Зарегистрировано в Минюсте России 16 ноября 1992 г. N 87
Утверждены
Министерством экологии
и природных ресурсов
Российской Федерации
2 ноября 1992 г.
ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В РЕЗУЛЬТАТЕ СГОРАНИЯ НА ПОЛИГОНАХ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И РАЗМЕРА ПРЕДЪЯВЛЯЕМОГО ИСКА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
1. Общие положения
Настоящие рекомендации предназначены для территориальных органов Минэкологии России.
Сгорание твердых бытовых отходов (ТБО) рассматривается как аварийный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, вследствие чего применяется десятикратный тариф к нормативам платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, установленный действующим порядком применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Российской Федерации.
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и действующих в стране нормативных актов.
Сумма иска определяется в зависимости от нормативов платы за выбросы загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, установленных Постановлением Правительства России от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". До первого января 1993 года сумма иска определяется в зависимости от нормативов платы за выбросы загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. N 13 "Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения", с учетом пятикратного повышающего коэффициента. После ввода новых базовых нормативов платы за выбросы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, необходимо внести соответствующие изменения при расчете размера иска.
2. Расчет выбросов и сумм исков
Расчетная насыпная масса одного кубического метра ТБО принимается равной 0,25 тонн на куб. м. Значения удельных выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу в результате сгорания одной тонны ТБО, и нормативы платы приведены в таблице.
По мере получения данных об удельных выбросах для других веществ будут вноситься соответствующие дополнения и изменения.
Данные о массе или объеме сгоревших ТБО принимаются по справке руководства полигона. Масса сгоревших ТБО определяется как произведение объема и расчетной насыпной массы ТБО (0,25 тонн на куб. м). Для уточнения рекомендуется объем сгоревших ТБО определять как разницу между поступившими на свалку (полигон) и оставшимися после сгорания ТБО. Количество поступивших на полигон ТБО берется по учетной документации, а объем оставшихся (не сгоревших) ТБО определяется с помощью обмеров, принимая за начальные размеры проектные отметки.
Количество образовавшихся вредных веществ определяется как произведение массы сгоревших ТБО на величину удельного выброса, указанного в таблице, а размер платы за выброс этого вещества - умножением полученной массы на величину соответствующего норматива платы за аварийный выброс. Сумма иска за загрязнение атмосферного воздуха в результате сгорания ТБО определяется суммированием платежей за выбросы указанных в таблице веществ.
При определении величины иска следует учитывать коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости. В соответствии с "Порядком применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Российской Федерации" эти коэффициенты могут увеличиваться для городов и крупных промышленных центров на 20 процентов, а в случае выбросов от пожаров на полигонах, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, а также на территориях, подпадающих под действие международных конвенций, - в 2 раза.
Следует иметь в виду, что предприятия, учреждения, организации, должностные лица, виновные в возгорании свалок, рассматриваются как нарушители экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию и захоронению производственных и бытовых отходов, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Сумма штрафа определяется статьей 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" для предприятий от 50 до 500 тыс. рублей, должностных лиц - от трехкратного до двадцатикратного.
3. Пример расчета иска за загрязнение атмосферы в результате сгорания ТБО на полигоне
Исходные данные:
Центральный экономический район, коэффициент экологической ситуации и экологической значимости - 1,9. Полигон расположен в черте города - коэффициент увеличивается на 20 процентов: 1,9 x 1,2 = 2,28.
Объем сгоревших ТБО - 1000 куб. м.
Насыпная масса отходов - 0,25 тонны на куб. м ТБО.
Удельные выбросы и нормативы платы согласно таблице.
Определяем массу сгоревших ТБО (как произведение объема и насыпной массы ТБО): 1000 куб. м x 0,25 т/куб. м = 250 т.
Определяем количество выброшенных в атмосферу вредных веществ (как произведение массы сгоревших ТБО и величин удельных выбросов): твердые частицы -
250 тонн ТБО x 0,00125 тонн/тонн ТБО = 0,3125 тонны; сернистый ангидрид -
250 тонн ТБО x 0,003 тонн/тонн ТБО = 0,75 тонны; окислы азота -
250 тонн ТБО x 0,005 тонн/тонн ТБО = 1,25 тонны; окись углерода -
250 тонн ТБО x 0,025 тонн/тонн ТБО = 6,25 тонны; сажа -
250 тонн ТБО x 0,000625 тонн/тонн ТБО = 0,15625 тонны.
Определяем размер платы за выброс вещества (как произведение массы вещества на норматив платы за аварийный выброс): твердые частицы - 0,3125 тонны x 1100,5 руб./тонну = 344 руб.; сернистый ангидрид - 0,75 тонны x 3300 руб./тонну = 2475 руб.; окислы азота - 1,25 тонны x 4102,5 руб./тонну = 5128 руб.; окись углерода - 6,25 тонны x 54,5 руб./тонну = 340 руб.; сажа - 0,15625 тонн x 3300 руб./тонну = 515 руб.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется суммированием плат за выбросы этих веществ: 344 + 2475 + 5128 + 340 + 515 = 8802 руб.
С учетом коэффициента экологической ситуации и экологической значимости сумма иска должна составить: 8802 руб. x 2,28 = 20068 руб.
Начальник
Главного управления
организации экологического
контроля и анализа
А.П.ЛЬВОВ
Начальник отдела
атмосферного воздуха
Главного управления
организации экологического
контроля и анализа
В.В.РЕЗЧИКОВ