Приказ Роструда от 12.03.2010 N 75

"Об утверждении Методических указаний о порядке заполнения процессуальных документов, оформляемых при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации)"
Редакция от 12.03.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Роструда от 07.09.2010 N 249»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ
от 12 марта 2010 г. N 75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОФОРМЛЯЕМЫХ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ И РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

В целях определения единых требований по порядку заполнения процессуальных документов, оформляемых при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), типовые формы которых утверждены Приказом Роструда от 24 декабря 2009 г. N 331 "Об утверждении типовых форм документов", приказываю:

1. Утвердить Методические указания о порядке заполнения процессуальных документов, оформляемых при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации) (далее - Методические указания) в соответствии с Приложением.

2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить ознакомление уполномоченных должностных лиц с Методическими указаниями, утвержденными настоящим Приказом, и их применение при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Роструда А.В. Селиванова.

Руководитель
Ю.В.ГЕРЦИЙ

Приложение
к Приказу
Федеральной службы
по труду и занятости
от 12 марта 2010 г. N 75

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОФОРМЛЯЕМЫХ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ И РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания определяют единые требования по порядку заполнения должностными лицами Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (далее - уполномоченные должностные лица) процессуальных документов, оформляемых при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

1.2. Процессуальные документы оформляются в строгом соответствии с утвержденными Приказом Роструда от 24 декабря 2009 г. N 331 "Об утверждении типовых форм документов" типовыми процессуальными формами на официальных бланках Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (далее - Гострудинспекции).

1.3. Заполнение процессуальных документов осуществляется должностными лицами Роструда и Гострудинспекции, уполномоченными в соответствии со статьей 23.12, частью 1, пунктом 16 части 2, абзацами 2 и 3 части 3 статьи 28.3 Кодекса составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подведомственные Роструду и Гострудинспекциям.

Перечень должностных лиц, уполномоченных оформлять процессуальные документы, определен Приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 мая 2006 г. N 7844).

1.4. Оформление процессуальных документов должно осуществляться в соответствии с принципами законности, оперативности, своевременности, достоверности отражаемых сведений, непротиворечивости между отдельными положениями процессуального документа.

1.5. Уполномоченное должностное лицо, приступив к заполнению процессуального документа, обязано закончить процессуальное действие в течение того рабочего дня, который указан в качестве даты составления процессуального документа.

Не допускается заполнение процессуальных документов в течение нескольких рабочих дней, за исключением случаев, когда Кодекс предусматривает возможность изготовления процессуального документа и его высылку участникам производства по делам об административных правонарушениях в течение трех дней с момента принятия решения по делу (часть 2 статьи 29.11, часть 2 статьи 30.8 Кодекса).

1.6. Перед началом заполнения процессуального документа уполномоченное должностное лицо обязано убедиться в том, что оформление данного процессуального документа относится к его компетенции, установленной Кодексом и Приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

1.7. В тех случаях, когда Кодекс требует обязательного присутствия при составлении процессуального документа участников производства по делам об административных правонарушениях - лица, в отношении которого ведется производство по делу, его законного представителя, потерпевшего, его представителя, понятых, свидетелей, уполномоченное должностное лицо вправе приступить к составлению процессуального документа только после того, как названные участники будут присутствовать на месте составления процессуального документа, а в случае их отсутствия - когда уполномоченное должностное лицо будет располагать документально подтвержденной информацией о том, что отсутствующие участники надлежащим образом извещены о месте и времени составления процессуального документа, от них не поступило ходатайство о переносе времени и места составления процессуального документа или такое ходатайство оставлено без удовлетворения, за исключением случаев, когда составление процессуального документа в их отсутствие не допускается (процессуальные документы, составляемые в присутствии понятых).

1.8. В том случае, если в ходе производства по делу об административном правонарушении в один день уполномоченным должностным лицом заполняется несколько процессуальных документов, следует соблюдать определенную последовательность оформления процессуальных документов. При этом необходимо учитывать, что оформление процессуального документа является процессуальным действием, которое уполномоченное должностное лицо вправе осуществлять только с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Следовательно, первым процессуальным документом, который подлежит заполнению уполномоченным должностным лицом при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, является протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Все остальные процессуальные документы, в том числе определения по делу об административном правонарушении, могут составляться уполномоченными должностными лицами только после возбуждения дела об административном правонарушении.

1.9. При установлении последовательности составления процессуальных документов уполномоченное должностное лицо обязано руководствоваться закрепленными Кодексом стадиями производства по делам об административных правонарушениях, а также характером взаимосвязи процессуальных действий между собой. Таким образом, в первоочередном порядке оформляются процессуальные документы, составляемые на стадии возбуждения дела об административном правонарушении (глава 28 Кодекса). К таким процессуальным документам относятся:

1) протокол об административном правонарушении (статья 28.2 Кодекса);

2) протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении - о временном запрете деятельности (статья 27.16 Кодекса).

