Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 1995 г. N 859
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 15 мая 1995 г. N 30
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ
(в ред. - Изменений и дополнений N 1 от 17.07.95, N 2 от 07.09.95, N 3 от 07.12.95)
Настоящая Инструкция издана на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 4226-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" и регулирует порядок исчисления и уплаты в Федеральный и территориальные дорожные фонды налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств.
I. Порядок исчисления и уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов
1. Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, масла для карбюраторных и дизельных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива) являются юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) - далее "организации", граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - далее "предприниматели", реализующие указанные материалы.
Не облагается налогом продукция, экспортируемая за пределы государств - участников Содружества Независимых Государств по ценам, приближенным к мировым.
2. Объектом налогообложения для организаций - изготовителей горюче-смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов, исходя из фактических цен реализации (включая акциз), без налога на добавленную стоимость и спецналога.
Организации, передающие сырье для переработки его в горюче - смазочные материалы, уплачивают налог, исходя из фактических цен реализации этих горюче-смазочных материалов, без налога на добавленную стоимость и спецналога.
Для организаций, осуществляющих обмен горюче-смазочных материалов на какой-либо товар (выполненные работы, услуги), для исчисления налога принимается стоимость этих товаров (работ, услуг), исходя из рыночных цен, сложившихся на момент совершения сделки (в том числе на биржах). (в ред. Письма Госналогслужбы РФ от 07.09.95)
3. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость и спецналога) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость и спецналога). При этом к плательщикам, реализующим горюче-смазочные материалы относятся как организации, так и предприниматели.
Для организаций, приобретающих определенные марки горюче - смазочных материалов для последующей доработки и производства более качественных горюче-смазочных материалов с последующей их продажей (перепродажей), объектом обложения налогом является стоимость работ по улучшению качества горюче-смазочных материалов, включая затраты по доработке и производству, прибыль и акциз (без налога на добавленную стоимость и спецналога). (в ред. Письма Госналогслужбы РФ от 07.09.95)
4. Датой совершения оборота считается день поступления средств за реализацию горюче-смазочных материалов на счета юридических лиц в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
5. Для организаций, которые определяют реализацию по отгрузке товаров, датой совершения оборота считается день их отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов.
6. Налог уплачивается по ставке 25 процентов.
7. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивается по месту нахождения плательщика в следующие сроки:
7.1. Подекадно 15-го, 25-го и 5-го числа каждого месяца - организациями со среднемесячными платежами более 3000 тыс. рублей, исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов. По окончании месяца организации исчисляют сумму налога исходя из фактических оборотов за отчетный месяц и с учетом ранее уплаченных декадных платежей вносят ее в Федеральный дорожный фонд не позднее 20-го числа следующего месяца.
7.2. Ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов за истекший месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца - организациями со среднемесячными платежами от 1000 тыс. рублей до 3000 тыс. рублей.
7.3. Ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов за истекший квартал не позднее срока, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности - организациями со среднемесячными платежами до 1000 тыс. рублей.
7.4. Размер среднемесячного платежа определяется исходя из отчетных данных за предыдущий квартал.
8. Плательщики налога на реализацию горюче-смазочных материалов в сроки, установленные для уплаты налога, ежеквартально (ежемесячно) представляют налоговым инспекциям по месту своего нахождения расчет по форме, указанной в Приложении 1 к настоящей Инструкции.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
9. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
10. Учет расчетов с Федеральным дорожным фондом по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным фондам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов".
11. Сумма налога, полученная организацией - изготовителем горюче-смазочных материалов от реализации горюче-смазочных материалов и учтенная на счете реализации в составе выручки, отражается по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам".
12. Организации, осуществляющие перепродажу горюче-смазочных материалов, отражают по кредиту счета 67 сумму налога, исчисленную от суммы разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость и спецналога) и стоимостью приобретения (без налога на добавленную стоимость и спецналога), в корреспонденции с дебетом счета 46.
13. Сумма налога, перечисленная в Федеральный дорожный фонд, отражается в учете по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
14. В журналах - ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета сумма налога на реализацию горюче-смазочных материалов должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов.
II. Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог
15. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет" (статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации") (в ред. ПИСЬМА Госналогслужбы РФ от 07.09.95)
16. Объектом налогообложения является выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг) и товарооборот. При этом из налогооблагаемой базы исключается налог на добавленную стоимость, спецналог, а по организациям - изготовителям подакцизных товаров - и акцизы. По организациям, уплачивающим налог на реализацию горюче-смазочных материалов, из налогооблагаемой базы исключается этот налог.
17. При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог в 1993 году из налогооблагаемой базы исключаются остатки готовой продукции на складе, а также отгруженные и не оплаченные товары по состоянию на 1 января 1993 г., которые были включены в объем производства продукции (работ, услуг) при исчислении указанного налога за 1992 год.
18. Для расчета сумм налога используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный в строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" Приложения к бухгалтерскому балансу и показатель товарооборота, приведенный во вписываемой строке 101 этого же отчета.
19. Налог уплачивается по следующим ставкам:
0,4 процента от выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);
0,03 процента от товарооборота.
20. Увеличение ставок налога, указанных в пункте 19 настоящей Инструкции, может осуществляться законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
21. При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующие особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и применения ставок (применяются те ставки, которые установлены на данной территории законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации):
21.1. Организации по эксплуатации и содержанию газового хозяйства, электросети и теплосети, осуществляющие функции перепродавца, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,03 процента от оборота.
21.2. Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные) и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 2 п. 3 ГК РФ предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
21.3. В случае использования средств внебюджетных фондов на коммерческие цели, полученные от результатов этой деятельности доходы облагаются налогом на пользователей автодорог по ставке 0,4 процента. При исчислении налога на прибыль доходы от этих операций уменьшаются на сумму уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог.
21.4. Посреднические организации или организации, имеющие доходы от посреднических операций и сделок, облагаются налогом по ставке 0,4 процента. Для целей настоящей Инструкции к посредническим операциям и сделкам относится деятельность организаций, выступающих в роли комиссионеров или поверенных в договоре комиссии или поручения.
21.5. Биржи уплачивают налог по ставке 0,4 процента от суммы дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.
21.6. Религиозные организации уплачивают налог по ставке 0,4 процента от выручки от реализации предметов культа и религиозного назначения, а также от выручки (валового дохода) от иных видов деятельности (за исключением культовой деятельности).
Коммерческие организации (предприятия), учредителями которых являются религиозные организации (объединения), уплачивают налог от выручки от реализации продукции (работ, услуг) по ставке 0,4 процента.
При определении налогооблагаемой базы из выручки исключаются отчисления на благотворительные и культурно-просветительские цели.
21.7. Угледобывающие и углеперерабатывающие организации уплачивают налог по ставке 0,4 процента от суммы реализации продукции, исчисленной исходя из цен предприятия (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой).
21.8. Строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации уплачивают налог по ставке 0,4 процента от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами.
21.9. Организации трубопроводного транспорта (трансгаз) уплачивают налог по ставке 0,4 процента от суммы валового дохода, определенного как разница между выручкой от реализацкже сумм, перечисленных организациями на эти цели.
21.11. Банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог по ставке 0,4 процента суммы доходов, предусмотренных в разделе 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденног определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, за исключением доходов, предусмотренных пунктами 8, 11, 13 (в части государственных ценных бумаг) указанного Положения, а также доходов, полученных по целевым централизованным кредитным ресурсам в пределах ставки Центрального банка Российской Федерации.
21.12. Страховщики уплачивают налог по ставке 0,4 процента от суммы выручки, полученной от реализации страховых услуг, определяемой в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, - утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 491.
21.13. Для энергетических организаций с учетом их деятельности объектом обложения налогом являются: по энергии собственной выработки - выручка от ее реализации без налога на добавленную стоимость и спецналога, по покупной энергии - валовый доход, определяемый как разница между выручкой от реализации этой энергии и расходами на ее покупку, без налога на добавленную стоимость и спецналога. Для целей налогообложения эти организации должны вести раздельный учет по энергии собственной выработки и по покупной энергии. При этом по покупной энергии в строке 010 ф. 2 должен отражаться только валовый доход.
21.14. При исчислении налога для инвестиционных институтов используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу.
