или режимной автоматики, под действие которых должны быть подключены объекты электроэнергетики при оказании услуг по обеспечению системной надежности, - в отношении услуг по развитию систем противоаварийного управления;
и) параметры и характеристики оборудования и устройств, предназначенных для определения фактического предоставления услуг по обеспечению системной надежности, - в отношении услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии;
к) требования к составу, форме, процедуре и срокам подачи (датам начала и окончания приема) заявок на участие в отборе (направления ответов на извещение о проведении отбора) и иных документов, необходимых для участия в отборе, а также условия и порядок проведения отбора;
л) сроки заключения договоров по результатам отбора;
м) проект договора, предусматривающий в том числе следующие условия:
наименование услуг по обеспечению системной надежности;
наименование и местонахождение объектов электроэнергетики, с использованием которых (и (или) установленных на них оборудования и устройств) оказываются услуги по обеспечению системной надежности;
объем оказания услуг по обеспечению системной надежности, в том числе путем указания на способ его определения (или параметры технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств в процессе оказания услуг по обеспечению системной надежности);
технические параметры и характеристики объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются услуги по обеспечению системной надежности;
порядок изменения эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств;
порядок и период оказания услуг по обеспечению системной надежности;
цена услуг по обеспечению системной надежности или указание на способ ее определения, условия и порядок оплаты услуг по обеспечению системной надежности;
порядок проверки выполнения обязательств субъекта электроэнергетики, оказывающего услуги по обеспечению системной надежности, включая порядок подтверждения соответствия характеристик объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются указанные услуги, установленным в извещении о проведении отбора техническим параметрам и характеристикам;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
порядок внесения в договор изменений, а также порядок и условия его расторжения, в том числе при одностороннем отказе исполнителя от оказания услуг по обеспечению системной надежности.
6. Субъекты электроэнергетики, оказывающие услуги по нормированному первичному регулированию частоты и услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, определяются по результатам отбора на конкурентной основе (далее - конкурентный отбор). Конкурентный отбор на определенный период оказания услуг проводится отдельно в отношении каждого из указанных видов услуг.
7. Для участия в конкурентном отборе субъект электроэнергетики представляет системному оператору в установленный срок заявку на участие в конкурентном отборе с приложением документов, подтверждающих соответствие субъекта электроэнергетики требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора, в том числе содержащих планы по проведению модернизации оборудования в целях приведения его в соответствие с условиями конкурентного отбора, а также ценовой заявки, устанавливающей объемы оказания услуг по обеспечению системной надежности в определенной зоне оказания услуг, планируемые к предоставлению субъектом электроэнергетики, с указанием предлагаемых цен (размеров ежемесячной платы) на такие объемы (далее - ценовая заявка).
8. Заявка на участие в конкурентном отборе подается субъектом электроэнергетики в отношении принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании объекта электроэнергетики и (или) установленных на нем оборудования и устройств. В отношении каждого объекта электроэнергетики и (или) установленных на нем оборудования и устройств может быть подана только одна заявка на участие в конкурентном отборе.
9. Не позднее 14 дней со дня окончания приема заявок на участие в конкурентном отборе системный оператор принимает решение о допуске субъектов электроэнергетики к участию в конкурентном отборе или об отказе в допуске.
10. Субъекту электроэнергетики отказывается в допуске к участию в конкурентном отборе в следующих случаях:
а) субъект электроэнергетики подал заявку на участие в конкурентном отборе, не соответствующую требованиям к ее составу и (или) форме, и (или) нарушил установленный срок подачи заявок на участие в конкурентном отборе;
б) субъект электроэнергетики не обладает правом собственности или иным законным правом на объект электроэнергетики, с использованием которого (и (или) установленных на нем оборудования и устройств) предполагается оказание услуг по обеспечению системной надежности;
в) субъект электроэнергетики подал заявку на участие в конкурентном отборе в отношении объекта электроэнергетики и (или) установленных на нем оборудования и устройств, не соответствующих (в том числе после проведения модернизации в соответствии с заявленными планами) установленным системным оператором техническим параметрам и характеристикам объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых должны оказываться услуги по обеспечению системной надежности;
г) в отношении субъекта электроэнергетики проводятся процедуры банкротства, ликвидации или реорганизации;
д) деятельность субъекта электроэнергетики приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) субъект электроэнергетики подал заявку на участие в конкурентном отборе в отношении объекта электроэнергетики, на который наложен арест;
ж) документы, подтверждающие соответствие субъекта электроэнергетики требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора, являются недостоверными.
