Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2010 г. N 17172
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 апреля 2010 г. N 329
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100116 ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100116 Парикмахерское искусство и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 13 апреля 2010 г. N 329
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100116 ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 100116 Парикмахерское искусство всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема | Наименование квалификации базовой подготовки | Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Технолог | 1 год 10 месяцев |
на базе основного общего образования | 2 года 10 месяцев <*> |
<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная база приема | Наименование квалификации углубленной подготовки | Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Модельер-художник | 2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования | 3 года 10 месяцев <*> |
<*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение технологических процессов и художественного моделирования в сфере парикмахерского искусства.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
запросы потребителя на парикмахерские услуги;
внешний облик человека;
средства оказания услуг парикмахерских (оборудование, материалы, инструменты);
технологии и технологический процесс парикмахерских услуг.
4.3. Технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг.
4.3.2. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей.
4.3.3. Внедрение новых технологий и тенденций моды.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Модельер-художник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг.
4.4.2. Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов и форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды.
4.4.3. Внедрение новых технологий, тенденций моды и продвижение парикмахерских услуг.
4.4.4. Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг.
4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг.
ПК 1.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при выполнении парикмахерских услуг.
ПК 1.2. Анализировать состояние кожи головы и волос потребителя, определять способы и средства выполнения парикмахерских услуг.
ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.
ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.
ПК 1.5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу.
5.2.2. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей.
ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя.
ПК 2.2. Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя.
ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды.
5.2.3. Внедрение новых технологий и тенденций моды.
ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Модельер-художник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Модельер-художник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг.
ПК 1.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при выполнении парикмахерских услуг.
ПК 1.2. Анализировать состояние кожи головы и волос потребителя, определять способы и средства выполнения парикмахерских услуг.
ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.
ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.
ПК 1.5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу.
5.4.2. Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, и форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды.
ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя.
ПК 2.2. Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цветотипа, особенностей пропорций и телосложения).
ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.
5.4.3. Внедрение новых технологий, тенденций моды и продвижение парикмахерских услуг.
ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.
ПК 3.2. Планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства различного уровня.
ПК 3.3. Самостоятельно осуществлять взаимодействие со специалистами и организациями с целью продвижения своих услуг.
5.4.4. Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг.
ПК 4.1. Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть циклов ОПОП | 2052 | 1368 | | |
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 474 | 316 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: | | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 |
| уметь: | | | |
| ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | | | | |
| знать: | | | | |
| основные категории и понятия философии; | | | | |
| роль философии в жизни человека и общества; | | | | |
| основы философского учения о бытии; | | | | |
| сущность процесса познания; | | | | |
| основы научной, философской и религиозной картин мира; | | | | |
| об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | | | | |
| о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | | | | |
| уметь: | | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 |
| ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | | | |
| выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | | | | |
| знать: | | | | |
| основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); | | | | |
| сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; | | | | |
| основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | | | | |
| назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; | | | | |