21.15. Для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения услуг (проживание, питание, экскурсионное обслуживание и т.д.) в местах пребывания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов, объектом обложения налогом является выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг), отраженная по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах" приложения к бухгалтерскому балансу.
Для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся только продажей путевок, объектом обложения является торговый оборот.
21.16. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте для целей налогообложения, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка России, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу организации.
22. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности, исходя из установленных ставок.
23. От уплаты налога освобождаются:
23.1. Сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) и иные организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие деятельность без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов.
При этом удельный вес определяется как отношение выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции к общей выручке за вычетом суммы от реализации сельскохозяйственной продукции, переданной в переработку внутри организации.
23.2. К сельскохозяйственной продукции относится продукция, производство которой включено в Классификатор отраслей народного хозяйства N 1-75-018, код 21000-4 "Сельскохозяйственное производство" (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9 - 17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987 - 1991 годах и Госстандартом России в 1992 - 1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 год).
23.3. Организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог, являющихся федеральной собственностью), к которым относятся специализированные дорожные организации, а также другие организации, выполняющие работы по содержанию дорог (в денежном выражении) в объеме не менее 75 процентов от расчетной суммы налога на пользователей автомобильных дорог. Указанная льгота предоставляется организациям, заключившим с государственным органом, уполномоченным управлять дорожным хозяйством, или по поручению этого органа с другой организацией контракт (договор) на выполнение одного или нескольких видов работ по содержанию указанного в контракте (договоре) участка автомобильной дороги общего пользования.
23.4. Иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Письма Госналогслужбы РФ от 07.09.95)
24. Сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
24.1. В течение квартала плательщики в сроки не позднее 15 числа каждого месяца производят авансовые взносы налога, рассчитанные на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг), доходах, товарообороте за предыдущий месяц.
При этом авансовые платежи в январе месяце уплачиваются, исходя из предполагаемого оборота за январь месяц.
24.2. Организации со среднемесячными платежами до 2000 тыс. рублей уплачивают налог один раз по квартальным расчетам.
Размер среднемесячного платежа определяется исходя из отчетных данных за предыдущий квартал.
24.3. По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в соответствующие дорожные фонды по квартальным расчетам не позднее срока, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - не позднее срока, установленного для представления годовой бухгалтерской отчетности.
25. Плательщики налога представляют ежеквартально налоговым органам, а также органам, ведущим учет указанных платежей, по месту своего нахождения расчеты суммы налога на пользователей автомобильных дорог по форме, указанной в Приложении 2 к настоящей Инструкции, в сроки, установленные для уплаты налога.
Если последний день уплаты налога приходится на нерабочий день, днем окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день.
26. Филиалы и представительства юридического лица уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог по месту своего нахождения и несут ответственность за неуплату налога.
27. Налог на пользователей автомобильных дорог (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга) полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды. Налог на пользователей автомобильных дорог в городах Москве и Санкт-Петербурге полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
28. Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам (предпринимателями - в состав расходов декларации о доходах).
28.1. Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей автомобильных дорог осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается по кредиту счета 67 в корреспонденции со счетами 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Издержки обращения" и другими счетами.
Перечисление сумм налога в соответствующий дорожный фонд отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
28.2. Учреждения, финансируемые собственником (в т.ч. бюджетные) и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражают по дебету субсчета 211 "Расходы по специальным средствам" или субсчета 214 "Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме", а не имеющие специальных средств, - по дебету субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", код 111004 "Прочие текущие расходы" и кредиту субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету субсчета 178 и кредиту субсчета 111 "Текущий счет по специальным средствам", субсчета 113 "Расчетный счет", субсчета 090 "Текущий счет по федеральному бюджету на расходы учреждения, для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия", субсчета 100 "Текущий счет на расходы учреждения" или субсчета 101 "Текущий счет для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия".
28.3. Учет расчетов с дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог банками осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы".
Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.
III. Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств
29. Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) - далее "организации", граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - далее "предприниматели", граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):
30. Юридические лица, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории нахождения этих филиалов или представительств.
31. Регистрация (перерегистрация) транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу и переданных своим филиалам (представительствам), производится по месту нахождения этих филиалов (представительств).
