Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2010 г. N 17468
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 2010 г. N 447
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.09 МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 апреля 2010 г. N 447
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 270802.09 МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*> | Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования | Арматурщик Бетонщик Каменщик Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Печник Стропальщик Электросварщик ручной сварки | 10 мес. |
на базе основного общего образования | 2 года 5 мес. <**> |
на базе основного общего образования | | 10 мес. (без получения среднего (полного) общего образования) |
<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
арматурщик-бетонщик;
каменщик-монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций;
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций - стропальщик;
каменщик-электросварщик ручной сварки;
каменщик-стропальщик;
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций - электросварщик ручной сварки;
каменщик-бетонщик;
арматурщик-электросварщик ручной сварки;
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций - бетонщик;
бетонщик-стропальщик;
каменщик-арматурщик;
каменщик-печник;
арматурщик-стропальщик.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение арматурных, бетонных, каменных, монтажных, печных, стропальных, электросварочных работ при возведении, ремонте и реконструкции зданий и сооружений всех типов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
здания и сооружения, их элементы;
материалы для общестроительных работ;
технологии общестроительных работ;
строительные машины, средства малой механизации, инструменты и приспособления для общестроительных работ;
схемы производства общестроительных работ.
4.3. Обучающийся по профессии мастер общестроительных работ готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение арматурных работ.
4.3.2. Выполнение бетонных работ.
4.3.3. Выполнение каменных работ.
4.3.4. Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций.
4.3.5. Выполнение печных работ.
4.3.6. Выполнение стропальных работ.
4.3.7. Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение арматурных работ.
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве арматурных работ.
ПК 1.2. Изготавливать арматурные конструкции.
ПК 1.3. Армировать железобетонные конструкции различной сложности.
ПК 1.4. Контролировать качество арматурных работ.
5.2.2. Выполнение бетонных работ.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве бетонных работ.
ПК 2.2. Производить бетонные работы различной сложности.
ПК 2.3. Контролировать качество бетонных и железобетонных работ.
ПК 2.4. Выполнять ремонт бетонных и железобетонных конструкций.
5.2.3. Выполнение каменных работ.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.
5.2.4. Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций.
ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы при производстве монтажных работ.
ПК 4.2. Производить монтаж железобетонных конструкций при возведении всех типов зданий.
ПК 4.3. Производить монтаж металлических конструкций зданий и сооружений.
ПК 4.4. Контролировать качество монтажных работ.
5.2.5. Выполнение печных работ.
ПК 5.1. Выполнять подготовительные работы при производстве печных работ.
ПК 5.2. Производить кладку различных типов печей.
ПК 5.3. Выполнять отделку печей различными материалами.
ПК 5.4. Контролировать качество печных работ.
ПК 5.5. Производить ремонт печей.
5.2.6. Выполнение стропальных работ.
ПК 6.1. Выполнять подготовительные работы при производстве стропальных работ.
ПК 6.2. Производить строповку и увязку различных групп строительных грузов и конструкций.
5.2.7. Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
ПК 7.2. Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций различной сложности.
ПК 7.3. Производить резку металлов различной сложности.
ПК 7.4. Выполнять наплавку различных деталей и изделий.
ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет два часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 234 | 160 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: | | | ОП.01. Основы материаловедения | ОК 1 - 7 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 3.1 ПК 5.1 |
| уметь: | | |
| определять основные свойства материалов; | | | |
| знать: | | | |
| общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения | | | | |
| уметь: | | | ОП.02. Основы электротехники | ОК 1 - 7 ПК 7.1 - 7.4 |
| пользоваться электрифицированным оборудованием; | | |
| знать: | | | | |
| основные сведения электротехники, необходимые для работы с электрооборудованием | | | | |
| уметь: | | | ОП.03. Основы строительного черчения | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 7.5 |
| читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ; | | |
| знать: | | | |
| требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства; | | | | |
| основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации; | | | | |
| виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ; | | | | |
| правила чтения технической и технологической документации; | | | | |
| виды производственной документации | | | | |
| уметь: | | | ОП.04. Основы технологии общестроительных работ | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 7.5 |
| составлять технологическую последовательность возведения зданий всех типов; | | |
| читать инструкционные карты и карты трудовых процессов; | | | |
| знать: | | | | |
| виды общестроительных работ; | | | | |
| классификацию зданий и сооружений; | | | | |
| элементы зданий; | | | | |
| строительные работы и процессы; | | | | |
| инструкционные карты и карты трудовых процессов; | | | | |
| основные сведения по организации труда рабочих и квалификацию рабочих; | | | | |
| классификацию строительных машин | | | | |
| уметь: | | 32 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 7.5 |
| организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | | |
| предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | | | |
| использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | | | | |
| применять первичные средства пожаротушения; | | | | |
| ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | | | | |
| применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | | | | |
| владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | | | | |
| оказывать первую помощь пострадавшим; | | | | |
| знать: | | | | |
| принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | | | | |
| основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | | | | |
| основы военной службы и обороны государства; | | | | |
| задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | | | | |
| способы защиты населения от оружия массового поражения; | | | | |
| меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | | | | |
| организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | | | | |
| основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; | | | | |
| область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | | | | |
| порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | | | |
П.00 | Профессиональный цикл | 550 | 376 | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 550 | 376 | | |
ПМ.01 | Выполнение арматурных работ | | | МДК.01.01. Технология арматурных работ | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 1.4 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве арматурных работ; | | | | |
| изготовления арматурных конструкций; | | | | |
| армирования железобетонных конструкций различной сложности; | | | | |
| контроля качества арматурных работ; | | | | |
| уметь: | | | | |
| выбирать материалы для арматурных работ; | | | | |
| выбирать инструменты, инвентарь, механизмы и приспособления для арматурных работ; | | | | |
| выполнять сортировку, правку, чистку, резку, гнутье арматурной стали различными способами; | | | | |
| транспортировать и складировать арматуру и арматурные изделия различными способами; | | | | |
| читать рабочие чертежи и составлять эскизы и спецификации на изготавливаемые арматурные изделия; | | | | |
| организовывать рабочее место с учетом требований безопасности работ; | | | | |
| выполнять сборку арматурных изделий; | | | | |
| выполнять вязку арматурных изделий; | | | | |
| выполнять сварку соединений арматурных изделий; | | | | |
| соблюдать правила безопасности работ; | | | | |
| размечать расположение стержней, сеток и каркасов в опалубке различных конструкций; | | | | |
| устанавливать и монтировать различные виды арматуры и арматурных изделий; | | | | |
| выполнять предварительное натяжение арматурных стержней и пучков стержней; | | | | |
| соблюдать правила безопасности работ; | | | | |
| выполнять проверку качества арматурной стали; | | | | |
| проверять качество сварных соединений; | | | | |
| проверять соответствие готовых арматурных изделий проекту; | | | | |
| выполнять выверку установленной арматуры; | | | | |
| определять и устранять дефекты армирования конструкций; | | | | |
| выполнять подсчет объемов арматурных работ; | | | | |
| выполнять подсчет расхода материалов, заданный объем работ; | | | | |
| выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ; | | | | |
| знать: | | | | |
| виды и свойства материалов для армирования строительных конструкций; | | | | |
| назначение, устройство и правила эксплуатации оборудования, применяемого при выполнении работ по армированию строительных конструкций; | | | | |
| организацию рабочего места арматурщика; | | | | |
| правила и способы подготовки арматурной стали; | | | | |
| способы транспортировки и строповки арматуры и арматурных изделий; | | | | |
| правила сигнализации при монтаже арматурных конструкций; | | | | |
| правила складирования арматурной стали и готовых изделий; | | | | |
| правила чтения чертежей и составления эскизов и спецификаций на изготавливаемые изделия; | | | | |
| способы рациональной организации рабочего места арматурщика; | | | | |
| приемы сборки арматурных изделий; | | | | |
| приемы вязки арматурных изделий; | | | | |
| виды и способы контактно-стыковой сварки; | | | | |
| оборудование для контактно-стыковой сварки; | | | | |
| технологию контактно-стыковой сварки; | | | | |
| правила безопасности работ; | | | | |
| правила разметки по чертежам и эскизам мест расположения стержней в арматурных изделиях; | | | | |
| технологию монтажа и установки арматуры в проектное положение; | | | | |
| виды и способы натяжения арматуры в различных конструкциях; | | | | |
| оборудование для предварительного натяжения арматуры; | | | | |
| правила безопасности работ; | | | | |
| допустимые отклонения при изготовлении и монтаже арматуры и армоконструкций; | | | | |
| правила приемки работ; | | | | |
| дефекты арматурных конструкций и способы их устранения; | | | | |
| правила подсчета объемов арматурных работ; | | | | |
| правила подсчета расхода материалов на заданный объем работ; | | | | |
| правила подсчета трудозатрат и стоимости выполненных работ | | | | |
ПМ.02 | Выполнение бетонных работ | | | МДК.02.01. Технология бетонных работ | ОК 1 - 7 ПК 2.1 - 2.4 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве бетонных работ; | | | | |
| производства бетонных работ различной сложности; | | | | |
| контроля качества бетонных и железобетонных работ; | | | | |
| выполнения ремонта бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| уметь: | | | | |
| выбирать инструменты, приспособления и инвентарь, машины и механизмы для бетонных работ; | | | | |
| готовить различные поверхности под бетонирование; | | | | |
| изготовлять, ремонтировать и собирать из готовых элементов различные виды опалубки; | | | | |
| устанавливать и разбирать опалубку различных бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| контролировать и устранять дефекты выполнения опалубочных работ; | | | | |
| приготавливать бетонную смесь по заданному составу ручным и механизированным способом; | | | | |
| читать рабочие чертежи и схемы производства бетонных работ; | | | | |
| организовывать рабочее место с учетом требований безопасности работ; | | | | |
| транспортировать бетонную смесь к месту укладки различными способами; | | | | |
| укладывать и уплотнять бетонную смесь в конструкции различной сложности; | | | | |
| выполнять уход за бетоном в процессе его твердения; | | | | |
| обслуживать оборудование, применяемое для укладки и уплотнения бетонной смеси; | | | | |
| соблюдать правила безопасности работ; контролировать качество исходных материалов для бетонных смесей; | | | | |
| проверять готовность блоков и участков сооружений к бетонированию (подготовка основания, опалубки, лесов и подмостей, арматуры и закладных деталей); | | | | |
| оценивать подвижность и удобоукладываемость бетонной смеси; | | | | |
| контролировать качество готовых бетонных поверхностей; | | | | |
| выполнять подсчет объемов бетонных работ; | | | | |
| выполнять подсчет расхода материалов на заданный объем работ; | | | | |
| выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ; | | | | |
| определять дефекты бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| подбирать инструменты, приспособления и материалы по виду ремонтных работ; | | | | |
| устранять дефекты бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| знать: | | | | |
| назначение, принцип действия, правила обслуживания строительных машин и механизмов для бетонных работ; | | | | |
| требования к поверхностям, подлежащим бетонированию; | | | | |
| способы подготовки различных поверхностей под бетонирование; | | | | |
| назначение и виды опалубки; | | | | |
| способы изготовления, ремонта и сборки опалубки различных видов; | | | | |
| правила установки и разборки опалубки бетонных и железобетонных конструкций и поддерживающих лесов; | | | | |
| требования к устройству опалубки различных видов; | | | | |
| составы, свойства и приготовление различных бетонных смесей; | | | | |
| правила чтения чертежей и составления эскизов бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| способы рациональной организации рабочего места бетонщика; | | | | |
| правила безопасности работ; | | | | |
| элементы зданий и сооружений; | | | | |
| виды монолитных бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| приемы транспортировки готовых бетонных смесей в конструкции; | | | | |
| правила строповки, перемещения и расстроповки бадей; | | | | |
