Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2010 г. N 17171
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 апреля 2010 г. N 373
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.10 МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 16 апреля 2010 г. N 373
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.10 МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> | Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Маляр строительный Монтажник каркасно-обшивных конструкций Облицовщик-плиточник Облицовщик-мозаичник Облицовщик синтетическими материалами Штукатур | 10 мес. |
на базе основного общего образования | 2 года 5 мес. <**> | |
на базе основного общего образования | 10 мес. (без получения среднего (полного) общего образования) |
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
штукатур - маляр строительный;
штукатур - облицовщик-плиточник;
облицовщик-плиточник - облицовщик-мозаичник;
облицовщик-плиточник - облицовщик синтетическими материалами;
облицовщик-мозаичник - облицовщик синтетическими материалами;
штукатур - монтажник каркасно-обшивных конструкций;
облицовщик-плиточник - монтажник каркасно-обшивных конструкций.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение наружных и внутренних штукатурных, малярных, облицовочных работ, устройство ограждающих конструкций при производстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
поверхности зданий, сооружений и участков, прилегающих к ним;
материалы для отделочных строительных работ;
технологии отделочных строительных работ;
ручной и механизированный инструмент, приспособления и механизмы для отделочных строительных работ;
леса и подмости.
4.3. Обучающийся по профессии мастер отделочных строительных работ готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение штукатурных работ.
4.3.2. Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций.
4.3.3. Выполнение малярных работ.
4.3.4. Выполнение облицовочных работ плитками и плитами.
4.3.5. Выполнение облицовочных работ синтетическими материалами.
4.3.6. Выполнение мозаичных работ.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение штукатурных работ.
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.
ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.
ПК 1.4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
5.2.2. Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве монтажа каркасно-обшивочных конструкций.
ПК 2.2. Устраивать ограждающие конструкции, перегородки.
ПК 2.3. Выполнять отделку внутренних и наружных поверхностей с использованием листовых материалов, панелей, плит.
ПК 2.4. Выполнять ремонт каркасно-обшивочных конструкций.
5.2.3. Выполнение малярных работ.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
ПК 3.2. Окрашивать поверхности различными малярными составами.
ПК 3.3. Оклеивать поверхности различными материалами.
ПК 3.4. Выполнять ремонт окрашенных и оклеенных поверхностей.
5.2.4. Выполнение облицовочных работ плитками и плитами.
ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ.
ПК 4.2. Выполнять облицовочные работы горизонтальных и вертикальных поверхностей.
ПК 4.3. Выполнять ремонт облицованных поверхностей плитками и плитами.
5.2.5. Выполнение облицовочных работ синтетическими материалами.
ПК 5.1. Выполнять подготовительные работы при облицовке синтетическими материалами.
ПК 5.2. Выполнять облицовку синтетическими материалами различной сложности.
ПК 5.3. Выполнять ремонт облицованных поверхностей синтетическими материалами.
5.2.6. Выполнение мозаичных работ.
ПК 6.1. Выполнять подготовительные работы при устройстве мозаичных полов.
ПК 6.2. Устраивать мозаичные полы.
ПК 6.3. Выполнять ремонт мозаичных полов.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
П.00 | Профессиональный цикл | 550 | 376 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 550 | 376 | ||
ПМ.01 | Выполнение штукатурных работ | МДК.01.01. Технология штукатурных работ | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 1.4 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | |||||
выполнения подготовительных работ при производстве штукатурных работ; | |||||
выполнения оштукатуривания поверхностей различной степени сложности; | |||||
выполнения отделки оштукатуренных поверхностей; | |||||
выполнения ремонта оштукатуренных поверхностей; | |||||
уметь: | |||||
организовывать рабочее место; | |||||
просчитывать объемы работ и потребности в материалах; | |||||
определять пригодность применяемых материалов; | |||||
создавать безопасные условия труда; | |||||
изготавливать вручную драночные щиты; | |||||
прибивать изоляционные материалы и металлические сетки; | |||||
натягивать металлические сетки по готовому каркасу; | |||||
набивать гвозди и оплетать их проволокой; | |||||
выполнять насечку поверхностей вручную и механизированным способом; | |||||
пробивать гнезда вручную с постановкой пробок; | |||||
оконопачивать коробки и места примыкания крупнопанельных перегородок; | |||||
промаячивать поверхности с защитой их полимерами; | |||||
приготавливать вручную и механизированным способом сухие смеси обычных растворов по заданному составу; | |||||
приготавливать растворы из сухих растворных смесей; | |||||
приготавливать декоративные и специальные растворы; | |||||
выполнять простую штукатурку; | |||||
выполнять сплошное выравнивание поверхностей; | |||||