11. В течение 3 дней со дня принятия решения о допуске субъектов электроэнергетики к участию в конкурентном отборе или об отказе в допуске системный оператор уведомляет субъектов электроэнергетики о принятом решении.
12. Не позднее 10 дней со дня принятия решения о допуске субъектов электроэнергетики к участию в конкурентном отборе системный оператор проводит отбор субъектов электроэнергетики, соответствующих требованиям, предъявляемым к участникам конкурентного отбора, путем сопоставления поданных ими ценовых заявок исходя из критерия минимизации общей стоимости совокупного объема оказания услуг по обеспечению системной надежности, определяемого по итогам такого отбора.
При этом общая стоимость совокупного объема оказания услуг по обеспечению системной надежности не должна превышать предельный объем средств, предназначенный для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на оказываемые системным оператором услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора субъектов электроэнергетики и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и услуг по формированию технологического резерва мощностей (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики).
13. По результатам конкурентного отбора оформляется протокол о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих соответствующие услуги по обеспечению системной надежности, содержащий:
а) перечень субъектов электроэнергетики, прошедших отбор (далее - перечень исполнителей);
б) перечень объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, в отношении которых были поданы ценовые заявки указанными субъектами электроэнергетики и с использованием которых будут оказываться услуги по обеспечению системной надежности (далее - перечень оборудования);
в) объемы оказания услуг по обеспечению системной надежности с использованием объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, включенных в перечень оборудования, которые в совокупности по каждой зоне оказания услуг не должны превышать определенные системным оператором для каждой зоны оказания услуг плановые совокупные объемы оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности;
г) цены на услуги по обеспечению системной надежности. При этом цены на соответствующие услуги по обеспечению системной надежности определяются в отношении каждого субъекта электроэнергетики, включенного в перечень исполнителей, на уровне размеров ежемесячной платы, указанных в ценовых заявках в отношении объемов оказания услуг по обеспечению системной надежности с использованием объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, включенных в перечень оборудования.
14. Не позднее 3 дней со дня оформления протокола о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих соответствующие услуги по обеспечению системной надежности, системный оператор публикует указанный протокол на своем официальном сайте в сети Интернет.
15. Конкурентный отбор субъектов электроэнергетики признается несостоявшимся в следующих случаях:
а) если для участия в конкурентном отборе не было подано в установленный срок ни одной заявки на участие в конкурентном отборе либо была подана только одна заявка на участие в конкурентном отборе;
б) если ни один из субъектов электроэнергетики не был допущен к участию в конкурентном отборе или к участию в конкурентном отборе был допущен только один субъект электроэнергетики;
в) при отказе всех субъектов электроэнергетики, включенных в перечень исполнителей, от заключения договора по результатам конкурентного отбора в установленные для заключения договора сроки.
16. В случае признания конкурентного отбора несостоявшимся субъект электроэнергетики, оказывающий соответствующие услуги по обеспечению системной надежности, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил при условии, что в течение 14 дней со дня признания конкурентного отбора несостоявшимся системному оператору не поступило не менее 2 заявлений от субъектов электроэнергетики о готовности оказывать соответствующие услуги по обеспечению системной надежности на условиях, определенных в извещении о проведении конкурентного отбора, признанного несостоявшимся, с приложением всех документов, представление которых в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил необходимо для участия в конкурентном отборе.
