Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218

"Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Редакция от 29.03.2011 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2011 г. N 218

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ (НЕФТЕПРОДУКТОВ) ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации.

2. Министерству энергетики Российской Федерации в месячный срок утвердить форму заявки на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.

3. Заменить в пункте 26 стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 844 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 43, ст. 5514), слово "газа" словами "нефти и нефтепродуктов".

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении месяца со дня его подписания.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2011 г. N 218

ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ (НЕФТЕПРОДУКТОВ) ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с федеральными законами "О защите конкуренции" и "О естественных монополиях", определяют порядок обеспечения для любых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в целях потребления на внутреннем рынке Российской Федерации и осуществления поставок за пределы территории Российской Федерации.

2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:

"заявитель" - лицо, желающее стать потребителем услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;

"недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам" - обеспечение для любых лиц равных условий доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам при наличии технологического подсоединения;

"оператор" - субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;

"потребитель" - лицо, являющееся собственником нефти (нефтепродуктов) либо владеющее ею на ином законном основании и удовлетворяющее требованиям настоящих Правил, получившее в установленном порядке доступ к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;

"пункт отправления" - начальный приемо-сдаточный пункт маршрута транспортировки (пункт приема нефти (нефтепродуктов) от потребителя);

"пункт назначения" - конечный приемо-сдаточный пункт маршрута транспортировки (пункт сдачи или отгрузки нефти (нефтепродуктов) потребителю);

"приемо-сдаточный пункт" - пункт по учету количества и оценке качества нефти (нефтепродуктов), на котором подразделение принимающей и сдающей сторон выполняет операции по приему-сдаче нефти (нефтепродуктов).

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют понятиям, определенным законодательством Российской Федерации.

3. Оператор осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 844.

4. Подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 90.

5. Подключение нефтеперерабатывающего завода к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1039.

II. Услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов)

6. Услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - договор), заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего следующие существенные условия:

а) порядок приема, транспортировки и сдачи нефти (нефтепродуктов);

б) количество и качество подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов);

в) пункты отправления и пункты назначения;

г) порядок оплаты услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) потребителем;

д) права и обязанности сторон договора;

е) порядок урегулирования споров;

ж) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

з) ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора;

и) порядок корректировки количества и качества подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов), сроков начала и окончания поставок нефти (нефтепродуктов), пунктов отправления и пунктов назначения, а также порядок осуществления контроля за состоянием и применением узлов учета нефти (нефтепродуктов).

7. Договор заключается на 1 календарный год.

8. При исполнении договора потребитель обязан:

а) обеспечивать соответствие предназначенной для транспортировки нефти (нефтепродуктов) требованиям технических регламентов, стандартов и технических условий;

б) обеспечивать сдачу нефти (нефтепродуктов) для транспортировки по магистральному трубопроводу в пунктах отправления по характеристикам, указанным в паспорте качества нефти и документах, подтверждающих соответствие нефтепродуктов установленным требованиям в области технического регулирования, а также в количестве и сроки, которые предусмотрены договором;

в) обеспечивать прием нефти (нефтепродуктов) из системы магистральных трубопроводов в пунктах назначения в соответствии с условиями договора;

г) обеспечивать учет нефти (нефтепродуктов) в приемо-сдаточном пункте;

д) информировать оператора в установленные договором сроки об аварийных ситуациях, обстоятельствах непреодолимой силы, о планово-предупредительных ремонтах и других работах на своих объектах и о возможном изменении количества приема-сдачи нефти (нефтепродуктов) по сравнению с указанными в договоре, а также об иных действиях и событиях, препятствующих исполнению обязательств в соответствии с договором;

е) оплатить оператору в порядке и сроки, которые предусмотрены договором, услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) независимо от факта потребления таких услуг, за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных законодательством Российской Федерации, помешавших потребителю сдать нефть (нефтепродукты) для транспортировки по магистральному трубопроводу в пунктах отправления в количестве и сроки, которые предусмотрены договором.

9. При исполнении договора оператор обязан самостоятельно либо с привлечением третьих лиц:

а) принять нефть (нефтепродукты) в количестве, указанном в договоре, в пункте отправления;

б) осуществить транспортировку нефти (нефтепродуктов) до пункта назначения или перевалки на другие виды транспорта в соответствии со схемой нормальных (технологических) грузопотоков нефти;

в) обеспечить учет нефти (нефтепродуктов) в пункте отправления, пункте назначения или перевалки на другие виды транспорта;

г) сдать нефть (нефтепродукты) по характеристикам, в количестве и сроки, которые предусмотрены условиями договора и настоящими Правилами, в пункте назначения или перевалки на другие виды транспорта;

д) информировать потребителей в установленные договором сроки об изменении режима работы, в том числе об аварийных ситуациях, планово-предупредительных ремонтах и других работах на объектах магистрального трубопровода, обстоятельствах непреодолимой силы, а также о других действиях и событиях, препятствующих исполнению обязательств в соответствии с договором.