| способы укладки и уплотнения бетонной смеси; | | | | |
| правила бетонирования конструкций в особых климатических условиях; | | | | |
| правила ухода за бетоном; | | | | |
| правила безопасной работы с оборудованием при укладке и уплотнении бетонной смеси; требования к качеству монолитных бетонных конструкций; | | | | |
| виды, назначение контрольно-измерительных инструментов и приборов и способы работы с ними; | | | | |
| способы контроля качества бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| способы оценки подвижности и удобоукладываемости бетонной смеси; | | | | |
| правила подсчета объемов бетонных работ; | | | | |
| правила подсчета расхода материалов на заданный объем работ; | | | | |
| правила подсчета трудозатрат и стоимости выполненных работ; | | | | |
| виды дефектов бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| причины возникновения и способы устранения дефектов бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| материалы, применяемые для ремонта бетонных и железобетонных конструкций | | | | |
ПМ.03 | Выполнение каменных работ | | | МДК.03.01. Технология каменных работ | ОК 1 - 7 ПК 3.1 - 3.7 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве каменных работ; | | | МДК 03.02. Технология монтажных работ при возведении кирпичных зданий | |
| производства общих каменных работ различной сложности; | | | |
| выполнения архитектурных элементов из кирпича и камня; | | | |
| выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий; | | | |
| производства гидроизоляционных работ при выполнении каменной кладки; | | | | |
| контроля качества каменных работ; | | | | |
| выполнения ремонта каменных конструкций; | | | | |
| уметь: | | | | |
| выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ; | | | | |
| подбирать требуемые материалы для каменной кладки; | | | | |
| приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки; | | | | |
| организовывать рабочее место; | | | | |
| устанавливать леса и подмости; | | | | |
| создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ; | | | | |
| читать чертежи и схемы каменных конструкций; | | | | |
| выполнять разметку каменных конструкций; | | | | |
| производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов; | | | | |
| выполнять армированную кирпичную кладку; | | | | |
| производить кладку стен облегченных конструкций; | | | | |
| выполнять бутовую и бутобетонную кладки; | | | | |
| выполнять смешанные кладки; | | | | |
| выкладывать перегородки из различных каменных материалов; | | | | |
| выполнять лицевую кладку и облицовку стен; | | | | |
| выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ; | | | | |
| производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов; | | | | |
| выполнять кладку карнизов различной сложности; | | | | |
| выполнять декоративную кладку; | | | | |
| устраивать при кладке стен деформационные швы; | | | | |
| выкладывать колодцы, коллекторы и трубы переменного сечения; | | | | |
| выполнять кладку каменных конструкций мостов, промышленных и гидротехнических сооружений; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда; | | | | |
| выполнять монтаж фундаментов и стен подвала; | | | | |
| монтировать ригели, балки и перемычки; | | | | |
| монтировать лестничные марши, ступени и площадки; | | | | |
| монтировать крупнопанельные перегородки, оконные и дверные блоки, подоконники; | | | | |
| выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий; | | | | |
| производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда при монтаже; | | | | |
| подготавливать материалы для устройства гидроизоляции; | | | | |
| устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов; | | | | |
| устраивать вертикальную гидроизоляцию из различных материалов; | | | | |
| проверять качество материалов для каменной кладки; | | | | |
| контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов; | | | | |
| контролировать вертикальность и горизонтальность кладки; | | | | |
| проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта; | | | | |
| выполнять подсчет объемов работ каменной кладки и потребность материалов; | | | | |
| выполнять геодезический контроль кладки и монтажа; | | | | |
| выполнять разборку кладки; | | | | |
| заменять разрушенные участки кладки; | | | | |
| пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнезда и проемы; | | | | |
| выполнять заделку концов балок и трещин; | | | | |
| производить ремонт облицовки; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда; | | | | |
| знать: | | | | |
| нормокомплект каменщика; | | | | |
| виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; | | | | |
| правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления; | | | | |
| правила организации рабочего места каменщика; | | | | |
| виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации; | | | | |
| правила техники безопасности при выполнении каменных работ; | | | | |
| правила чтения чертежей и схем каменных конструкций; | | | | |
| правила разметки каменных конструкций; | | | | |
| общие правила кладки; | | | | |
| системы перевязки кладки; | | | | |
| порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки; | | | | |