При поступлении указанных заявлений системный оператор повторно проводит конкурентный отбор на прежних условиях.
17. Субъекты электроэнергетики, оказывающие услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии и услуги по развитию систем противоаварийного управления, определяются системным оператором по результатам отбора путем запроса предложений у субъектов электроэнергетики о готовности оказывать соответствующие услуги с использованием объектов электроэнергетики, которыми они владеют на праве собственности или ином законном основании и которые соответствуют определенным системным оператором техническим параметрам и характеристикам объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, или путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг.
При этом общая стоимость совокупного объема оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности не должна превышать предельный объем средств, предназначенный для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики.
18. Отбор субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги или путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг, признается несостоявшимся в следующих случаях:
а) если для участия в отборе в установленный срок от субъектов электроэнергетики не поступило ни одного ответа на извещение о проведении отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги;
б) если все предложения субъектов электроэнергетики, содержащиеся в их ответах на извещение о проведении отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги, не соответствуют условиям, определенным в таком извещении;
в) если на извещение о проведении отбора путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг, в установленный срок не поступил ответ или предложение субъекта электроэнергетики, содержащееся в таком ответе, не соответствует условиям, определенным в указанном извещении;
г) если цена оказания услуг по обеспечению системной надежности в соответствии с предложениями субъектов электроэнергетики, содержащимися в их ответах на извещение о проведении отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги (цена услуг, предложенная субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем услуг), превышает соответствующую часть предельного объема средств, предназначенного для оплаты услуг по обеспечению системной надежности и установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, которая определяется системным оператором с учетом объемов и условий оказания услуг, предложенных субъектами электроэнергетики (субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг);
д) при отказе всех субъектов электроэнергетики, включенных в перечень исполнителей услуг, от заключения договора по результатам отбора путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги в установленные для заключения такого договора сроки;
е) при отказе субъекта электроэнергетики, являющегося единственным возможным исполнителем соответствующих услуг, от заключения договора в соответствии с условиями отбора.
19. В случае, предусмотренном пунктом 16 настоящих Правил, или в случае недостаточности объемов оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, сформированных по результатам конкурентного отбора, для удовлетворения спроса на эти услуги, а также в случае признания несостоявшимся отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, способами, предусмотренными пунктом 17 настоящих Правил, или недостаточности объемов оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, сформированных по результатам отбора указанными способами, для удовлетворения спроса на такие услуги системный оператор на основании установленных им технических параметров и характеристик объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, а также условий технологического режима работы указанных объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств определяет объекты по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для их собственников или иных законных владельцев Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлена обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.
Указанные объекты по производству электрической энергии, а также период оказания соответствующих услуг по обеспечению системной надежности с использованием этих объектов определяются системным оператором с учетом установленных технических и технологических требований к параметрам энергосистемы, необходимости обеспечения устойчивой и надежной работы Единой энергетической системы России, предотвращения возникновения недостатка пропускной способности электрических сетей, предотвращения возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов энергосистемы или отдельных ее частей, а в случае необходимости оказания услуг по обеспечению системной надежности с использованием оборудования атомных электростанций - также с учетом требований технических регламентов, устанавливающих нормы безопасной эксплуатации генерирующего оборудования атомных электростанций, а до вступления указанных технических регламентов в силу - с учетом утвержденных в установленном порядке обязательных требований к эксплуатации генерирующего оборудования атомных электростанций.
Период оказания услуг по нормированному первичному регулированию частоты и услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности не может быть больше периода, на который проводился конкурентный отбор, не сформировавший необходимые объемы оказания этих услуг.
