Временный порядок проведения расследований в целях применения защитных мер в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации

(утв. МВЭС РФ 02.08.95 N 1)
Редакция от 02.08.1995 — Действует

Утверждаю
Министр внешних
экономических связей
Российской Федерации
Е.ЯСИН
2 августа 1995 г. N 1

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЙ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. N 437 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и ее состава", в соответствии с законодательством Российской Федерации в области регулирования внешнеэкономической деятельности, а также положениями ГАТТ/ВТО.

1.2. Защитные меры могут быть введены постановлениями Правительства Российской Федерации в следующих формах (в одной или нескольких):

- количественные ограничения в форме импортных квот;

- специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

1.3. Министерство внешних экономических связей Российской Федерации по поручению Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле организует с привлечением заинтересованных министерств и ведомств проведение расследований, предшествующих введению указанных защитных мер, по фактам нанесения существенного материального ущерба отечественному производству или угрозы нанесения такого ущерба в связи с демпинговым занижением цены, использованием субсидий при производстве и вывозе, возросшим объемом ввоза на территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для продажи на внутреннем рынке страны.

1.4. В случае образования таможенного союза Российской Федерации с какой-либо страной (странами) с унифицированным законодательством в области регулирования внешнеэкономической деятельности вместо "таможенная территория Российской Федерации" следует читать "единое таможенное пространство Российской Федерации с соответствующей страной (странами)".

2. Термины и определения

2.1. Для целей настоящего Порядка "подобные или непосредственно конкурирующие товары" означают группу товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (производства).

2.2. Под термином "материальный ущерб" понимают ущерб, наносимый отечественному производству (российским производителям), угрозу ущерба или существенную задержку в развитии такого производства, заключающиеся в общем ухудшении состояния отечественного производства в данной области, отражаемом в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров и услуг. Под угрозой причинения материального ущерба понимается очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения ущерба.

2.3. Под термином "заинтересованные стороны" понимается:

- заявитель, запрашивающий введение защитных мер;

- любой действующий на территории Российской Федерации производитель подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- ассоциация российских производителей таких товаров;

- ассоциация российских потребителей таких товаров;

- экспортер затронутых процедурой товаров в Российскую Федерацию;

- импортер затронутых процедурой товаров в Российскую Федерацию;

- правительственный орган страны, чьи производители или экспортеры оказываются затронутыми вводимыми защитными мерами.

2.4. Термин "демпинг" означает, что товар ввезен в страну (на таможенную территорию Российской Федерации) по цене ниже его нормальной стоимости.

Термин "нормальная стоимость" означает стоимость подобного товара, предназначенного для потребления в стране его происхождения или экспорта при обычном ходе торговли в условиях конкуренции между экспортерами товаров, являющихся предметом расследования, и покупателями, которые не связаны с данными экспортерами на момент продажи.

2.5. Под "субсидией" понимается финансовое содействие, оказываемое Правительством или любым государственным органом в пределах территории экспортера (производителя) в виде:

- прямого перевода денежных средств;

- обязательств по переводу таких средств;

- отказа от получения причитающихся доходов;

- льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг (кроме общей инфраструктуры) или закупки товаров;

- поручения либо предписания частной организации выполнить одну или несколько функций из вышеперечисленных;

- или в виде любой формы поддержки доходов и цен в значении статьи XVI ГАТТ 1994 (если таким образом представляется льгота).

2.6. "Рассматриваемый период" обычно означает последний год, предшествующий началу расследования или подаче заявления о введении защитных мер.

2.7. Понятие связи между производителями и импортерами или экспортерами применимо лишь тогда, когда:

- один из них непосредственно или косвенно контролирует другого (в этом случае контролирующий юридически и практически находится в положении, позволяющем управлять контролируемым);

- оба они непосредственно или косвенно контролируются третьим лицом;

- оба они непосредственно или косвенно контролируют третье лицо.

2.8. Сопоставимая третья страна - страна, производящая подобные товары в примерно равных объемах и при сопоставимых условиях производства со страной экспортера (производителя).

2.9. Страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке в соответствии с критериями, установленными Законом о таможенном тарифе Российской Федерации.

