МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 194н
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 701
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2010 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Во исполнение пункта 34 плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3720), приказываем:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
Министр
экономического развития
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации и
Министерства экономического
развития Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 194н/701
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 34 плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, с целью методологического обеспечения разработки и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - программы).
2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ.
II. Содержание (состав) программ
3. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
- описание текущей ситуации (проблем) в области повышения эффективности бюджетных расходов;
- цели и задачи программы;
- перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы;
- ожидаемые результаты реализации программы.
4. Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
Описание текущей ситуации
5. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов может содержать описание и характеристику тех сфер деятельности, в которых возможно повышение эффективности бюджетных расходов и (или) основные проблемы, обуславливающие недостаточную эффективность бюджетных расходов. Описание текущей ситуации рекомендуется осуществлять в одноименном разделе.
6. При описании основных сфер деятельности, требующих повышения эффективности осуществления бюджетных расходов, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок осуществления бюджетных расходов по соответствующим направлениям, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года.
7. Описание основных проблем, обуславливающих недостаточную эффективность бюджетных расходов, рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
8. Если органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
9. В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
10. Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
Цели и задачи программы
11. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
12. В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели программы и ожидаемых результатов ее реализации.
Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения цели программы.
13. Не рекомендуется использовать в формулировках цели и задач:
- специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджета и финансов;
- термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
- указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
Перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы
14. Мероприятия рекомендуется представлять по основным направлениям реализации программы в разрезе поставленных задач.
15. Названия мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
16. Наименования мероприятий, сроки их исполнения и ответственных исполнителей рекомендуется оформлять в виде плана, являющегося приложением к программе.
17. В случае, если программа субъекта Российской Федерации предполагает достижение определенных результатов в сфере муниципальных финансов, в программе целесообразно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение данных результатов органами местного самоуправления.
Ожидаемые результаты реализации программы
18. В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки ожидаемых результатов ее реализации, которая может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в области эффективности бюджетных расходов;
- иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы.
19. В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
III. Направления реализации программ
20. В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе:
- повышение финансовой гибкости бюджетов;
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;
- повышение ликвидности бюджетов;
- снижение долговой нагрузки на бюджеты;
- использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
- повышение стабильности межбюджетных отношений;
- повышение финансовой устойчивости бюджетов.
б) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в том числе:
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- переход к программной структуре бюджета;
- проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;
- создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- персонализация ответственности за качество финансового управления;
- распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений.
в) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:
- выявление неэффективных государственных (муниципальных) учреждений с целью последующего изменения их типа;
- совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
- внедрение инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;
- прогноз сводных (отраслевых) показателей государственных (муниципальных) заданий для целей их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования;
- создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
- утверждение стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирование государственных (муниципальных) заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
- участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- повышение открытости деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- повышение ответственности государственных (муниципальных) учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
г) повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:
- разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта закона о бюджете;
- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
- переход к составлению и утверждению бюджетов на трехлетний период;
- внедрение долгосрочного планирования;
- реализация конкурсного распределения межбюджетных трансфертов;
- реструктуризация расходных обязательств региональных (местных) бюджетов;
- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти;
- внедрение нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.
д) оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, в том числе:
- устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного (местного) управления;
- оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;
- переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
- мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение государственных функций, включая межгосударственные, межведомственные, межтерриториальные сравнения стоимости и результатов исполнения однотипных (сопоставимых) функций;
- мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.
е) реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств, в том числе:
- сокращение расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- сокращение расходов на обслуживание государственного долга;
- оптимизация предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
ж) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля, в том числе:
- развитие систем внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств;
- организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
з) внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности, в том числе:
- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для государственных (муниципальных) нужд;
- принятие мер по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 г.;
- заключение государственных (муниципальных) контрактов на оказание энергосервисных услуг;
- проведение энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
и) развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе:
- развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета (в том числе модернизация уже имеющихся информационных баз (системы планирования и исполнения бюджета, управления долгом, кассовым планом; реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных (муниципальных) контрактов и т.д.), а также создание технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета);
- повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций государственного и муниципального сектора;
- обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере государственных и муниципальных финансов.
21. В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов.
22. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для субъекта Российской Федерации и муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.