Приказ Минобрнауки РФ от 29.03.2010 N 239

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033700 прикладная этика (квалификация (степень) "Магистр")"
Редакция от 29.03.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 28.08.2015 N 903»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2010 г. N 17269


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2010 г. N 239

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 033700 ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033700 Прикладная этика (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 марта 2010 г. N 239

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 033700 ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 033700 Прикладная этика образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наименование
ООП магистратуры 68 магистр 2 года 120 <*>

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:

нравственные отношения в различных сферах жизни общества и объединений людей;

основные закономерности зарождения нравственных отношений, норм и ценностей, форм их существования и развития, структуры, способов их функционирования и влияния на поведение людей в различных областях индивидуальной и социальной жизнедеятельности;

нравственные отношения в их нормативно-ценностном значении как способ обеспечения согласованного, социально-партнерского взаимодействия;

практики и технологии предупреждения ценностных и нормативных моральных конфликтов, система институтов и управления, направленных на гуманизацию взаимодействия индивидов в различных сферах жизнедеятельности;

совокупность профессиональных нравственных отношений в рамках правового, политического, административно-организационного регулирования и экономического воздействия на людей и их объединения, способствующих утверждению позитивного взаимодействия сфер жизнедеятельности общества, различных организаций и учреждений;

совокупность институализированных этических структур (этические комитеты и комиссии), способы их формирования и функционирования;

система консалтинговых способов, методов, техник и приемов достижения компромисса, консенсуса и исключения конфронтации во взаимодействиях между индивидами и различными объединениями людей;

толерантность как социо- и этнокультурный феномен и способ взаимодействия между людьми, исключающий оппозиционную агрессию, насильственный протест, экстремизм, терроризм и вооруженный конфликт.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

совокупность предметов, явлений, процессов, отношений, обусловливающих позитивные нравственные способы взаимодействия в обществе, влекущие повышение уровня социального консенсуса, толерантности, гуманизации отношений и справедливости деятельности социальных институтов;

совокупность этических процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий профессиональной деятельности в различных областях;

совокупность прикладных этических технологий формирования институтов доверия и внедрения стандартов лучшей практики в различных сферах жизнедеятельности, требующих совершенствования, в рамках задач демократизации социальных процессов и институтов.

4.3. Магистр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность;

информационно-аналитическая деятельность;

технологическая деятельность;

проектная деятельность;

педагогическая деятельность;

организационно-управленческая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

задачи профессиональной деятельности магистров:

научно-исследовательская деятельность:

анализировать закономерности становления функционирования нравственности в обществе, создавать проекты и вырабатывать рекомендации совершенствования морального совершенствования социальных процессов и институтов.

Информационно-аналитическая деятельность:

осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о нравственных отношениях и способах их функционирования.

Технологическая деятельность:

разрабатывать и внедрять в практику межличностного и социального взаимодействия этически корректные, компромиссные, социально-безопасные и партнерские способы взаимодействия.

Проектная деятельность:

создавать программы внедрения нравственных норм и ценностей в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений, проводить этическую экспертизу проектов, законов, программ и стратегий социального развития.

Педагогическая деятельность:

формировать знания о нравственных отношениях, осваивать новые образовательные методики в сфере этического образования, сочетать образовательную и морально-воспитательную деятельность.

Организационно-управленческая деятельность:

организовывать процессы формирования нравственного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности, внедрять стратегии морального взаимодействия.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен на основе сформированного мировоззрения понимать современное состояние гуманитарных, социальных и естественных наук (ОК-1);

готов и способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-2);

готов и способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к восприятию и использованию новых научных открытий в различных, в том числе смежных, областях знания, способствующих повышению профессионального уровня (ОК-3);

готов и способен использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении исследовательским коллективом (ОК-4);

готов и способен проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности за результаты дела, использовать знания и умения работы в условиях рисков и неопределенности (ОК-5);

способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-6);

обладает культурой мышления, ясностью письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности, культурой речи (ОК-7);

знает и чтит права человека, с полной ответственностью выполняет обязанности человека и гражданина, демонстрирует ответственное отношение к общественному делу, своему гражданскому долгу (ОК-8);