1.10. При определении последовательности составления процессуальных документов на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению уполномоченное должностное лицо обязано руководствоваться последовательностью разрешения вопросов, указанных в статьях 29.1, 29.4 Кодекса. Таким образом, на данной стадии последовательно, при наличии соответствующих оснований, могут составляться следующие процессуальные документы:

1) определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции уполномоченного должностного лица (пункт 1 статьи 29.1, пункт 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

2) определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое их составило (пункт 3 статьи 29.1, пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

3) постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса (пункт 4 статьи 29.1, часть 2 статьи 29.4 Кодекса);

4) определение об истребовании сведений при необходимости дополнительных материалов по делу (статья 26.10, пункт 5 статьи 29.1, пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса), определение о назначении экспертизы (статья 26.4 Кодекса);

5) определения о разрешении ходатайств и отводов (пункт 6 статьи 29.1, статья 24.4, часть 4 статьи 29.3 Кодекса);

6) определение о назначении времени и места рассмотрения дела (пункт 1 части 1 статьи 29.4 Кодекса), определение о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

7) определение об отложении рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

8) определение о продлении срока рассмотрения дела (часть 2 статьи 29.6 Кодекса).

1.11. Поскольку иное не вытекает из положений Кодекса, уполномоченное должностное лицо в целях соблюдения принципа процессуальной экономии в производстве по делам об административных правонарушениях вправе вынести одно определение по делу об административном правонарушении (форма N 6-ГИТ), в котором разрешить несколько вопросов, указанных в статьях 29.1, 29.4 Кодекса. Так, уполномоченное должностное лицо вправе вынести одно определение, в котором разрешить следующие вопросы:

1) об истребовании сведений (ст. 26.10, пункт 5 статьи 29.1, пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

2) о разрешении ходатайств и отводов (пункт 6 статьи 29.1, статья 24.4, часть 4 статьи 29.3 Кодекса);

3) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

4) об отложении рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

5) о продлении срока рассмотрения дела (часть 2 статьи 29.6 Кодекса);

6) о приводе лица (статья 27.15, пункт 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса).

1.12. Если по результатам проверки уполномоченное должностное лицо возбуждает несколько дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица и в отношении юридического лица, то в отношении каждого из названных субъектов административных правонарушений определяется самостоятельная последовательность оформления процессуальных документов.

При составлении в отношении одного лица нескольких протоколов об административных правонарушениях последовательность оформления процессуальных документов определяется в отношении каждого дела об административном правонарушении самостоятельно.

1.13. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо обязано соблюдать установленную статьей 29.7 Кодекса последовательность составления процессуальных документов. Так, после открытия заседания при наличии соответствующих оснований могут быть вынесены следующие определения:

1) об отложении рассмотрения дела (пункт 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса);

2) о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела (пункт 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса);

3) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (пункт 9 части 1 статьи 29.7, пункт 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса);

4) о передаче дела судье, уполномоченному назначать административное наказание иного вида (пункт 1 части 2 статьи 29.9 Кодекса);

5) постановление о назначении административного наказания (пункт 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса);

6) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса).

1.14. Основные процессуальные документы в рамках производства по делам об административных правонарушениях - протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении - должны иметь номер, позволяющий идентифицировать конкретное дело об административном правонарушении и взаимосвязь данных процессуальных документов между собой.

1.15. В тех случаях, когда положения Кодекса обязывают уполномоченное должностное лицо составить процессуальный документ в определенный срок (статьи 28.5, 29.6 и 30.5 Кодекса), следует соблюдать установленные сроки оформления процессуальных документов.

При этом необходимо учитывать, что сроки составления процессуальных документов носят дисциплинирующий характер и их нарушение само по себе не влечет признания процессуального документа недействительным или исключения его из числа доказательств по делу об административном правонарушении.

1.16. Если после составления процессуального документа уполномоченное должностное лицо обязано направить его для рассмотрения в суд, иной государственный орган или иному должностному лицу, следует соблюдать установленные Кодексом сроки направления процессуальных документов (части 1, 3 и 4 статьи 28.8, части 1 и 4 статьи 30.2 Кодекса).

1.17. При наличии в типовой процессуальной форме граф (разделов), заполнение которых зависит от особенностей конкретного дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу, при отсутствии необходимости заполнения соответствующих граф или невозможности их заполнения в силу отсутствия соответствующей информации, уполномоченное должностное лицо обязано поставить в них прочерк или иную отметку, исключающую последующее заполнение данных граф после составления и подписания процессуального документа.