| технологию армированной кирпичной кладки; | | | | |
| технологию кладки стен облегченных конструкций; | | | | |
| технологию бутовой и бутобетонной кладки; | | | | |
| технологию смешанной кладки; | | | | |
| технологию кладки перегородки из различных каменных материалов; | | | | |
| технологию лицевой кладки и облицовки стен; | | | | |
| технологию кладки из стеклоблоков и стеклопрофилита; | | | | |
| правила техники безопасности при выполнении общих каменных работ; | | | | |
| виды опалубки для кладки перемычек, арок, сводов, куполов и технологию изготовления и установки; | | | | |
| технологию кладки перемычек различных видов; | | | | |
| технологию кладки арок сводов и куполов; | | | | |
| порядные схемы и технологию кладки карнизов различной сложности; | | | | |
| виды декоративных кладок и технологию их выполнения; | | | | |
| конструкции деформационных швов и технологию их устройства; | | | | |
| технологию кладки колодцев, коллекторов и труб; | | | | |
| особенности кладки каменных конструкций мостов, промышленных и гидротехнических сооружений; | | | | |
| правила техники безопасности; | | | | |
| требования к подготовке оснований под фундаменты; | | | | |
| технологию разбивки фундамента; | | | | |
| технологию монтажа фундаментных блоков и стен подвала; | | | | |
| требования к заделке швов; | | | | |
| виды монтажных соединений; | | | | |
| технологию монтажа лестничных маршей, ступеней и площадок; | | | | |
| технологию монтажа крупнопанельных перегородок, оконных и дверных блоков, подоконников; | | | | |
| технологию монтажа панелей и плит перекрытий и покрытия; | | | | |
| правила техники безопасности; | | | | |
| назначение и виды гидроизоляции; | | | | |
| виды и свойства материалов для гидроизоляционных работ; | | | | |
| технологию устройства горизонтальной и вертикальной гидроизоляции из различных материалов; | | | | |
| требования к качеству материалов при выполнении каменных работ; | | | | |
| размеры допускаемых отклонений; | | | | |
| порядок подсчета объемов каменных работ и потребности материалов; | | | | |
| порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ; | | | | |
| основы геодезии; | | | | |
| ручной и механизированный инструмент для разборки кладки, пробивки отверстий; | | | | |
| способы разборки кладки; | | | | |
| технологию разборки каменных конструкций; | | | | |
| способы разметки, пробивки и заделки отверстий, борозд, гнезд; | | | | |
| технологию заделки балок и трещин различной ширины; | | | | |
| технологию усиления и подводки фундаментов; | | | | |
| технологию ремонта облицовки | | | | |
ПМ.04 | Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций | | | МДК 04.01. Технология монтажных работ | ОК 1 - 7 ПК 4.1 - 4.4 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | | |
| иметь практический опыт: | | | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве монтажных работ; | | | | |
| производства монтажа железобетонных конструкций при возведении всех типов зданий; | | | | |
| производства монтажа металлических конструкций зданий и сооружений; | | | | |
| контроля качества монтажных работ; | | | | |
| уметь: | | | | |
| выбирать инструменты, приспособления и инвентарь, машины и механизмы для монтажных работ; | | | | |
| сортировать строительные конструкции по маркам; | | | | |
| подготавливать конструкции к монтажу (укрупнительная сборка, временное усиление и предварительная оснастка конструкций элементами приспособлений для выверки и временного закрепления); | | | | |
| читать рабочие чертежи и схемы производства монтажных работ; | | | | |
| подготавливать места установки конструкций; | | | | |
| рационально организовывать рабочее место монтажника; | | | | |
| создавать безопасные условия работ; | | | | |
| выполнять строповку сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| складировать конструкции в зоне монтажа для удобного подъема в проектное положение; | | | | |
| монтировать сборные железобетонные конструкции различными методами при возведении всех типов зданий; | | | | |
| выполнять подъем, перемещение, ориентирование и установку различных сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| выполнять временное закрепление установленных сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| выполнять расстроповку конструкций; | | | | |
| выполнять окончательную выверку и закрепление сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| снимать временные крепления сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| выполнять заделку и герметизацию стыков и швов сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| выполнять монтаж сборных железобетонных конструкций в особых климатических условиях; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда при монтаже сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| выполнять строповку металлических конструкций; | | | | |
| складировать конструкции в зоне монтажа для удобного подъема в проектное положение; | | | | |
| монтировать металлические колонны; | | | | |
| монтировать металлические балки и фермы; | | | | |
| монтировать металлические структурные конструкции; | | | | |
| монтировать листовые конструкции; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда при монтаже металлических конструкций; | | | | |