3. Порядок подачи заявления и принятия решения о проведении расследования

3.1. Заявителем на предмет введения защитных мер могут быть федеральный орган исполнительной власти или субъект исполнительной власти по просьбе российских производителей, непосредственно российский производитель или объединение таких производителей.

Заявление направляется в секретариат Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле по адресу: 121200, г. Москва, Смоленская-Сенная, 32/34 (МВЭС России).

К заявлению на предмет введения защитных мер прилагается пакет документов (информации), содержащий сведения, необходимые для обоснования проведения расследования, по установленной форме (см. Приложение N 1).

3.2. Заявление может быть принято к расследованию, только если совокупный объем производства претендующего на защитные меры российского производителя или объединения производителей подобных или конкурирующих с ввозимыми товарами в общем объеме производства таких товаров на таможенной территории Российской Федерации составляет:

в случаях, предусмотренных для введения специальных пошлин и импортных квот - не менее 50 процентов;

в случаях, предусмотренных для введения антидемпинговых и компенсационных пошлин - не менее 25 процентов.

В случае, если указанный объем производства приходится на одного или двух российских производителей, необходимо заключение ГКАП России о последствиях возможных защитных мер на конкурентную ситуацию на внутреннем рынке России.

3.3. По получении указанного выше заявления секретариат Комиссии в срок до 30 календарных дней рассматривает его на предмет наличия сведений, дающих основание для начала расследования.

3.4. По результатам рассмотрения заявления секретариат Комиссии составляет заключение и представляет все необходимые материалы на рассмотрение Комиссии.

3.5. В случае, если Комиссия принимает решение о начале расследования, публикуется "Уведомление о начале расследования" в средствах массовой информации - Агентстве ИТАР-ТАСС, в газетах "Деловой мир" и "Российской газете".

Дата публикации заявления в "Российской газете" считается днем официального начала расследования.

В публикуемом уведомлении должна содержаться следующая информация:

- название страны экспортера и страны производителя соответствующего товара с указанием кода ТН ВЭД;

- факты, обосновывающие необходимость введения защитных мер, приведенные в заявлении, в том числе оценка понесенного материального ущерба российскими производителями или угрозы такового;

- адрес и телефоны, куда заинтересованные стороны могут обратиться по данному вопросу, время контактов по телефонам;

- сроки, в течение которых заинтересованные стороны могут обратиться по данному вопросу и изложить свою позицию.

3.6. В случае, если при рассмотрении заявления сделаны выводы, что представленные в заявлении сведения не содержат основания для проведения расследования, Комиссия в письменной форме мотивированно сообщает заявителю об отказе начать расследование.

3.7. В случае, если при рассмотрении заявления сделаны выводы о том, что представленных материалов недостаточно для начала расследования, секретариат Комиссии запрашивает заявителя о представлении дополнительных сведений.

Если заявитель не предоставляет дополнительных сведений в течение месяца с даты поступления указанного запроса, Комиссия не позже чем через 12 рабочих дней после истечения месячного срока:

- или прекращает рассмотрение заявления в связи с отсутствием сведений по существу заявления, о чем Комиссия письменно информирует заявителя;

- или принимает решение о необходимости самостоятельного восполнения отсутствующих сведений; в этом случае срок уведомления заявителя продлевается на время сбора требуемой информации.

3.8. Датой поступления запроса считается день его отправки, если запрос направляется факсимильной связью, или 12-й рабочий день со дня его отправки, если запрос отправляется по почте.

4. Процедура расследования

4.1. Сроки проведения расследований:

а) на предмет введения специальных пошлин и импортных квот - в течение девяти месяцев со дня опубликования уведомлений о начале расследования, в особых случаях срок расследования может быть продлен Комиссией, но не более чем до 12 месяцев;

б) на предмет введения антидемпинговых или компенсационных пошлин - 12 месяцев со дня принятия заявления, в особых случаях срок расследования может быть продлен Комиссией, но не более чем до 18 месяцев.

