Указ Президента РФ от 14.09.95 N 940

"Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств"
Редакция от 14.09.1995 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ
от 14 сентября 1995 г. N 940

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

В целях углубления интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств и повышения согласованности действий органов исполнительной власти Российской Федерации на этом направлении постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Обязать органы исполнительной власти всех уровней неукоснительно руководствоваться им в своей практической деятельности.

2. Для реализации Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств создать Правительственную комиссию по вопросам Содружества Независимых Государств.

Правительству Российской Федерации утвердить положение об указанной Правительственной комиссии и ее состав.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 сентября 1995 г. N 940

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Развитие Содружества Независимых Государств (далее именуется - СНГ) отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с государствами СНГ - важный фактор включения России в мировые политические и экономические структуры.

I. Цели и основные задачи Стратегического курса России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств

1. Приоритетность отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее именуются - государства СНГ) в политике Российской Федерации определяется прежде всего тем, что:

на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны;

эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России.

2. Главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе.

3. Развивая отношения с партнерами по СНГ, важно твердо руководствоваться принципом ненанесения ущерба интересам России. Разнонаправленные интересы партнеров необходимо согласовывать на основе сбалансированности взаимных компромиссов.

4. Основные задачи политики России в отношении с государствами СНГ:

обеспечение надежной стабильности во всех ее измерениях: политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;

содействие становлению государств СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отношении России;

укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства;

наращивание интеграционных процессов в СНГ.

II. Экономическое сотрудничество

5. Рассматривать взаимовыгодное экономическое сотрудничество как основополагающую предпосылку решения всего комплекса вопросов взаимоотношений с государствами СНГ. Решать эту задачу, оптимально сочетая многосторонние в рамках Экономического союза и двусторонние формы отношений.

6. В развитии торговых связей исходить из того, что они представляют собой важный инструмент стабилизации экономической ситуации и выхода из кризиса как в России, так и в государствах СНГ.

7. Одним из важнейших путей организационного укрепления СНГ является постепенное расширение Таможенного союза, включающего государства, связанные с Россией глубоко интегрированной экономикой и стратегическим политическим партнерством.

Вести дело к постепенному, по мере созревания условий, присоединению остальных членов Экономического союза к Таможенному союзу.

Добиваться сближения национальных экономических систем путем выработки совместно с партнерами путей совершенствования единых модельных актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств.

Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели со стороны наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы экономической, политической и военной поддержки со стороны России.

В целях укрепления и расширения Таможенного союза двусторонние договоренности не должны давать их участникам равных (и тем более больших) преимуществ, чем те, которые имеются у членов данного союза.

8. В качестве важнейшего условия развития и совершенствования сотрудничества рассматривать нормализацию платежно-расчетных отношений. В связи с этим ускорить практическую деятельность по формированию Платежного союза, имея в виду установление общих правил организации валютных рынков государств СНГ, применение обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением, достижение взаимной обратимости национальных валют и использование в обозримой перспективе российского рубля в качестве резервной валюты.

9. Формирование жизнеспособного интеграционного сообщества предполагает эффективное сотрудничество в развитии производства, науки и техники.

Важнейшими направлениями этой работы считать:

выявление общих научно-технологических приоритетов и реализацию совместной стратегии в целях формирования единого научного и технологического пространства;

согласование процессов структурной перестройки национальной экономики с выходом на разработку общих межгосударственных инвестиционных программ;

обеспечение условий для совместной работы ученых и специалистов - производственников;

объединение усилий по решению проблем экологии и охраны окружающей среды.

10. Последовательно решать задачу сближения национальных правовых и экономических условий для создания совместной собственности на основе свободной предпринимательской деятельности, создания в перспективе общего рынка капиталов. Оказывать всестороннюю государственную поддержку созданию финансово-промышленных групп с участием предприятий и банков государств СНГ, формированию транснациональных производственных, научно-технических и прочих структур.

