Приказ Минобрнауки РФ от 08.04.2010 N 307

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения"
Редакция от 08.04.2010 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 852»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2010 г. N 17359


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2010 г. N 307

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 230103.04 НАЛАДЧИК АППАРАТНОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 апреля 2010 г. N 307

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 230103.04 НАЛАДЧИК АППАРАТНОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема Наименование квалификации (профессий но Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования
на базе среднего (полного) общего образования Наладчик технологического оборудования 10 мес.
на базе основного общего образования 2 года 5 мес. <**>

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: установка, обслуживание и модернизация средств вычислительной техники, в том числе аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, а также периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;

периферийное оборудование;

мультимедийное оборудование;

информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.

4.3. Обучающийся по профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования, компьютерной оргтехники.

4.3.2. Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

4.3.3. Модернизация аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

4.3.4. Модернизация программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования, компьютерной оргтехники.

ПК 1.1. Вводить средства вычислительной техники в эксплуатацию.

ПК 1.2. Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои аппаратного обеспечения средств вычислительной техники.

ПК 1.3. Заменять расходные материалы, используемые в средствах вычислительной и оргтехники.

5.2.2. Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

ПК 2.1. Устанавливать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя.

ПК 2.2. Администрировать операционные системы персональных компьютеров и серверов.

ПК 2.3. Устанавливать и настраивать работу периферийных устройств и оборудования.

ПК 2.4. Устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение персональных компьютеров и серверов.

ПК 2.5. Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои операционной системы и прикладного программного обеспечения.

5.2.3. Модернизация аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

ПК 3.1. Оптимизировать конфигурацию средств вычислительной техники в зависимости от предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.

ПК 3.2. Удалять и добавлять компоненты персональных компьютеров и серверов, заменять на совместимые.

ПК 3.3. Заменять, удалять и добавлять основные компоненты периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники.

5.2.4. Модернизация программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

ПК 4.1. Обновлять и удалять версии операционных систем персональных компьютеров и серверов.

ПК 4.2. Обновлять и удалять версии прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов.

ПК 4.3. Обновлять и удалять драйверы устройств персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

ПК 4.4. Обновлять микропрограммное обеспечение компонентов компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