10. Потребитель имеет право:

а) корректировать количество и качество подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов), сроки начала и окончания поставок нефти (нефтепродуктов), пункты отправления и пункты назначения по согласованию с оператором в сроки, предусмотренные договором;

б) осуществлять контроль за состоянием и применением узлов учета нефти (нефтепродуктов), принадлежащих оператору, в установленном договором порядке.

11. Оператор имеет право:

а) привлекать к исполнению обязательств по договору третьих лиц, имеющих необходимые разрешительные документы на осуществление соответствующих видов деятельности;

б) осуществлять контроль за состоянием и применением узлов учета нефти (нефтепродуктов), принадлежащих заявителю, в установленном договором порядке.

12. Для заключения договора заявитель до 15 августа года, предшествующего году транспортировки, представляет по месту нахождения оператора в письменной форме заявку на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - заявка), подписанную уполномоченным лицом и содержащую следующие сведения:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его место нахождения, банковские реквизиты, номера телетайпов, телексов, телефонов и телефаксов для оперативной связи - для юридического лица, фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, банковские реквизиты, номера телетайпов, телексов, телефонов и телефаксов для оперативной связи - для индивидуального предпринимателя;

б) планируемые сроки начала и окончания поставок нефти (нефтепродуктов);

в) предполагаемые пункты отправления;

г) предполагаемые пункты назначения или перевалки на другие виды транспорта;

д) количество поставляемой нефти (нефтепродуктов);

е) сведения о единоличном исполнительном органе заявителя или представителе заявителя, в случае если заявку подает иное уполномоченное лицо, - для юридических лиц.

13. К заявке прилагаются:

а) документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на нефть (нефтепродукты), в том числе возникающее в будущем;

б) документы, подтверждающие участие заявителя в биржевой торговле при покупке или продаже нефти (нефтепродуктов) на товарной бирже, на количество нефти (нефтепродуктов), в отношении которого подается заявка;

в) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов - для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

г) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

д) доверенность, заверенная заявителем, подтверждающая полномочия лица, выступающего от имени заявителя, на подачу заявки и заключение договора, - для юридических лиц;

е) нотариально заверенные копии лицензий на право пользования недрами;

ж) нотариально заверенная копия справки о присвоении кодов государственной статистики;

з) нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, заверенная копия решения учредителя о назначении руководителя организации;

и) паспорт качества нефти;

к) документы, подтверждающие соответствие нефтепродуктов установленным требованиям в области технического регулирования;

л) выписка из реестра учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации или выписка из реестра субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти.

14. Требования к содержанию заявки и представляемым документам являются едиными для всех заявителей.

В случае несоблюдения заявителем указанных требований оператор в течение 5 дней со дня поступления заявки возвращает заявителю поступившие документы без рассмотрения.

Оператор не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

Отказ в приеме заявки к рассмотрению при представлении сведений и документов, указанных в пунктах 12 и 13 настоящих Правил, не допускается.

15. Оператор рассматривает все поступившие в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящих Правил заявки, принимает решение в отношении заявок и направляет заявителям извещение о принятом решении до 20 ноября года, предшествующего году транспортировки. Указанное извещение направляется заявителю письмом с уведомлением о вручении или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом.

16. По результатам рассмотрения заявок оператор принимает решение:

а) об удовлетворении заявки в полном объеме и заключении договора до 1-го числа календарного года транспортировки;

б) о частичном удовлетворении заявки;

в) об отказе в удовлетворении заявки.

17. При принятии решения об удовлетворении заявки (о частичном удовлетворении заявки) к извещению о принятом решении прилагается подписанный оператором проект договора (в 2 экземплярах).

Потребитель, получивший подписанный оператором проект договора, в течение 10 дней со дня его получения рассматривает договор и в случае отсутствия замечаний и предложений направляет 1 экземпляр подписанного договора оператору.

Договор считается заключенным со дня подписания его потребителем.