2. Особенности заполнения отдельных граф и разделов типовых форм процессуальных документов

2.1. При указании даты составления процессуального документа следует исходить из даты фактического его составления или даты совершения процессуального действия (вынесения процессуального решения), если процессуальный документ составляется позднее. Так, например, если жалоба на постановление по делу рассматривалась 1 числа месяца, а решение по жалобе фактически изготовлено в полном объеме 3 числа месяца, в решении по жалобе следует указывать дату рассмотрения жалобы, т.е. 1 число месяца, а не дату ее изготовления в виде процессуального документа, при этом исходящий номер документа будет от 3 числа месяца.

2.2. При указании места составления процессуального документа следует учитывать, что при составлении процессуального документа в месте выявления административного правонарушения следует указывать место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, где выявлено административное правонарушение. При составлении процессуального документа уполномоченным должностным лицом в служебном помещении органа местом составления является место расположения Роструда или Гострудинспекции.

При указании места составления процессуального документа следует указывать наименование муниципального образования или административно-территориальной единицы (района в городе, населенного пункта), наименование субъекта Российской Федерации, при необходимости наименование юридического лица, на территории которого составляется процессуальный документ.

2.3. При указании должности должностного лица, составившего процессуальный документ, следует указывать полное наименование должности в соответствии с Приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60. Например, "Мною, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Московской области".

Следует учитывать, что составление процессуального документа неуполномоченным должностным лицом влечет за собой его недействительность, невозможность использования в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, а в случаях, прямо предусмотренных Кодексом, отмену процессуального акта по жалобе или протесту.

2.4. Заполняя сведения о документах, заявлениях, ходатайствах, протестах, жалобах, являющихся основанием для составления процессуального документа, следует точно указывать дату вынесения (выдачи, подачи, составления) соответствующего документа, наименование участника производства (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель юридического лица, защитник), обратившегося к уполномоченному должностному лицу, его фамилию и инициалы, наименование органа (должностного лица) выдавшего документ, должность прокурора, вынесшего процессуальный документ, а также указывать статью Кодекса, предусматривающую право названных лиц, органов, организаций на обращение к уполномоченному должностному лицу с соответствующим документом (заявлением, ходатайством, протестом, жалобой).

В случае если Кодекс устанавливает для подачи заявления, ходатайства, жалобы, протеста определенный срок, в процессуальном документе должны содержаться сведения, отражающие соблюдение участниками производства по делам об административных правонарушениях и иными лицами (органами) указанных сроков.

2.5. При заполнении разделов процессуальных документов, содержащих сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует иметь в виду, что отдельно заполняются сведения в отношении физических лиц - должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и сведения в отношении юридических лиц.

Наиболее полные сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания. В иных процессуальных протоколах, определениях по делу об административном правонарушении, решениях по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении, перечень сведений должен отражать только необходимые данные, позволяющие идентифицировать личность (лицо) участника производства и место его нахождения (адрес регистрации по месту жительства или пребывания) для направления при необходимости копии процессуального документа.

При привлечении к административной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке должна быть отметка о владении им языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, и необходимости или отсутствии необходимости в предоставлении переводчика.

Если физическое лицо (должностное лицо, индивидуальный предприниматель) зарегистрировано по месту жительства по одному адресу, а фактически проживает по другому адресу, в процессуальном документе следует указывать и адрес регистрации, и адрес фактического проживания (нахождения). В этом случае копию протокола об административном правонарушении, уведомления (определения) о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрения жалобы, копию постановления по делу и копию решения по жалобе следует направлять по всем известным адресам.

При привлечении к административной ответственности должностного лица уведомления и копии процессуальных документов следует направлять по месту его работы и по месту жительства (регистрации).

В случае если данные об адресе регистрации по месту жительства (пребывания), а также иные сведения внесены в протокол об административном правонарушении или иной процессуальный документ не в соответствии с документом, удостоверяющим личность, или иным документом, а на основании информации, поступившей от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, об этом должна быть сделана соответствующая отметка.

Если уполномоченное должностное лицо располагает не всеми сведениями о лице, в отношении которого ведется производство по делу, заполнение которых предусмотрено бланком процессуального документа, то в тех графах процессуального документа, сведения о которых отсутствуют, делается соответствующая отметка в виде прочерка или иным способом, исключающим возможность последующего заполнения соответствующих граф процессуального документа.

