МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИРЕКТИВА
от 11 июля 1995 г. N Д-14
О РАБОТЕ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ЖАЛОБ НА ИХ ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ
В 1994 году только военными судами рассмотрена 13 501 жалоба военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на действия и решения органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - органы военного управления и должностные лица).
Из них удовлетворена 11081 жалоба, по 1714 жалобам приняты иные решения, по 706 жалобам отказано в удовлетворении требований заявителей.
Значительная часть обращений военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военнослужащие и гражданский персонал) за защитой нарушенных прав и интересов в суды связана с отсутствием механизмов реализации прав, льгот и преимуществ, установленных законодательством, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с тем, что отдельные органы военного управления и должностные лица в своей деятельности допускают произвольное толкование некоторых норм законодательства, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации.
Органы военного управления и должностные лица не всегда тщательно подбирают и готовят представителей для защиты их интересов в судах. Ведение дел в отдельных случаях поручается представителям, которые не обладают достаточными знаниями основ судопроизводства, действующего законодательства и ведомственных нормативных актов.
Имеют место случаи невыполнения законных и обоснованных требований судов об обеспечении явки представителей органов военного управления и должностных лиц, в судебные заседания, о представлении судам документов и других доказательств.
Не в полной мере используется органами военного управления, должностными лицами и их представителями право обжаловать судебные решения в вышестоящие суды и органы прокуратуры, а также право участвовать при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке.
Имеют место случаи неисполнения должностными лицами вступивших в законную силу судебных решений.
В целях улучшения подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала, требую:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группой войск, флотами, армиями и флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам:
принять действенные меры по укреплению законности в деятельности подчиненных органов военного управления, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий, организаций, военных комиссариатов и должностных лиц. Исключить представление на подпись и подписание проектов приказов и директив (в том числе по личному составу и строевой части) , затрагивающих права и законные интересы военнослужащих и гражданского персонала, без предварительного осуществления их правовой экспертизы;
Своевременно разрабатывать документы, создающие механизмы реализации прав, льгот и преимуществ, установленных законодательством, другими нормативными правовыми актами для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
обеспечивать безусловное и своевременное исполнение вступивших в законную силу соответствующих судебных решений. Информировать суды о принятых мерах в установленные законодательством сроки.
2. Ввести в действие прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Поручить начальнику Управления делами Министерства обороны Российской Федерации защиту прав и интересов Министра обороны Российской Федерации, а также Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица при рассмотрении жалоб на их действия и решения в судах, наделив его всеми полномочиями представителя, предусмотренными статьей 46 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, с правом передачи полномочий (передоверия) другим должностным лицам и представителям органов военного управления.
Другие должностные лица и органы военного управления осуществляют защиту своих прав и интересов при рассмотрении жалоб в судах в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РСФСР и прилагаемой Инструкции.
4. Контроль за выполнением настоящей директивы - возложить на Управление делами Министерства обороны Российской Федерации.
Приложение
к директиве Министра обороны
Российской Федерации
1995 года N Д-14
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящая Инструкция определяет порядок оформления полномочий представителей органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - органы военного управления и должностные лица) на ведение дел по рассмотрению жалоб на их действия и решения в судах, учета результатов рассмотрения судами таких жалоб, подготовки представителей к участию в судебных разбирательствах.
2. Защита интересов органов военного управления и должностных лиц при рассмотрении жалоб на их действия и решения судами осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гражданско-процессуального законодательства.
3. Должностные лица, жалобы на действия и решения которых рассматриваются судом, могут участвовать в судебных разбирательствах лично, предъявив суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия, или через представителей.
Полномочия представителя на ведение дел в судах выражаются в надлежаще оформленной доверенности (формы доверенностей приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящей Инструкции). Срок действия доверенности не может превышать трех лет, а если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения.
Представители имеют право передачи предоставленных им полномочий другим лицам (передоверия) только в том случае, если такое право было им предоставлено доверителем и указано в доверенности.
Доверенность может быть дана на ведение определенного дела, нескольких дел (дел по определенному кругу вопросов) или всех дел доверителя либо на совершение отдельных процессуальных действий.
Личное участие в суде соответствующего должностного лица не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Иногородние доверители могут уполномочить на ведение дела представителя посредством телеграммы-доверенности, которая состоит из текста доверенности, подписанного доверителем и скрепленного печатью соответствующего органа военного управления или воинской части* (форма телеграммы-доверенности приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции). Наличие подписи доверителя и печати свидетельствуется органом связи, через который передается доверенность.
4. В случае ликвидации либо реорганизации органа военного управления или воинской части к участию в рассмотрении жалоб на их действия и решения привлекаются их правопреемники, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.
Если должностное лицо, действия которого обжалуются, к моменту рассмотрения жалобы в суде не проходит военную службу (не работает) в прежней должности, то к участию в рассмотрении жалобы привлекается орган военного управления или воинская часть, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.
5. Представителями в судах могут быть военнослужащие или лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
При оформлении полномочий представителя обязательно учитывается его опыт работы в соответствующем органе военного управления (воинской части), знание им основ судопроизводства, законодательства, требований других нормативных правовых актов Российской Федерации, иных руководящих документов по вопросам, которые подлежат исследованию в суде при рассмотрении конкретной жалобы.
При наличии в штатах органов военного управления и воинских частей подразделений юридической службы ее должностные лица обязаны участвовать в качестве представителей при рассмотрении дел судами.
6. Должностные лица, получив судебную повестку с извещением о времени и месте судебного заседания по жалобе на их действия и решения, являются к установленному сроку в суд лично или направляют туда своего представителя. Они вправе просить суд отложить разбирательство дела, если судебная повестка вручена им несвоевременно и это лишает этих лиц (их представителей) возможности, подготовиться к судебному разбирательству.
Здесь и далее в настоящей Инструкции под воинскими чалами понимаются воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации, военные комиссариаты.
7. При подготовке должностных лиц или их представителей к участию в судебном заседании должны быть изучены и проанализированы обжалуемые действия и решения, требования законодательных, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, подлежащим исследованию в ходе судебного разбирательства, нормы гражданско-процессуального законодательства, а также собраны необходимые доказательства.
8. В судебном заседании представители органов военного управления и должностных лиц действуют в пределах полномочий, предоставленных им доверителем, и сообщают ему о результатах рассмотрения жалоб и принятых судебных решениях.
Представители, уполномоченные на ведение дел в судах по жалобам на действия и решения Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица и его руководящего состава, в 3-дневный срок письменно сообщают доверителю через Управление делами Министерства обороны Российской Федерации о результатах рассмотрения судами таких жалоб с приложением копий соответствующих решений (определений, постановлений).
9. Подразделения юридической службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, группы войск, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации ведут учет рассмотренных судами жалоб на действия и решения соответствующих органов военного управления и должностных лиц и ежеквартально представляют в Управление делами Министерства обороны Российской Федерации сведения о рассмотренных жалобах, их категориях и принятых по ним решениях.
На соответствующие подразделения юридической службы, кроме того, возлагается подготовка предложений об устранении выявленных недостатков и причин нарушения прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.