4.2. При осуществлении процедуры расследования секретариат Комиссии:

а) информирует правительства стран экспортеров и стран производителей товара через их представительства в Москве, известных экспортеров и производителей товара о начале процедуры расследования;

б) направляет в случае необходимости запросы заинтересованным сторонам, принимает от них материалы и предоставляет им неконфиденциальную информацию по предмету расследования;

в) проводит консультации и переговоры с заинтересованными сторонами;

г) организует в случае необходимости по согласованию с заинтересованными сторонами выезды на места нахождения экспортеров и производителей ввозимого товара, являющегося предметом расследования, а также российских производителей подобного товара с целью проверки полученных материалов и сбора недостающей информации;

д) проводит анализ собранных материалов и предпринимает любые иные меры в целях проведения расследования, не противоречащие нормам ГАТТ/ВТО и российскому законодательству;

е) готовит согласованное экспертное заключение по результатам расследования для рассмотрения на Комиссии.

4.3. Заинтересованные стороны направляют в Комиссию материалы по предмету расследования на русском или английском языке с переводом на русский в течение месяца с момента публикации "Уведомления о начале расследования".

Экспортерам или иностранным производителям на ответ по запросу Комиссии дается месяц с даты его получения или 42 дня с даты отправки. Срок может быть продлен по просьбе отвечающей стороны.

Если какая-либо из заинтересованных сторон не представила требуемую информацию в установленные сроки или когда есть обоснованные сомнения в достоверности предоставленной информации, Комиссия может пользоваться той информацией, которая имеется в ее распоряжении.

4.4. В целях получения оперативной информации о ввозе товаров, в отношении которых начато расследование, Комиссия может ввести в действие специальное наблюдение за ввозом таких товаров. Порядок наблюдения определяется Инструкцией, разрабатываемой и утверждаемой ГТК России и МВЭС России.

4.5. Решение Комиссии по результатам расследования публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.5 настоящего Порядка.

4.6. В случае, если заявление о начале расследования отклонено или по результатам расследования Комиссией принято решение о нецелесообразности введения защитных мер, повторное заявление может быть принято к рассмотрению в отношении того же товара не ранее чем через год с момента отклонения заявления или даты публикации о результате расследования.

В случае введения защитных мер заявление о их пересмотре от заинтересованной стороны принимается не ранее чем через год после введения защитных мер.

Комиссия по собственной инициативе может начать повторное расследование в целях введения защитных мер или их пересмотра в отношении того же товара.

4.7. Особенности процедуры в случае возросшего объема ввоза.

Если в процессе консультаций выявляется необходимость распределить предполагаемые количественные ограничения между экспортирующими странами, секретариат Комиссии готовит предложения для рассмотрения на Комиссии о заключении соответствующих соглашений со странами и экспортеров, непосредственно заинтересованными в поставках данного товара в Российскую Федерацию. Когда такое распределение является неосуществимым на практике, Комиссия принимает решение о выделении странам, непосредственно заинтересованным в поставках данного товара, доли от общей импортной квоты, соответствующей доле этой страны в общем объеме ввоза данного товара на протяжении рассматриваемого периода. При определении этой пропорциональной доли принимаются во внимание особые обстоятельства, которые могут привести к увеличению или уменьшению доли конкретной страны в поставках данного товара в Российскую Федерацию.

В исключительных случаях, когда доказано, что возросший объем ввоза товаров наносит существенный материальный ущерб или представляет угрозу такового российским производителям, и когда Комиссия считает, что в случае задержки с введением защитных мер может быть причинен непоправимый вред отечественному производству, секретариат Комиссии подготавливает проект постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации о введении предварительных специальных пошлин в отношении ввозимого товара до введения защитной меры или иного решения Комиссии. При этом продолжительность действия предварительной защитной меры засчитывается в общий срок применения защитной меры.

Взыскиваемые предварительные специальные пошлины зачисляются на счет ГТК России и не подлежат перечислению в доход федерального бюджета до принятия окончательного решения Комиссией и соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

В случае, когда Комиссия выносит определение о нецелесообразности применения специальной пошлины в качестве защитной меры или о более низком уровне этой пошлины по сравнению с предварительной, излишне взысканные суммы подлежат возврату в соответствии с действующим таможенным законодательством.

4.8. Особенности процедуры в случае демпинга.

Размер антидемпинговой пошлины не должен превышать размер демпинговой разности, которая рассчитывается для каждого товара, являющегося предметом расследования, по следующей формуле:

           нормальная стоимость - экспортная цена
           ______________________________________ x 100.
                      экспортная цена

При этом экспортная цена определяется как цена товара, являющегося предметом расследования, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенного для продажи на российском внутреннем рынке.

