Инструкция о порядке учета поступления денежных средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходования этих средств

(утв. постановлением Центризбиркома РФ 01.02.96 N 73/605-П)

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Центральной избирательной
комиссии
Российской Федерации
от 1 февраля 1996 г. N 73/605-П

СОГЛАСОВАНО
Министерство финансов
Российской Федерации

Центральный банк
Российской Федерации

Сберегательный банк
Российской Федерации

Министерство юстиции
Российской Федерации

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАСХОДОВАНИЯ ЭТИХ СРЕДСТВ

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Федеральными законами "О выборах Президента Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" кандидаты на должность Президента Российской Федерации создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату на должность Президента Российской Федерации.

1.2. Избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации могут формироваться за счет следующих денежных средств:

средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

собственных средств кандидата, размер которых не может превышать 57,75 млн. рублей;

средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком), инициативной группой избирателей и размер которых не может превышать 2887,5 млн. рублей;

добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвования физического лица не может превышать 2887,5 тыс. рублей. Размер пожертвования юридического лица не может превышать 288,75 млн. рублей.

Предельная сумма расходов кандидата на должность Президента Российской Федерации за счет средств избирательного фонда не может превышать 14437,5 млн. рублей.

1.3. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Принятие кандидатом на должность Президента Российской Федерации услуг по его предвыборной агитации, оплаченных юридическими или физическими лицами, минуя избирательный фонд, запрещается, рассматривается как использование иных денежных средств и может повлечь последствия, предусмотренные частью 10 статьи 45 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

1.4. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации со стороны:

иностранных государств, организаций и граждан;

лиц без гражданства;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;

международных организаций и международных общественных движений;

органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

воинских частей, военных учреждений и организаций;

благотворительных организаций и религиозных объединений.

1.5. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренные законом размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования жертвователям соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, с указанием причины возврата, до сдачи финансового отчета в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Возврат указанных сумм производится отделениями Сберегательного банка по поручению владельцев счетов за вычетом расходов предприятий связи на их пересылку. Анонимные пожертвования перечисляются кандидатами в доходы федерального бюджета на счет, указанный Министерством финансов Российской Федерации.

1.6. Отделения Сберегательного банка обязаны представлять Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о поступлении средств на специальные временные счета избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации по форме N 1 в трехдневный срок со дня их поступления.

II. Порядок открытия специальных временных счетов и поступления денежных средств

2.1. Кандидат на должность Президента Российской Федерации, зарегистрировавшийся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, приобретает право на открытие специального временного счета для формирования своего избирательного фонда в любом отделении Сберегательного банка на территории Российской Федерации. Кандидат на должность Президента Российской Федерации обязан письменно сообщить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации реквизиты отделения Сберегательного банка, в котором он решил открыть счет своего избирательного фонда по форме N 2. Счет открывается лично кандидату по представлении им в отделение Сберегательного банка паспорта, удостоверения кандидата и письменного сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по форме N 3, которое выдается кандидату в трехдневный срок после представления им сведения по форме N 2.

Кандидат на должность Президента Российской Федерации может предоставить право открытия специального временного счета и распоряжения средствами его избирательного фонда другому лицу на основании нотариально оформленной доверенности, а также письменного сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по форме N 3.

2.2. Кандидат на должность Президента Российской Федерации имеет право открыть только один специальный временный счет для формирования своего избирательного фонда.

2.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации перечисляет денежные средства, выделенные кандидатам на должность Президента Российской Федерации на предвыборную агитацию, на основании письменного сообщения по форме N 4, в котором кандидат указывает реквизиты счета, открытого им в отделении Сберегательного банка для формирования избирательного фонда.

2.4. Добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации принимаются от физических лиц учреждениями банков, предприятиями связи только по предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности гражданина Российской Федерации. Жертвователь должен указать в платежных документах свою фамилию, имя и отчество (полностью), место жительства, которые сверяются учреждениями банков или предприятиями связи с данными паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

2.5. Добровольные пожертвования юридических лиц в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации осуществляются только путем безналичного перечисления денежных сумм на их специальные временные счета. При этом в платежном поручении в строке "Назначение платежа" жертвователь указывает долю (в процентах) иностранного капитала в уставном капитале данного юридического лица (согласно зарегистрированным уставным документам) или делает отметку о том, что иностранный капитал в уставном капитале данного юридического лица отсутствует. В случае поступления в избирательный фонд кандидата пожертвований от юридических лиц без указаний сведений о наличии или отсутствии иностранного капитала кандидат обязан возвратить эти средства жертвователю или получить официальные сведения о наличии или отсутствии иностранного капитала в уставном капитале жертвователя. До получения указанных сведений кандидат на должность Президента Российской Федерации не имеет права использовать эти средства на проведение предвыборной агитации.

2.6. Кандидат на должность Президента Российской Федерации для проведения предвыборной агитации имеет право использовать только те пожертвования физических и юридических лиц, которые перечислены жертвователями до дня проведения выборов. Соответствующие отделения Сберегательного банка обязаны вернуть физическим и юридическим лицам пожертвования, перечисленные ими в избирательный фонд кандидата после дня проведения выборов.

2.7. Все денежные средства зачисляются на счета избирательных фондов в рублях. Перечисление в иностранной валюте запрещается. Доход по данным счетам не начисляется и не выплачивается. Комиссионное вознаграждение за открытие и ведение счетов кандидатов на должность Президента Российской Федерации не взимается.

2.8. Кандидат на должность Президента Российской Федерации обязан регулярно знакомиться с информацией об источниках и размерах поступлений денежных средств на счет своего избирательного фонда в отделении Сберегательного банка.

2.9. При снятии кандидатом на должность Президента Российской Федерации своей кандидатуры без вынуждающих к тому обстоятельств Центральная избирательная комиссия Российской Федерации относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов по проведению выборов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию.