| о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | | | | |
| содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | | | | |
| уметь: | | 110 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1 - 10 ПК 1.3 ПК 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 |
| общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; | | |
| переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; | | | |
| самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; | | | |
| знать: | | | | |
| лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | | | | |
| уметь: | 220 | 110 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 10 |
| использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | | |
| знать: | | | |
| о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; | | | |
| основы здорового образа жизни | | | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 96 | 64 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: | | | ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 5 ОК 8 - 9 ПК 1.5 ПК 3.1 |
| уметь: | | |
| соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | | |
| создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий; | | |
| использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет для решения задач профессиональной деятельности; | | | |
| знать: | | | |
| правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | | | | |
| основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; | | | | |
| возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | | | | |
| назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности; | | | | |
| базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ | | | | |
П.00 | Профессиональный цикл | 1482 | 988 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 669 | 446 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | | | ОП.01. Сервисная деятельность | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 1.2 - 1.5 ПК 2.1 |
| уметь: | | | |
| соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; | | | |
| определять критерии качества оказываемых услуг; | | | |
| использовать различные средства делового общения; | | | |
| анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов; | | | |
| управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; | | | |
| выполнять требования этики в профессиональной деятельности; | | | | |
| знать: | | | | |
| социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; | | | | |
| потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; | | | | |
| сущность услуги как специфического продукта; | | | | |
| понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности; | | | | |
| правила обслуживания населения; | | | | |
| организацию обслуживания потребителей услуг; | | | | |
| способы и формы оказания услуг; | | | | |
| нормы и правила профессионального поведения и этикета; | | | | |
| этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; | | | | |
| критерии и составляющие качества услуг; | | | | |
| психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания | | | | |
| уметь: | | | ОП.02. История изобразительного искусства | ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 8 ОК 9 ПК 2.2 - 2.3 ПК 3.1 |
| анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности; | | |
| ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства; | | | |
| применять материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности; | | | |
| знать: | | | |
| основы искусствоведения; | | | |
| историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры; | | | |
| характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур; | | | | |
| первоисточники искусствоведческой литературы | | | | |
| уметь: | | | ОП.03. Рисунок и живопись | ОК 2 ОК 3 ОК 8 ОК 9 ПК 1.4 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 |
| выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению; | | |
| знать: | | | |
| основные законы, средства и приемы рисунка и живописи | | | |
| уметь: | | | ОП.04. Санитария и гигиена парикмахерских услуг | ОК 1 - 3 ОК 7 - 9 ПК 1.1 - 1.2 ПК 1.4 - 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 |
| применять нормативную документацию по санитарно-эпидемиологической обработке; | | |
| выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны; | | |
| выполнять правила личной гигиены; | | |
| определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос; | | | |
| знать: | | | |
| введение в микробиологию и эпидемиологию; | | | | |
| классификацию кожных болезней; | | | | |
| болезни, передаваемые контактно-бытовым путем; | | | | |
| основы гигиены парикмахерских услуг; | | | | |
| санитарные нормы и требования в сфере парикмахерских услуг | | | | |
| уметь: | | | ОП.05. Основы анатомии и физиологии кожи и волос | ОК 1 - 3 ОК 7 - 9 ПК 1.1 - 1.2 ПК 1.4 - 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 |
| анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации его по длине; | | |
| знать: | | |
| виды и типы волос; | | | |
| особенности роста волос на голове; | | | |
| основы анатомического строения кожи и волос, их структуру; | | | |
| основные функции кожи, физиологию роста волос; | | | | |
| основы пигментации волос; | | | | |
| виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами; | | | | |
| особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волосы | | | | |
| уметь: | | | ОП.06. Материаловедение | ОК 1 - 5 ОК 7 - 9 ПК 1.3 - 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 |
| применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов; | | |
| знать: | | | |
| основные виды сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности; | | | |
| основные физико-химические свойства различных видов сырья и материалов; | | | |
| состав и свойства материалов для парикмахерских работ: по уходу за волосами и кожей волосистой части головы, гигиенические, профилактические и декоративные косметические средства для волос | | | | |
| уметь: | | | ОП.07. Пластическая анатомия | ОК 1 - 2 ОК 4 ОК 8 - 9 ПК 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 |
| определять пропорции головы и лица; | | |
| выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы; | | |
| знать: | | |
| строение опорно-двигательного аппарата человека и его пластику; | | | |
| пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции, типы телосложения; | | | |
| основы грамоты рисунка | | | | |
| уметь: | | 68 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10 ПК 1.1 - 1.5 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 |
| организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | | |
| предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | | | |
| использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | | | |
| применять первичные средства пожаротушения; | | | |
| ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | | | | |
| применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | | | | |
| владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | | | | |
| оказывать первую помощь пострадавшим; | | | | |
| знать: | | | | |
| принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | | | | |
| основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | | | | |
| основы военной службы и обороны государства; | | | | |
| задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; | | | | |
| меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | | | | |
| организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | | | | |
| основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | | | | |
| область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | | | | |
| порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 813 | 542 | | |
ПМ.01 | Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг | | | МДК.01.01. Организация и технологии парикмахерских услуг | ОК 1 - 10 ПК 1.1 - 1.5 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | |
| проведения контроля безопасности и подготовки, контактной зоны для выполнения парикмахерских услуг; | | | |
| определения состояния кожи головы и волос потребителя, заполнения диагностических карт и формирования комплекса парикмахерских услуг; | | | | |
| выполнения парикмахерских услуг в технологической последовательности; | | | | |
| консультирования клиентов по домашнему профилактическому уходу; | | | | |
| уметь: | | | | |
| обеспечивать инфекционную безопасность потребителя и исполнителя: выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны, обработку рук технолога и текущую уборку контактной зоны, соблюдать правила личной гигиены; | | | | |
| организовывать рабочее место для выполнения парикмахерских работ; | | | | |
| обеспечивать технику безопасности профессиональной деятельности; | | | | |
| проводить обследование и анализировать состояние кожи головы и волос; | | | | |
| определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос; | | | | |
| применять нормативную и справочную литературу; | | | | |
| применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов; | | | | |
| заполнять диагностическую карточку потребителя; | | | | |
| предлагать спектр имеющихся услуг потребителям; | | | | |
| объяснять потребителям целесообразность рекомендуемого комплекса услуг, прогнозируя результат; | | | | |
| выполнять все технологические процессы в целом и поэтапно: профилактический уход за кожей головы и волосами, классические и современные виды стрижек, окрасок, завивок на продолжительное время; | | | | |
| использовать технологические приемы и техники в процессе моделирования; | | | | |
| использовать средства для оформления и закрепления прически, средства декоративного оформления прически; | | | | |
| заполнять рабочую карточку технолога; | | | | |
| профессионально и доступно давать характеристику кожи головы и волос потребителей и рекомендации по домашнему профилактическому уходу; | | | | |
| знать: | | | | |
| принципы воздействия технологических процессов на кожу головы и волосы; | | | | |
| результат воздействия инструментов и материалов на кожу и волосы головы; | | | | |
| виды парикмахерских работ; | | | | |
| технологии различных парикмахерских работ; | | | | |
| устройство и назначение оборудования для парикмахерских работ, правила его эксплуатации; | | | | |
| способы и средства профилактического ухода за кожей головы и волос | | | | |
ПМ.02 | Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей | | | МДК.02.01. Технология постижерных работ | ОК 1 - 10 ПК 2.1 - 2.3 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок |
| формирования образа будущей прически потребителя и определения ее формы с учетом индивидуальных пластических особенностей, пожеланий и типажа потребителя; | | | |
| выполнения рабочих эскизов причесок, простых постижерных изделий и украшений; | | | | |
| выполнения причесок различного назначения; | | | | |
| уметь: | | | | |
| определять типаж клиента и обсуждать пожелания клиентов; | | | | |