Экспортная цена и нормальная стоимость сравниваются на сопоставимой базе. При их сравнении делаются необходимые поправки на различия в условиях продажи, обложения налогами, количество и другие различия, влияющие на сравнимость цен. Сопоставление должно осуществляться за один и тот же временной период с учетом одинакового базиса поставок (как правило, ex-works).

Если товар ввезен не из страны производителя товара, а через промежуточную страну, экспортная цена сравнивается с сопоставимой ценой на рынке страны экспортера, а при отсутствии таковой - с ценой в стране производителя товара.

При определении нормальной стоимости необходимо наличие достаточного объема продаж подобного товара на внутреннем рынке экспортера (производителя). Объем продаж является достаточным, если они составляют не менее 5 процентов от объема товара, ввозимого в Российскую Федерацию и являющегося предметом расследования.

При отсутствии достаточного объема продаж подобного товара на внутреннем рынке страны экспортера (производителя) или если цены таких продаж не могут быть представительными, а также если производитель или экспортер не представили информации, демпинговая разность определяется путем сравнения экспортной цены с ценой продаж подобного товара в третью страну или с издержками производства в сопоставимой третьей стране производителя подобного товара с добавлением всех расходов по реализации товара и прибыли. При этом цена товара рассчитывается на основе данных экспортера или производителя. Расходы и прибыль, включаемые в цену, должны соответствовать сложившемуся в торговой практике среднестатистическому уровню.

В исключительных случаях, когда очевидно, что ввоз товара по демпинговым ценам наносит существенный материальный ущерб или представляет угрозу такового российским производителям и когда Комиссия считает, что в случае задержки с введением защитных мер может быть причинен непоправимый вред отечественному производству, она может внести предложение в Правительство Российской Федерации о введении временных антидемпинговых пошлин на ввозимый товар на срок до 4 месяцев с возможным продлением до 6 месяцев.

Предварительные защитные меры не могут быть применены ранее чем через 60 дней с даты начала расследования.

Продолжительность действия временной защитной меры считается частью периода, в течение которого применяются антидемпинговые пошлины.

В случае принятия соответствующего постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации взысканные предварительные антидемпинговые пошлины зачисляются на счет ГТК России и не подлежат перечислению в доход федерального бюджета до принятия окончательного решения Комиссией относительно введения антидемпинговой пошлины и соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

В случае, когда Комиссия выносит определение об отсутствии демпинга или демпинговая разность не превышает 2 процентов, или об отсутствии существенного ущерба или угрозы такового российским производителям, предварительные антидемпинговые пошлины подлежат отмене и возврату в соответствии с действующим таможенным законодательством.

Если окончательная антидемпинговая пошлина будет выше, чем предварительная пошлина, разница не взимается.

Если же окажется, что окончательная антидемпинговая пошлина ниже, чем предварительная, разница возвращается импортеру.

Антидемпинговое расследование может быть приостановлено и антидемпинговая пошлина не применяется, если Комиссия соглашается с добровольным односторонним обязательством экспортера (производителя) о соблюдении уровня минимальных цен и/или объемов поставок.

Расследование, тем не менее, может быть доведено до конца.

В случае положительного решения относительно наличия демпинговой разности и соответствующего ущерба обязательства экспортера (производителя) по ценам сохраняются в силе, а при отрицательном решении автоматически прекращаются.

В случае нарушения экспортером (производителем) своих обязательств их действие может быть прекращено Комиссией после соответствующего уведомления.

По запросу экспортера (производителя), доказавшего отсутствие своей связи с экспортерами (производителями), в отношении которых введена антидемпинговая пошлина, и не осуществлявшего ранее ввоз подобного товара в Российскую Федерацию в период расследования, Комиссия проводит антидемпинговое расследование на предмет введения индивидуальной пошлины.

До завершения расследования антидемпинговая пошлина на данный товар в отношении этих экспортеров (производителей) не вводится, но может быть затребована гарантия ее уплаты с даты начала расследования, если будет установлено, что товар ввозится по демпинговой цене.

4.9. Особенности процедуры при субсидировании производства и обращения товаров.

