МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 июля 1995 г. N 289
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМАТИВОВ УДЕЛЬНЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
С целью совершенствования системы нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, сокращения материальных и иных затрат на проведение контроля за этими выбросами, изучения возможности применения передового зарубежного опыта приказываю:
1. Департаменту государственного экологического контроля (Мамин), Московскому областному комитету по экологии и природопользованию (Чиж), Пермскому областному комитету по охране природы (Казанцев), Тульскому областному комитету по охране природы (Куварин), Московскому городскому комитету по охране природы (Ишков), Волгоградскому городскому комитету по охране природы (Косенкова) организовать и провести в 1995 - 1996 гг. эксперимент по применению нормативов удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий хлебопекарной отрасли.
2. Утвердить для применения при проведении эксперимента "Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от хлебопекарных предприятий".
3. Департаменту государственного экологического контроля (Мамин) совместно с НИИАтмосферы (Миляев) и УралНИИ "Экология" (Шенфельд) обеспечить методическое обеспечение работ по проведению эксперимента на территории Московской, Пермской и Тульской областей, г. г. Москвы и Волгограда.
4. Департаменту государственного экологического контроля (Мамин) совместно с природоохранными органами, участвующими в проведении эксперимента, по его результатам подготовить предложения по применению нормативов удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий хлебопекарной отрасли на территории Российской Федерации.
5. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя Министра В.Ф. Костина.
Министр
Минприроды РФ
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу Минприроды России
от 19.07.95 N 289
НОРМАТИВЫ УДЕЛЬНЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Документ введен в действие с 1 июля 1995 года на период до 1 июля 1996 года для экспериментального опробования на территории Московской, Пермской и Тульской областей, городов Москвы и Волгограда.
Введен впервые.
1. Введение
Настоящий документ:
разработан с целью совершенствования нормирования, учета и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий хлебопекарной промышленности;
устанавливает значения нормативов удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий хлебопекарной промышленности;
действует в период и на территории проведения эксперимента.
2. Ссылки на нормативные документы
2.1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
2.2. Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха".
2.3. Постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее".
2.4. ГОСТ 17.2.1.03-84 "Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения".
2.5. ГОСТ 17.2.1.04-77 "Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения".
3. Понятия и определения
Содержащиеся в настоящем документе понятия означают:
Норматив удельного выброса загрязняющего вещества - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух при производстве 1 тонны продукции в соответствии с технологическим регламентом.
Бестарный способ приема и хранения муки - процедура пневматической перекачки муки из автомуковоза в бункеры для ее хранения, обеспеченные аспирационными установками.
Тарный способ приема и хранения муки - процедура приема и хранения муки в складских помещениях в таре (мешках), включающая очистку тары от мучной пыли.
Определения остальных содержащихся в настоящем документе понятий соответствуют установленным ГОСТ 17.2.1.03-84 и ГОСТ 17.2.1.04-77.
4. Сокращения
ПДВ - предельно допустимый выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух;
БПХМ - бестарные прием и хранение муки;
ТПХМ - тарные прием и хранение муки.
5. Общие положения
5.1. Установленные в настоящем документе нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ являются эколого-техническими характеристиками процесса производства хлебопекарной продукции и учитывают поступление веществ от организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферы при отсутствии технических средств их улавливания (за исключением фильтров и аспирационного оборудования для улавливания мучной пыли).
5.2. Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух применяются при:
установлении значений предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;
расчете величин выбросов загрязняющих веществ, включаемых в государственную статистическую отчетность по форме N 2-тп (воздух);
расчете платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
5.3. Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий хлебопекарной промышленности установлены на основе результатов количественных измерений содержания веществ, образующихся на различных стадиях реального технологического процесса производства хлебопекарной продукции, с применением схем балансового расчета. Краткая информация о методологии установления нормативов приведена в Приложении.
5.4. С введением в действие настоящих нормативов предприятия хлебопекарной промышленности освобождаются от выполнения производственного инструментального контроля выбросов и ведения томов ПДВ <*>.
<*> Нормативы ПДВ устанавливаются в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе документально подтвержденной проектной мощности хлебопекарного предприятия и значений соответствующих нормативов удельных выбросов, регламентируемых настоящим документом.
6. Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ
6.1. Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ, выделяющихся из исходного сырья и полупродуктов в процессе хлебопекарного производства
6.2. Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ, выделяющихся в процессе горения топлива при обогреве пекарных камер и паровых котлов
<1> Для пшеничной и ржаной муки установлены единые значения нормативов удельных выбросов мучной пыли, определяемые способом ее приема и хранения. Расход муки на производство 1 т хлебопекарной продукции составляет 0,68 т.
<2> Расход условного топлива на производство 1 т хлебопекарной продукции составляет 60 - 65 кг.
<3> Норматив установлен для твердого топлива, содержащего 2% серы и может быть скорректирован с учетом ее содержания в реально используемом твердом топливе.
Приложение
(информационное)
МЕТОДОЛОГИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ УДЕЛЬНЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Значение каждого из установленных нормативов получено на основании экспериментальных результатов измерений, выполненных в реальных условиях производства хлебопекарной продукции с учетом всего многообразия применяемых в отрасли технических средств.
Исследованы зависимости образования и выделения веществ при выпечке хлеба в пекарных камерах 7 типов, в совокупности отражающих характеристики всех экспортируемых в настоящее время технических средств данного назначения. Аналогичный объем исследований проведен при изучении выделения загрязняющих веществ от паровых котлов разных конструкций.
Содержание загрязняющих веществ измерялось в пробах газовых сред, тестовых заготовок и других промежуточных продуктов производства выпечки хлеба с использованием хроматомасспектрометрического, хроматографического, спектрофотометрического, титриметрического и гравиметрического методов анализа. Отбор проб и их анализ произведен на 10 хлебопекарных предприятиях различной производственной мощности. Результаты анализа подвергнуты статистической обработке.
Расчеты нормативов удельных выбросов для каждого из загрязняющих веществ произведены по осредненным результатам выборок, включающих от 30 до 50 промежуточных результатов измерений.
Выполненные исследования позволили с достаточной степенью надежности (Р = 0,95) установить выбросы загрязняющих веществ не только от организованных источников загрязнения атмосферного воздуха, но и (используя метод материального баланса) выявить и количественно выразить величины поступления загрязняющих веществ от неорганизованных источников загрязнения, не поддающихся учету при традиционно принятых способах экологического контроля.
Достоверность полученных результатов подтверждается соответствием полученного результата по этиловому спирту с аналогичным нормативом, установленным в США.