20. По результатам отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, способами, предусмотренными пунктами 17 и 19 настоящих Правил, системный оператор оформляет протокол о составе субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности. По результатам отбора способами, предусмотренными пунктом 17 настоящих Правил, протокол оформляется не позднее 15 дней со дня истечения установленного срока направления субъектами электроэнергетики ответов на извещение о проведении отбора в отношении соответствующих услуг по обеспечению системной надежности. По результатам отбора способом, предусмотренным пунктом 19 настоящих Правил, протокол оформляется в течение 3 дней со дня определения системным оператором объектов по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для их собственников или иных законных владельцев Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлена обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.
Не позднее 3 дней со дня оформления протоколов по результатам отбора способами, предусмотренными пунктами 17 и 19 настоящих Правил, системный оператор публикует указанные протоколы на своем официальном сайте в сети Интернет.
21. Услуги по обеспечению системной надежности оказываются на основании договоров, которые заключаются системным оператором с субъектами электроэнергетики, включенными в соответствии с настоящими Правилами в состав субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности.
Договоры заключаются на основании проекта договора, опубликованного (направленного) в составе извещения о проведении отбора.
Договор считается заключенным с момента получения системным оператором договора, подписанного субъектом электроэнергетики.
22. Системный оператор публикует информацию о субъектах электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, а также о видах оказываемых услуг, объемах и сроках их оказания на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее 10 дней со дня заключения договора (договоров).
23. При оказании услуг по обеспечению системной надежности субъект электроэнергетики в том числе обеспечивает:
а) в предусмотренный договором срок соответствие технических характеристик объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются услуги по обеспечению системной надежности, установленным системным оператором техническим параметрам и характеристикам, а также поддержание указанных объектов в течение определенного договором периода в состоянии готовности к работе в соответствии с установленными системным оператором техническими параметрами работы - при оказании услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии;
б) непрерывное соблюдение параметров технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, определенных системным оператором в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также их изменение в определенном договором порядке, в том числе под воздействием систем автоматического регулирования, в течение установленного договором периода, за исключением периодов, на которые такие объекты в установленном порядке выведены из работы по согласованию с системным оператором, - при оказании услуг по нормированному первичному регулированию частоты, услуг по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности, а также услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии;
в) соблюдение установленного договором порядка изменения эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств;
г) в предусмотренный договором срок установку (модернизацию) на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании объекте электроэнергетики соответствующих устройств, месторасположение и технические характеристики которых соответствуют определенным системным оператором техническим параметрам и характеристикам, ввод их в эксплуатацию и возможность работы указанных устройств в соответствии с заданными системным оператором технологическими режимами и параметрами работы - при оказании услуг по развитию систем противоаварийного управления.
24. Оплата услуг по обеспечению системной надежности осуществляется системным оператором:
а) по цене, определенной по результатам конкурентного отбора, - в случае если отбор исполнителей соответствующей услуги производился путем проведения конкурентного отбора с учетом предельного объема средств, предназначенного для оплаты услуги по обеспечению системной надежности, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики;
б) по тарифу, установленному федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, - в случае, предусмотренном пунктом 19 настоящих Правил;
в) по цене, определенной по результатам отбора в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил с учетом предельного объема средств, предназначенного для оплаты соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики.
25. При оказании услуг по обеспечению системной надежности субъект электроэнергетики с письменного согласия системного оператора вправе осуществить замену объектов электроэнергетики и (или) установленных на них оборудования и устройств, с использованием которых оказываются услуги по обеспечению системной надежности, на иные объекты (оборудование, устройства), не используемые для оказания таких услуг, которыми субъект электроэнергетики владеет на праве собственности или ином законном основании.
Указанная замена объектов (оборудования, устройств) или привлечение к исполнению обязательств по оказанию услуг по обеспечению системной надежности третьих лиц не допускается, если это повлечет снижение надежности функционирования Единой энергетической системы России, ухудшение качества электрической энергии или увеличение расходов системного оператора на оплату услуг по обеспечению системной надежности субъекту электроэнергетики.