2.6. При указании сведений о том, привлекалось ли ранее должностное лицо или индивидуальный предприниматель к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса, следует иметь в виду, что согласно статье 4.6 Кодекса лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Следовательно, в соответствующей графе следует указывать не только дату вынесения постановления по части 1 статьи 5.27 Кодекса, но и дату исполнения постановления о назначении административного наказания - годичный срок давности, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, начинает течь на следующий день после дня исполнения административного наказания. Таким образом, для квалификации противоправных действий по части 2 статьи 5.27 Кодекса необходимо, чтобы лицо совершило аналогичное, то есть тождественное противоправное деяние в течение одного года со дня окончания исполнения административного наказания за первое административное правонарушение.

В целях реализации положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса в процессуальных документах, предусматривающих соответствующие графы, при совершении лицом административного правонарушения в области законодательства о труде и об охране труда следует указывать, привлекалось ли ранее лицо за однородное административное правонарушение, по которому не истек срок давности, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. При этом также следует указывать дату исполнения постановления о назначении административного наказания за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27 - 5.34, 5.44 Кодекса, если она известна, если нет - дату вынесения постановления по делу и номер статьи Кодекса, по которой лицо привлекалось к административной ответственности.

2.7. Заполняя раздел процессуального документа, в котором отражаются показания (объяснения, пояснения, ходатайства) участников производства по делу об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо самостоятельно записывает со слов участника его показания, после чего этот участник ставит свою подпись, указывает свою должность, фамилию, инициалы и дату. Если участник производства по делу настаивает на собственноручном написании объяснений, ходатайств, пояснений, они оформляются отдельным письменным документом, который прилагается к процессуальному документу, о чем делается следующая отметка в процессуальном документе - "объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу (потерпевшего), от "__" ______ 20__ г., написанные им собственноручно, прилагаются к процессуальному документу", ставится подпись уполномоченного должностного лица, его фамилия, инициалы, должность, дата, личный штамп.

2.8. При заполнении сведений об иных участниках производства по делу об административном правонарушении следует указывать их наименование (правовое положение) - потерпевший, свидетель, защитник, понятой, фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, должность (при необходимости), данные документа, удостоверяющего личность (при его наличии).

Если участник производства по делу об административном правонарушении имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать замечания по содержанию процессуального документа, в процессуальном документе должна содержаться отметка о разъяснении такому участнику его прав и обязанностей, а в случаях, предусмотренных Кодексом, о предупреждении участника об административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей (статьи 25.6, 25.7, 25.8, 25.9, 25.10 Кодекса).

2.9. В тех случаях, когда какой-либо из участников производства по делу об административном правонарушении имеет право или обязан присутствовать при составлении процессуального документа, однако, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени составления процессуального документа данный участник отсутствует, в процессуальном документе должна быть сделана отметка о том, что он составлен в отсутствие надлежаще извещенного участника производства по делу об административном правонарушении, которая при необходимости заверяется подписью уполномоченного должностного лица.

Если присутствие участника производства по делу об административном правонарушении не является обязательным, а зависит от его усмотрения или от усмотрения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в процессуальном документе, если он предусматривает сведения о таких участниках, делается простая отметка в виде прочерка в соответствующей графе, где должны содержаться данные о таком участнике.

2.10. При решении вопроса о допуске к составлению протокола об административном правонарушении и иного процессуального документа защитника физического лица или юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует иметь в виду, что согласно части 5 статьи 25.5 Кодекса защитник имеет такие же права, что и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, - знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановления (решения) по делу об административном правонарушении.

2.11. Заполняя раздел (графу) процессуального документа о разъяснении участникам производства по делам об административных правонарушениях их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом, уполномоченное должностное лицо вправе устно воспроизвести содержание соответствующих статей Кодекса, предусматривающих права и обязанности, о чем участник делает отметку в процессуальном документе в виде подписи о разъяснении ему прав и обязанностей с указанием своей фамилии, инициалов и даты, либо воспроизвести текст статьи Кодекса, закрепляющей права и обязанности участника на отдельном листе, после прочтения которого лицо ставит свою подпись, указывает свою фамилию, инициалы и дату.

2.12. При заполнении описательно-мотивировочной части процессуального документа, начинающейся после слова "установлено", уполномоченное должностное лицо обязано кратко изложить обстоятельства дела со ссылками на процессуальные документы, которыми они подтверждаются, в зависимости от вида и содержания процессуального документа. При этом описание противоправных действий лица, в отношении которого ведется производство по делу, должно носить достаточно полный, развернутый характер со ссылками на положения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые были нарушены, позволяющий осуществить квалификацию совершенного правонарушения, оценить наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, определить характер подведомственности дела. Не допускается использование неоправданно общих формулировок ("нарушил законодательство о труде", "не исполнил запрос должностного лица") без указания на конкретные формы и способы неисполнения обязанностей.

