ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1995 г. N 1189
О МЕРАХ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПЛИВО И ЭНЕРГИЯ"
В целях оказания государственной поддержки реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России, предусмотренных федеральной целевой программой "Топливо и энергия" и осуществляемых в условиях структурной перестройки экономики, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству финансов Российской Федерации по представлению Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом оказывать предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности, осуществляющим реконструкцию и модернизацию производственных мощностей в рамках федеральной целевой программы "Топливо и энергия", государственную финансовую поддержку на возвратной платной основе за счет средств федерального бюджета и других источников.
2. Установить, что государственная финансовая поддержка, указанная в пункте 1 настоящего Постановления, не предоставляется, если она влечет за собой расходы, не предусмотренные федеральным бюджетом на соответствующий год, а также сокращает доходную базу федерального бюджета.
Утвердить:
систему критериев для оценки целесообразности и бюджетной эффективности предоставления предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности государственной поддержки согласно Приложению N 1;
Положение о порядке и формах предоставления государственной поддержки предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности согласно Приложению N 2.
3. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом в месячный срок разработать методические рекомендации по составлению единого бизнес-плана инвестиционного проекта реконструкции, модернизации и финансового оздоровления нефтеперерабатывающего предприятия, а также типовой договор (контракт) об оказании ему государственной поддержки, приняв за основу пилотный проект финансовой модели привлечения и возврата инвестиционных ресурсов, разработанный для акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод".
При разработке методических рекомендаций учесть требования, предъявляемые к отдельным видам мер государственной поддержки.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации по представлению Министерства топлива и энергетики Российской Федерации рассматривать в установленном порядке вопросы закупки оборудования для реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности при формировании планов товарного наполнения кредитов, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами, зарубежными банками и финансовыми организациями под гарантии погашения указанных кредитов и всех платежей по ним в счет собственных средств заемщика.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлять предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности, проводящим реконструкцию и модернизацию своих производственных мощностей, отсрочку выплаты налогов в соответствующие бюджеты и отчислений в региональные внебюджетные фонды, а также другие льготы, предоставление которых относится к их компетенции.
6. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по выпуску и порядку обращения ценных бумаг, доходы от реализации которых могут быть направлены на финансирование реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности и поддержание их эффективной хозяйственной деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение N 1
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 4 декабря 1995 г. N 1189
СИСТЕМА
КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
1. Система критериев оценки целесообразности и бюджетной эффективности предоставления предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности государственной поддержки предназначена для обеспечения:
активизации структурной перестройки в отрасли путем стимуляции государством инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства;
определения предельного уровня и размеров государственной поддержки, которые не влекут за собой сокращение доходной базы федерального бюджета.
2. Основные понятия используются в настоящей системе критериев в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 490), Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству 31 марта 1994 г., распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 5 декабря 1994 г.
3. Общие условия расчета критериев:
а) горизонт расчета составляет не менее трех лет. Шаг расчета в течение первых двух лет составляет не более одного месяца, в течение последующих трех лет - не более одного квартала, а за пределами срока окупаемости затрат - не более одного года;
б) расчет производится в базисных и прогнозных ценах;
в) установление и изменение норм дисконта для национальной и иностранной валют производятся в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в установленном порядке;
г) базисный бюджетный эффект рассчитывается как бюджетный эффект, получаемый при переработке предприятием базисного объема нефти за период, равный минимальному горизонту расчета, в отсутствие мер государственной поддержки;
д) базисный объем нефти рассчитывается исходя из установленной мощности предприятия, умноженной на коэффициент, равный отношению объема переработки нефти предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год, к установленной или рекомендуемой Министерством топлива и энергетики Российской Федерации мощности предприятий отрасли.