обмазывать раствором проволочные сетки; | |||||
подмазывать места примыкания к стенам наличников и плинтусов; | |||||
выполнять улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей различной сложности; | |||||
отделывать откосы, заглушины и отливы сборными элементами; | |||||
железнить поверхности штукатурки; | |||||
выполнять механизированное оштукатуривание поверхностей; | |||||
разделывать швы между плитами сборных железобетонных перекрытий, стеновых панелей; | |||||
выполнять высококачественное оштукатуривание поверхностей различной сложности; | |||||
наносить на поверхности декоративные растворы и их обработку вручную и механизированным инструментом; | |||||
отделывать фасады декоративной штукатуркой; | |||||
торкретировать поверхности с защитой их полимерами; | |||||
покрывать поверхности гидроизоляционными, газоизоляционными, звукопоглощающими, термостойкими, рентгенонепроницаемыми растворами; | |||||
вытягивать тяги с разделкой углов; | |||||
вытягивать тяги, падуги постоянного сечения всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов; | |||||
облицовывать гипсокартонными листами на клей; | |||||
облицовывать гипсокартонными листами стен каркасным способом; | |||||
отделывать швы между гипсокартонными листами; | |||||
контролировать качество штукатурок; | |||||
выполнять беспесчаную накрывку; | |||||
выполнять однослойную штукатурку из готовых гипсовых смесей; | |||||
наносить гипсовые шпатлевки; | |||||
наносить декоративные штукатурки на гипсовой и цементной основе; | |||||
выполнять ремонт обычных оштукатуренных поверхностей; | |||||
ремонтировать поверхности, облицованные листами сухой штукатурки; | |||||
знать: | |||||
основы трудового законодательства; | |||||
правила чтения чертежей; | |||||
методы организации труда на рабочем месте; | |||||
нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы; | |||||
технологию подготовки различных поверхностей; | |||||
виды основных материалов, применяемых при производстве штукатурных работ; | |||||
свойства материалов, используемых при штукатурных работах; | |||||
наименование, назначение и правила применения ручного инструмента, приспособления и инвентаря; | |||||
способы устройств вентиляционных коробов; | |||||
способы промаячивания поверхностей; | |||||
приемы разметки и разбивки поверхностей фасада и внутренних поверхностей; | |||||
способы подготовки различных поверхностей под штукатурку; | |||||
устройство и принцип действия машин и механизмов; | |||||
устройство шаблонов для вытягивания тяг; | |||||
свойства основных материалов и готовых сухих растворных смесей, применяемых при штукатурных работах; | |||||
виды, назначения, составы и способы приготовления растворов из сухих смесей; | |||||
составы мастик для крепления сухой штукатурки; | |||||
виды и свойства замедлителей и ускорителей схватывания; | |||||
основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ; | |||||
технологию и устройства марок и маяков; | |||||
технологию отделки оконных и дверных проемов; | |||||
технологическую последовательность обычного оштукатуривания поверхностей; | |||||
технологию выполнения декоративных штукатурок; | |||||
технологию выполнения специальных штукатурок; | |||||
технологию вытягивания тяг и падуг; | |||||
технологию облицовки стен гипсокартонными листами; | |||||
технологию отделки швов различными материалами; | |||||
технику безопасности при выполнении штукатурных работ; | |||||
основные материалы, применяемые при отделке штукатурок; | |||||
технологию выполнения гипсовой штукатурки; | |||||
технику безопасности при отделке штукатурки; | |||||
виды, причины появления и способы устранения дефектов штукатурки; | |||||
требования строительных норм и правил к качеству штукатурок | |||||
ПМ.02 | Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций | МДК.02.01. Технология монтажа каркасно-обшивочных конструкций | ОК 1 - 7 ПК 2.1 - 2.4 | ||
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | |||||
иметь практический опыт: | |||||
выполнения подготовительных работ при производстве монтажа каркасно-обшивочных конструкций; | |||||
устройства ограждающих конструкций, перегородок; | |||||
выполнения отделки внутренних и наружных поверхностей с использованием листовых материалов, панелей, плит; | |||||
выполнения ремонта каркасно-обшивочных конструкций; | |||||
уметь: | |||||
читать архитектурно-строительные чертежи; | |||||
организовывать рабочее место; | |||||
проводить входной визуальный контроль качества используемых материалов; | |||||
определять объемы выполняемых работ, виды и расход применяемых материалов согласно проекту; | |||||
создавать безопасные условия труда; | |||||
определять целесообразность использования машин, инструментов и приспособлений в соответствии с проектом, условиями производства работ и требованиями охраны труда; | |||||
подготавливать площадки для проведения работ по устройству ограждающих конструкций, перегородок, отделке внутренних и наружных поверхностей; | |||||
размечать места установки в проектное положение каркасно-обшивочных конструкций; | |||||
выполнять очистку, обеспыливание, грунтование различных поверхностей; | |||||
приготавливать монтажные, клеевые, гидроизоляционные и другие растворы и смеси; | |||||
подготавливать материалы для монтажа каркасов; | |||||
подготавливать листовые материалы к монтажу; | |||||