| определять назначение прически; | | | | |
| разрабатывать форму прически и стрижки (стиль, силуэт, колористику, силуэтные и контурные линии, конструктивно-декоративные линии); | | | | |
| выполнять рабочие эскизы причесок, простых постижерных изделий и украшений; | | | | |
| оформлять технологические карты окрашивания волос, завивки волос и оформления в прическу; | | | | |
| выполнять простые постижерные изделия, украшения; | | | | |
| выполнять прически исторических эпох и современные прически различного назначения с учетом моды; | | | | |
| знать: | | | | |
| классификацию постижерных изделий и украшений; | | | | |
| технологию конструирования простых постижерных изделий и украшений; | | | | |
| форму причесок различных исторических эпох и современных причесок; | | | | |
| способы, методы и приемы выполнения причесок | | | | |
ПМ.03 | Внедрение новых технологий и тенденций моды | | | МДК.03.01. Стандартизация и подтверждение соответствия | ОК 1 - 10 ПК 3.1 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | |
| применения новых видов услуг в парикмахерском искусстве; | | | МДК.03.02. Актуальные тенденции и современные технологии парикмахерского искусства | |
| контроля качества выполняемых видов парикмахерских услуг поэтапно и в целом; | | | |
| уметь: | | | |
| изучать и анализировать запросы потребителей; | | | |
| самостоятельно анализировать и изучать новые виды парикмахерских услуг и тенденций моды, используя различные источники профессиональной информации; | | | |
| применять современные технологии и новые методы обработки волос; | | | | |
| знать: | | | | |
| показатели качества продукции (услуги); | | | | |
| понятие конкуренции на рынке услуг и ее роль; | | | | |
| пути повышения качества услуг и обслуживания; | | | | |
| актуальные тенденции и современные технологии в парикмахерском искусстве; | | | | |
| современные направления моды в парикмахерском искусстве | | | | |
ПМ.04 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | | | | |
| Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 918 | 612 | | |
| Всего часов обучения по циклам ОПОП | 2970 | 1980 | | |
УП.00 | Учебная практика | 14 нед. | 504 | | ОК 1 - 10 ПК 1.1 - 1.5 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) |
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | | | |
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 3 нед. | | | |
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | | | |
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | | | |
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. | | | |
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 55 нед. |
Учебная практика | 14 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 3 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 13 нед. |
Итого | 95 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть циклов ОПОП | 3240 | 2160 | | |
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 732 | 488 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: | | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 |
| уметь: | | | | |
| ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | | | | |
| знать: | | | | |
| основные категории и понятия философии; | | | | |
| роль философии в жизни человека и общества; | | | | |
| основы философского учения о бытии; | | | | |
| сущность процесса познания; | | | | |
| основы научной, философской и религиозной картин мира; | | | | |
| об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | | | | |
| о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | | | | |
| уметь: | | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 |
| ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | | | | |
| выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | | | | |
| знать: | | | | |
| основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); | | | | |
| сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; | | | | |
| основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | | | | |
| назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; | | | | |
| о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | | | | |
| содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | | | | |
| уметь: | | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10 |
| применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | | | |
| использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | | | | |
| знать: | | | | |
| взаимосвязь общения и деятельности; | | | | |
| цели, функции, виды и уровни общения; | | | | |
| роли и ролевые ожидания в общении; | | | | |
| виды социальных взаимодействий; | | | | |
| механизмы взаимопонимания в общении; | | | | |
| техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; | | | | |
| этические принципы общения; | | | | |
| источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | | | | |
| уметь: | | 172 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 10 ПК 1.3 ПК 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; | | |
| переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; | | | |
| самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; | | | |
| знать: | | | |
| лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | | | | |
| уметь: | 344 | 172 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 10 |
| использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | | |
| знать: | | | |
| о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; | | | |