11. Обеспечить необходимые условия для функционирования Межгосударственного экономического комитета Экономического союза государств - участников Содружества Независимых Государств как международной организации, нацеленной на повышение действенности сотрудничества в рамках СНГ.

III. Национальная безопасность

12. Вести дело к созданию системы коллективной безопасности на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ. Поощрять намерение государств - участников ДКБ объединиться в оборонный союз на базе общности интересов и военно-политических целей.

Последовательно вести работу по упорядочению механизма выполнения достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной области, сохранению на основе взаимной договоренности объектов военной инфраструктуры. В случае обоюдного интереса переходить на принцип военного базирования, четко регламентируя при этом правовое положение российских военных баз, а также статус военнослужащих и членов их семей, находящихся в этих государствах.

Решать эти вопросы адекватно военно-политической обстановке, складывающейся в каждом государстве СНГ.

Добиваться от государств СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против любого из этих государств.

13. Углублять сотрудничество между государствами СНГ в сфере безопасности государственных границ.

Исходить из того, что национальным интересам России и общим интересам государств СНГ соответствует надежная охрана границ по периметру СНГ, которая является их общим делом и должна осуществляться совместными усилиями.

Завершить работу по урегулированию комплекса пограничных вопросов с государствами СНГ и созданию договорно-правовой базы пребывания Пограничных войск Российской Федерации в этих странах. Изучить возможность создания в дальнейшем региональных объединений командований пограничных войск государств СНГ, стремиться к созданию единой системы охраны их границ.

Одновременно, с учетом внешнеполитической ситуации, осуществлять обустройство государственной границы Российской Федерации со всеми сопредельными государствами в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", учитывая при этом, что долгосрочным планам России соответствует сохранение принципа открытости границ внутри СНГ. На практике руководствоваться дифференцированным подходом к отдельным участкам государственной границы Российской Федерации в зависимости от состояния двусторонних отношений с тем или иным государством.

14. Исходить из того, что важной составной частью усилий по обеспечению стабильности на территории СНГ является миротворческая деятельность, направленная на урегулирование и предотвращение конфликтов в государствах СНГ преимущественно мирными политико-дипломатическими средствами.

Вести дело к тому, чтобы миротворчество стало плодом коллективных усилий государств СНГ путем их более активного участия на всех этапах деятельности по налаживанию механизма оперативного решения вопросов миротворчества в рамках СНГ. Всю работу в этом направлении проводить во взаимодействии с ООН и ОБСЕ, добиваться реального участия этих международных организаций в урегулировании конфликтов на территории СНГ.

При этом во взаимодействии с третьими странами и международными организациями достигать с их стороны понимания того, что этот регион прежде всего является зоной интересов России.

Развивать сотрудничество по линии служб безопасности, прежде всего с целью недопущения использования территории СНГ спецслужбами третьих стран во враждебных России целях. Сотрудничество со службами безопасности государств СНГ строить при строгом соблюдении законодательства Российской Федерации и уважении международных обязательств России в области прав человека.

IV. Гуманитарное сотрудничество и права человека

15. Активизировать культурный обмен России с государствами ближнего зарубежья, сотрудничество с ними в области науки, образования, спорта. Обеспечивать российское теле- и радиовещание на ближнее зарубежье, поддерживать продвижение российской прессы в этот регион, осуществлять подготовку в России национальных кадров для государств СНГ.

Особое внимание уделить восстановлению позиций России как главного образовательного центра на территории постсоветского пространства, имея в виду необходимость воспитания молодого поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России.

Наладить взаимный обмен информацией и сотрудничество национальных комиссий по делам ЮНЕСКО государств СНГ.

16. Добиваться реального обеспечения всем гражданам государств СНГ независимо от национальности и иных различий равных прав и свобод. Способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех народов, населяющих эти страны.

Активно содействовать адаптации россиян к новым политическим и социально-экономическим реалиям в странах их постоянного проживания - бывших республиках СССР.