осуществлять монтаж внутренних и наружных металлических и деревянных каркасов в соответствии с чертежами, эскизами, схемами; | |||||
монтировать каркасы потолков с применением стандартных подвесов с учетом проектного расположения светильников, электроприборов, вентиляции; | |||||
владеть приемами монтажа узлов примыканий, внутренних и внешних углов, дверных проемов, мест сопряжений перегородок с инженерными коммуникациями, с потолком; | |||||
возводить конструкции из пазогребневых плит; | |||||
устанавливать гипсокартонные, гипсоволокнистые листы, цементно-минеральные панели типа аквапанель и другие в проектное положение с обеих сторон каркаса; | |||||
стыковать листы, устраивать внутренние и внешние углы и места сопряжения с дверными коробками, полом и потолком; | |||||
облицовывать инженерные коммуникации, оконные и дверные проемы; | |||||
устанавливать строительные леса и подмости; | |||||
укладывать и закреплять различные виды теплозвукоизоляционных и пароизоляционных материалов; | |||||
крепить к облицовкам навесное оборудование, предметы интерьера; | |||||
устанавливать на внешние и внутренние поверхности пенополистирольные и минераловатные плиты типа "теплая стена", различные листовые материалы на клеящие составы; | |||||
выбирать способы установки листовых материалов в зависимости от неровности поверхностей; | |||||
заделывать швы; | |||||
определять дефекты и повреждения поверхностей обшивок и облицовок из гипсокартонных, гипсоволокнистых листов, цементно-минеральных панелей типа аквапанель и других, стыков, оснований пола, подлежащих ремонту; | |||||
осуществлять ремонт поверхностей, выполненных с использованием комплектных систем сухого строительства, гипсокартонных, гипсоволокнистых листов, цементно-минеральных панелей типа аквапанель и других; | |||||
знать: | |||||
основные положения Трудового кодекса Российской Федерации; | |||||
правила техники безопасности; | |||||
перечень применяемых машин, инструментов и приспособлений, правила и особенности их эксплуатации; | |||||
виды и технологические свойства современных архитектурных и декоративных элементов; | |||||
требования к подготовке поверхностей под различные виды отделки; | |||||
приемы и способы подготовки: очистка, обеспыливание, обезжиривание, грунтование; | |||||
приемы и правила разметки поверхностей, пространственного положения каркасов; | |||||
виды маяков, их назначение, последовательность операций при их установке; | |||||
назначение и порядок установки защитных уголков; | |||||
технологию сопряжения узлов различных конструкций с каркасом; | |||||
виды и назначение профилей, правила их крепления, используемые для крепления материалы и приспособления; | |||||
правила и способы раскроя элементов металлических и деревянных каркасов; | |||||
назначение, свойства и правила применения уплотнительных материалов; | |||||
виды листовых материалов, их технологические свойства, основные отличия и области применения; | |||||
технологию монтажа листовых материалов (гипсокартонных, гипсоволокнистых листов, цементно-минеральных панелей типа аквапанель внутренняя, аквапанель наружная и других), особенности стыковки листов, устройство внутренних и внешних углов и мест сопряжения с дверными коробками и др.; | |||||
технологию облицовки листовыми материалами потолочного каркаса, правила крепления; | |||||
виды и назначение крепежных изделий; | |||||
технологию монтажа двух- и трехслойных перегородок из гипсокартонных, гипсоволокнистых листов, цементно-минеральных панелей типа аквапанель и других, облицовки инженерных коммуникаций, облицовки оконных и дверных проемов; | |||||
технологию и особенности укладки различных видов теплозвукоизоляционных и пароизоляционных материалов и их крепления; | |||||
правила и особенности крепления к обшивкам навесного оборудования и предметов интерьера; | |||||
способы приклеивания гипсокартонных, гипсоволокнистых панелей, пенополистирольных и минераловатных плит типа "теплая стена" к стенам; | |||||
технологии, состав и последовательность выполняемых операций в зависимости от неровности поверхностей; | |||||
общие сведения о ремонте поверхностей; | |||||
виды дефектов, способы их обнаружения и устранения; | |||||
особенности ремонта поверхностей, гипсокартонных, гипсоволокнистых листов, цементно-минеральных панелей типа аквапанель и других; | |||||
виды дефектов выполненных работ, порождающие их причины; | |||||
требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ; | |||||
общие сведения о видах контроля, осуществляемого в ходе выполнения работ; | |||||
содержание, последовательность и технологию всех работ с использованием комплектных систем; | |||||
требования к качеству работ на каждом этапе технологического цикла |
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
основы строительного черчения;
основы материаловедения;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
основы технологии отделочных строительных работ.
Лаборатории:
информационных технологий;
материаловедения.
Мастерские:
для подготовки маляра;
для подготовки монтажника каркасно-обшивочных конструкций;
для подготовки облицовщика-плиточника;
для подготовки облицовщика-мозаичника;
для подготовки облицовщика синтетическими материалами;
для подготовки штукатура.
Полигоны:
участок краскозаготовки.
Спортивный комплекс:
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.