Если административное правонарушение совершено в форме бездействия, следует указывать, в соответствии с каким правовым актом лицо обязано было совершить действия, в какие сроки, в какой форме и в каком месте оно обязано было совершить действие.

2.13. Приводя мотивы принятия того или иного процессуального решения, следует приводить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности принимаемого уполномоченным должностным лицом решения со ссылками на соответствующие положения Кодекса и иных нормативных правовых актов.

В случае отказа лицу в удовлетворении его ходатайства (заявления, жалобы) в процессуальном документе должно содержаться мотивированное разъяснение такого решения, позволяющее в случае его обжалования оценить правомерность вынесенного решения.

2.14. При заполнении граф процессуального документа, содержащих указания на нормативную основу принимаемого решения, следует указывать номера статей Кодекса, предусматривающих полномочия должностного лица на принятие такого решения или совершение процессуального действия. При этом, если возможность принятия того или иного процессуального решения предусмотрена несколькими статьями Кодекса, например, частью 3 статьи 28.8 и пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса, следует указывать все статьи, регулирующие порядок реализации соответствующего полномочия.

2.15. При заполнении резолютивной части процессуального документа, начинающейся после слов "определил", "постановил", "решил", следует указывать краткое изложение принятого решения с указанием соответствующих статей Кодекса, предусматривающих возможность принятия такого решения. При этом, если статья Кодекса предусматривает возможность принятия нескольких видов решений (часть 1 статьи 24.5, части 1 и 2 статьи 29.9, часть 1 статьи 30.7 Кодекса), в резолютивной части обязательно указывается пункт статьи, на основании которого было принято решение.

Формулировка принимаемого решения должна по возможности точно воспроизводить положения Кодекса, предусматривающие ее принятие, - "передать дело на рассмотрение судье, уполномоченному назначать административное наказание иного вида" (пункт 1 части 2 статьи 29.9 Кодекса).

2.16. Разъясняя порядок обжалования вынесенного процессуального документа, следует учитывать, что Кодекс предусматривает обжалование (опротестование) не любого процессуального документа, а только тех, обжалование (опротестование) которых прямо предусмотрено Кодексом (статья 30.1 Кодекса), а также тех определений, которые препятствуют продвижению дела, - об отказе в восстановлении срока обжалования постановления по делу (часть 4 стать 30.3 Кодекса), определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса), определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).

Разъяснение порядка обжалования процессуального документа возможно путем включения в текст документа соответствующих положений статей 30.1 - 30.3 Кодекса о лицах, имеющих право обжаловать процессуальный документ, о сроках обращения с жалобой и порядке подачи жалобы, а также порядке получения информации о дате и времени рассмотрения жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) либо путем включения в процессуальный документ сведений о разъяснении лицу порядка его обжалования с проставлением отметки участника производства по делу о том, что порядок ему разъяснен в виде его фамилии, инициалов, подписи и даты. Второй вариант возможен только в тех случаях, когда все участники производства по делу, имеющие право обжаловать процессуальный документ, непосредственно присутствуют при его вынесении.

2.17. В процессуальных документах должны содержаться отметки о вручении копии документа участникам производства по делу об административном правонарушении, присутствовавшим при вынесении процессуального документа и имеющим право на получение копии документа в соответствии с их правовым статусом, закрепленным в главе 25 Кодекса, - участник производства по делу, получивший копию процессуального документа указывает в соответствующей графе напротив надписи "Копию (определения, постановления, решения) получил" свою должность, фамилию, инициалы, дату и подпись.

Если участник производства по делу об административном правонарушении, имеющий право на получение копии процессуального документа, не присутствовал при составлении процессуального документа либо процессуальный документ был составлен после проведения соответствующего заседания, копия документа высылается (направляется) указанному участнику по почте, о чем в подлиннике процессуального документа делается соответствующая отметка.

2.18. В случае направления процессуального документа в суд, иной государственный орган, в прокуратуру уполномоченное должностное лицо включает сведения о его направлении в оригинал либо в копию процессуального документа, остающуюся у уполномоченного должностного лица с указанием в какой суд или орган направлен процессуальный документ, даты и номера сопроводительного письма и заверяет эти сведения своей подписью и личным штампом.

2.19. Копии процессуальных документов изготавливаются одновременно с подлинником процессуального документа по количеству участников производства по делу, имеющих право на получение копии документа, и иных лиц (органов), которым уполномоченное должностное лицо обязано направить копию документа в соответствии с требованиями Кодекса.