26. Системный оператор вправе отказаться от исполнения договора в случае:
а) нарушения субъектом электроэнергетики срока начала оказания услуг по обеспечению системной надежности более чем на 3 месяца;
б) невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом электроэнергетики обязательств по оказанию услуг по обеспечению системной надежности в течение 3 месяцев подряд.
27. Односторонний отказ субъекта электроэнергетики от исполнения договора допускается при условии возмещения системному оператору убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2010 г. N 117
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ
1. В Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2006, N 36, ст. 3835; 2007, N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 3, ст. 182; N 27, ст. 3285; 2009, N 9, ст. 1103; N 23, ст. 2822; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 43, ст. 5066; N 46, ст. 5500; N 47, ст. 5667):
а) в абзаце первом пункта 15 слова "(без учета мощности)" заменить словами "(без учета расходов на производство мощности и расходов, понесенных участниками оптового рынка в связи с оказанием услуг по обеспечению системной надежности)";
б) дополнить пунктом 15.3 следующего содержания:
"15.3. В целях обеспечения надежности функционирования электроэнергетики, повышения качества электрической энергии, а также повышения эффективности работы ЕЭС России системный оператор осуществляет организацию отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности в соответствии с Правилами отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 117.";
в) подпункт "а" пункта 31 изложить в следующей редакции:
"а) неоднократного нарушения организацией настоящих Правил, в том числе в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии, мощности и (или) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за 2 периода оплаты по соответствующим договорам или нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;";
г) в пункте 35:
подпункт "е" дополнить словами ", договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежного функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей";
подпункт "к" дополнить абзацем следующего содержания:
"порядок определения стоимости отклонений для участников оптового рынка, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности на основании заключенных с системным оператором договоров;";
абзац шестой подпункта "м" дополнить словами ", а также особенности определения стоимости мощности участников оптового рынка, надлежащим образом выполняющих обязательства по регулированию реактивной мощности в рамках исполнения обязательств по поддержанию генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии";
д) пункт 42 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае надлежащего исполнения участником оптового рынка обязательств по поддержанию генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, предусмотренных подпунктом "б" пункта 38 настоящих Правил, стоимость мощности генерирующего оборудования такого участника оптового рынка за расчетный период увеличивается на величину, рассчитываемую организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом суммарное увеличение стоимости мощности генерирующего оборудования участников оптового рынка, надлежащим образом исполняющих в расчетном периоде обязательства, предусмотренные подпунктом "б" пункта 38 настоящих Правил, не должно превышать 30 процентов величины суммарного снижения в данном расчетном периоде стоимости мощности вследствие невыполнения участниками оптового рынка обязательств по поддержанию генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии.";
е) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок проведения расчетов на оптовом рынке, установленный договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, должен предусматривать удовлетворение требований системного оператора по оплате оказываемых им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей до исполнения участниками оптового рынка обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности и оплате услуг организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.";
ж) пункт 118 дополнить абзацем следующего содержания:
"В заключаемых указанными организациями договорах об оказании услуг по обеспечению системной надежности в отношении генерирующего оборудования, за счет которого формируется перспективный резерв мощности, устанавливаются дополнительные требования, не предусмотренные договорами об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощности, заключенными с системным оператором.".
2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1, ст. 130; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1, ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 981; N 25, ст. 3073; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479):
а) в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:
пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"К свободным (нерегулируемым) ценам на услуги по обеспечению системной надежности относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности.";
абзац шестой пункта 32 после слов "присоединенных потребителей" дополнить словами "и расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии,";
в пункте 63:
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, указанные в подпункте 1 пункта 68 настоящего документа, и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, указанные в подпункте 2 пункта 68 настоящего документа;";
подпункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые лицами, в отношении которых Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлена обязанность по оказанию таких услуг;";
в пункте 67:
абзац четвертый дополнить предложением следующего содержания: "При установлении предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в указанной части Федеральной службой по тарифам определяются предельные объемы средств, предназначенные для оплаты соответствующих услуг по обеспечению системной надежности, в отношении которых отбор исполнителей осуществляется путем проведения отбора на конкурентной основе, запроса предложений у субъектов электроэнергетики о готовности оказывать соответствующие услуги или путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг.";
после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"При расчете предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики учитываются расходы на организацию отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности в порядке, определенном методическими указаниями по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.";
пункт 70 изложить в следующей редакции:
"70. Регулируемые цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности устанавливаются Федеральной службой по тарифам в отношении каждой услуги и каждого объекта электроэнергетики, с использованием которого оказывается соответствующая услуга по обеспечению системной надежности.