Таблица 2

Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" 864 576    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 288 192    
  В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:     ОП.01. Основы информационных технологий ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
  уметь:    
  работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;      
  работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;      
  работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций;        
  пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;        
  знать:        
  основные понятия: информация и информационные технологии;        
  технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;        
  классификацию информационных технологий по сферам применения: обработку текстовой и числовой информации;        
  гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;        
  общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;        
  назначение компьютера;        
  логическое и физическое устройство компьютера;        
  аппаратное и программное обеспечение, процессор, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), дисковую и видео подсистему;        
  периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;        
  операционную систему персонального компьютера, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;        
  локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топологию сетей: структурированную кабельную систему;        
  сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы; логическую структуризацию сети;        
  поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;        
  идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;        
  общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, World Wide Web (WWW), электронную почту;        
  серверное и клиентское программное обеспечение;        
  информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам        
  уметь:     ОП.02. Основы электротехники ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
  эксплуатировать электроизмерительные приборы;    
  контролировать качество выполняемых работ;      
  производить контроль различных параметров электрических приборов;      
  работать с технической документацией;      
  знать:        
  основные законы электротехники: электрическое поле;        
  электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;        
  расчет электрических цепей постоянного тока;        
  магнитное поле, магнитные цепи, электромагнитную индукцию;        
  электрические цепи переменного тока;        
  основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока;        
  общие сведения об электросвязи и радиосвязи;        
  основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты        
  уметь:     ОП.03. Основы электроники и цифровой схемотехники ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
  идентифицировать полупроводниковые приборы и элементы системотехники и определять их параметры;    
  знать:    
  основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;      
  общие сведения о распространении радиоволн;      
  принцип распространения сигналов в линиях связи;        
  сведения о волоконно-оптических линиях;        
  цифровые способы передачи информации;        
  общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);        
  логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;        
  функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);        
  запоминающие устройства;        
  цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи        
  уметь:     ОП.04. Охрана труда и техника безопасности ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
  выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования гигиены и охраны труда;    
  знать:    
  правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;      
  нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;      
  виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда        
  уметь:     ОП.05. Экономика организации ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
  воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;    
  находить и использовать необходимую экономическую информацию;    
  знать:      
  основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;      
  механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;        
  законодательство по охране авторских прав        
  уметь:   32 ОП.06. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.4
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;    
  предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;    
  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;      
  применять первичные средства пожаротушения;      
  ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;        
  применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;        
  владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;        
  оказывать первую помощь пострадавшим;        
  знать:        
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;        
  основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;        
  основы военной службы и обороны государства;        
  задачи и основные мероприятия гражданской обороны;        
  способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;        
  организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;        
  основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;        
  область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;        
  порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим        
П.00 Профессиональный цикл 516 344    
ПМ.00 Профессиональные модули 516 344    
ПМ.01 Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники     МДК.01.01. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров и серверов ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:      
  ввода средств вычислительной техники и компьютерной оргтехники в эксплуатацию на рабочем месте пользователей;        
  диагностики работоспособности и устранения простейших неполадок и сбоев в работе вычислительной техники и компьютерной оргтехники;        
  замены расходных материалов и быстро изнашиваемых частей аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;        
  уметь:        
  выбирать аппаратную конфигурацию персонального компьютера, сервера и периферийного оборудования, оптимальную для решения задач пользователя;        
  собирать и разбирать на основные компоненты (блоки) персональные компьютеры, серверы, периферийные устройства, оборудование и компьютерную оргтехнику;        
  подключать кабельную систему персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники;        
  настраивать параметры функционирования аппаратного обеспечения;        
  диагностировать работоспособность аппаратного обеспечения;        
  устранять неполадки и сбои в работе аппаратного обеспечения;        
  заменять неработоспособные компоненты аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;        
  заменять расходные материалы и быстро изнашиваемые части аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;        
  направлять аппаратное обеспечение на ремонт в специализированные сервисные центры;        
  вести отчетную и техническую документацию;        
  знать:        
  классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров и серверов;        
  устройство персонального компьютера и серверов, их основные блоки, функции и технические характеристики;        
  назначение разделов и основные установки BIOS персонального компьютера и серверов;        
  виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;        
  нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, серверами, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой;        
  методики диагностики конфликтов и неисправностей компонентов аппаратного обеспечения;        
  способы устранения неполадок и сбоев аппаратного обеспечения;        
  методы замены неработоспособных компонентов аппаратного обеспечения;        
  состав процедуры гарантийного ремонта аппаратного обеспечения в специализированных сервисных центрах        
ПМ.02 Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования     МДК.02.01. Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров и серверов ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.5
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  установки операционных систем на персональных компьютерах и серверах;      
  администрирования операционных систем персональных компьютеров и серверов;        
  установки и настройки параметров функционирования периферийных устройств и оборудования;        
  установки и настройки прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов;        
  диагностики работоспособности и устранения неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения;        
  уметь:        
  выбирать программную конфигурацию персонального компьютера, сервера, оптимальную для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач;        
  устанавливать и администрировать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя;        
  оценивать производительность вычислительной системы;        
  управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете;        
  осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера;        
  осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых интернет-сайтов;        
  устанавливать и настраивать параметры функционирования периферийных устройств и оборудования;        
  устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;        
  осуществлять резервное копирование и восстановление данных;        
  диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои операционной системы и прикладного программного обеспечения;        
  вести отчетную и техническую документацию;        
  знать:        
  архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера и серверов;        
  классификацию прикладного программного обеспечения персонального компьютера и серверов;        
  назначение, разновидности и функциональные возможности программ администрирования операционной системы персональных компьютеров и серверов;        
  принципы лицензирования и модели распространения операционных систем и прикладного программного обеспечения для персональных компьютеров и серверов;        
  виды и характеристики носителей информации, файловые системы, форматы представления данных;        
  порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональные компьютеры и серверы;        
  основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;        
  принципы антивирусной защиты персонального компьютера и серверов        
ПМ.03 Модернизация аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования     МДК.03.01. Модернизация аппаратного обеспечения персональных компьютеров и серверов ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  оптимизации конфигурации средств вычислительной техники в зависимости от предъявляемых требований и решаемых пользователем задач;      
  удаления и добавления аппаратных компонентов (блоков) персональных компьютеров и серверов и замены на совместимые;        
  замены, удаления и добавления основных компонентов периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники;        
  уметь:        
  удалять и добавлять компоненты (блоки) персональных компьютеров и серверов, заменять на совместимые;        
  заменять, удалять и добавлять основные компоненты периферийных устройств, оборудования и компьютерной оргтехники;        
  обеспечивать совместимость компонентов персональных компьютеров и серверов, периферийных устройств и оборудования;        
  вести отчетную и техническую документацию;        
  знать:        
  классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров и серверов;        
  устройство персональных компьютеров и серверов, основные блоки, функции и технические характеристики;        
  виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;        
  принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;        
  методики модернизации аппаратного обеспечения;        
  нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой        
ПМ.04 Модернизация программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования     МДК.04.01. Модернизация программного обеспечения персональных компьютеров и серверов ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.4
  В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:    
  иметь практический опыт:    
  обновления версий и удаления операционных систем персональных компьютеров и серверов;      
  обновления версий и удаления программного обеспечения персональных компьютеров и серверов;        
  обновления версий и удаления драйверов периферийных устройств и оборудования;        
  уметь:        
  обновлять и удалять версии операционных систем персональных компьютеров и серверов;        
  обновлять и удалять версии прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов;        
  обновлять и удалять драйверы устройств персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования;        
  обновлять микропрограммное обеспечение компонентов компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования;        
  осуществлять резервное копирование и восстановление данных;        
  управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете;        
  осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера;        
  осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых интернет-сайтов;        
  осуществлять меры по обеспечению информационной безопасности;        
  вести отчетную и техническую документацию;        
  знать:        
  порядок установки и настройки программного обеспечения;        
  структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;        
  принципы лицензирования и модели распространения операционных систем и прикладного программного обеспечения для персональных компьютеров и серверов;        
  методики модернизации программного обеспечения;        
  нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой        
ФК.00 Физическая культура 80 40   ОК 2
  В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:       ОК 3
ОК 6
ОК 7
  уметь:      
  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;      
  знать:        
  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;        
  основы здорового образа жизни        
  Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) 216 144    
  Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП 1080 720    
УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 19 нед. 684   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.5
ПК 3.1 - 3.3
ПП.00 Производственная практика
          ПК 4.1 - 4.4
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.      

Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 20 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 1 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулярное время 13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

информатики и информационных технологий;

охраны труда;

экономики организации;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

электротехники с основами радиоэлектроники.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.