ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 19 сентября 1995 г. N 01-12/1141
О РЕЖИМЕ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ВЫВОЗА)
(в ред. Указания ГТК РФ от 02.11.95 N 01-12/1314)
В результате проверки поступившей в ГТК России информации выявлено, что отдельные таможенные органы (в частности, Санкт-Петербургская, Смоленская и Ростовская таможни) при применении положений указания ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)" необоснованно предоставляли полное освобождение от таможенных пошлин и налогов в отношении транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности. Ссылки на отсутствие соответствующих норм или их нечеткость не представляются убедительными по следующим причинам:
1. На протяжении двух лет после принятия Таможенного кодекса Российской Федерации на различного рода совещаниях, семинарах, в публикациях, в рамках обучения и повышения квалификации, при консультациях в ГТК России, а также в ответах ГТК России на запросы постоянно указывалось, что в основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе лежит принцип извлечения или неизвлечения дохода.
2. В приложении N 1 к указанию ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 устанавливается, что полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе предоставляется в отношении транспортных средств, "используемых для международных перевозок пассажиров и товаров", т.е. только тех транспортных средств, которые уже используются для таких перевозок в момент первого пересечения границы или первого предъявления таможенному органу. Если бы имелось в виду иное, то в этом приложении было бы сказано "предназначенных для использования" или "транспортных средств для осуществления международных перевозок", что легко установить, сравнив пункт 1 указанного приложения с другими его пунктами.
3. В соседних таможенных органах, подчиненных одному и тому же региональному управлению, четко понимают, что в рассматриваемом случае о предоставлении полного освобождения не может быть и речи. Такие таможенные органы подвергаются неправомерному воздействию со стороны заинтересованных лиц. Главным аргументом при таком воздействии служит ссылка на таможни, "вольно" понимающие положения указания ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328.
4. По каждому случаю предоставления полного освобождения от таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, предназначенных для международных перевозок товаров и пассажиров, решение принималось вышестоящей для ГТК России инстанцией и доводилось для исполнения таможенным органам специальным нормативным актом ГТК России.
В связи с изложенным разъясняю и обязываю:
1. Пункт 1 приложения N 1 к указанию ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 касается только тех временно ввозимых транспортных средств, которые отвечают всем нижеперечисленным условиям:
а) зарегистрированы на территории иностранного государства;
б) зарегистрированы за иностранным лицом;
в) ввозятся иностранным лицом;
г) используются на территории Российской Федерации иностранным лицом.
2. Начальников региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения в недельный срок провести проверку соблюдения установленных правил в отношении всех случаев применения полного освобождения от таможенных пошлин и налогов при временном ввозе транспортных средств, начиная с 1 мая 1994 года.
О результатах проверки незамедлительно информировать ГТК России (Управление организации таможенного контроля), а в случае выявления нарушений установленных правил - с указанием по каждому случаю лица, принимавшего решение, и принятых мерах по устранению нарушений.
3. Начальников и руководителей (старших должностных лиц) юридических служб Санкт-Петербургской, Смоленской и Ростовской таможен представить в двухнедельный срок в ГТК России личные письменные объяснения по поводу отмеченных фактов неправомерного применения положений указания ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328.
4. Начальников таможенных органов и руководителей юридических служб обеспечить повторное представление в месячный срок в Правовое управление ГТК России целевой части отчета о правовой деятельности по теме "временный ввоз (вывоз)" с исчерпывающей информацией обо всех случаях применения таможенного режима временного ввоза (вывоза).
Начальников региональных таможенных управлений и руководителей юридических служб региональных таможенных управлений обеспечить при этом предоставление информации, обобщающей практику работы всех подчиненных таможенных органов.
5. Взыскать все недополученные таможенные платежи в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации по ставкам таможенных пошлин и налогов, действовавшим на день принятия грузовой таможенной декларации с заявленным режимом временного ввоза, с применением курса рубля, действующим на день выставления требования. (в ред. Указания ГТК РФ от 02.11.95 N 01-12/1314)
6. При наличии признаков нарушения таможенных правил либо преступлений принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
7. Контроль за выполнением настоящего указания в руководимых и подчиненных таможенных органах возлагаю персонально на начальников таможенных органов.
8. Контроль за выполнением настоящего указания в системе таможенных органов Российской Федерации оставляю за собой.
Первый заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
В.Ф.КРУГЛИКОВ