Расчет регулируемых цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
При расчете регулируемых цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности в необходимую валовую выручку включаются экономически обоснованные расходы субъекта электроэнергетики, связанные с оказанием услуг по обеспечению системной надежности, с учетом установленных системным оператором технических параметров и характеристик объектов электроэнергетики, с использованием которых осуществляется (планируется осуществлять) оказание соответствующих услуг, а также условий технологического режима и параметров их работы.
Затраты субъекта электроэнергетики, связанные с оказанием услуг по обеспечению системной надежности, учтенные Федеральной службой по тарифам при установлении для указанного субъекта цен (тарифов) на электрическую энергию и (или) мощность либо иную продукцию (услуги), цены (тарифы) на которые регулируются государством, не подлежат учету при расчете цены (тарифа) на услуги по обеспечению системной надежности.";
б) в Правилах государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:
в пункте 6:
абзац второй после слов "законодательством Российской Федерации," дополнить словами "на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности,";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности принимаются в срок, не превышающий 45 дней со дня представления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, полного перечня материалов для расчета тарифов, предусмотренных методическими указаниями по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и экономического обоснования исходных данных.";
пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
"Собственники или иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для этих собственников или иных законных владельцев Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлена обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности, в целях установления цен (тарифов) на соответствующие услуги представляют в Федеральную службу по тарифам обоснованные предложения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые с использованием указанных объектов, не позднее 10 дней со дня включения их системным оператором в состав субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности.".
3. В Правилах оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5518):
а) пункт 35 дополнить абзацем следующего содержания:
"Организации, осуществляющие деятельность по производству электрической энергии, и иные собственники и законные владельцы электростанций поддерживают в надлежащем техническом состоянии принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании устройства, воздействующие на энергетическое оборудование электростанций с целью обеспечения устойчивой работы указанного оборудования и энергосистемы в целом в части первичного регулирования частоты, автоматического вторичного регулирования частоты и перетоков активной мощности, регулирования напряжения, а также обеспечивают работу таких устройств в соответствии с установленными системным оператором параметрами.";
б) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:
"Сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства соблюдают установленные субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровни компенсации и диапазоны регулирования реактивной мощности, в том числе путем установки на указанных объектах и поддержания в надлежащем техническом состоянии устройств регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии. Сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства также обеспечивают установку (модернизацию) на указанных объектах и поддержание в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств в соответствии с технико-экономическим обоснованием создания систем противоаварийного управления Единой энергетической системой России в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии.".
4. Пункт 38 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525; 2007, N 14, ст. 1687; N 31, ст. 4100; 2009, N 17, ст. 2088), дополнить подпунктами "е" и "ж" следующего содержания:
"е) согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике организационно-технические мероприятия по установке устройств компенсации и регулирования реактивной мощности в электрических сетях, являющихся объектами диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в пределах территории субъекта Российской Федерации или иных определенных указанным субъектом территорий, которые направлены на обеспечение баланса потребления активной и реактивной мощности в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (при условии соблюдения производителями и потребителями электрической энергии (мощности) требований к качеству электрической энергии по реактивной мощности);
ж) обязанности сторон по соблюдению требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации и требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также по соблюдению установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровней компенсации и диапазонов регулирования реактивной мощности.".