18. В случае отсутствия возможности удовлетворения заявки в полном объеме вследствие недостаточной пропускной способности магистрального трубопровода, позволяющей осуществить транспортировку заявленного количества нефти (нефтепродуктов) через заявленные пункты отправления и пункты назначения, оператором принимается решение о частичном удовлетворении заявки в следующей очередности пропорционально заявленному количеству транспортировки нефти (нефтепродуктов):

а) в отношении поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на территории Российской Федерации;

б) в отношении поставки нефтепродуктов для потребления на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) в отношении поставки нефти (нефтепродуктов) на товарные биржи, расположенные на территории Российской Федерации;

г) в отношении поставки нефти (нефтепродуктов) за пределы территории Российской Федерации;

д) в отношении поставки нефти (нефтепродуктов) для иных целей, в том числе транзита через территорию государств - участников Таможенного союза.

19. Оператор вправе сократить, приостановить или увеличить срок оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, введении запретительных мер уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ведении ремонтно-восстановительных работ магистральных трубопроводов, препятствующих транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу.

При этом сокращение, приостановление или увеличение срока транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу осуществляется оператором в отношении всех потребителей, на которых оказали влияние указанные обстоятельства, пропорционально количеству нефти (нефтепродуктов), транспортируемой по участку магистрального трубопровода, на котором возникли обстоятельства непреодолимой силы, в отношении которого введены запретительные меры уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на котором ведутся ремонтно-восстановительные работы магистральных трубопроводов, препятствующие транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу, если для транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу не могут быть использованы иные маршруты с согласия потребителей.

20. Оператор в письменной форме уведомляет всех потребителей, в отношении которых оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам сокращено, приостановлено или увеличен срок оказания услуг по причинам, указанным в пункте 19 настоящих Правил, не позднее 24 часов с момента сокращения, приостановления или увеличения срока транспортировки.

21. Извещение об отказе в удовлетворении заявки и заключении договора (частичном удовлетворении заявки) должно содержать мотивированное обоснование.

Оператор вправе отказать в удовлетворении заявки и заключении договора в случае отсутствия возможности сохранения показателей нефти, установленных схемой нормальных (технологических) грузопотоков нефти.

22. Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обязанность доказывания отсутствия технологической возможности оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) возлагается на оператора.

23. Передача (уступка) права на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) возможна только между юридическими лицами, осуществляющими добычу (производство) нефти (нефтепродуктов), входящими в одну группу лиц с потребителем, с предварительным уведомлением оператора в срок, установленный договором.

24. Количество нефти (нефтепродуктов), сдаваемое оператором в пункте назначения или перевалки на другой вид транспорта, должно быть равно количеству нефти (нефтепродуктов), принятому от заявителя в пункте отправления, за вычетом количества фактических технологических потерь в пределах норм технологических потерь нефти (нефтепродуктов) при транспортировке по магистральным трубопроводам, утвержденных в установленном порядке Министерством энергетики Российской Федерации.

III. Требования к порядку формирования и утверждения графика транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации

25. Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с договором и графиком транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации по направлениям отгрузки, утверждаемым в установленном порядке Министерством энергетики Российской Федерации ежеквартально, но не позднее чем за 15 дней до начала следующего квартала, по согласованию с субъектом естественных монополий, оказывающим услуги по транспортировке нефти (далее - график).

26. График формируется Министерством энергетики Российской Федерации на основании заявок потребителей на включение в график с учетом пропускной способности магистральных трубопроводов, схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти, требований законодательства Российской Федерации в области естественных монополий, а также с учетом очередности, установленной пунктом 18 настоящих Правил.

27. В соответствии с заявкой потребителя на уточнение графика, представленной в течение квартала, возможно изменение направления отгрузки нефти за пределы территории Российской Федерации (без изменения общего количества нефти, указанного в утвержденном графике) по согласованию с оператором.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2011 г. N 218

ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1994 г. N 1446 "О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 2, ст. 162).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 209 "О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1534).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 697 "Об использовании системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2815).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. N 1130 "О распределении дополнительных объемов транспортировки нефти на экспорт" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4194).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 1998 г. N 417 "О дополнительных мерах по обеспечению полноты уплаты налогов нефтедобывающими организациями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2052).

6. Пункт 2 изменений и дополнений, вносимых в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1069 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 559 и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 37, ст. 4634).

7. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 262 "О дополнительных мерах по обеспечению поставок топливно-энергетических ресурсов потребителям Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1304).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 1999 г. N 589 "Об урегулировании задолженности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций по федеральным налогам и обеспечении полноты уплаты ими налоговых платежей в федеральный бюджет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2858).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2000 г. N 18 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 1999 г. N 589" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 252).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003 г. N 505 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 1999 г. N 589" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3370).