| основы здорового образа жизни | | | | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 135 | 90 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: | | | ЕН.01. Информатика и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 5 ОК 8 - 9 ПК 1.5 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| уметь: | | |
| соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | | |
| создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий; | | |
| использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет для решения задач профессиональной деятельности; | | | |
| знать: | | | | |
| правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | | | | |
| основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; | | | | |
| возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | | | | |
| назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности; | | | | |
| базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ | | | | |
П.00 | Профессиональный цикл | 2373 | 1582 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 741 | 494 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | | | ОП.01. Сервисная деятельность | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК 1.2 - 1.5 ПК 2.1 ПК 3.2 - 3.3 ПК 4.1 |
| уметь: | | | |
| соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; | | | |
| определять критерии качества оказываемых услуг; | | | |
| использовать различные средства делового общения; | | | |
| анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов; | | | |
| управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; | | | |
| выполнять требования этики в профессиональной деятельности; | | | |
| составлять резюме, анкету; | | | |
| знать: | | | | |
| социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; | | | | |
| потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; | | | | |
| сущность услуги как специфического продукта; | | | | |
| понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности; | | | | |
| правила обслуживания населения; | | | | |
| организацию обслуживания потребителей услуг; | | | | |
| способы и формы оказания услуг; | | | | |
| нормы и правила профессионального поведения и этикета; | | | | |
| этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; | | | | |
| критерии и составляющие качества услуг; | | | | |
| психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания | | | | |
| уметь: | | | ОП.02. История изобразительного искусства | ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 8 ОК 9 ПК 2.2 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности; | | |
| ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства; | | |
| применять материал по истории изобразительного искусства для использования в профессиональной деятельности; | | | |
| знать: | | | |
| основы искусствоведения; | | | |
| историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры; | | | |
| характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур; | | | |
| первоисточники искусствоведческой литературы | | | | |
| уметь: | | | ОП.03. Рисунок и живопись | ОК 2 ОК 3 ОК 8 - 9 ПК 1.4 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению; | | |
| знать: | | |
| основные законы, средства и приемы рисунка и живописи | | | |
| уметь: | | | ОП.04. Эстетика | ОК 1 - 2 ОК 6 - 8 ОК 10 ПК 1.3 ПК 1.5 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| применять знания по эстетике при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; | | | |
| знать: | | | |
| историю эстетики; | | | |
| место эстетики в системе современного научного знания, ее взаимоотношение с философией, историей, психологией; | | | |
| основные категории эстетики; | | | |
| сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества; | | | |
| понятие "прикладная эстетика", характеристику ее видов; | | | |
| эстетику внешнего образа человека | | | | |
| уметь: | | | ОП.05. Санитария и гигиена парикмахерских услуг | ОК 1 - 3 ОК 7 - 9 ПК 1.1 - 1.2 ПК 1.4 - 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 - 3.2 ПК 4.1 |
| применять нормативную документацию по санитарно-эпидемиологической обработке; | | |
| выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны; | | |
| выполнять правила личной гигиены; | | |
| определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос; | | | |
| знать: | | | |
| введение в микробиологию и эпидемиологию; | | | |
| классификацию кожных болезней; | | | |
| болезни, передаваемые контактно-бытовым путем; | | | |
| основы гигиены парикмахерских услуг; | | | | |
| санитарные нормы и требования в сфере парикмахерских услуг | | | | |
| уметь: | | | ОП.06. Основы анатомии и физиологии кожи и волос | ОК 1 - 3 ОК 7 - 9 ПК 1.1 - 1.2 ПК 1.4 - 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 ПК 3.3 ПК 4.1 |
| анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации по длине; | | |
| знать: | | |
| виды и типы волос, особенности роста волос на голове; | | |
| основы анатомического строения кожи и волос, их структуру; | | | |
| основные функции кожи, физиологию роста волос; | | | |
| основы пигментации волос; | | | |
| виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с технологическими препаратами; | | | |
| особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волосы | | | |
| уметь: | | | ОП.07. Материаловедение | ОК 1 - 5 ОК 7 - 9 ПК 1.3 - 1.5 ПК 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов; | | |
| знать: | | | |
| основные виды сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности; | | | |