готов и способен осуществлять профессиональную деятельность в мультикультурной среде, реализовывать в своей повседневной практике толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным, социальным и иным различиям людей (ОК-9);

готов и способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе норм морали и права, социально-политических и духовных ценностей (ОК-10)

5.2. Выпускник должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

знает эволюцию представлений о нравственности, ее природу, структуру, функции, особенности становления, развития и функционирования в обществе, способы влияния на поведение людей, обществ и социальных групп, роль и место в различных сферах социальной жизни и профессиональной деятельности, сущность актуальных моральных проблем, методы и способы их теоретического и практического разрешения (ПК-1);

способен к использованию знания современных методов многофакторного анализа многообразных форм жизнедеятельности человека и общества, а также форм общественного сознания в контексте их нравственной составляющей (ПК-2);

способен проводить исследования значимых научных проблем в области прикладных этик на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования моральных конфликтов (ПК-3);

обладает способностью применять приобретенные знания, умения и навыки в ходе анализа социально-этических теорий и нравственных коллизий общественной жизни, возникающих в различных областях практической жизни и на основе вариативных способов их постижения и решения, предлагаемых в рамках прикладных этик (ПК-4);

способен применять методологию междисциплинарного анализа нравственных феноменов, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля прикладных этик (ПК-5);

способен к проведению прикладного этического исследования, анализу и обобщению полученных результатов исследования в соответствии со сложившимися в теории и практике требованиями, а также оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, тезисов и докладов на конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах (ПК-6);

готов и способен к публичной дискуссии по проблемам научных исследований в области теоретической и прикладной этики, выступлениям в электронных и печатных средствах массовой информации, используя приемы и методы моральной аргументации и контраргументации (ПК-7);

готов и способен к постоянному повышения научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области прикладных этик, овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы (ПК-8);

в информационно-аналитической деятельности:

способен осуществлять сбор и анализ информации по этическим вопросам, используя основные принципы развития информационной среды, обладает навыками работы с этически значимой информацией, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-9);

владеет современными информационными и коммуникационными технологиями, включая эффективный поиск информации в Интернете, используя поисковые системы и базы данных, статистические методы анализа данных, постоянное отслеживание передовых научных достижений в области прикладных этик (ПК-10);

способен к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов, к самостоятельному освоению новых средств коммуникации и работы с информационными потоками для решения профессиональных этических задач (ПК-11);

готов и способен активно формировать через информационные каналы нравственную среду, используя собственный профессиональный потенциал, владеет навыками формирования общественного мнения по актуальным этическим проблемам, в том числе посредством активного участия в общественном дискурсе (ПК-12);

в технологической деятельности:

готов и способен применять практики и технологии формирования индивидуальной, организационной и социальной нравственной культуры (ПК-13);

способен работать с инструментарием, техниками и приемами прикладной этики, выполнять функции посредника при разрешении вариативных моральных проблем (ПК-14);

готов и способен включаться в работу по разработке и внедрению технологий по поддержанию нравственных факторов функционирования социальных, политических, социально-трудовых, семейных, межличностных, межгрупповых взаимодействий (ПК-15);

владеет практическими методами формирования институциональных структур поддержания нравственных отношений в этико-прикладных и профессиональных сферах жизнедеятельности (ПК-16);

готов и способен к использованию методик анализа и разрешения моральных проблем в условиях столкновения нередуцируемых нравственных принципов, норм и ценностей (ПК-17);

способен использовать методики и технологии выявления, анализа и преодоления нравственных ценностно-нормативных противоречий (ПК-18);

готов и способен использовать этико-прикладные методики работы с эмоциональным сопротивлением участников социальных и профессиональных взаимодействий (ПК-19);

готов и способен к практической деятельности по использованию этических приемов и процедур для переориентации насильственного, агрессивного и манипулятивного способов взаимодействия на конструктивные (ПК-20);

способен к использованию и применению процедур по созданию и обеспечению функционирования корпоративных и профессиональных этических кодексов (ПК-21);

способен к процедурному и документационному оформлению практик, методов и способов профессиональной деятельности в этическом сопровождении индивидуальных, межличностных, культурных, социальных и профессиональных практик (ПК-22);

в проектной деятельности:

способен разрабатывать и внедрять в практику программы корпоративной социальной ответственности, снижающие уровень социальной напряженности в обществе, организациях и социальных сообществах (ПК-23);

готов и способен к разработке и внедрению процедур по этическому сопровождению социально значимых политических, экономических, технологических, социальных и культурных проектов, законов и практик функционирования социальных институтов (ПК-24);

готов и способен формировать проекты по поддержанию этических практик в области функционирования социальных структур, институтов, профессиональных и социальных сообществ (ПК-25);

в педагогической деятельности:

понимает социальную значимость профессии прикладная этика, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готов и способен преподавать дисциплины этического цикла в общеобразовательных учреждениях (ПК-26);

способен разрабатывать рабочие программы курсов, читать лекции, проводить семинарские занятия, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний и приобретением навыков обучающимися, осуществлять руководство практикой, учебной и научно-исследовательской работой обучающихся (ПК-27);

готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения в предметной области этического образования (ПК-28);

готов разрабатывать новые образовательные технологии для совершенствования образовательного процесса обучения предметам этического цикла (ПК-29);

способен организовывать и проводить культурно-просветительские мероприятия с использование гуманитарных технологий, ориентированных на формирование нравственной культуры (ПК-30);

в организационно-управленческой деятельности:

способен к конструированию нравственного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности, теоретически обосновывать и разрабатывать стратегии этического взаимодействия в социальных системах (ПК-31);

готов и способен организовывать деятельность по формированию и функционированию корпоративных и профессиональных этических комитетов и комиссий (ПК-32);

способен к деятельности по организации внедрения "лучших практик" в рамках согласованного социального взаимодействия (ПК-33);

способен к организационной деятельности по формированию "институтов доверия" в различных сферах социальной и профессиональной деятельности (ПК-34);

готов и способен к организации деятельности по использованию моральных мобилизационных факторов, способствующих обеспечению эффективности совместной деятельности (ПК-35);

готов и способен к внедрению этических практик при принятии и реализации тактических и стратегических решений в управлении обществом, организациями и социальными сообществами (ПК-36).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) <*> Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций
М.1 Общенаучный цикл 10 - 15 Сферы общественной жизни Социальные проблемы глобализирующегося мира
Методология и методика социально-гуманитарных научных исследований
Информационные технологии в социально-гуманитарных научных исследованиях
ОК-1
ОК-2
ОК-8
ОК-10
ПК-4
ОК-1
ОК-2
ОК-9
ОК-10
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-7
ПК-2
ОК-6
ОК-7
ПК-9
ПК-10
  Базовая часть 5 - 10
  В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:  
  знать - сущность, структуры и институты сфер общественной жизни, способы и характер их взаимодействия, особенности их влияния на жизни людей и общества в целом, основные тенденции современного социального развития, основные проблемы глобализирующегося мира и способы их разрешения, методологию и методику социально-гуманитарных научных исследований; значение информационных технологий в социально-гуманитарных научных исследованиях;  
  уметь - исследовать и анализировать социальные процессы в различных областях социальной жизни, оценивать прогрессивность и регрессивность происходящих процессов; характеризовать современные процессы глобализации с учетом способов мультикультурного взаимодействия, определять глобальные тенденции современного общества; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать новые знания и умения; использовать различные методологии и методики в научно-исследовательской деятельности;  
  владеть - навыками культуры мышления, письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности; пользования информационными технологиями в социально-гуманитарной научно-исследовательской деятельности; самостоятельной организацией научно-исследовательской деятельности, в том числе проектными работами и управлением исследовательским коллективом; навыками толерантного отношения к расовым, национальным и иным различиям людей, правам и обязанностям человека и гражданина, социального взаимодействия на основе норм права, морали, социально-политических и духовных ценностей  
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) 5 - 10    
М.2 Профессиональный цикл 40 - 50 Теоретические основания прикладной этики
Этика в системе социально-гуманитарного знания
Методика и практика этической экспертизы
Актуальные проблемы этики
Методика этического образования
ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-8
ПК-11
ПК-2
ПК-5
ПК-7
ПК-9
ПК-7
ПК-11
ПК-20
ПК-22
ПК-23
ПК-24
ПК-25
ПК-2
ПК-3
ПК-5
ПК-8
ПК-17
ПК-23
ПК-7
ПК-12
ПК-26
ПК-27
ПК-28
ПК-29
ПК-30
ПК-31
  Базовая (общепрофессиональная) часть 5 - 15
  В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:  
  знать - основные исторические этапы становления теоретического этического знания, основные этапы становления и развития прикладных и профессиональных этик, место, роль и значение этики в системе социального и гуманитарного знания, эволюцию представлений о нравственных отношениях, их месте и роли в ценностно-нормативном регулировании индивидуального и социального поведения; теоретические подходы анализа актуальных моральных проблем; о видах, способах и процедурах этической экспертизы, об особенностях этического образования на различных уровнях;  
  уметь - осуществлять анализ нравственных норм и ценностей с точки зрения единства исторического и логического, междисциплинарного и многофакторного подходов, классифицировать нравственные отношения по различным, том числе нередуцируемым, основаниям, выделять общее и особенное в природе, структуре, динамике нравственных отношений, осуществлять этическую экспертизу социально значимых проектов;  
  владеть - навыками научно-исследовательской, информационно-аналитической, проектной, технологической, педагогической и организационно-управленческой деятельностями и конкретными практиками работы в сфере прикладных этик  
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) 30 - 40    
М.3 Практики и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 55 - 60   ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-8
ОК-9
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-5
ПК-7
ПК-8
ПК-9
ПК-10
ПК-11
ПК-17
ПК-20
ПК-22
ПК-23
ПК-24
ПК-25
М.4 Итоговая государственная аттестация 1 - 5   ОК-1
ОК-3
ОК-4
ОК-6
ОК-7
ОК-9
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-5
ПК-6
ПК-9
ПК-10
ПК-12
ПК-13
ПК-14
ПК-15
ПК-16
ПК-17
ПК-19
ПК-20
ПК-21
ПК-22
ПК-23
ПК-24
ПК-26
ПК-27
ПК-28
ПК-29
ПК-30
ПК-31
ПК-32
ПК-33
ПК-34
ПК-35
ПК-36
  Общая трудоемкость основной образовательной программы 120    

