ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 1998 г. N ГКПИ 98-394
(извлечение)
Государственная налоговая служба Российской Федерации 26.06.98 письмом N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость" фактически отменила действие своего же письма от 27.02.97 N ВЗ-4-03/8н, изданного с учетом Федерального закона от 22.06.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", установившего льготы организациям кинематографии по уплате налога на добавленную стоимость при производстве и реализации кинопродукции.
При этом абзацами четвертым и пятым указанного письма Госналогслужбы России от 26.06.98 N ВЗ-6-03/381 установлено, что исчисление налога на добавленную стоимость следует производить по работам и услугам, продукции (включая реализацию прав), перечисленным в указанном письме Госналогслужбы России, начиная с оборотов за июль 1998 года.
Не соглашаясь с этим, акционер закрытого акционерного общества "Кинокомпания Кино Мост" Досталь В.Н. и само акционерное общество обратились в суд с заявлением о признании письма от 26.06.98 N ВЗ-6-03/381 незаконным и недействующим, ссылаясь на то, что данным письмом, носящим характер нормативно - правового акта, фактически были отменены налоговые льготы для организаций кинематографии, предусмотренные Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", чем нарушены права как акционерного общества в целом, так и его акционеров...
Верховный Суд Российской Федерации находит требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации, в силу статьи 12 Федерального закона от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации кинематографии и обороты по реализации прав на использование этой кинопродукции. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации работ и услуг по производству фильма, производству кинолетописи, транслированию фильма, прокату фильма и его показу.
Госналогслужба России по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 23.12.96 пр-2337 и Правительства Российской Федерации от 20.12.96 N 4494П-П16 и во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 23.01.97 N ИВ-П16-01843 письмом от 27.02.97 N ВЗ-4-03/8н довела до сведения налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации, что с учетом положений Федерального закона от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" впредь до внесения в установленном порядке изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налогом на добавленную стоимость не облагаются обороты по реализации: исходных материалов фильма или кинолетописи путем сдачи изготовителем готовой кинопродукции заказчику по заключенным договорам на финансирование производства этой кинопродукции; работ, услуг по производству фильма и кинолетописи, выполненных организациями кинематографии и включенных в смету на производство фильма.
Далее в этом письме подробно описывается, какие виды кинематографических работ и услуг кинокомпаний освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Письмом заместителя Руководителя Госналогслужбы России от 26.06.98 N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость" до сведения территориальных госналогинспекций и соответствующих налогоплательщиков было доведено сообщение о том, что письмо Госналогслужбы России от 27.02.97 N ВЗ-4-03/8н утрачивает силу. Одновременно при этом предлагалось исчисление налога на добавленную стоимость производить по работам, услугам, продукции (включая реализацию прав), перечисленным в вышеуказанном письме Госналогслужбы России, начиная с оборотов за июль 1998 года.
Именно это письмо и явилось предметом настоящего судебного разбирательства.
Довод заявителей о том, что указанным письмом Госналогслужба России установила обязательность исчисления налога на добавленную стоимость при производстве и реализации кинопродукции, чем фактически отменила льготы по этому налогу, предусмотренные Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", в судебном заседании нашел свое подтверждение.
Верховный Суд Российской Федерации находит несостоятельным утверждение представителей Госналогслужбы России о том, что обжалуемое письмо не является нормативно - правовым актом, а потому не может быть предметом рассмотрения в судебном заседании.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.93 N 5 (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10), акты могут носить нормативный характер, если устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Письмо Госналогслужбы России от 26.06.98 N ВЗ-6-03/381 отвечает указанным признакам, так как содержит обязательное предписание о порядке исчисления налогоплательщиками налога на добавленную стоимость на услуги по производству и распространению кинопродукции. Это предписание адресовано неопределенному кругу налогоплательщиков и налоговым органам и рассчитано на неоднократное применение.
Ссылка на то, что оспариваемое письмо носило характер информативного и преследовало цель нарушения прав заявителей, и в частности ЗАО "Кинокомпания Кино Мост", представляется несостоятельной.
Из мотивировочной части этого письма следует, что его появление вызвано тем, что до настоящего времени не внесены в установленном порядке изменения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", касающиеся освобождения от налога на добавленную стоимость производства и распространения кинопродукции учреждениями культуры и искусства. В силу этого обстоятельства, по мнению Госналогслужбы России, указанный налог на добавленную стоимость следует производить по работам, услугам, продукции (включая реализацию прав), перечисленным в письме Госналогслужбы России от 27.02.97 N ВЗ-4-03/8н, начиная с оборотов за июль 1998 года.
Таким образом, издавая указанное письмо, являющееся по своему характеру правовым актом нормативного характера, Госналогслужба России нарушила Правила подготовки нормативно - правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.97 N 1538).
В судебном заседании представители Госналогслужбы России не отрицали, что обжалуемое письмо государственной регистрации не проходило и не было опубликовано в печати.
В силу пункта 2 указанных Правил нормативные акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание их в виде писем или телеграмм не допускается.
Судом принято во внимание, что в соответствии с пунктом 19 Правил федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, указанное письмо от 26.06.98 N ВЗ-6-03/381 было направлено территориальным госналогинспекциям для сведения и исполнения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что этим письмом фактически была отменена льгота по налогу на добавленную стоимость, установленная статьей 12 Федерального закона от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" для организаций кинематографии при производстве и реализации кинопродукции.
Между тем в силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим Законом.
ЗАО "Кинокомпания Кино Мост" в судебном заседании представило доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что отмена льгот по НДС в свете указанного письма Госналогслужбы России существенно нарушит ее имущественные права и законные интересы. Вследствие этого будут нарушены имущественные права и акционеров ЗАО "Кинокомпания Кино Мост", в том числе и заявителя Досталь В.Н.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации полагает заявленные акционером Досталь В.Н. и представителем ЗАО "Кинокомпания Кино Мост" требования о признании письма Госналогслужбы России от 26.06.98 N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость" незаконным и недействующим с момента его издания обоснованными и подлежащими удовлетворению.