СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 1993 г. N 647
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.01.94 N 2)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 188 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений.
2. Считать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. N 246 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на 1992 год и урегулирования трудовых споров (конфликтов)".
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 12 июля 1993 г. N 647
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.01.94 N 2)
I. Генеральное соглашение и отраслевое (тарифное) соглашение
1. Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.
2. Отраслевое (тарифное) соглашение - правовой акт, устанавливающий направления социально-экономического развития отрасли, оплату и условия труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), регулирующий вопросы занятости.
II. Основные принципы заключения соглашений
3. Основными принципами заключения соглашений являются:
соблюдение норм законодательства Российской Федерации;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и ответственность.
III. Участники Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений
4. Участниками Генерального соглашения являются:
Совет Министров - Правительство Российской Федерации;
общероссийские объединения профсоюзов, иные уполномоченные работниками общероссийские представительные органы;
общероссийские объединения работодателей.
5. Участниками отраслевых (тарифных) соглашений являются:
общероссийские отраслевые профсоюзы, иные уполномоченные работниками общероссийские представительные органы;
работодатели (объединения работодателей), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение отраслевых (тарифных) соглашений;
Министерство труда Российской Федерации.
IV. Содержание Генерального соглашения
6. Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций между представителями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками, общероссийскими представительными органами и работодателями (объединениями работодателей).
V. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения
7. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения определяется отраслевой комиссией на основе предварительных консультаций между сторонами.
8.Соглашение может предусматривать положения, определенные статьей 21 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
VI. Права профсоюзов (их объединений), иных уполномоченных работниками общероссийских представительных органов на ведение переговоров и заключение соглашений
9. Право на ведение коллективных переговоров с целью заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений предоставляется представителям соответствующих общероссийских профсоюзов и иных уполномоченных работниками общероссийских представительных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. При наличии на отраслевом уровне общероссийского профсоюза стороной отраслевого тарифного соглашения выступает этот профсоюз. На профессиональном уровне - соответствующий уполномоченный профсоюз.
11. При наличии на отраслевом уровне нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединенных им членов профсоюза или представляемых им работников, а при их согласии - в рамках единой комиссии.
VII. Права работодателей (объединений работодателей) на ведение переговоров и заключение соглашений
12. При наличии в отрасли единого представителя работодателя в лице министерства, ведомства стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот представитель работодателя.
13. Для ведения переговоров с целью заключения отраслевого (тарифного) соглашения министерство, ведомство должно обладать правами представителя работодателя и быть наделено соответствующими полномочиями, отраженными в положении (уставе) о нем.
14. Союзы, ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения имеют право выступать участниками Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителей работодателей от имени предприятий и организаций, делегировавших им право на ведение переговоров и заключение соглашений.
15. В случае, когда в отрасли имеются несколько представителей работодателей (объединений работодателей), претендующих на участие в переговорах и заключение отраслевого (тарифного) соглашения от их имени, члены отраслевой комиссии определяются по договоренности между ними. Право представительства на участие в переговорах и заключение отраслевого (тарифного) соглашения оформляется соответствующим протоколом.
VIII. Порядок формирования комиссий, ведения переговоров и заключения соглашений
16. Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая в соответствии с Положением об этой Комиссии, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
17. Отраслевая комиссия формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. Предложения по персональному составу комиссии профсоюзы (объединения профсоюзов), иные уполномоченные работниками представительные органы (их объединения) представляют в Министерство труда Российской Федерации одновременно с проектом отраслевого или тарифного соглашения.
18. В случае наличия нескольких профсоюзов, наделенных необходимыми полномочиями, при заключении соглашений на отраслевом или профессиональном уровне не допускаются различные подходы по оплате, охране труда и другим гарантиям, предоставляемым одной категории работников.
19. Министерство труда Российской Федерации определяет состав комиссии со своей стороны, при необходимости включая в нее представителей центральных органов федеральной исполнительной власти.
20. Заместитель министра труда Российской Федерации утверждает состав отраслевой комиссии на основании предложений, представленных участниками соглашения.
21. Порядок, сроки разработки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений определяются соответствующими комиссиями и оформляются их решениями. Внесение изменений и дополнений в соглашения производится по взаимному соглашению сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен, - в порядке, установленном настоящим Положением.
22. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 09.01.94 N 2.
23. Рассмотрение проекта отраслевого (тарифного) соглашения ведется в рамках отраслевой комиссии и ее рабочих групп с привлечением при необходимости экспертов.
24. Любая из сторон имеет право за три месяца до окончания срока действия Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или в сроки, определенные этими документами, внести другим сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению новых соглашений.
25. После получения письменного уведомления стороны в течение 7 дней должны начать переговоры по заключению или изменению Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений.
26. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по независящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.
27. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения по истечении срока их действия могут быть по согласованию сторон продлены на период ведения переговоров, но не более чем на 3 месяца.
28. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения со стороны общероссийских профсоюзов, иных уполномоченных работниками общероссийских представительных органов, работодателей (объединений работодателей) подписываются их руководителями или уполномоченными представителями.
Отраслевые (тарифные) соглашения со стороны Министерства труда Российской Федерации подписываются Министром труда Российской Федерации или его заместителем, которому делегировано это право.
29. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
30. Заключенные отраслевые (тарифные) соглашения подлежат уведомительной регистрации. Уведомительная регистрация осуществляется Министерством труда Российской Федерации.
IX. Действие Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений
31. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях.
Срок действия отраслевого (тарифного) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет.
32. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения распространяются на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили участников разработать и заключить его от их имени.
Х. Контроль за выполнением Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений
33. Контроль за выполнением Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений осуществляется сторонами, их подписавшими, или уполномоченными ими представителями, а также Министерством труда Российской Федерации. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
34. В установленный Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений срок после подписания Генерального соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств. Контроль за ходом выполнения плана мероприятий Совета Министров - Правительства Российской Федерации осуществляет Министерство труда Российской Федерации.
35. Комиссия регулярно рассматривает ход выполнения мероприятий по реализации Генерального соглашения и систематически информирует граждан России о результатах выполнения соглашения через средства массовой информации.
36. Механизм контроля за реализацией отраслевых (тарифных) соглашений со стороны отраслевых комиссий устанавливается ими самостоятельно.
XI. Ответственность сторон
37. Лица, виновные в уклонении от участия в переговорах по заключению Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или невыполнении этих соглашений, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.