МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 декабря 1993 г. N 273
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
В целях реализации статьи 18 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование.
2. Республиканским, краевым, областным, окружным, городов Москвы и Санкт-Петербурга комитетам по экологии и природным ресурсам во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами государственной власти провести работу по введению в практику порядка выдачи лицензий на комплексное природопользование на территории Российской Федерации.
3. Заместителям Министра А.М. Амирханову и А.А. Аверченкову в месячный срок подготовить предложения по организации выдачи лицензий на комплексное природопользование для природных ресурсов и объектов федерального значения.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр охраны
окружающей среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу Минприроды РФ
от 23 декабря 1993 г. N 273
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование разработано на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" и от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды".
1.2. На основе данного Временного положения исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнительным органам местного самоуправления (администрации) рекомендуется утверждать порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование соответствующих регионов, территорий.
1.3. Настоящее Временное положение предназначено для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также для специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
2. Термины и определения
2.1. Лицензия на комплексное природопользование - документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий.
2.2. Под предприятием в настоящем Положении понимается субъект хозяйственной деятельности, любое юридическое лицо, осуществляющее природопользование, включая частных предпринимателей, учреждения, организации, независимо от принадлежности, формы собственности и места регистрации.
2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
2.4. Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности.
3. Содержание и порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование
3.1. Перечень предприятий, обязанных получить лицензию на комплексное природопользование, устанавливается исполнительными органами власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. Критериями отнесения предприятий к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия предприятия на окружающую среду, использование предприятием нескольких видов природных ресурсов и степень экологической безопасности вида деятельности.
3.2. Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды России.
Для природопользователей, использующих природные ресурсы и объекты, не относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации, лицензия на комплексное природопользование выдается государственными органами в области охраны окружающей природной среды (далее - природоохранные органы), специально уполномоченными на то решениями субъектов Российской Федерации.
3.3. Лицензия на комплексное природопользование служит основанием для заключения договора на комплексное природопользование (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятием и государственным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации.
3.4. Для предприятий, получивших лицензию на комплексное природопользование, в рамках лимитов, условий, требований и других ограничений, указанных в данной лицензии, сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природных ресурсов и на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, установленные законодательством Российской Федерации, решениями органов власти субъектов Федерации.
3.5. В лицензии на комплексное природопользование (приложение) указываются:
данные о предприятии, получившем лицензию;
данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием;
границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием;
перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;
перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов природной среды;
план природоохранных мероприятий;
особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;
сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;
ответственность за несоблюдение предприятием требований и условий, содержащихся в данной лицензии, в порядке, установленном законодательством.
3.6. Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на основании письменного заявления предприятия, подаваемого не позднее 1 месяца до истечения срока. Решение об отказе в выдаче лицензии (или продлении срока ее действия) должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа.
3.7. Бланки лицензий на комплексное природопользование являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер.
Лицензия на комплексное природопользование скрепляется подписью и печатью и хранится на предприятии. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование.
4. Порядок выдачи лицензий для действующих предприятий
4.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1, получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой, а также прилагаемыми к ней лицензиями на право пользования природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и на размещение отходов и экологическим паспортом предприятия.
4.2. Природоохранный орган в двухнедельный срок организует рассмотренные заявки и принимает решение:
о выдаче лицензии на комплексное природопользование;
об отказе в выдаче названной лицензии;
о проведении экологической экспертизы фактических показателей деятельности предприятия, по результатам которой выдаются "Требования для уточнения и согласования условий природопользования", включая набор показателей и перечень необходимых органов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды; на основе согласованных условий природопользования природоохранный орган выдает предприятию лицензию на комплексное природопользование.
4.3. Выдача лицензий на комплексное природопользование для действующих предприятий осуществляется не позднее чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки.
5. Порядок выдачи лицензий для строящихся, расширяемых, реконструируемых, технически-перевооружаемых и подлежащих ликвидации предприятий
5.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1 получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое место расположения объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах, возможное воздействие на окружающую среду.
5.2. Согласование условий природопользования с соответствующими органами управления и контроля для определения лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды предусмотрено порядком проведения государственной экологической экспертизы.
5.3. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы природоохранный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование.
5.4. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных предприятий, указываются отдельно для периода строительства и периода эксплуатации объекта.
При вводе объекта в эксплуатацию указанная лицензия является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке объекта в эксплуатацию.
6. Пересмотр и аннулирование лицензий
6.1. Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях:
ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от предприятия;
изменения режима природопользования, профиля деятельности предприятия, смены технологии;
изменения действующих нормативов природопользования;
истечения срока действия лицензии.
6.2. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование производится природоохранным органом в случаях:
решения предприятия прекратить дальнейшее природопользование;
ликвидации предприятия;
грубых нарушений условий природопользования, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей среды по вине предприятия.
6.3. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование, либо пересмотру иных документов, дающих право на пользование природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду.
6.4. Минприроды России, природоохранные органы субъектов Федерации, осуществляют контроль за выполнением субъектами хозяйственной деятельности условий и требований, установленных в лицензиях на комплексное природопользование.
К предприятию, обязанному получить лицензию на комплексное природопользование, но осуществляющему природопользование без лицензии, органы госконтроля вправе применять предусмотренные действующим законодательством санкции.