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения должны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, проектной, информационно-аналитической, технологической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области прикладной этики.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 - 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 60 - 70 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ моральных ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия для формирования у обучающихся умений и навыков, определяемых настоящим ФГОС ВПО и ООП вуза.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Требования к организации практик обучающихся.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:

научно-исследовательская;

научно-педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах, компаниях, учреждениях среднего специального и высшего образования, государственных и муниципальных учреждениях, общественных организациях, профессиональных союзах и организациях, объединениях специалистов и работодателей, саморегулируемых организациях, этических, квалификационных, дисциплинарных и конфликтных комитетах и комиссиях) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

выбор темы научно-исследовательской работы;

составления рабочего плана исследования;

подбор библиографии;

написание реферата по теме исследования;

проведение научно-исследовательской работы;

публичное заслушивание отчета о степени готовности научного исследования;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей, на профессиональной основе работающих в сфере прикладных и профессиональных этик или этической экспертизой и консалтингом, руководителей и ведущих специалистов этических центров, комитетов и комиссий и других организаций, специализирующихся в этической сфере. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем четырьмя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские проекты или участвовать в исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

лаборатории этических исследований с базами данных;

пункты дистанционного и непосредственного этического консультирования;

специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения тренингов этического обучения;

компьютерные классы, мобильные компьютерные станции, мультимедийное оборудование;

специальные аудитории.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать: текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и другие методы контроля (по предложению вуза), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

Оценочные средства контроля качества изучения модулей, дисциплин и прохождения практик должны учитывать знания, умения и навыки, глубину связей между ними, которые позволяют установить качество сформированных профессиональных компетенций и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

В оценочные средства должны входить критерии оценки способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности осуществлять поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Наряду с индивидуальными оценками знаний, умений и навыков должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, магистерских диссертаций, исследовательских работ. Групповые оценки могут осуществляться группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики (если это обусловлено темой диссертационного исследования, его целями и задачами) и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, информационно-аналитической, технологической, проектной, педагогической, организационно-управленческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.