| выполнять входной контроль при монтаже железобетонных и металлических конструкций; | | | | |
| выполнять операционный контроль монтажа железобетонных и металлических конструкций; | | | | |
| производить приемочный контроль смонтированных железобетонных и металлических конструкций; | | | | |
| проверять качество сварных швов; | | | | |
| выполнять геодезический контроль монтажа конструкций; | | | | |
| выполнять подсчет объемов монтажных работ и потребность материалов; | | | | |
| выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ; | | | | |
| знать: | | | | |
| назначение и правила применения инструмента и приспособлений при монтаже строительных конструкций; | | | | |
| грузоподъемные машины и механизмы; | | | | |
| устройство электрифицированного и пневматического инструмента и правила работы с ними; | | | | |
| виды металлических и сборных бетонных и железобетонных конструкций; | | | | |
| правила маркировки строительных конструкций; | | | | |
| технологию подготовки конструкций к монтажу; | | | | |
| состав и технологию операций, выполняемых при подготовке мест установки конструкций; | | | | |
| правила чтения рабочих чертежей и схем производства монтажных работ; | | | | |
| способы рациональной организации рабочего места монтажника; | | | | |
| виды, назначение и правила применения грузозахватных устройств и приспособлений для монтажа сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| правила складирования конструкций в монтажной зоне; | | | | |
| технологическую последовательность монтажных работ; | | | | |
| методы монтажа сборных железобетонных конструкций зданий и сооружений; | | | | |
| технологию монтажа конструкций одноэтажных промышленных зданий; | | | | |
| технологию монтажа конструкций многоэтажных каркасных зданий; | | | | |
| технологию монтажа конструкций крупноблочных зданий; | | | | |
| технологию монтажа конструкций крупнопанельных зданий; | | | | |
| особенности монтажа в зимних условиях; | | | | |
| особенности монтажа в условиях жаркого климата; | | | | |
| правила безопасности при монтаже сборных железобетонных конструкций; | | | | |
| свойства сталей и сплавов; | | | | |
| виды, назначение и правила применения грузозахватных устройств и приспособлений для монтажа металлических конструкций; | | | | |
| правила складирования конструкций в монтажной зоне; | | | | |
| особенности монтажа стальных конструкций; | | | | |
| способы установки металлических конструкций и узлов; | | | | |
| способы временного и постоянного закрепления металлических конструкций и узлов; | | | | |
| правила безопасности при монтаже металлических конструкций; | | | | |
| документацию на поставку конструкций и узлов; | | | | |
| порядок визуального осмотра и проверки соответствия конструкций и размеров требованиям проекта; | | | | |
| допускаемые отклонения от строительных норм и правил при монтаже железобетонных и металлических конструкций; | | | | |
| требования к качеству заделки стыков и швов; | | | | |
| правила оценки качества монтажных работ; | | | | |
| способы проверки качества сварных швов; | | | | |
| способы защиты металла от коррозии; | | | | |
| основы геодезии; | | | | |
| правила подсчета объемов монтажных работ; | | | | |
| правила подсчета расхода материалов на заданный объем работ; | | | | |
| правила подсчета трудозатрат и стоимости выполненных работ | | | | |
ПМ.05 | Выполнение печных работ | | | МДК.05.01. Технология печных работ | ОК 1 - 7 ПК 5.1 - 5.5 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве печных работ; | | | | |
| производства кладки различных типов печей; | | | | |
| выполнения отделки печей различными материалами; | | | | |
| контроля качества печных работ; | | | | |
| производства ремонта печей; | | | | |
| уметь: | | | | |
| выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для печных работ; | | | | |
| подбирать требуемые материалы; | | | | |
| приготавливать растворную смесь для кладки печей; | | | | |
| организовывать рабочее место; | | | | |
| выполнять подготовку основания под печи различного типа; | | | | |
| читать чертежи и схемы кладки печей; | | | | |
| выполнять схемы и эскизы для кладки печей; | | | | |
| создавать безопасные условия труда при выполнении печных работ; | | | | |
| выкладывать печи различного типа; | | | | |
| устанавливать печные приборы; | | | | |
| устанавливать металлические печи различных конструкций; | | | | |
| переоборудовать печи под газовое топливо; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда при печных работах; | | | | |
| сортировать и подбирать по цвету (оттенкам) изразцы; | | | | |
| выполнять притирку кромок изразцов; | | | | |
| облицовывать печи изразцами в процессе кладки; | | | | |
| выполнять покрытие печей штукатуркой; | | | | |
| соблюдать безопасные условия труда при отделке печей; | | | | |
| проверять качество материалов и печных приборов; | | | | |
| контролировать геометрические параметры элементов печей; | | | | |
| проверять соответствие конструкции печей чертежам и схемам; | | | | |
| разбирать печи и отдельные элементы; | | | | |
| заменять приборы в печах различной конструкции; | | | | |
| выполнять ремонт печей, очагов и труб с добавлением нового кирпича; | | | | |