32. Не являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.
33. Налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
34. Органы госавтоинспекции, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, а также другие организации, выдающие государственные регистрационные знаки для участия в дорожном движении, при регистрации или перерегистрации, технических осмотрах должны требовать предъявления квитанции (платежного поручения) об уплате налога с владельцев транспортных средств. При технических осмотрах владелец зарегистрированного транспортного средства обязан предъявлять квитанции (платежные поручения) об уплате налога как за текущий, так и за предшествующий год, в котором технический осмотр не производился.
35. В случае, если владелец транспортного средства в соответствии с действующим законодательством освобожден от уплаты налога, в заявлении на регистрацию этого транспортного средства указывается, что он по закону не является плательщиком этого налога.
36. От уплаты налога освобождаются:
36.1. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
36.2. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
36.3. Инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили.
36.4. Общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
36.5. Сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) и иные организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие деятельность без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов (на условиях, изложенных в пунктах 23.1 и 23.2 настоящей Инструкции).
36.6. Организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования (на пользования (на условиях, изложенных в пункте 23.3 настоящей Инструкции).
36.7. Организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси), к которым относятся организации и предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси) по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования и имеющие лицензию на перевозки пассажиров (вида "П") и справку об осуществлении перевозок пассажиров по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования, выданные органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации. Количество транспортных средств, осуществляющих такие перевозки (кроме такси), по которым организации и предприниматели освобождаются от уплаты налога, определяется по количеству имеющихся у них лицензионных карточек, полученных в этих органах на каждый автобус к лицензии на перевозки пассажиров.
36.8. Льгота для перечисленных в пункте 36.7 юридических лиц и предпринимателей на текущий год предоставляется, если право на нее возникло до наступления срока уплаты налога. При возникновении права на льготу после наступления срока уплаты налога льгота в данном году не предоставляется.
36.9. Иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Письма Госналогслужбы РФ от 17.07.95)
37. Увеличение ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 29 настоящей Инструкции, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан и организаций от уплаты налога, осуществляется законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
38. Налог с владельцев транспортных средств исчисляется юридическими лицами на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на первое число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога.
Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя.
Юридические лица - плательщики налога с владельцев транспортных средств представляют налоговой инспекции, а также организации, ведущей учет поступления налогов, по месту своего нахождения налоговый расчет по форме, указанной в Приложении 3 к настоящей Инструкции, в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса, для предпринимателей - в срок, установленный для представления декларации о доходах.
Юридические лица, приобретающие автотранспортные средства в течение года, налог уплачивают в полном размере. По выбывшим транспортным средствам налог плательщику не возвращается.
39. Физические лица уплачивают налог ежегодно в учреждения банков в сроки, установленные для юридических лиц.
Годовая сумма налога с владельцев транспортных средств, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется исходя из приведенных выше ставок.
Если транспортные средства приобретены во втором полугодии, то налог уплачивается владельцем в половинном размере, независимо от того, уплатил ли за эти транспортные средства их прежний владелец.
40. Уплата налога производится ежегодно в сроки, установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств, перечисленных в пункте 29 настоящей Инструкции, без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производится.
41. Плательщики налога, транспортные средства которых регистрируются, перерегистрируются или проходят технический осмотр в городах Москве и Санкт-Петербурге, уплачивают налог ежегодно не позже 1 августа, если законодательными (представительными) органами власти этих городов не установлен иной срок.
42. Налог с владельцев транспортных средств полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга). В городах Москве и Санкт-Петербурге налог полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
43. Суммы платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг (предпринимателями в состав расходов декларации о доходах).
44. Учет расчетов с дорожными фондами по налогу с владельцев транспортных средств осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств".
Начисление взносов налога с владельцев транспортных средств в составе затрат на производство отражается по дебету счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Издержки обращения" и других счетов и кредиту счета 67.
Перечисление налога с владельцев транспортных средств в дорожные фонды показывается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
45. Сумма платежей по налогу с владельцев транспортных средств в бюджетных учреждениях отражается по дебету соответствующего субсчета счетов 20 "Расходы по бюджету" или 21 "Прочие расходы", статье 18 "Прочие расходы" и кредиту субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств".