В случае нарушений прав россиян в государствах СНГ в качестве возможной меры воздействия ставить решение вопросов финансового, экономического, военно-политического и другого сотрудничества России с конкретным государством в зависимость от реальной позиции в области соблюдения прав и интересов россиян на его территории.

Оказывать россиянам содействие в осуществлении производственно-хозяйственной, предпринимательской, коммерческой, культурно-просветительской, образовательной деятельности.

Завершить разработку в рамках СНГ договорно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения основных прав и свобод человека и национальных меньшинств, имея в виду необходимость снятия остроты национального вопроса в принципе.

V. Координация деятельности по решению международных проблем и взаимодействие с мировым сообществом

17. Настойчиво и последовательно подводить наших партнеров по СНГ к выработке общих позиций по международным проблемам, координации действий на мировой арене. Совместными усилиями добиваться дальнейшего утверждения СНГ в качестве влиятельной региональной организации и на ее уровне налаживать с авторитетными международными форумами и организациями крупномасштабное и взаимовыгодное сотрудничество.

18. Исходить из того, что важнейшим фактором, способным препятствовать центробежным тенденциям в СНГ, должна стать нарастающая эффективность взаимного сотрудничества.

Основные усилия сосредоточить на согласовании позиций государств СНГ в ООН, ОБСЕ, а также их подходов к отношениям с НАТО, ЕС, Советом Европы.

VI. Основные задачи двусторонних отношений

19. Двусторонние отношения с государствами СНГ формируются с учетом специфики каждого из этих государств и их готовности к различным формам углубленной интеграции. При проведении российской политики в отношении государств СНГ в двустороннем плане исходить из того, что интересам России соответствуют:

содействие стабилизации политического, экономического и социального положения в этих странах;

глубокое поэтапное вовлечение их на добровольной основе в интеграционные процессы, в коллективное решение вопросов военной безопасности, охраны границ, миротворческой деятельности;

недопущение конфронтационного характера отношений России с государствами СНГ.

20. Предметом постоянной заботы в двусторонних экономических отношениях должны стать:

поддержание равновесия платежного баланса на основе долгосрочных соглашений;

сохранение ведущего положения России на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта готовой продукции;

выполнение обязательств по кооперационным связям, предотвращение задолженности по товарным поставкам и нормализация платежно-кредитных отношений;

благоприятствование транзиту российских товаров по территориям этих государств.

VII. О внутрироссийском механизме реализации настоящего Стратегического курса в отношении СНГ

21. Правительство Российской Федерации совершенствует внутрироссийский механизм реализации стратегии в отношении СНГ, уточняет компетенцию министерств и ведомств, осуществляющих определенные функции в сфере взаимоотношений с государствами СНГ, систематически укрепляет правовую основу сотрудничества с этими государствами.

22. Министерство иностранных дел Российской Федерации, осуществляющее государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами, обеспечивает реализацию общей стратегии и координацию внешней политики с государствами СНГ.

23. На Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств возлагается ответственность за реализацию экономической и социальной политики Российской Федерации в сфере взаимоотношений с государствами СНГ.

Указанное Министерство:

организует работу и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию сотрудничества с государствами СНГ в экономической и социальной областях;

осуществляет организацию переговорного процесса и подготовки двусторонних и многосторонних договоров и соглашений с государствами СНГ по экономическим и социальным вопросам;

содействует внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации с государствами СНГ;

контролирует выполнение достигнутых с государствами СНГ договоренностей и реализацию обязательств по договорам и соглашениям Российской Федерации с этими государствами.

24. Создать Правительственную комиссию по вопросам Содружества Независимых Государств в качестве органа, обеспечивающего реализацию государственной политики Российской Федерации в области сотрудничества с этими государствами.

* * *

Продвижение по всем этим направлениям создаст реальную возможность построения в перспективе региональной международной организации, способной обеспечивать политическую и социально-экономическую стабильность на территории СНГ.