Начальник Главного управления
экономики природопользования
А.В.ШЕВЧУК
Приложение
к Временному положению
о порядке выдачи лицензий
на комплексное природопользование
(наименование органа, ________________________________ выдавшего лицензию)
ЛИЦЕНЗИЯ (СЕРИЯ, НОМЕР) НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Выдана ___________________________________________________________ (наименование юридического лица с указанием реквизитов) Основной вид деятельности природопользователя ____________________ __________________________________________________________________ Местоположение объекта ___________________________________________ (местонахождение, площадь представляемого __________________________________________________________________ земельного участка с приложением карты (схемы) с указанием __________________________________________________________________ источников загрязнения, границ пользования (по видам), особо __________________________________________________________________ охраняемых зон и объектов) Особые условия ___________________________________________________ (периодичность и форма отчетности, наименование __________________________________________________________________ контролирующей организации) Меры ответственности природопользователя при несоблюдении требований и условий, содержащихся в лицензии ____________________ Основание для выдачи настоящей лицензии __________________________ Приложение к лицензии ____________________________________________ __________________________________________________________________
Срок действия с "__" _______ 19__ г. по "__" ________ 19__ г. Дата выдачи "__"__________ 19__ г. Лицензию выдал МП _______________________________________ (подпись должностного лица, выдавшего разрешение) Лицензию получил _______________________________________ (подпись должностного лица, получившего лицензию) Срок действия лицензии продлен до "__" __________ 19__ г. Дата продления "__" __________ 19__ г. Лицензию продлил МП _______________________________________ (подпись должностного лица)
Приложение
к лицензии (разрешению)
на комплексное природопользование
(серия, номер, дата выдачи)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ УСЛОВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (УКАЗЫВАЮТСЯ ОТДЕЛЬНО ДЛЯ ПЕРИОДА СТРОИТЕЛЬСТВА И ДЛЯ ПЕРИОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ)
1. Использование земель:
а) площадь земель, изымаемых (изъятых) в постоянное и временное пользование (всего и по категориям земель - пашня, пастбища, сенокосы, леса, болота, солончаки и прочие несельскохозяйственные земли) (га);
б) ограничения по использованию земельных ресурсов (особо охраняемых земель, водоохранной зоны, СЗЗ, земель заповедного, рекреационного и историко-культурного назначения) (га);
в) объем земляных работ (выемки, карьеры, отвалы) (куб. м);
г) нарушения почвенного покрова (виды нарушений и площадь нарушенных земель) (га);
д) фоновые концентрации загрязняющих веществ в почвогрунтах до начала хозяйственной деятельности и уровни предельного загрязнения почвогрунтов (по компонентам, с указанием класса токсичности) (мг/кг);
е) условия снятия и сохранения плодородного слоя (площадь (га) и мощность (м) снимаемого слоя, условия складирования);
ж) мероприятия по сохранению (восстановлению) почвенного плодородия и ликвидации последствий загрязнения (вид мероприятий и площадь) (га);
з) рекультивация земель (техническая и биологическая рекультивация, инженерная защита территории от загрязнения, подтопления, затопления по типам нарушений) (га).
2. Использование атмосферы:
а) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, г/сек);
б) лимиты выбросов загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, т/сек);
в) фоновые концентрации (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельных концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе);
г) мероприятия по охране воздушного бассейна (в т.ч. по достижению ПДВ (ВСВ).
3. Использование водных ресурсов:
а) лимит использования водных ресурсов (забор свежей воды из поверхностных водоемов, забор подземных вод (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.; куб. м/с);
б) сезонное водопотребление и водоотведение (тыс. куб. м);
в) возможное ограничение водопотребления в маловодные годы;
г) объемы и категория воды, отводимой в оросительные системы (с учетом использования сточных вод), в накопители и т.д. (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.);
д) предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ со сточными водами в водный объект (по компонентам) (г/час, т/год);
е) лимит сброса загрязняющих веществ - количество сбрасываемых сточных вод в водный объект по каждому выпуску (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.) и их характеристика (фактическая концентрация, (мг/л);
ж) фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельного загрязнения водных объектов (по компонентам) (мг/л);
з) режим эксплуатации водохранилищ, включая объем природоохранного попуска;
и) водоохранные мероприятия, в т.ч. первоочередные;
к) прочие условия водопользования, вкл. условия сплава древесины.
4. Размещение отходов:
а) перечень отходов разрешенных к размещению (наименование и класс опасности);
б) объемы (лимиты) размещаемых отходов (по годам на срок выдачи разрешения) (т/сут., т/год);
в) условия и место захоронения (обезвреживание, способ складирования и хранения, мероприятия по защите грунтовых вод от загрязнения).
5. Использование растительности:
а) лимиты пользования (площадь угодий, подвергающихся полному уничтожению, вырубкам, уничтожению отдельных групп растений, редких, эндемичных видов) (га);
б) ограничения по использованию лесных насаждений (особо ценных насаждений, молодняка, подроста, сеянцев, спелых древостоев);
в) ограничения по использованию растительных ресурсов (недревесных растений - мхов, лишайников, трав, ягодников, кустарников);
г) условия пользования растительностью в санитарно-защитной зоне (запрет на сенокошение, выпас скота, выращивание различных групп сельскохозяйственных культур);
д) мероприятия по восстановлению и сохранению растительности (площади лесовосстановительных и других лесо- и луговомелиоративных работ) (га).
6. Условия сохранения животного мира:
а) лимиты по использованию фауны (по видам);
б) ограничения по использованию биотопов (перечень мест обитания и путей миграции промысловых, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов животных, наличие охранных территорий, для рыб - зимовальных ям, мест нереста и нагула);
в) мероприятия по сохранению и восстановлению численности отдельных видов животных;
г) мероприятия по сохранению мест обитания животных и их кормовой базы;
д) рыбозащитные мероприятия.
7. Особые экологические требования (специфичные для объекта, местности, иное).