Перечисление сумм налога с владельцев транспортных средств в дорожный фонд показывается по дебету субсчета 178 и по кредиту соответствующего бюджетного текущего, внебюджетного текущего или расчетного счета.
46. Учет расчетов с дорожным фондом по налогу с владельцев транспортных средств банками осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы".
Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.
IV. Порядок исчисления и уплаты налога на приобретение автотранспортных средств
47. Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) - далее "организации", граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - далее "предприниматели", приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
48. Налог исчисляется от продажной цены автомобиля (без налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза) по следующим ставкам:
грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - по ставке 20 процентов;
прицепы и полуприцепы - по ставке 10 процентов.
При этом к специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на нем специального оборудования.
49. Налогом на приобретение автотранспортных средств облагаются автотранспортные средства, которые подлежат регистрации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
50. Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации (при наличии лицензии на торговлю автомобилями), налогом не облагаются.
51. При исчислении налога на приобретение автотранспортных средств следует учитывать следующие особенности:
51.1. В случае приобретения автотранспортных средств путем мены на какой-либо товар (выполненные работы, услуги) для исчисления налога принимается стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночных цен, сложившихся на момент совершения сделки (в том числе на биржах).
51.2. В случае приобретения автотранспортных средств, бывших в употреблении, для исчисления налога принимается продажная цена (без налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза), но не ниже его балансовой стоимости за вычетом износа.
51.3. В случае приобретения автотранспортных средств за пределами Российской Федерации налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется по установленным ставкам от таможенной стоимости автотранспортных средств, определяемой в соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 856.
51.4. При приобретении автотранспортных средств путем лизинга налог уплачивается лизингополучателем, исходя из балансовой стоимости за вычетом износа.
В целях настоящей Инструкции под лизингом следует понимать передачу автотранспортных средств во временное пользование на срок свыше шести и более месяцев как с правом выкупа, так и без права выкупа.
Днем приобретения автотранспортных средств путем лизинга является день зачисления лизингополучателем автотранспортного средства в состав долгосрочно арендуемых основных средств.
В случае, если лизингополучатель выкупает автотранспортные средства и зачисляет их в основные средства, налог на приобретение автотранспортных средств не уплачивается.
51.5. В случае приобретения автотранспортных средств за валюту налог исчисляется исходя из продажной стоимости автотранспортного средства, пересчитанной по курсу рубля, устанавливаемого Центральным Банком России, на день приобретения автотранспортного средства.
52. Регистрация или перерегистрация автотранспортных средств, перечисленных в пункте 48 настоящей Инструкции, не производится без предъявления органу, осуществляющему регистрацию или перерегистрацию, квитанции или платежного поручения об уплате налога на приобретение автотранспортных средств.
53. От уплаты налога освобождаются:
53.1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
53.2. Граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.
53.3. Общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
53.4. Организации автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). К этой категории плательщиков относятся организации и предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси), на условиях, изложенных в пунктах 36.7 и 36.8 настоящей Инструкции.
Наличие у организации или предпринимателя документа, подтверждающего использование принадлежащих ему автобусов на упомянутых выше маршрутах, и лицензии на пассажирские перевозки является основанием для освобождения от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств (автобусов). Контроль за получением владельцами лицензий дополнительных лицензионных карточек на вновь приобретенные автобусы возлагается на отделения Российской транспортной инспекции.
53.5. Сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) и иные организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, ведущие деятельность без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов (на условиях, изложенных в пунктах 23.1 и 23.2 настоящей Инструкции).
53.6. Организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования на условиях, изложенных в пункте 23.3 настоящей Инструкции.
53.7. Иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Письма Госналогслужбы РФ от 17.07.95)
54. Полное освобождение отдельных категорий граждан или организаций от уплаты налога или понижение его размера осуществляется законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
55. Плательщики уплачивают налог по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения.
В целях настоящей Инструкции для юридических лиц днем приобретения считается день зачисления автотранспортного средства в состав основных средств на основании акта приемки - передачи основных средств, утвержденного руководителем юридического лица, для предпринимателей - день приобретения.