| выполнять ремонт облицовки печей; | | | | |
| знать: | | | | |
| нормокомплект печника; | | | | |
| виды, назначение и свойства материалов для кладки печей; | | | | |
| правила подбора состава растворных смесей для кладки печей и способы их приготовления; | | | | |
| виды и назначение печных приборов; | | | | |
| правила организации рабочего места печника; | | | | |
| правила чтения чертежей и схем кладки печей; | | | | |
| правила выполнения схем и эскизов; | | | | |
| виды и технологию устройства оснований для печей различных конструкций; | | | | |
| правила техники безопасности при выполнении каменных работ; | | | | |
| технологию кладки печей различных типов; | | | | |
| способы установки печных приборов; | | | | |
| способы установки металлических печей различных конструкций; | | | | |
| особенности переоборудования печей под газовое топливо; | | | | |
| правила техники безопасности при печных работах; | | | | |
| виды и назначение материалов для отделки; | | | | |
| технологию облицовки печей изразцами; | | | | |
| технологию оштукатуривания печей; | | | | |
| правила техники безопасности при отделке печей; | | | | |
| виды и принцип работы контрольно-измерительного инструмента; | | | | |
| допускаемые отклонения при кладке и отделке печей; | | | | |
| способы разборки печей различных типов; | | | | |
| способы замены приборов в печах различной конструкции; | | | | |
| способы ремонта элементов печей; | | | | |
| способы ремонта облицовки печей | | | | |
ПМ.06 | Выполнение стропальных работ | | | МДК 06.01. Технология стропальных работ | ОК 1 - 7 ПК 6.1 - 6.2 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве стропальных работ; | | | | |
| производства строповки и увязки различных групп строительных грузов и конструкций; | | | | |
| уметь: | | | | |
| выбирать грузозахватные устройства и приспособления, соответствующие схеме строповки, массе и размерам перемещаемого груза; | | | | |
| определять пригодность стропов; | | | | |
| сращивать и связывать стропы разными узлами; | | | | |
| читать чертежи, схемы строповки грузов; | | | | |
| рационально организовывать рабочее место при строповке и увязке различных строительных грузов и конструкций; | | | | |
| создавать безопасные условия труда; | | | | |
| выполнять строповку и увязку мелкоштучных грузов; | | | | |
| выполнять строповку емкостей с растворной и бетонной смесями; | | | | |
| выполнять строповку и увязку лесных грузов; | | | | |
| выполнять строповку и увязку сборных железобетонных и металлических конструкций и изделий, подмостей и других крупноразмерных строительных грузов; | | | | |
| выполнять строповку и увязку технологического оборудования; | | | | |
| подавать сигналы машинисту крана (крановщику) и наблюдать за грузом при подъеме, перемещении и укладке; | | | | |
| отцеплять стропы на месте установки или укладки; | | | | |
| соблюдать правила безопасности работ; | | | | |
| знать: | | | | |
| строительные нормы и правила производства стропальных работ; | | | | |
| грузоподъемные машины и механизмы; | | | | |
| назначение и правила применения грузозахватных устройств и приспособлений; | | | | |
| принцип работы грузозахватных приспособлений; | | | | |
| предельные нормы нагрузки крана и стропов; | | | | |
| требуемую длину и диаметр стропов для перемещения грузов; | | | | |
| правила и способы сращивания и связывания стропов; | | | | |
| сроки эксплуатации стропов, их грузоподъемность, методы и сроки испытания; | | | | |
| правила чтения чертежей и схем строповки грузов; | | | | |
| визуальное определение массы и центра тяжести перемещаемых грузов; | | | | |
| наиболее удобные места строповки грузов; | | | | |
| правила строповки, подъема и перемещения мелкоштучных грузов, емкостей с растворной и бетонной смесями, лесных грузов, сборных железобетонных и металлических конструкций и изделий, подмостей, технологического оборудования и других крупноразмерных строительных грузов; | | | | |
| условную сигнализацию для машинистов кранов (крановщиков); | | | | |
| назначение и правила применения стропов-тросов, цепей, канатов и др.; | | | | |
| способы рациональной организации рабочего места стропальщика; | | | | |
| правила безопасности работ | | | | |
ПМ.07 | Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой | | | МДК.07.01. Технология ручной электродуговой сварки | ОК 1 - 7 ПК 7.1 - 7.5 |
| В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: | | |
| иметь практический опыт: | | | |
| выполнения подготовительных работ при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой; | | | | |
| выполнения сварочных работ ручной электродуговой сваркой различной сложности; | | | | |
| выполнения резки различных видов металлов в различных пространственных положениях; | | | | |
| выполнения наплавки различных деталей и инструментов; | | | | |
| выполнения контроля качества сварочных работ; | | | | |
| уметь: | | | | |
| рационально организовывать рабочее место; | | | | |
| читать чертежи металлических изделий и конструкции, электрические схемы оборудования; | | | | |
| выбирать инструменты, приспособления, источники питания и сварочные материалы; | | | | |
| подготавливать металл под сварку; | | | | |