Если рассчитанный базисный объем нефти меньше фактического объема нефти, переработанной предприятием за предыдущие шесть месяцев (средневзвешенное от ежемесячной переработки), то критерием оценки считается фактический объем нефти, переработанной за предыдущий период;
е) прирост бюджетного эффекта рассчитывается как разница между кумулятивным бюджетным эффектом, образующимся в результате осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия, и кумулятивным базисным бюджетным эффектом;
ж) прирост интегрального бюджетного эффекта рассчитывается как разница между интегральным бюджетным эффектом, образующимся в результате осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия, и интегральным базисным бюджетным эффектом;
з) дифференциал финансового рычага определяется как разница между рентабельностью активов предприятия и средней расчетной ставкой процента, умноженная на коэффициент, равный разнице между единицей и ставкой налогообложения прибыли.
Средняя расчетная ставка процента определяется как частное от деления всех финансовых издержек по всем кредитам на горизонте расчета на сумму всех заемных средств в тот же период.
4. Критерии бюджетной эффективности:
а) прирост бюджетного эффекта принимает неотрицательные значения на каждом шаге горизонта расчета, совпадающем с окончанием текущего финансового года;
б) прирост интегрального бюджетного эффекта принимает неотрицательные значения начиная с шага, равного трем четвертям минимального горизонта расчета.
5. Критерии платежеспособности и эффективной хозяйственной деятельности:
а) коэффициент текущей ликвидности на минимальном горизонте расчета принимает значение более 2;
б) коэффициент обеспеченности собственными средствами на минимальном горизонте расчета принимает значение более 0,5;
в) коэффициент восстановления платежеспособности на минимальном горизонте расчета принимает значение больше единицы, причем начиная с пятого шага имеет устойчивую тенденцию роста;
г) коэффициент абсолютной ликвидности принимает значения в диапазоне между 0,5 и 1,2 начиная с шага, равного минимальному горизонту расчета, или имеет устойчивую тенденцию движения в заданный диапазон;
д) дифференциал финансового рычага принимает неотрицательные значения начиная с шага расчета, определяемого исходя из методических рекомендаций по составлению единого бизнес-плана инвестиционного проекта реконструкции, модернизации и финансового оздоровления нефтеперерабатывающего предприятия.
Приложение N 2
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 4 декабря 1995 г. N 1189
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И ФОРМАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯМ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Положение определяет порядок и формы предоставления финансовой и иных видов государственной поддержки предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности всех форм собственности (далее именуются - предприятия), осуществляющим инвестиции собственных и привлекаемых средств в целях:
проведения реконструкции и модернизации производственных мощностей в рамках федеральной целевой программы "Топливо и энергия"
восстановления платежеспособности и поддержания эффективной хозяйственной деятельности.
2. Государственная поддержка предоставляется предприятиям в случае, если даны положительные заключения:
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации о соответствии технического плана реконструкции и модернизации предприятия целям, определенным федеральной целевой программой "Топливо и энергия"
Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом об эффективности и целесообразности предусмотренных бизнес-планом предприятия мероприятий по восстановлению платежеспособности или поддержанию эффективной хозяйственной деятельности;
Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом об эффективности и целесообразности предусмотренных бизнес-планом предприятия мероприятий по управлению государственной долей собственности и привлечению частных, в том числе иностранных, инвестиций;
Министерства экономики Российской Федерации о целесообразности предусмотренных бизнес-планом предприятия мероприятий, их эффективности для национальной экономики и соответствия технико-экономических расчетов методическим рекомендациям, разработанным в установленном порядке;
Министерства финансов Российской Федерации о соответствии предусмотренных бизнес-планом предприятия мероприятий установленной системе критериев бюджетной эффективности.
3. Предприятие, претендующее на получение государственной поддержки, представляет в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации следующие документы:
заявка;
5 экземпляров бизнес-плана, разработанного и согласованного в установленном порядке;
проект договора (контракта) о предоставлении государственной поддержки, разработанный в установленном порядке (далее именуется - договор).
4. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с момента получения документов подготавливает в установленном порядке заключение о целесообразности предоставления предприятию государственной поддержки.