56. Налоговый расчет представляется налоговым, а также другим органам, ведущим учет этих платежей, по форме согласно Приложению 4 к настоящей Инструкции, для юридических лиц - в срок, установленный для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса, для предпринимателей - в срок, установленный для представления декларации о доходах.
57. Налог на приобретение автотранспортных средств (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга) полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.
Налог на приобретение автотранспортных средств в городах Москве и Санкт-Петербурге полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
58. Суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг (предпринимателями - в состав расходов декларации о доходах).
58.1. Учет расчетов с дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств".
Начисление взносов налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08 "Капитальные вложения" и кредиту счета 67, зачисление на основные средства - кредит счета 08 и дебет счета 01 "Основные средства", включение в состав затрат - кредит счета 02 "Износ основных средств" и дебет счета 20 "Основное производство".
Перечисление налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
58.2. В случае получения автотранспортных средств по лизингу лизингополучатель уплату налога на приобретение этих средств отражает по дебету счета 31 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции со счетом 67 с последующим ежемесячным списанием со счета 31 в дебет счетов учета затрат на производство (одновременно с начислением сумм амортизации по этим средствам).
В аналогичном порядке отражают операции по налогу на приобретение автотранспортных средств предприятия, получившие их в качестве вклада в уставный капитал.
58.3. В бюджетных учреждениях сумма начисленных взносов налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету соответствующего субсчета счетов 20 "Расходы по бюджету" или 21 "Прочие расходы", код 240102 "Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений" и кредиту субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств", одновременно на сумму начисленных взносов налога делается запись по дебету субсчета 015 "Транспортные средства" и кредиту субсчета 250 "Фонд в основных средствах".
Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету субсчета 178 и по кредиту соответствующего бюджетного текущего, внебюджетного текущего или расчетного счета.
58.4. Учет расчетов с дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств по банкам осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств".
Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы".
Перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.
V. Порядок перечисления в дорожные фонды средств из других источников
59. Направляемые в дорожные фонды средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджетов Российской Федерации) перечисляются юридическими лицами и гражданами на счета соответствующих дорожных фондов.
VI. Ответственность плательщика и контроль налоговых органов
60. Средства Федерального дорожного фонда консолидируются в составе федерального бюджета и зачисляются в его доходы на код 31100 Бюджетной классификации Российской Федерации.
61. Плательщики и банки, а также их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и перечисления налогов в дорожные фонды в соответствии со статьями 13 и 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
За нарушение сроков уплаты авансовых и декадных платежей в дорожные фонды к плательщикам применяются финансовые санкции в виде взыскания пени в размере, предусмотренном подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
62. Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налогов осуществляется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
62.1. Учет поступления налогов в Федеральный дорожный фонд осуществляют налоговые органы.
62.2. Учет налогов, поступающих в территориальные дорожные фонды, ведется в порядке, установленном законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
62.3. Излишне внесенные суммы налогов в территориальные дорожные фонды засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику организациями, осуществляющими учет платежей, поступающих в территориальные дорожные фонды.
62.4. Начисление пени и штрафных санкций производят налоговые органы на основании представляемых ежемесячно данных органами, ведущими учет поступлений в территориальные дорожные фонды.
62.5. В случае, если налоговыми органами в результате камеральных и документальных проверок установлено, что подлежащий уплате налог в дорожный фонд будет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в дорожный фонд доначисленных сумм налога по результатам проверок производится в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты.
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом или органом, ведущим учет налоговых платежей, в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.
63. Дополнительно начисленные налоговыми органами в ходе контрольной работы суммы налогов, штрафных санкций и пени взыскиваются в соответствующие дорожные фонды с учетом отчислений налоговым органам, производимым в соответствии с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 1995 год" и Положением о централизованном фонде социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 144 "Об утверждении положений о фондах социального развития налоговых органов и налоговой полиции Российской Федерации".
64. Настоящая Инструкция вводится в действие со дня ее официального опубликования.
С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу Инструкция Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 апреля 1993 г. N 219), письмо Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 98/ВЗ-4-15/125н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 1993 г. N 333) и письмо Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28 июня 1994 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 июля 1994 г. N 621).
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
Согласовано
Заместитель Министра
финансов Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