| выполнять сборку узлов и изделий; | | | | |
| выполнять прихватки деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях; | | | | |
| подбирать параметры режима сварки; | | | | |
| выполнять ручную дуговую и плазменную сварку различной сложности деталей, узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и сплавов; | | | | |
| выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и узлов трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов; | | | | |
| выполнять ручную дуговую и плазменную сварку сложных строительных и технологических конструкций; | | | | |
| выполнять ручную дуговую резку различных металлов и сплавов; | | | | |
| выполнять кислородную резку (строгание) деталей различной сложности из различных металлов и сплавов в различных положениях; | | | | |
| выполнять наплавку различных деталей, узлов и инструментов; | | | | |
| выполнять наплавку нагретых баллонов и труб; | | | | |
| выполнять наплавку дефектов деталей машин, механизмов и конструкций; | | | | |
| производить входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий; | | | | |
| производить контроль сварочного оборудования и оснастки; | | | | |
| выполнять операционный контроль технологии сборки и сварки изделий; | | | | |
| выполнять подсчет объемов сварочных работ и потребность материалов; | | | | |
| выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ; | | | | |
| знать: | | | | |
| виды сварочных постов и их комплектацию; | | | | |
| правила чтения чертежей металлических изделий и конструкций, электрических схем оборудования; | | | | |
| наименование и назначение ручного инструмента, приспособлений; | | | | |
| основные сведения об устройстве электросварочных машин, аппаратов и сварочных камер; | | | | |
| марки и типы электродов; | | | | |
| правила подготовки металла под сварку; | | | | |
| виды сварных соединений и швов; | | | | |
| формы разделки кромок металла под сварку; | | | | |
| способы и основные приемы сборки узлов и изделий; | | | | |
| способы и основные приемы выполнения прихваток деталей, изделий и конструкций; | | | | |
| принципы выбора режима сварки по таблицам и приборам; | | | | |
| устройство и принцип действия различной электросварочной аппаратуры; | | | | |
| правила обслуживания электросварочных аппаратов; | | | | |
| особенности сварки на переменном и постоянном токе; | | | | |
| выбор технологической последовательности наложения швов; | | | | |
| технологию плазменной сварки; | | | | |
| правила сварки в защитном газе и правила обеспечения защиты при сварке; | | | | |
| технологию сварки ответственных изделий в камерах с контролируемой атмосферой; | | | | |
| причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения; | | | | |
| виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения; | | | | |
| особенности дуговой резки на переменном и постоянном токе; | | | | |
| технологию кислородной резки; | | | | |
| требования, предъявляемые к сварочному шву и поверхностям после кислородной резки (строгания); | | | | |
| технологию наплавки при изготовлении новых деталей, узлов и инструментов; | | | | |
| технологию наплавки нагретых баллонов и труб; | | | | |
| технологию наплавки дефектов деталей машин, механизмов и конструкций; | | | | |
| сущность и задачи входного контроля; | | | | |
| входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий; | | | | |
| контроль сварочного оборудования и оснастки; | | | | |
| операционный контроль технологии сборки и сварки изделий; | | | | |
| назначение и условия применения контрольно-измерительных приборов; | | | | |
| способы контроля и испытания ответственных сварных швов в конструкциях различной сложности; | | | | |
| порядок подсчета объемов сварочных работ и потребности материалов; | | | | |
| порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ | | | | |
ФК.00 | Физическая культура | 80 | 40 | | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 |
| уметь: | | | |
| использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | | | |
| знать: | | | |
| о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; | | | | |
| основы здорового образа жизни | | | | |
| Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 216 | 144 | | |
| Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП | 1080 | 720 | | |
УП.00 | Учебная практика (производственное обучение) | 19 нед. | 684 | | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 7.5 |
ПП.00 | Производственная практика |
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | | | |
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. | | | |
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) | 19 нед. |
Производственная практика |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. |
Каникулярное время | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
основы строительного черчения;
основы материаловедения;
технологии общестроительных работ;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
информационных технологий;
материаловедения.
Мастерские:
слесарные;
электросварочные;
для каменных и печных работ.
Полигоны:
для монтажных и стропальных работ;
участок для бетонных работ;
заготовительный участок.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.