Если по результатам рассмотрения заявления российского заявителя усматривается наличие субсидии, дающей основание для принятия защитных мер, Комиссия на основании заключения секретариата обращается в правительственные органы страны экспортера (производителя) через их представительства в Москве с просьбой о проведении консультаций. Просьба о консультациях включает доказательства существования и характера данной субсидии и наличие соответствующего материального ущерба.

Если консультации не приводят к согласованному решению в течение 6 месяцев, секретариат представляет на рассмотрение Комиссии мотивированное заключение с проектом постановления Правительства Российской Федерации о введении компенсационных пошлин, сопоставимых с размером субсидии.

Компенсационная пошлина вводится на такой период времени и в таком размере, какие необходимы для нейтрализации субсидирования, наносящего ущерб, но не более 4 лет.

Расследование по факту субсидирования прекращается в случаях, когда доказано, что сумма субсидии составляет менее 1 процента стоимости товара, в отношении которого проводится расследование.

Расследование при субсидиях может быть приостановлено или прекращено в случае, если получена официальная информация об отмене (ограничении) субсидирования или о том, что экспортер согласен пересмотреть цены на субсидированный товар в целях устранения неблагоприятных последствий субсидирования.

Комиссия вправе не принимать обязательства субсидирующей стороны, если эти обязательства неприемлемы.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ
МАТЕРИАЛОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВЛЕНИЮ О ВВЕДЕНИИ ЗАЩИТНЫХ МЕР

В своем заявлении заявитель обязан привести достаточные доказательства наличия материального ущерба для отечественного производства или производителей и его оценку, причинно-следственной связи между ввозом и предполагаемым ущербом, характеристику причины ущерба (возросший объем ввоза конкурирующего товара, продажа по демпинговым ценам, субсидирование производства и реализации ввозимого товара), а также указать характер предлагаемых защитных мер.

Простое утверждение, не подтвержденное соответствующими доказательствами, не может рассматриваться как достаточное.

Помимо заявления, заявителю необходимо сообщить:

- наименование и реквизиты российских производителей, инициировавших заявление (в нем также необходимо перечислить всех значительных российских производителей подобного товара);

- состав и доля акционеров в уставном фонде российского производителя (производителей), инициировавших заявление;

- сведения об объеме производства конкурирующего товара российского производителя (производителей) в натуральном и стоимостном выражении, а также его (их) доля в общем объеме отечественного производства этого товара;

- подробное описание технико-экономических характеристик ввозимого товара и непосредственно конкурирующего (или подобного) товара российского производителя;

- название страны или стран происхождения или экспорта ввозимого в Россию товара, наименование и реквизиты каждого известного экспортера или производителя, а также перечень основных известных российских импортеров указанного товара с их реквизитами;

- информацию о ценах, по которым данный товар продается на внутренних рынках стран происхождения или экспорта, а также об экспортных ценах или ценах перепродаж независимому покупателю; соотношение цен на ввозимый и непосредственно конкурирующий товар российского производителя;

- объем ввоза товара, темпы роста объема ввоза в абсолютном и относительном выражении;

- оценку предполагаемого ущерба, нанесенного российскому производителю товара в результате ввоза конкурирующего иностранного товара по следующим критериям:

объем производства;

степень загрузки производственных мощностей;

состояние товарных запасов;

объем продаж;

соотношение ввозимых товаров и объема производства российского производителя;

цены конкурирующей или подобной продукции российского производителя;

балансовая прибыль;

показатели эффективности производства и объема инвестиций;

численность и реальная занятость промышленно-производственного персонала.

Указанные показатели должны быть представлены в динамике за период, начинающийся не менее чем за год с момента начала массированного ввоза, демпинга или субсидирования конкурирующего иностранного товара.

Стоимостные показатели следует представлять в целях сопоставимости как в рублевом, так и в долларовом выражении по существующему на момент их определения валютному курсу.

Представленная информация должна быть подтверждена формами государственной статистической и бухгалтерской отчетности.

Заявитель в случае предположения о наличии субсидии должен указать характер субсидии и ее особенности, оценку ущерба и привести доказательства того, что предполагаемый ущерб для отечественного производства связан с субсидированием ввозимых товаров.