III. Учет и расходование средств избирательных фондов

3.1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации ведут учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов по форме N 5.

3.2. Денежные средства избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации могут направляться на оплату выпуска и распространения агитационных материалов <*>, объявлений и выступлений кандидатов в средствах массовой информации, затрат, связанных с проведением предвыборных собраний, встреч с избирателями, митингов, шествий, демонстраций, а также других целевых мероприятий по предвыборной агитации.

<*> В соответствии с Приказом Министерства печати и информации Российской Федерации от 28 июня 1995 г. N 127 печатные агитационные материалы должны содержать следующую обязательную информацию: сведения об авторах издания, тираж, номер заказа, название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять какие-либо товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании.

3.3. Платные работы и услуги, выполняемые юридическими лицами для кандидатов, оформляются в письменной форме (договор, счет, акт). В договоре содержатся реквизиты сторон, сведения об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расчеты по видам работ, порядок оплаты, сроки выполнения работ, указание об ответственности сторон и другие условия.

Выполнение работ и услуг подтверждается актами или накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком и исполнителем.

Оплата указанных работ и услуг производится путем безналичного перечисления сумм со счетов кандидатов в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации.

3.4. Юридические лица при оформлении заказов на размещение агитационных предвыборных материалов в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации представляют в редакцию периодического печатного издания, телерадиокомпанию, на предприятие, осуществляющее выпуск агитационной продукции, документы, подтверждающие согласие кандидата на выполнение данных работ (копия договора, гарантийного письма, иные документы) в сфере, регулируемой законодательством о выборах.

3.5. С физическими лицами, привлекаемыми кандидатом к проведению предвыборной агитации на платной основе, заключается в письменной форме гражданско-правовой договор. В договоре указываются фамилия, имя и отчество привлекаемого лица, паспортные данные, перечень выполненных работ, сроки их выполнения и сумма оплаты.

3.6. Отделения Сберегательного банка по письменному запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обязаны в трехдневный срок представить Комиссии информацию о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов, по форме N 6.

3.7. Все финансовые операции по расходованию средств на специальных временных счетах кандидатов прекращаются в день выборов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может на основании соответствующего ходатайства кандидата дать письменное разрешение на продление срока проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов, по представлении кандидатами соответствующих документов, обосновывающих необходимость такого продления.

3.8. При проведении повторного голосования операции на специальных временных счетах кандидатов на должность Президента Российской Федерации, сведения которых внесены в бюллетень для повторного голосования, продлеваются соответствующими отделениями Сберегательного банка на основе письменного сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с даты опубликования итогов голосования до дня проведения повторного голосования. При этом общая сумма расходов на проведение предвыборной агитации с учетом повторного голосования не может превышать предела, установленного статьей 45 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", то есть 14437,5 млн. рублей.

Кандидаты, сведения о которых внесены в бюллетень для повторного голосования, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации финансовые отчеты не позднее чем через 30 дней со дня опубликования результатов повторного голосования.

IV. Отчетность и контроль

4.1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации представляют финансовый отчет по форме N 7 в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов.

К отчету прилагаются сведения об источниках поступления и о расходовании средств избирательного фонда по форме N 5 и первичные финансовые документы. При этом до сдачи финансового отчета все наличные средства, оставшиеся у кандидатов, должны быть возвращены на их специальные временные счета. Копии финансовых отчетов передаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в средства массовой информации.

Если кандидат не открывал счет для формирования своего избирательного фонда, то он в течение 30 дней после даты опубликования результатов выборов обязан письменно сообщить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, что денежных затрат на проведение предвыборной кампании им не производилось.

4.2. Кандидат не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращает Центральной избирательной комиссии Российской Федерации неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в бесспорном порядке перечисляются отделениями Сберегательного банка Российской Федерации на счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

4.3. Другие остатки денежных средств на счетах кандидатов не позднее чем через два месяца после опубликования результатов выборов с разрешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации возвращаются кандидатами пропорционально вложенным средствам организациям и лицам, осуществившим пожертвования и перечисления в избирательные фонды. Возврат указанных сумм производится за вычетом расходов предприятий связи на их пересылку.

4.4. В соответствии со статьей 48 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" для осуществления контроля за источниками поступления, правильностью учета денежных средств избирательных фондов и их расходования кандидатами на должность Президента Российской Федерации создается контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с привлечением специалистов государственных органов Российской Федерации.

V. Ответственность за нарушения финансовой дисциплины

5.1. Ответственность за использование средств избирательного фонда, своевременное представление отчетности по установленным настоящей Инструкцией формам и достоверность отчетных данных несет лично кандидат на должность Президента Российской Федерации.

5.2. Если кандидат, кроме средств, поступивших в его избирательный фонд, использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается Верховным Судом Российской Федерации в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов - немедленно.

5.3. Ответственность за нарушения избирательного законодательства определена Федеральным законом от 28 апреля 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", в том числе по финансовым вопросам. В частности, согласно указанному Федеральному закону:

непредставление кандидатом, лицом, избранным на выборную должность, сведений о размерах поступлений (пожертвований) в избирательные фонды и об источниках создания избирательных фондов, а также отчета обо всех произведенных затратах на проведение выборов влечет наложение штрафа на кандидата, лицо, избранное на выборную должность, в размере от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда (статья 40.11 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях);

незаконное принятие кандидатом на выборную должность пожертвований в любой форме от иностранного государства, иностранного гражданина или иностранной организации, от международной организации или международного общественного объединения, от российских юридических лиц с иностранным участием влечет наложение штрафа на кандидата в сумме, равной трехкратному размеру пожертвования, и конфискацию предметов пожертвования (статья 40.12 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).