| основные физико-химические свойства различных видов сырья и материалов; | | | |
| состав и свойства материалов для парикмахерских работ: по уходу за волосами и кожей волосистой части головы, гигиенические, профилактические и декоративные косметические средства для волос | | | |
| уметь: | | | ОП.08. Пластическая анатомия | ОК 1 - 2 ОК 4 ОК 8 - 9 ПК 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.2 ПК 4.1 |
| определять пропорции головы и лица; | | |
| выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы; | | |
| знать: | | |
| строение опорно-двигательного аппарата человека и его пластику; | | | |
| пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции, типы телосложения; | | | |
| основы грамоты рисунка | | | | |
| уметь: | | 68 | ОП.09. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10 ПК 1.1 - 1.5 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 ПК 4.1 |
| организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | | |
| предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | | | |
| использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | | | |
| применять первичные средства пожаротушения; | | | |
| ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | | | |
| применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | | | | |
| владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | | | | |
| оказывать первую помощь пострадавшим; | | | | |
| знать: | | | | |
| принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | | | | |
| основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | | | | |
| основы военной службы и обороны государства; | | | | |
| задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; | | | | |
| меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | | | | |
| организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | | | | |
| основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | | | | |
| область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | | | | |
| порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1632 | 1088 | | |
ПМ.01 | Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг | | | МДК.01.01. Организация и технологии парикмахерских услуг | ОК 1 - 10 ПК 1.1 - 1.5 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | |
| проведения контроля безопасности и подготовки, контактной зоны для выполнения парикмахерских услуг; | | |
| определения состояния кожи головы и волос потребителя, заполнения диагностических карт и формирования комплекса парикмахерских услуг; | | | | |
| выполнения парикмахерских услуг в технологической последовательности; | | | | |
| консультирования клиентов по домашнему профилактическому уходу | | | | |
| уметь: | | | | |
| обеспечивать инфекционную безопасность потребителя и исполнителя: выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны, обработку рук технолога и текущую уборку контактной зоны, выполнять правила личной гигиены; | | | | |
| организовывать рабочее место для выполнения парикмахерских работ; | | | | |
| обеспечивать технику безопасности профессиональной деятельности; | | | | |
| проводить обследование и анализировать состояние кожи головы и волос; | | | | |
| определять наличие дерматологических проблем кожи головы и волос; | | | | |
| применять нормативную и справочную литературу; | | | | |
| применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов; | | | | |
| заполнять диагностическую карточку потребителя; | | | | |
| предлагать спектр имеющихся услуг потребителям; | | | | |
| объяснять потребителям целесообразность рекомендуемого комплекса услуг, прогнозируя результат; | | | | |
| выполнять все технологические процессы в целом и поэтапно: профилактический уход за кожей головы и волосами, классические и современные виды стрижек, окрасок, завивок на продолжительное время; | | | | |
| использовать технологические приемы и техники в процессе моделирования; | | | | |
| использовать средства для оформления и закрепления прически, средства декоративного оформления прически; | | | | |
| заполнять рабочую карточку технолога; | | | | |
| профессионально и доступно давать характеристику кожи головы и волос потребителей и рекомендации по домашнему профилактическому уходу; | | | | |
| знать: | | | | |
| принципы воздействия технологических процессов на кожу головы и волосы; | | | | |
| результат воздействия инструментов и материалов на кожу и волосы головы; | | | | |
| виды парикмахерских работ; | | | | |
| технологии различных парикмахерских работ; | | | | |
| устройство и назначение оборудования для парикмахерских работ, правила его эксплуатации; | | | | |
| способы и средства профилактического ухода за кожей головы и волос | | | | |
ПМ.02 | Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды | | | МДК.02.01. Технология постижерных работ | ОК 1 - 10 ПК 2.1 - 2.3 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок |
| иметь практический опыт: | | | |
| формирования образа будущей прически потребителя и разработки ее формы с учетом индивидуальных пластических особенностей, пожеланий и типажа потребителя; | | | |
| создания художественной формы прически и выполнения рабочих эскизов причесок, простых постижерных изделий и украшений; | | | | |
| выполнения причесок различного назначения и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды | | | | |
| уметь: | | | | |
| определять типаж клиента и выявлять его эстетические запросы; | | | | |
| выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы; | | | | |
| определять назначение прически; | | | | |
| разрабатывать форму прически и стрижки (стиль, силуэт, колористику, силуэтные и контурные линии, конструктивно-декоративные линии); | | | | |
| оформлять технологические карты окрашивания волос, завивки волос и оформления в прическу; | | | | |
| выполнять рабочие эскизы стрижек и причесок, простых постижерных изделий и украшений; | | | | |
| выполнять простые постижерные изделия, украшения; | | | | |
| выполнять прически исторических эпох, в том числе стилизованные; | | | | |
| выполнять современные прически различного назначения и вида; | | | | |
| знать: | | | | |
| классификацию постижерных изделий и украшений; | | | | |
| технологию конструирования постижерных украшений; | | | | |
| форму причесок исторических эпох, современности и стилизованных; | | | | |
| способы, методы и приемы выполнения причесок | | | | |
ПМ.03 | Внедрение новых технологий, тенденций моды и продвижение парикмахерских услуг | | | МДК.03.01. Стандартизация и подтверждение соответствия | ОК 1 - 10 ПК 3.1 - 3.3 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | |
| применения новых видов услуг в парикмахерском искусстве; | | | МДК.03.02. Основы маркетинга сферы услуг | |
| контроля качества выполняемых видов парикмахерских услуг поэтапно и в целом; | | | |
| проведения технологических семинаров; | | | МДК.03.03. Актуальные тенденции и современные технологии парикмахерского искусства | |
| участия в конкурсах, семинарах, мастер-классах, показах; | | | |
| уметь: | | | |
| изучать и анализировать запросы потребителей; | | | |
| самостоятельно анализировать и изучать новые виды парикмахерских услуг и тенденций моды, используя различные источники профессиональной информации; | | | |
| применять современные технологии и новые методы обработки волос; | | | | |
| подготавливаться к технологическому семинару, мастер-классу и проводить их; | | | | |
| использовать образовательно-развивающие возможности информационных технологий и работать с информационными потоками в процессе подготовки к показам, мастер-классам; | | | | |
| самостоятельно осваивать перечень конкурсных видов работ текущего года; | | | | |
| самостоятельно выбирать способ и направление продвижения услуг; | | | | |
| знать: | | | | |
| показатели качества продукции (услуги); | | | | |
| понятие конкуренции на рынке услуг и ее роль; | | | | |
| пути повышения качества услуг и обслуживания; | | | | |
| актуальные тенденции и технологии в парикмахерском искусстве; | | | | |
| современные направления моды в парикмахерском искусстве; | | | | |
| структуру содержания и организацию проведения технологических семинаров, мастер-классов, методы их проведения; | | | | |
| стилистику конкурсных работ; | | | | |
| организационную структуру организации сферы услуг | | | | |
ПМ.04 | Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг | | | МДК.04.01. Стилистика, моделирование и художественное оформление прически | ОК 1 - 10 ПК 4.1 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | |
| создания художественного образа для конкурсной и подиумной работы; | | | |
| уметь: | | | | |
| разрабатывать и выполнять конкурсные и подиумные работы в сфере парикмахерского искусства; | | | | |
| разрабатывать и выполнять постижерные дополнения и украшения для подиумных и конкурсных работ; | | | | |
| разрабатывать и осуществлять взаимосвязь художественного оформления прически, стрижки с используемыми технологическими процессами; | | | | |
| выполнять фотографирование работ и составлять их экспозицию, оформлять авторский профессиональный портфолио; | | | | |
| знать: | | | | |
| тенденции моды в стилистике и в технологиях парикмахерских услуг, в художественной творческой деятельности: подиумных и конкурсных работах; | | | | |
| особенности создания коллекции | | | | |
ПМ.05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | | | | |
| Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1404 | 936 | | |
| Всего часов обучения по циклам ОПОП | 4644 | 3096 | | |
УП.00 | Учебная практика | 22 нед. | 792 | | ОК 1 - 10 ПК 1.1 - 1.5 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3 |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) |
| | | | | ПК 4.1 |
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | | | |
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | | | |
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | | | |
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | | | |
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. | | | |
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 86 нед. |
Учебная практика | 22 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 24 нед. |
Итого | 147 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.
промежуточная аттестация 2 нед.
каникулярное время 11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>.
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
медико-биологических дисциплин;
безопасности жизнедеятельности;
рисунка и живописи.
Лаборатории:
информатики и информационных технологий;
медико-биологическая;
технологий парикмахерских услуг и постижерных работ;
моделирования и художественного оформления прически.
Мастерские:
салон-парикмахерская.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности 100116
Парикмахерское искусство
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 | 2 |
16437 | Парикмахер |