Замечания и рекомендации, содержащиеся в заключении, обязательны для предприятия, которое вносит в соответствии с ними изменения и дополнения в договор и бизнес-план.
В случае принятия положительного решения согласованный проект договора и бизнес-план предприятия направляются в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
В аналогичном порядке представляют поочередно свои заключения следующие федеральные органы исполнительной власти:
Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
5. В случае необходимости Министерство топлива и энергетики Российской Федерации осуществляет согласование проекта договора и бизнес-плана предприятия с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
6. При наличии согласованных в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Положения проекта договора и бизнес-плана предприятия Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом в 5-дневный срок подписывают с предприятием договор.
7. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации направляет копии вступившего в силу договора заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
8. Все изменения и дополнения к договору оформляются в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 6 настоящего Положения.
9. Государственная поддержка предоставляется предприятиям в любой из форм, предусмотренных действующим законодательством (за исключением государственной поддержки, предоставляемой на конкурсной основе), в том числе в форме:
выделения средств, включая средства на финансирование восстановления платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности, предоставления краткосрочной финансовой поддержки за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, или внебюджетных источников;
предоставления инвестиционных налоговых кредитов в виде отсрочек выплат налогов, пошлин, акцизов и т.п.;
товарного наполнения кредитов, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами и зарубежными организациями;
предоставления гарантий по обязательствам предприятий частным, в том числе иностранным, инвесторам;
установления размеров экономических нормативов, регулирование которых относится к компетенции Правительства Российской Федерации;
установления элементов учетной политики, порядка отнесения затрат на себестоимость продукции и услуг;
других мер, не противоречащих действующему законодательству.
10. Общая сумма государственной поддержки, предоставляемой предприятию в виде государственной инвестиционной кредитной линии, фиксируется в договоре.
Период открытия каждого транша кредитной линии, срок возврата кредита и размер платы по каждому траншу этой линии должны быть предусмотрены договором и соответствовать установленным критериям бюджетной эффективности.
11. Оплата за предоставляемую государственную поддержку осуществляется в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу, а в случае предоставления валютных ресурсов или валютной номинации погашаемой задолженности и процентов по ней - в размере не ниже ставки LIBOR.
Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации устанавливает для каждого транша дифференцированную маржу к минимальной плате.
Размер этой маржи определяется бюджетной концепцией на соответствующий период и ежеквартально доводится до сведения Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
12. Уплата процентов по каждому траншу осуществляется, как правило, не реже одного раза в квартал.
13. Погашение задолженности по каждому траншу производится в сроки, предусмотренные в бизнес-плане предприятия, но не позднее чем через шесть кварталов с момента открытия данного транша.
Предельный срок погашения последнего транша не должен превышать минимального горизонта расчета, установленного системой критериев.
14. Уплата процентов по каждому траншу может осуществляться одновременно с погашением основной задолженности по траншу только в случае соблюдения критериев бюджетной эффективности и капитализации задолженности по уплате процентов по ставке основного долга.
15. Если бизнес-планом предприятия предусмотрено участие в конкурсе по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, то предприятие направляет заявку в Комиссию по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации, которая принимает решение в установленном порядке.
При этом государственным заказчиком по размещению централизованных инвестиционных ресурсов является Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
16. Контроль за выполнением договора осуществляет Министерство топлива и энергетики Российской Федерации совместно с Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
17. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации ежеквартально информирует Правительство Российской Федерации о ходе реализации мероприятий, предусмотренных договором, для чего предприятие ежеквартально представляет в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации баланс (с приложениями), а также другие установленные договором формы отчетности.
18. В случае расхождения показателей отчета с плановыми показателями более чем на 10 процентов предприятие вместе с отчетом представляет мотивированное объяснение.
В случае признания мотивировок необоснованными Министерство топлива и энергетики Российской Федерации совместно с Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом инициирует расторжение договора и применение к предприятию санкций, предусмотренных договором и действующим законодательством.